Transmission of Cultural Experience and Social Practices in the Age of Transitivity: The Outcome of an International Scientific and Practical Conference
Table of contents
Share
QR
Metrics
Transmission of Cultural Experience and Social Practices in the Age of Transitivity: The Outcome of an International Scientific and Practical Conference
Annotation
PII
S020595920026162-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
V. Khotinets 
Occupation: Professor, Head of General Psychology chair
Affiliation: Udmurt State University
Address: Russian Federation, Izhevsk
Oksana Kozhevnikova
Occupation: Associate Professor, General Psychology chair
Affiliation: Udmurt State University
Address: Russian Federation, Izhevsk
Pages
106-109
Abstract

The results of the discussion of transdisciplinary problems of cultural experience transfer to the growing generation, the use of innovative technologies in psychological practice, the choice of educational strategies in the current socio-cultural situation at the International Research and Practice Conference “Transmission of Cultural Experience and Social Practices in the Age of Transitivity” organized by the Udmurt State University (Izhevsk) on November 15-18, 2022 are presented. As a result of the conference, the need to develop new scientific approaches to address the issues raised in order to preserve the young generation in an era of global geopolitical and socio-cultural transformation, to study the new social situation of human development in a network society organization with a heterogeneous generation and multidirectional intergenerational transmission is noted. One of the most debated issues in contemporary science and psychological practice is the digital gap between different generations, the complication of intergenerational relations. In the context of digitalisation, the education system is faced with the important task of developing new technologies for socialization of the growing generation, aimed at harmonizing the modern technogenic values of world civilization with the timeless traditional values of the peoples of Russia, serving to consolidate modern multicultural Russian society. The conference, marking the thirtieth anniversary of psycho-pedagogical education at Udmurt State University, took place in 2022, declared the Year of Education in Udmurtia by the Head of the Udmurt Republic.

