National Scientific Conference Dedicated to the 90th Anniversary of the Birth of A.V. Brushlinsky and the 300th Anniversary of the Founding of the Russian Academy of Sciences “Man, Subject, Personality: Perspectives of Psychological Research”
Table of contents
Share
QR
Metrics
National Scientific Conference Dedicated to the 90th Anniversary of the Birth of A.V. Brushlinsky and the 300th Anniversary of the Founding of the Russian Academy of Sciences “Man, Subject, Personality: Perspectives of Psychological Research”
Annotation
PII
S020595920029016-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
G. A. Vilenskaya 
Occupation: Leading Researcher, Laboratory of Psychology of the Human Development in Normal and Post-Traumatic States
Affiliation: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
135-141
Abstract

On October 12–14, 2023, the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences (Moscow) hosted the National scientific conference dedicated to the 90th anniversary of the birth of A.V. Brushlinsky and the 300th anniversary of the founding of the Russian Academy of sciences. More than 150 reports on 15 areas of work were made at the conference, as well as 8 plenary reports, the authors of which traced the links between the ideas of A.V. Brushlinsky and current elaborations and approaches in psychology. Following the results of the conference, an electronic collection of conference materials was released. The conference showed that Russian psychological science is actively developing, strives to respond to the demands of society and correspond to modern world science.

Keywords
conference, psychology of the subject, modern research in psychology, prospects of psychological research, A.V. Brushlinsky, Institute of Psychology RAS
Date of publication
30.12.2023
Number of purchasers
8
Views
669
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for all issues for 2023
1 Всероссийская научная конференция “Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований”, посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук прошла 12–14 октября 2023 г. в Институте психологии РАН.
2 Конференция вызвала большой интерес, была прислана 331 заявка, принято к печати 300 работ. Обширна география конференции: помимо традиционных центров психологических исследований Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Костромы, Перми, Ярославля, принимали участие коллеги из Архангельска, Иванова, Йошкар-Олы, Ставрополя, Тюмени, Ханты-Мансийска, Якутска и других городов. Участвовали также коллеги из Беларуси и Армении. Активное участие принимала научная молодежь — среди первых авторов работ 46 студентов и аспирантов. К началу работы конференции вышел электронный сборник материалов.
3 Пленарное заседание 12 октября открылось приветственным словом директора Института психологии РАН, академика РАН Д.В. Ушакова. В своем выступлении он подчеркнул, что А.В. Брушлинский был не только замечательным ученым, но и выдающимся организатором науки, который смог сохранить и провести Институт через бурные времена 90-х и начала 2000-х гг.
4 В приветственном слове президент РПО, академик РАН Ю.П. Зинченко говорил о нацеленности А.В. Брушлинского на разработку фундаментальных проблем, о постоянном взаимодействии научных школ Института психологии и факультета психологии МГУ, в котором активное участие принимал А.В. Брушлинский, о его роли в сохранении и развитии отечественной психологии. Он также поздравил Институт от имени РПО и Психологического института РАО.
5 Далее состоялся ряд пленарных докладов. Д.В. Ушаков проследил связь между работами А.В. Брушлинского, в которых разрабатывалась проблема недизъюнктивности психики, и современными работами, развивающими технологии искусственного интеллекта. Доклад профессора Е.А. Сергиенко был посвящен понятию субъекта и его месту в современной понятийной системе психологии, где оно как бы “стягивает” другие психологические понятия, приобретая статус методологического принципа. Член-корреспондент РАО В.И. Панов рассмотрел проблему понятия “субъектность” и становления субъектности с точки зрения экопсихологии и проследил развитие различных форм бытия психики при взаимодействии человека и среды. Новый подход к изучению мышления — возможностное мышление, основанное на принципе “мыслить иначе”, включающее процессы прогнозирования, но не сводящееся к ним, был представлен в докладе профессора В.В. Знакова. В докладе И.Ю. Владимирова подчеркивалась эвристичность идеи А.В. Брушлинского о немгновенном инсайте и его механизмах в соотнесении с современными исследованиями. Доклад профессора С.Н. Костроминой был посвящен процессуальному подходу в психологии личности, его связи с идеями С.Л. Рубинштейна, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинского, обосновано его отличие от структурного и динамического подходов, представлены методологические следствия. Тему изучения личности продолжил доклад профессора Н.В. Гришиной, в котором был предложен принцип контекстуальности при описании и изучении феноменологии личности, подчеркнут контекстуальный характер личностного целеполагания. Завершилось пленарное заседание выступлением профессора З.И. Рябикиной, посвященным анализу бытия личности в контексте психологии субъекта А.В. Брушлинского, истории изучения и научных дискуссий о субъекте как новом векторе развития психологии.
