Development of Social-Psychological Problems in Scientific Activity of IP RAS Laboratory: Historical-Psychological Research
Table of contents
Share
QR
Metrics
Development of Social-Psychological Problems in Scientific Activity of IP RAS Laboratory: Historical-Psychological Research
Annotation
PII
S020595920026157-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatiana Drobysheva 
Occupation: leading researcher
Affiliation: Federal State-financed Establishment of Sciences, Institute of Psychology RAS
Address: Moscow, Russian Federation
Pages
61-70
Abstract

Article is devoted to history of scientific problems formation and development in activity of social and economic psychology laboratory Institute of psychology RAS. Dynamic of social-psychological problems is analyzed in connection with social-historical, social-economic conditions of Russian society living. Five main stages of scientifical problematic development in laboratory are highlighted. Changes in social life of the country, that generates social-psychological, economic-psychological effects in psyche and behavior of personality and group are accepted as criteria of these stages’ differentiation. It is shown that specific feature of laboratory scientific activity is variety and fundamentality of researching social-psychological problems. Contribution of IP RAS scientific department activity in development of Russian science and its applied branches is estimated. An integrative approach is emphasized in the study of socio-psychological problems, which combines works of employees performed in the humanitarian and natural science paradigms. New promising areas of research in IP RAS department scientific activity are highlighted.