Keywords
international conference, transmission of cultural experience, intergenerational relations, promising areas of research
Date of publication
28.06.2023
Number of purchasers
12
Views
201
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for all issues for 2023
1 Международная научно-практическая конференция “Трансмиссия культурного опыта и социальных практик в эпоху транзитивности”, приуроченная к тридцатилетию психолого-педагогического образования в Удмуртском государственном университете (Ижевск), была проведена в смешанном (онлайн, дистанционном (видео-доклады) и очном) формате 15–18 ноября 2022 года при поддержке Министерства образования и науки Удмуртской Республики, Российского психологического общества и Лиги преподавателей высшей школы. Целью конференции стало профессиональное обсуждение актуальных трансдисциплинарных проблем передачи культурного опыта растущему поколению, использования инновационных технологий в психологической практике, выбора образовательных стратегий в современных условиях нестабильной реальности. В конференции приняли участие более 400 специалистов из Российской Федерации, Беларуси, Ирака, КНР, Узбекистана, ЮАР, представляющих органы власти, научно-исследовательские организации, учреждения дошкольного, среднего, среднего специального, высшего, дополнительного образования, центры психологического и психолого-педагогического сопровождения населения.
2 В рамках первой секции рассматривался широкий диапазон вопросов, связанных с культурной трансмиссией в мире множественной (Е.А. Зиброва, Йоханнесбург, ЮАР) и поcтидентичности (В.Ю. Рубцова, Ижевск), порожденных трансгуманизацией языка и сознания в ответ на хрупкость внешнего мира (И.В. Родин, Москва), спецификой функционирования субъекта в контексте виртуальной реальности и киберпространства цифровых коммуникаций (Д.С. Быльева, Санкт-Петербург; Д.Ш. Ражабова, Хива, Узбекистан; Л.А. Сабурова, Ижевск), разрывом межпоколенных отношений (А.В. Жидченко, Москва; Ю.М. Рахманова, Ургенч, Узбекистан), интенсификацией межэтнического взаимодействия на фоне усиления миграционных процессов (М.К.А. Аль Гаррави, Басра, Ирак; Н.В. Бибарсова, М.Г. Голубева, С.В. Мерзлякова, Астрахань; Мо Цзимань, Чунцин, КНР; В.В. Пономарев, Салехард; Цой Гунвон, Москва), трансформацией традиционных культурных ценностей (Е.Н. Баженов, Глазов, Удмуртская обл.; С.В. Гусарова, Москва; У.Р. Тажиева, Ургенч, Узбекистан). В докладе В.Ю. Хотинец (Ижевск) были проанализированы тенденции и перспективы психологических исследований полилингвального опыта. Ю.В. Бекреева (Минск, Беларусь) предложила лингвистические инструменты изучения национально-государственной идентичности. О.В. Кожевникова (Ижевск) описала результаты применения методов экспериментальной психосемантики, используемых для выявления конструктов сознания индивидуального и коллективного субъекта. Ю.О. Новгородова (Ижевск) рассмотрела би- и полилингвизм в качестве ресурса личности в современном образовательном пространстве. Санникова О.В. (Ижевск) подчеркнула необходимость интеграции естественно-научной и гуманитарной культур в содержании образования в целях обращения будущего специалиста к ценностно-смысловой определенности оснований его профессиональной деятельности.
3 Обсуждение вопросов формирования субъектного потенциала поколения будущего в системе современного образования было продолжено на второй секции. В.Л. Бенин (Уфа) акцентировал внимание на важности философского осмысления вопросов образования в эпоху глобальных изменений и неопределенности. А.А. Баранов (Ижевск) обозначил актуальность концептуальной трансформации программы подготовки педагогов-психологов в целях соответствия новым вызовам и рискам. Г.Е. Соловьев (Ижевск) подчеркнул важность учета зарубежного опыта в процессе сопровождения обучающихся в переходные жизненные периоды. В рамках тематических площадок активно обсуждались вопросы цифровизации образования, актуализирующей проблему цифрового разрыва поколений (Н.Ю. Ерофеева, Ижевск; Л.А. Колыванова, Самара; Е.Н. Кролевецкая, Белгород; А.И. Мезенцева, А.Г. Михайлова, Севастополь); формирования исследовательского потенциала (Г.В. Макотрова, Белгород), проектной культуры (И.А. Дегтярева, А.А. Шарапова, Омск; Е.Н. Дятлова, Самара; М.В. Луканина, Москва), финансовой грамотности и предпринимательских способностей субъектов образовательных отношений (Н.А. Баранова, Т.М. Банникова, О.М. Немцова, Ижевск; А.Б. Чумакова, Ижевск).