6 Далее работа конференции проходила по 15 направлениям, в рамках которых было сделано 155 докладов (123 очных доклада, 32 — онлайн).
7 На секции “История психологии и историческая психология в контексте проблем современного общества (руководители — И.А. Мироненко, В.И. Белопольский) рассматривались результаты различных видов анализа применительно к истории психологии и исторической психологии. Доклады были посвящены таким темам, как библиометрический анализ публикационной активности и его возможности; взаимодействие исторической, социальной, политической психологии, психологии личности и духовно-нравственной сферы в рамках “метапсихологии”; категория исторического времени в психологии. Некоторые доклады рассматривали конкретные исторические периоды — например, становление психологии в Германии и США в 1930–1940-е гг., и научное творчество конкретных ученых — научно-исследовательскую и научно-организационную деятельность Г.И. Челпанова в Московском психологическом обществе. Дискуссия была направлена на вопросы, связанные с влиянием различных факторов на массовое сознание, признаками коллективного субъекта в профессиональных сообществах, определением исторической личности и другие.
8 Работа секции Методологические проблемы психологии и истории психологии(руководители — А.В. Юревич, А.В. Карпов) проходила на двух очных и одном онлайн-заседании. В докладах были проанализированы современные парадигмальные тенденции в науке, был предложен структурно-динамический подход в изучении экономической социализации личности, сопоставлялись системный и деятельностный подходы в социально-психологических исследованиях, была раскрыта возможность получения нового знания в психологии путем анализа научных дискуссий. Рассматривалось также применение методологических принципов и концепций в психологической практике: принципа междисциплинарности для формирования междисциплинарного мышления у учащихся, концепции проблемного обучения в преподавании психологии. Несколько докладов были посвящены анализу различных психологических категорий — потенциалу человека, воспринимаемому качеству стимула в психофизических исследованиях, изучению сознания применительно к разработке искусственного интеллекта, понятию единицы психического с позиций культурно-исторической и экзистенциальной психологии. Часть докладов была сосредоточена на проблемах человека как субъекта, на понимании субъектности в психологии, на соотношении естественного и искусственного интеллекта, рассмотрении человека как субъекта виртуальной онтологии, на методологических аспектах влияния цифровизации на когнитивное развитие личности. Отдельный интерес вызвали воспоминания о А.В. Брушлинском, его личности, научных и личных интересах. Был предложен проект по аккумуляции воспоминаний об ученом. Дискуссия, отмеченная большим интересом к методологической проблематике, состояла в обсуждении проблем психологического изучения искусственного интеллекта, применения современных технологий в науке и образовании, соотношения различных методологических подходов в психологии.