Keywords
history of psychology, social psychology, economic psychology, Institute of psychology RAS, laboratory of social and economical psychology, social-psychological problems of personality and group, methodology of social psychology
Acknowledgment
The research was carried out within the framework of the state assignment № 0138-2023-0010.
Date of publication
28.06.2023
Number of purchasers
12
Views
254
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for all issues for 2023
1 Возросший в последние годы интерес исследователей к анализу исторической детерминации развития отечественной социальной психологии объясняется потребностью научного сообщества в осмыслении ранее накопленного знания с точки зрения современного состояния психологической науки в целом. Опубликованные в разных научных изданиях историко-психологические исследования насчитывают не один десяток работ, ориентированных на историческую реконструкцию разных периодов в развитии отечественной социальной психологии. Данная задача решается посредством психологического анализа вклада деятельности ученых, научных подразделений и организаций в теорию и методологию российской науки, ее методическое оснащение, а также в прикладные отрасли социальной психологии [1; 28; и др.].
2 Проблема организации и выполнения такого рода работ определяется не столько поиском ракурса анализа, выявлением предмета исследования, выбором соответствующего материала и методического инструментария для его изучения, сколько включением уже полученных фактологических данных в общую канву истории развития науки, пониманием аутентичности, национального характера отечественной социальной психологии.
3 Важным аспектом историко-психологических исследований науки является изучение закономерностей и факторов развития ее проблемного поля. В истории отечественной науки выделяется несколько этапов, каждый из которых объясняется детерминацией условиями жизнедеятельности общества в конкретный исторический период [1; 20; и др.]. Зависимость социально-психологической проблематики от состояния макросоциальной среды в целом, характера протекания общественных процессов, от политических событий и идеологических установок, экономической модели развития общества, а также от нужд общественной практики в тот или иной исторический отрезок времени является одной из характерных черт отечественной социальной психологии. Другая ее особенность объясняется открытостью, тождественностью изучаемой феноменологии аналогичным социально-психологическим явлениям, разрабатываемым в американской и европейской социальной психологии. Третья — приверженностью своим научным школам, четвертая — способностью к интеграции разных парадигмальных подходов.
4 Выявленные особенности можно проследить на примере анализа динамики социально-психологических проблем в научной деятельности конкретного научного подразделения — лаборатории социальной и экономической психологии РАН. Целью настоящего исследования стало проведение анализа социально-психологических проблем в деятельности конкретного научного подразделения на разных этапах его развития. Объект исследования — научная деятельность лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН, предмет исследования — проблемы социальной психологии, разрабатываемые сотрудниками научного подразделения в течение 50 лет. В качестве метода применялся качественный анализ текста исследовательского интервью, выполненного с целью выявления этапов развития данного подразделения Института. Фактологический материал включал: воспоминания и представления о научной деятельности одного из основателей лаборатории — академика А.Л. Журавлева, руководившего научным подразделением более 30 лет [33, с. 11–44]; научные публикации сотрудников лаборатории, в разные годы принимавших участие в ее работе; отдельные издания — сборники научных трудов лаборатории — результаты ее междисциплинарных и межнациональных проектов; публикации других исследователей — специалистов в области социальной психологии.
5 СТАНОВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ИП РАН (1970-е гг.)
6 История становления и развития социально-психологических исследований в ИП РАН восходит к периоду реорганизации Сектора философских проблем психологии Института психологии Академии наук СССР (ИП АН СССР), из которой выделился “Сектор социальной психологии” (декабрь 1973 г.), позже переименованный в “Лабораторию социальной психологии” ИП АН СССР. На этом этапе развития деятельности научного подразделения руководство Института поставило перед его сотрудниками спектр задач, соответствующих актуальному состоянию социальной психологии в стране. Речь шла, с одной стороны, о теоретическом оформлении социальной психологии как научной дисциплины, с другой — об эмпирическом изучении ее предметного поля и практической востребованности результатов исследований. В рамках специального научного семинара, действующего в Институте, обсуждались фундаментальные проблемы социальной психологии — вопросы о системообразующих понятиях социальной психологии, принципе опосредованности, деятельности, общении и социальных нормах как объектах социально-психологического исследования; был описан социально-психологический подход к изучению личности; изложена концепция диспозиционной регуляции социального поведения, а также представления о ценностном механизме регуляции этого поведения; затрагивались методологические проблемы изучения больших социальных групп, развития социально-психологических исследований за рубежом и т. п. [17]. Таким образом, было положено начало формированию социально-психологической проблематики, характерной для деятельности Института психологии Академии наук и релевантной общему состоянию социальной психологии в стране и мире.
7 В этот период деятельности сначала сектора социальной психологии, а затем и лаборатории социальной психологии, на разных уровнях анализа (теоретическом, эмпирическом и практическом) решались и более конкретные задачи. Так, под руководством К.К. Платонова продолжились исследования проблемы коллектива, его взаимодействия с личностью, проблемы межличностных отношений [13]. Данная тематика работ доминировала в деятельности научного подразделения до конца 70-х годов XX века. В это же время по инициативе Е.В. Шороховой начинает активно разрабатываться проблематика социальной психологии личности и межличностных отношений [17, с. 63–88; 36]. В рамках этого направления поднимаются вопросы теоретических и методологических оснований социальной психологии личности, определяется специфика социально-психологического подхода в ее изучении, прикладные направления исследований, формулируется предметное поле, предлагаются социально-психологические методы исследования. Наряду с этим, в лаборатории выделяется самостоятельное направление исследований социально-психологических механизмов регуляции социального поведения, прежде всего механизмов нормативной регуляции [25, с. 3–19, 44–76; и др.], которое впоследствии получит развитие в исследованиях экономического поведения личности, ее духовно-нравственных основ.