4 Третья секция была посвящена рассмотрению возможностей психологической практики в трансформации процессов социализации и презентации инновационных технологий в практической деятельности психолога. П.А. Кисляков (Москва), А.-Л.С. Мейерсон, Е.А. Шмелева (Иваново) обозначили ограниченность адаптационных возможностей психики в условиях общества риска и катастроф, в связи с чем была отмечена необходимость поиска альтернативных моделей саморегулирования субъекта (К.Ю. Строкова, Ижевск) для преодоления кризисных переживаний на основе совершения осознанного выбора (А.П. Кузнецова, Ижевск), поиска смысла жизни (Я.С. Сунцова, Ижевск), достижения личностной автономии (Т.В. Шрейбер, Ижевск) с помощью новых техник танцевально-двигательной терапии (И.В. Митус, А.В. Йилмаз, Майкоп), приемов арт-терапии (Е.А. Молчанова, Ижевск), телесных практик (С.А. Вьюжанина, Ижевск). Специфика межпоколенного взаимодействия в процессе семейной и школьной социализации анализировалась в контексте перцептивной составляющей родительско-детских отношений на примере приемных и биологических матерей (А.А. Стреленко, Витебск, Беларусь), психологических особенностей современных первоклассников (О.Е. Мухордова, Ижевск), эмоциональной коммуникации в семьях подростков, склонных к аддиктивному поведению (Р.К. Махмутова, Ижевск). Особое внимание было уделено проблеме вооружённых нападений в учебных учреждениях (скулшутинга): А.В. Фефилов (Ижевск) указал на необходимость всестороннего междисциплинарного изучения факторов, провоцирующих аномалии поведения и мышления, последствиями которых становятся антисоциальные деяния. А.Ю. Внутских (Пермь) отметил, что на сегодняшний день не имеется эффективных программ превенции подобных преступлений, порождаемых, в том числе, деструктивной трансгрессией субъекта виртуальной коммуникации.
5 В студенческой (https://vk.com/interstud2022) и школьной (https://vk.com/interschool2022) секциях было представлено более тридцати видеодокладов по широчайшему диапазону вопросов в рамках общей тематики конференции. Большой отклик у педагогов, психологов-практиков и студентов получили мастер-классы, практикумы и круглые столы, в ходе проведения которых были представлены эффективные технологии и техники коррекционной работы с детьми с ОВЗ, проанализированы цели и приоритеты мультикультурной практики в современном образовании.
6 По результатам работы секций содержательные итоги конференции выразим в трех обобщениях, раскрывающих перспективные направления в научной и практической деятельности психологов и педагогов.
7 Первое. Проблема межпоколенных отношений с нарастающей напряженностью в деструктировании всей системы культурно-исторического наследования человеческого сообщества в новой социокультурной ситуации обретает принципиально новые грани актуальности. Возникает необходимость разработки новых научных подходов к решению этой проблемы в целях сохранения молодого поколения в эпоху глобальных геополитических и социокультурных трансформаций, понимания усилившейся функциональной нагрузки на человека как реального, действующего субъекта в решении конкретных и сложных задач будущего, изучения новой социальной ситуации развития человека в условиях сетевой организации общества с формирующимся межпоколенным и внутрипоколенным взаимодействием, осознания субъектного потенциала человека будущего с учетом эпохальных трендов физиологического и психического развития.
8 Второе. В современной науке и психологической практике одной из наиболее обсуждаемых является проблема цифрового разрыва между различными поколениями, осложнения межпоколенных отношений. Ключевым становится вопрос, насколько семейная экосистема как важнейший агент социализации растущего человека и современная цифровая культура согласуются друг с другом, обеспечивая психическое развитие и личностное становление современного ребенка? В традиционной семейной практике старшее поколение культивирует сакраментальные ограничительные ценности локального культурного домена, тогда как цифровой мир выводит ребенка из объективной жизни в мир дополненной реальности и искусственного интеллекта со свободными правилами беспрепятственного существования. Вызовы современного непостижимого и нелинейного мира усиленно требуют от растущего человека так называемой антихрупкости, сверхактивности в достижении успеха, толерантности к неопределенности, изменчивости и противоречивости контекста жизнедеятельности.
9 Третье. Современная постиндустриальная префигуративная культура (М. Мид) отличается транзитивностью и текучестью реальности с неоднородным поколением в синхроническом и диахроническом срезах и разнонаправленной межпоколенной трансмиссией с весомой прерогативой у социализирующихся. Перед системой образования в условиях цифровизации стоит важная задача, связанная с разработкой новых технологий социализации растущего поколения, с одной стороны, направленных на сохранение традиционных ценностей народов России, служащих установлению и поддержанию групповой сплоченности и единения, духовности в экзистенциальном и конфессиональном контекстах, консолидации современного поликультурного российского общества, и формирование техногенных ценностей современной мировой цивилизации — с другой.
10 Работа конференции освещалась на сайте >>>> по итогам работы конференции опубликован сборник тезисов [1], включенный в РИНЦ.

References

1. Transmissija kul'turnogo opyta i social'nyh praktik v jepohu tranzitivnosti: sbornik tezisov dokladov (Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii “Transmissija kul'turnogo opyta i social'nyh praktik v jepohu tranzitivnosti”, 15–18 nojabrja 2022 g., Izhevsk) / Pod red. O.V. Kozhevnikovoj, V.Ju. Hotinec. — Izhevsk: Izdatel'skij centr “Udmurtskij universitet”, 2022. — 275 p. (In Russian).

Comments

No posts found

Write a review
Translate