9 Секция “Психическое развитие человека, субъектогенез” (руководители — Е.А. Сергиенко, Т.Д. Марцинковская, В.И. Панов) также проходила в двух заседаниях. Доклады участников охватывали широкий возрастной диапазон и были посвящены самым разным аспектам развития. В нескольких докладах были отражены исследования развития социального познания и понимания Другого: изучение ранних предикторов модели психического, возрастные и половые особенности модели психического в предподростковом возрасте, связь социального познания и социальной компетентности у подростков. В других докладах анализировалось взаимодействие внешних и внутренних факторов в развитии человека: роль раннего депривационного опыта в психическом развитии ребенка, формирование гендерных структур сознания под воздействием внешних и внутренних условий, субъектность подростков при разных формах самоопределения, факторы, связанные с переживанием субъективного благополучия в группах людей разного пола, возраста, профессий и брачного статуса, исследование субъектных и личностных качеств людей разных профессий, выполненное в системно-субъектной парадигме. Часть докладов рассматривала поздние этапы онтогенеза: изучение факторов удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте, оценка психометрических качеств опросника о стратегиях старения, ментальные ресурсы регуляции поведения на поздних этапах онтогенеза.
10 Одной из самых больших была секция “Современные исследования в психологии личности и дифференциальной психологии” (руководители — Н.В. Гришина, С.Н. Костромина, З.И. Рябикина), также проходившая в двух очных заседаниях (второе заседание называлось “Современные исследования в психологии личности, дифференциальной психологии и экзистенциальной психологии”) и онлайн-заседании. Тематика докладов была весьма разнообразна. В нескольких докладах анализировались личностные характеристики — Темная тетрада в связи с моральным выбором и принятием решений, личностные особенности, выступающие предикторами лживости, связи когнитивных стилей, копинг-стратегий и склонности к депрессивным состояниям, рефлексивность работника и ее оценка. В других докладах рассматривались традиционные для психологии личности темы, связанные со смыслообразованием, экзистенциальными ценностями, базисными убеждениями, оценкой субъективных рисков. Несколько выступлений были посвящены анализу различных аспектов Я–аутентичности личности и ее субъектной концепции, представлению о “подлинном Я”, связи самоотношения с содержанием и воплощением возможных Я. Актуальная проблематика эмоционального интеллекта была отражена в докладах о связи эмоционального интеллекта и эмоционального прогнозирования, соотношении эмпатии с базисными убеждениями человека. “Телесные” аспекты личности также были исследованы участниками секции — в работе о становлении ментальной репрезентации телесности, а также в докладе о динамике отношения к своему телу у девушек, страдающих анорексией. Несколько выступлений были посвящены анализу различного рода представлений. Это были и образ будущего в условиях социальных кризисов, и социальные представления о коррупции у студентов, и позитивное восприятие старения как предиктор качества жизни пожилых людей, и субъективные семантические пространства понятий, связанных с одиночеством. Также на секции были представлены: исследование динамики внутреннего диалога во внешней речи, изучение психофизиологического сопровождения эффекта Струпа, работа об изучении индивидуально-психологических особенностей человека и животных. При обсуждении последнего доклада развернулась дискуссия о правомерности использования понятия “индивидуальность” применительно к животным, об уровнях анализа психики.
11 В докладах на секции “Макро- и микросоциальная психология: проблемы и перспективы” (руководители — Т.В. Дробышева, Т.А. Нестик) поднимались проблемы разработки новой теоретико-методологической модели к исследованию социального познания, нового феномена социально-психологической пресыщенности условиями проживания в мегаполисе. Особый интерес вызвали работы коллег, представивших результаты полномасштабного исследования перехода современной молодежи от незарегистрированных к семейно-брачным отношениям. Прикладные аспекты социально-психологических проблем нашли отражение в докладе, посвященном проектированию социальной среды посредством исторической реконструкции у белорусской молодежи. Участниками секции отмечена перспективность изучения проблемы восприятия барьеров успешной деятельности в разных группах фрилансеров. Подводя итоги работы секции, ее руководители отметили востребованность и перспективность изучения макросоциальных проблем при неизменном сохранении интереса к социально-психологическим проблемам личности.