8 В эти же годы перед коллективом лаборатории была поставлена задача научно-практического характера, связанная с развитием психологии трудовых и производственных коллективов. Сотрудниками научного подразделения изучались актуальные проблемы адаптации личности работника в трудовом коллективе и руководства им [13, с. 28–42; 18, с. 96–108, 173–188; и др.], социально-психологического климата [38].
9 Еще одна задача в деятельности лаборатории предполагала проведение анализа состояния и динамики развития зарубежных исследований, прежде всего, в американской и западноевропейской социальной психологии. Это дало возможность сотрудникам лаборатории ориентироваться на мировые тенденции в науке лане сопоставления результатов, разработки новых феноменов, методов и приемов исследования, поиска альтернативной методологии и т.п. [25, с. 305–320; 27; 47].
10 Подводя итоги этого периода, отметим, что в деятельности научного подразделения сформировались такие направления исследований, как психология коллектива, социальная психология личности, история социальной психологии труда. В работах сотрудников затрагивались социально-психологические проблемы психологии общения, политической и экономической психологии, организационной психологии и психологии управления. В процессе сравнительного анализа работ в отечественной и зарубежной социальной психологии шел поиск своего места в мировой науке и обретение научной аутентичности.
11 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В РАБОТАХ СЕКТОРА (ЛАБОРАТОРИИ) СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ИП РАН (1980-е гг.)
12 В этот период в Институте психологии получили широкое распространение комплексные целевые программы (КЦП), в рамках которых строилась деятельность всех научных подразделений. Программа работы лаборатории социальной психологии была ориентирована на разработку проблемы совместной деятельности, как ключевой в жизнедеятельности группы [30]. Часть ее была реализована на примере коллективных форм организации труда, которые в то время активно внедрялись на производстве [39; и др.].
13 В целом прикладные аспекты социально-психологических проблем были определены потребностью общества в решении новых задач по управлению народным хозяйством. В связи с этим в лаборатории продолжились эмпирические исследования в области организационной психологии, социальной психологии управления, промышленной психологии [21, с. 173–202, 281–294]. Сотрудниками научного подразделения активно разрабатывались социально-психологические проблемы психологии труда, в частности, поднимались вопросы аттестации руководителей производственных коллективов, механизмов регуляции внутригруппового поведения, отношений в трудовом коллективе, межгрупповых и семейных отношений и др. [21, с. 69–87, 99–116, 173–188, 203–213].
14 Не меньшую значимость в этот период представляла проблема выявления этнопсихологических признаков этнических общностей. Сотрудниками лаборатории предпринималась попытка описать предметную область этнопсихологических исследований; рассматривались вопросы этнического сознания личности, межэтнических отношений, методов и приемов измерения этнических стереотипов [35, с. 138–152, 225–231]. Вопросы психологии больших социальных групп разрабатывались на примере крестьянства как большой социальной группы [11]. Затрагиваемые исследователями проблемы в рамках вышеперечисленных тем в дальнейшем получили развитие на новом уровне их анализа.
15 В середине 1980-х годов в условиях “ускорения социально-психологического развития общества” (“перестройки”), актуализировались исследования социально-психологических и нравственных проблем личности. В работах сотрудников лаборатории поднимаются вопросы моральной, нравственной, личностной детерминации феноменов руководства, социально-психологического климата в организации, деятельности торговых работников, супружеских отношений; затрагиваются проблемы политического и гражданского развития личности [40, с. 6–11, 23–35, 109–158].
16 В этот период развития научного подразделения методические вопросы социальной психологии не ограничивались проблемой расширения спектра методов и приемов, характерных для данной отрасли психологии. Наряду с приращением методического аппарата, проверкой его валидности, решалась общая проблема использования математических методов в социально-психологических исследованиях [35, с. 199–209]. Спустя десятилетия можно утверждать, что актуальность этого направления научной деятельности стала возрастать год от года.
17 Итак, к концу 80-х — началу 90-х годов XX века в деятельности лаборатории сложились два основных направления исследований — в области психологии межгрупповых отношений, психологии малых групп и коллективов. Проблемы социальной психологии личности присутствовали в работах сотрудников лаборатории локально. В то же время продолжилась работа в направлении историко-психологического анализа феноменов [35, с. 5–22].
18 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЛАБОРАТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ (И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ) (1990-е гг.)
19 Третий этап в развитии социально-психологической проблематики в деятельности лаборатории был связан с разработкой нового научно-прикладного направления работ, возникшего в ответ на происходящие в стране социально-экономические трансформации. Впоследствии это привело к изменению названия научного подразделения на лабораторию социальной и экономической психологии. Стержневое направление исследований определялось проблемой изучения социально-психологической динамики личности и группы в условиях социально-экономических изменений в нашей стране. Среди них — социально-психологические эффекты изменений форм собственности в организациях, на промышленных предприятиях, в том числе в условиях приватизации; проблемы безработицы, деловой активности женщин, супружеских отношений в семьях с разным экономическим положением и т.п. [4; 37].
20 Проблемы совместной деятельности и руководства также получили новое направление изучения в ракурсе организационно-экономических изменений в стране. В частности если ранее в большей степени изучалась совместная деятельность первичного трудового коллектива, то в 90-е годы феномен совместности стал изучаться в ракурсе взаимодействия личности с группой, межгруппового взаимодействия малых групп [29; и др.].