12 В ходе работы секции “Субъект труда и профессиональной деятельности” (руководители — А.А. Обознов, А.Н. Занковский, А.С. Кузнецова) были заслушаны доклады, касающиеся психологии различных профессий и разных аспектов профессиональной деятельности. Это работы об образе мира профессионала, о представлениях о благополучии у сотрудников полиции, о субъектно-деятельностном подходе к деятельности спортсмена, о модели интеграции шахматной культуры в учебный процесс начальной школы. В нескольких докладах были проанализированы функциональные состояния, возникающие в ходе профессиональной деятельности: основные причины роста напряженности при дистанционной работе, когнитивная работоспособность студентов с инвалидностью, профессиональное выгорание и его расширенную теоретическую модель. Была рассмотрена также роль условий деятельности, понятие “психологического контракта”, двухуровневая модель малой группы как субъекта совместной деятельности.
13 В рамках секции “Психология творчества и одаренности человека” (руководители — Д.В. Ушаков, И.Ю. Владимиров, С.Ю. Коровкин) состоялись не только устные, но и постерные доклады. Большинство докладов были связаны с тематикой решения проблемных задач, инсайта, переживаний, связанных с поиском решения. В то же время в одном из докладов описывались креативные ресурсы лидерства у менеджеров с разным типом переживаний. Докладчики исследовали ЭЭГ-корреляты инсайтного решения творческих задач, модификации известной задачи “9 точек”, интеллектуально-личностные предпосылки эффективности подсказки. В нескольких докладах изучались различные аспекты успешности решения задачи или отказа от решения, роль исполнительных (управляющих) функций в решении. В частности, обнаружено, что на отказ от задачи влияет субъективная вероятность ее решения, время решения задачи зависит от знака индуцированной эмоции, а исполнительные функции не влияют на преодоление тупика в решении задачи, но их загрузка мешает формированию эффекта серии в вербальных задачах.
14 Работа секции “Способности и ментальные ресурсы” (руководитель — Е.В. Волкова), проходила в рамках двух заседаний. Были доклады, посвященные разработке и совершенствованию методического аппарата — теста структуры интеллекта (TSI) и субтеста для измерения рабочей памяти. В других докладах рассматривалось соотношение различных способностей — понятийных способностей и темперамента, динамика когнитивного стиля “гибкий-ригидный познавательный контроль” у подростков. В части докладов анализировались более глобальные понятия, такие как совладающий интеллект и его сензитивные периоды, рефлексия и ее место в иерархии способностей, эмпатия как ментальный ресурс качества жизни, развитие мудрости, представления о самореализации в разных временах и культурах.
15 В рамках секции “Дискурс и его психологическое воздействие на человека” (руководители — Н.Д. Павлова, А.Н. Воронин, Н.А. Алмаев, Л.В. Матвеева) были представлены доклады, посвященные как эмпирическим исследованиям, так и разработкам более общих подходов. Так, рассматривались социальные функции дискурса, источники повышения его энтропийности и предложен метод автоматической суммаризации вербальных сообщений. Также был представлен подход, направленный на характеристику интенционального пространства дискурса социальных медиа и выявление дискурсивных проявлений интенций пользователей. Были представлены результаты адаптации и апробации Шкалы нарративной транспортации для оценки психологического состояния зрителей в процессе просмотра кинофильмов. На секции обсуждались результаты эмпирического исследования психологических особенностей людей, имеющих разные позиции в отношении профилактики коронавирусной инфекции, особенности воздействия медиадискурса на психику подростков, организация речи при убеждающем и внушающем воздействии.