21 Не менее важным результатом научной деятельности лаборатории в 1990-е годы стало формирование новых разделов социальной психологии как научной дисциплины, а также ее междисциплинарных отраслей. Так, на новом уровне анализа стали разрабатываться проблемы социальной психологии личности, сформировались направления исследований психологии предпринимательской деятельности, психологии рекламы, психологии отношений к собственности и других направлений экономической психологии [14; 37; 44; и др.]. В междисциплинарной области исследований выделились кросс-культурные и гендерные аспекты изучения предпринимательства, руководства, отношения к собственности, экономической политике государства, отношений руководства и исполнителей; продолжилось изучение межэтнических и межнациональных отношений и отношений в семье [37, с. 208–212; 42].
22 Формирование новых разделов социальной психологии и ее междисциплинарных областей сопровождалось разработкой соответствующего методического инструментария [16; и др.]; решалась проблема применения аппаратных и программных средств анализа данных [29, с. 106–114].
23 Итогом деятельности лаборатории в конце 1990-х годов стало новое научное направление социальной психологии экономического поведения [37]. В работах сотрудников были описаны новые объекты социально-психологических исследований: предприниматели, деловые женщины, безработные, руководители приватизированных предприятий, вьетнамские крестьяне и представители малых народностей, многие из которых впоследствии стали изучаться более глубоко.
24 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В НОВОМ ВЕКЕ
25 Четвертый этап в развитии научной деятельности лаборатории (примерно с 2000 по 20131 год) был обусловлен происходящими в стране событиями, связанными с дефолтом 1998 года, сменой политических лидеров в 2000 году, экономическим кризисом 2008–2009 гг., выборами президента 2012 года. В деятельности лаборатории продолжились ранее сложившиеся тематические направления исследований, ориентированные на анализ социально-психологической динамики в связи с радикальными изменениями в обществе [8; 22–23].
1. Окончание периода 2013 годом объясняется тем, что именно к этому году были опубликованы последние монографии сотрудников лаборатории, включающие результаты исследований, выполненных в первую декаду нового века.
26 Уже к концу нулевых годов экономическая психология в стране стала оформляться как новая междисциплинарная отрасль науки. Этому способствовали в том числе исследования сотрудников лаборатории, разрабатывавших новые феномены. Среди них: нравственная регуляция экономического поведения, экономическое самоопределение [9], динамика ценностного сознания в изменяющихся макро- и микроэкономических условиях [22, с. 412–444; и др.], экономическая социализация личности [5]. На новом исследовательском материале продолжились разработки проблем психологии предпринимательской деятельности, психологии рекламы [10; 15; 23, с. 267–343; и др.]; возросла актуальность исследований экономического сознания личности и группы [22, с. 167–206; 23, с. 476–512]; сформировалось новое научное направление исследований феноменов экономического самосознания личности — субъективного экономического благополучия, экономической идентичности [23, с. 513–556; 45].
27 В середине нулевых годов в научной деятельности лаборатории актуализировалась проблематика макросоциальных исследований социальных проблем общества, которые в отличие от ранее выполнявшихся в русле естественно-научной парадигмы, разрабатывались в контексте гуманитарного подхода [7; и др.]. Данное направление работ явилось предпосылкой к дальнейшему изучению в лаборатории проблем больших социальных групп в рамках интегративного подхода.
28 Результаты научного труда лаборатории не ограничились проблемами экономической и макросоциальной психологии. Разрабатываемые сотрудниками в первое десятилетие нового века социально-психологические проблемы экологического сознания [46], безопасности жизнедеятельности [32], этнического самосознания и менталитета [26; 43], отношения ко времени в организациях и малых группах [19] и др. продемонстрировали их актуальность и перспективность изучения в будущем.
29 Накопленный более чем за десять лет нового века эмпирический материал способствовал окончательному оформлению концепций и подходов, разрабатываемых сотрудниками лаборатории: психологические отношения субъектов экономической деятельности; психология маркетинговых коммуникаций; исследования нравственно-психологических факторов экономического самоопределения; конструирование социальных представлений, их приложение в исследовании природы различных социальных групп; изучение ценностной детерминации ранней экономической социализации личности, роли актуального экологического сознания в жизнедеятельности личности и группы; социально-психологические факторы принятия решения в условиях социального выбора; роль жизненных ценностей в социальном планировании в организации; групповое отношение ко времени; этнофункциональная парадигма в исследовании менталитета; факторы макропсихологических явлений (терроризма, коррупции и др.); ценностно ориентационные характеристики различных этносов; проблема нравственного самоопределения современной молодежи. Все они были опубликованы в серии монографических изданий, завершающих исследования периода первого десятилетия 2000-х годов.
30 СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЛАБОРАТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИП РАН
31 Изменение социально-психологической проблематики в научной деятельности лаборатории на современном этапе ее жизнедеятельности связано с разработкой предметного поля прежде всего макросоциальной психологии, которая стала активно развиваться в нашей стране в связи с нарастанием процессов глобализации. Экономическая интеграция европейских стран, мировой экономический кризис 2014–2016 гг., интенсивный обмен технологиями между странами и резкий скачок в развитии цифровых технологий, всемирная пандемия COVID-19 — эти и другие социальные явления актуализировали запрос общества к изучению социально-психологических эффектов их воздействия на личность и группы. В таких условиях ключевой темой работ подразделения стала совместная жизнедеятельность разных социальных групп, в первую очередь больших сообществ, в условиях неопределенности, трудности прогнозирования будущего, в экстремальных условиях жизни общества. Заметим, что проблемы социетального анализа социально-психологических явлений, которые ранее присутствовали в тематике работ лаборатории локально, на современном этапе ее развития стали изучаться в ракурсе сразу двух парадигмальных подходов — естественно-научном и гуманитарном. По нашему мнению, такая методологическая интеграция способствует более глубокому всестороннему психологическому анализу социальных явлений, порождаемых быстро изменяющейся средой [6; 33, с. 190–212; и др.].
32 В современных условиях развития российского общества перспективным направлением исследований явилось изучение социально-психологических механизмов формирования отношения россиян к глобальным рискам, вызовам и угрозам в обществе, новым технологиям, а также массового поведения больших социальных групп [3; 24, с. 787–695, 696–705, 711–718, 725–733, 776–782; 31; и др.]. Актуальность тематики обусловлена поиском критериев формирования больших социальных групп, выделением глобальных форм больших групп, новых форм проявления массовости. В этом контексте изучение информационного пространства как особой среды жизнедеятельности разных социальных групп, социально-психологических механизмов обмена информацией, психологических особенностей сетевых сообществ и т. п. является перспективным с точки зрения развития научного знания [2, с. 358–378; 24, с. 877–884; 34, с. 321–336, 397–405; и др.].
33 Исследование макросоциальных явлений в лаборатории осуществляется при сохранении интереса к традиционно разрабатываемым проблемам социальной психологии личности и группы в рамках ранее сформированных и новых тематических направлениях работ. Так, активно изучаются социально-психологические проблемы досуга, патриотических чувств, субъективного экологического благополучия, социализации личности в семьях с наемным работником и в учебной группе полузакрытого типа [12, с. 386–388; 24, с. 907–914; 34, с. 99–115, 454–462; и др.].
34 В последние годы в научной деятельности лаборатории оформилось новое прикладное направление работ, направленное на изучение социально-психологических феноменов, порождаемых взаимодействием горожан и предметно-пространственной, социальной, природной среды мегаполиса — особенностей его восприятия и свободного времяпрепровождения, ресурсов жизнеспособности горожан, их социально-психологической пресыщенности условиями проживания в городе, социально-психологического и субъективного экологического благополучия личности в мегаполисе, [12, с. 353–355; 24, с. 907–914; 34, с. 182–197; 41]. Данные исследования на разных уровнях анализа — личностном, групповом, социетальном раскрывают особенности обыденного сознания и поведения горожан в мегаполисе.
35 Разрабатываемое сотрудниками лаборатории направление исследований негативных социальных явлений — терроризма, коррупции, угрозы распространения и применения ядерного оружия в период активного распространения вируса COVID-19 получило дополнительный вектор развития, направленный на изучение психологических последствий пандемии и способов совладания с ними [2].
36 В условиях экономической нестабильности резко возрос интерес к изучению экономико-психологических явлений, порождаемых динамичной средой. Предметное поле отечественной экономической психологии, сформировавшееся во многом благодаря работам сотрудников лаборатории в 90-е годы прошлого века и первое десятилетие века нового, на современном этапе дополнено не только личностными, но и групповыми феноменами [34, с. 84–98, 314–320; и др.].
37 Завершая анализ социально-психологической проблематики в развитии деятельности конкретного научного подразделения, следует заметить, что сложившаяся к настоящему времени геополитическая и экономическая ситуация в развитии российского общества на фоне общей смены вектора глобализации в экономике на вектор локализации, переноса внимания к национальным интересам, по всей видимости повлияет и на содержание будущих исследований в научном подразделении. Можно лишь предположить, что на новом уровне развития отечественной социальной психологии станут более востребованными проблемы не столько макросоциальной, сколько микросоциальной психологии — взаимодействия личности и социальной среды, становления и развития разных социальных групп.
38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
39 Выполненное исследование намеренно не было ограничено только историческими периодами и включало современный этап в развитии научного творчества лаборатории. Такое изложение фактологического материала преследовало конкретную цель — сопоставить тематическое и методологическое разнообразие, выявить повторяемость тем в разных условиях развития российского общества, общие перспективные тенденции, реализованные к настоящему времени.
40 Анализ показал, что характерной чертой научной деятельности лаборатории является широкий спектр и фундаментальность разрабатываемых социально-психологических проблем, представленных в докторских и кандидатских диссертационных исследованиях, в специальных научно-исследовательских проектах, в монографиях. Вклад лаборатории в развитие отечественной науки связан в том числе со становлением и развитием ее новых прикладных отраслей — психологии управления, промышленной, организационной, экономической, кросс-культурной и этнической психологии; новых междисциплинарных областей исследований — социальной и экономической психологии труда, экономической психологии развития; отдельных разделов науки — социальной психологии личности, психологии малых и больших социальных групп, психологии массовых явлений.
41 На разных этапах развития социально-психологической проблематики в лаборатории два ее ключевых направления — макросоциальная и микросоциальная психология никогда не конкурировали между собой. Доминирование того или иного направления в научной деятельности определялось социальным заказом, востребованностью в обществе научного знания о закономерностях и механизмах социального поведения личности и группы, больших общностей, что свидетельствует о социальной релевантности научных разработок лаборатории.
42 Смена монопарадигмальности в исследовательских подходах на интеграцию гуманитарной и естественно-научной парадигм отражает общую тенденцию в развитии мировой психологической науки, которая в новом веке успешно реализовалась в исследованиях лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН.
43 В целом анализ динамики социально-психологических явлений в работах научного подразделения показал, что развитие представлений о них характеризуется тремя взаимосвязанными процессами — прогресса, стагнации и регресса. В первом случае речь идет о планомерном поэтапном приращении знания о социально-психологических явлениях, во-= втором — о его накоплении для объяснения изучаемых явлений на ином уровне анализа, и, наконец, в третьем, — о редукции старого знания с целью поиска нового. Обнаруженная в процессе анализа преемственность в развитии социально-психологической проблематики в научной деятельности лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН позволяет строить предположения о дальнейшем развитии не только исследовательских тем, но и самого подразделения как коллективного субъекта научного труда.