16 Секция “Жизнеспособность человека, личности, субъекта, общества” (руководители — А.В. Махнач, А.И. Лактионова, Е.А. Рыльская), как и некоторые другие, проходила в двух форматах — очном (в двух заседаниях) и онлайн. Тематика докладов была весьма разнообразна. Жизнеспособность изучалась на разных возрастных этапах, была показана ее специфика в разных возрастах, роль жизнестойкости в адаптации к возрастным изменениям у пожилых людей. Рассматривалась роль субъективного благополучия как регулятора профессиональной деятельности и в связи с объектно-субъектными факторами самооценки внешности. Несколько докладов было посвящено субъектности и целенаправленной субъектной активности как факторам активации ресурсов здоровья. Ресурсной оказалась также и роль позитивного одиночества. Часть докладов была посвящена роли семьи и других институтов социализации в развитии жизнеспособности человека. Рассмотрены современные направления исследований жизнеспособности семьи в России. Было обнаружено, что неопределенность — фактор риска для жизнеспособности семьи, а конфликтность семьи выступает фактором риска для жизнеспособности подростка. Подчеркнута необходимость психологического сопровождения личностного становления подростка, выявлено негативное влияние психоэмоционального состояния ребенка, находящегося в вынужденной эмиграции, на формирование его жизнеспособности. В нескольких докладах были рассмотрены факторы и условия профессиональной деятельности, связанные с жизнеспособностью — на материале исследований военнослужащих, педагогов, в том числе работающих с детьми, проходящими длительное лечение в стационаре. Была продемонстрирована значимость изучения психологической жизнеспособности для преодоления социальной дезадаптации у людей с алкогольной зависимостью.
17 Доклады секции “Мышление человека в познании, общении и деятельности” (руководители — М.М. Кашапов, А.Н. Поддьяков) характеризовались широким диапазоном тем, подходов, уровней анализа. Психофизическая проблематика была отражена в докладах о соотношении между временем и правильностью зрительного различения, о разработке программного обеспечения в экологически валидной задаче слежения за звуковыми объектами, об исследовании движений глаз при свободном описании эмоциональных экспрессий. Другие доклады были посвящены ресурсности мышления и восприятия: ресурсности мышления как профилактике эмоционального выгорания, особенностях ресурсного мышления у молодых педагогов, подход к звуку как к полезному ресурсу при слуховом восприятии информации. Активную дискуссию вызвал доклад об эмоциональном интеллекте у созависимых мужчин. Часть сообщений носила методологический характер, как доклад об объяснении как способе освоения методологического знания и доклад о недизъюнктивности в подходах А.В. Брушлинского и В.Ю. Крылова и вкладе этих подходов в синтетическую модель интеллекта.
18 Заседания секции “Психофизиологические закономерности организации индивидуального и коллективного поведения” (руководители — Ю.И. Александров, А.М. Черноризов, А.А. Созинов) проходили очно и онлайн. В докладах были представлены разнообразные методы исследования — поведенческий анализ межполушарных взаимодействий при множественных эпизодах засыпания, компьютерная методика чередования простых заданий, изучение индивидуальных стратегий восприятия лицевых экспрессий при помощи айтрекинга, сравнение спектральных характеристик ЭЭГ в группах с различной успешностью обучения компьютерной игре, анализ паттернов активности мозга при внутреннем проговаривании фонем и слогов, модель невизуальных движений глаз при выполнении когнитивных задач в кратковременной памяти. Были также представлены новые данные об особенностях узнавания зловещих лиц. Исследовались и более общие вопросы: недизъюнктивность и холистичность мышления в незападной культуре, универсальная топология описания активности популяций специализированных нейронов. Все доклады вызвали живой интерес слушателей и множество вопросов, свидетельствуя об актуальности представленных направлений исследований.
19 Секция “Современные исследования психологии стресса и совладания” (руководители — Н.Е. Харламенкова, Т.Л. Крюкова, Ю.В. Быховец) проходила в рамках двух очных заседаний и онлайн-заседания. В нескольких докладах говорилось о переживаниях в связи со стрессом: роль экзистенциальной тревоги в переживании посттравматического стресса, последствия переживания оскорбления, переживание невидимой угрозы. Другие доклады анализировали стресс в межличностных отношениях: отчуждение в близких отношениях как форма избегающего копинга, родительские убеждения в контексте родительского стресса, взаимосвязь ранних дезадаптивных схем взаимодействия со стрессом у детей в условиях длительной госпитализации, представления взрослых о стилях и способах совладания со стрессом у детей и подростков. Способы совладания со стрессом также не остались без внимания — один из докладов рассматривал юмор в структуре психологического благополучия. Несколько докладов носили методический и методологический характер. В них были описаны компьютерное моделирование типологии восприятия трудных жизненных ситуаций, критерии трудности жизненных ситуаций на основе экспертных оценок, наконец, роль идей системности и процессуальности в психологии личности и в исследованиях посттравматического стресса.
20 На секции “Регуляция и саморегуляция человека” (руководители — А.О. Прохоров, Г.А. Виленская) часть докладов была посвящена развитию саморегуляции в онтогенезе в школьном и юношеском возрасте. В них были представлены результаты применения новых математических методов при анализе индивидуальных траекторий развития саморегуляции в средней школе, связь волевых качеств с саморегуляцией у старших подростков, гендерные различия в контроле поведения и социальной компетентности младших школьников, программа подготовки психолога как фактор развития саморегуляции. Также в фокусе внимания докладчиков были различные аспекты саморегуляции. В этом качестве выступали ситуационные детерминанты регуляции психических состояний, эмоциональная регуляция как ресурс субъекта, личностная самостоятельность/беспомощность как фактор течения болезни у больных колоректальным раком, академическая прокрастинация и ее различная связь с регуляцией поведения у студентов, получающих первое и последующее высшее образование, агентность в саморегуляции личности и возможное Я как ее проявление. Был описан также практический метод улучшения навыков саморегуляции своего состояния.
21 Секция “Психология человека в цифровом пространстве” (руководители — В.В. Селиванов, Г.У. Солдатова) проходила очно и онлайн. Большинство работ рассматривали различные аспекты поведения человека в цифровом пространстве и в социальных сетях. Изучались типы и мотивы просоциального поведения и его причины в социальных сетях и в реальной жизни подростков, связь самооценки и просоциального поведения онлайн, особенности жизненных стремлений подростков в связи с родительскими стратегиями цифровой медиации, склонность к интернет-аддикции и ее связь с копинг-стратегиями. Было проведено обширное исследования маркеров настроения в сетевой коммуникации. Несколько работ были посвящены более широким темам, как, например, становление виртуальной идентичности или становление и трансформация современных цифровых субкультур. Доклады вызвали оживленную дискуссию.
22 Онлайн-секция “Субъект: его развитие, переживание и регуляция стрессовых состояний” (руководитель — Н.Е. Харламенкова) объединила доклады из направлений “Психическое развитие человека, субъектогенез”, “Современные исследования психологии стресса и совладания”, “Регуляция и саморегуляция человека”. Тематика большинства докладов оказалась на пересечении психологии стресса и психологии саморегуляции. Заметная часть докладов была посвящена совладанию со стрессом: исследование ресурсов стрессоустойчивости подростков, типология совладающего поведения личности, преодоление травматического стресса личностью и субъектом, социальный обмен эмоциями как способ обеспечения психологической безопасности личности, профилактика стресса у студентов. Несколько докладов были связаны с темой психологии состояний — сравнительный анализ психических состояний студентов разных специальностей, ситуативные особенности ментальной регуляции психических состояний у студентов, использование созерцательных практик в консультировании для регуляции состояний. Большой интерес вызвал доклад о роли тела в построении идентичности у лиц, желающих сменить пол.
23 Завершилась конференция краткими выступлениями ведущих секций, где они подводили итоги работы направлений, выделяли дискуссионные вопросы и дальнейшие направления исследований. Конференция показала, что психологическая наука в стране активно развивается как в плане фундаментальных работ, методологических исследований, так и в плане практического приложения теоретических разработок, психология стремится отвечать на запросы общества и быть на уровне современной мировой науки.

Comments

No posts found

Write a review
Translate