References

1. Belopolskii V.I., Zhuravlev A.L., Kostrigin A.A. Pervie godi nauchnoi deyatelnosti Sektora sotsialnoi psikhologii v Institute psikhologii AN SSSR. Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Sotsialnaya i ekonomicheskaya psikhologiya. 2020. V. 5. № 3 (19). P. 197–226. (In Russian)

2. Vliyanie pandemii na lichnost i obshchestvo: psikhologicheskie mekhanizmi i posledstviya. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2021. (In Russian)

3. Grachev A.A. Psikhologicheskie osnovaniya makrosotsialnogo proektirovaniya: motivatsionnie kharakteristiki cheloveka. Nauka. Kultura. Obshchestvo. 2015. № 4. P. 105–114. (In Russian)

4. Dinamika sotsialno-psikhologicheskikh yavlenii v izmenyayushchemsya obshchestve. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 1996. (In Russian)

5. Drobysheva T.V. Ekonomicheskaya sotsializatsiya lichnosti: tsennostnyi podkhod. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2013. (In Russian)

6. Yemelyanova T.P. Kollektivnaya pamyat o sobitiyakh otechestvennoi istorii. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2019. (In Russian)

7. Yemelyanova T.P. Konstruirovanie sotsialnikh predstavlenii v usloviyakh transformatsii rossiiskogo obshchestva. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2006. (In Russian)

8. Zhuravlev A.L. Aktualnie problemi sotsialno orientirovannikh otraslei psikhologii. Moscow: Izd-vo Institut psikhologii RAN, 2011. (In Russian)

9. Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. Ekonomicheskoe samoopredelenie: teoriya i empiricheskie issledovaniya. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2007. (In Russian)

10. Zhuravlev A.L., Poznyakov V.P. Sotsialnaya psikhologiya rossiiskogo predprinimatelstva: kontseptsiya psikhologicheskikh otnoshenii. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2012. (In Russian)

11. Zotova O.I., Novikov V.V., Shorokhova Ye.V. Osobennosti psikhologii krestyanstva: (proshloe i nastoyashchee). Moscow: Nauka, 1983. (In Russian)

12. Istoriya, sovremennost i perspektivi razvitiya psikhologii v sisteme Rossiiskoi Akademii nauk: Materiali Mezhdunarodnoi yubileinoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 50-letiyu sozdaniya Instituta psikhologii RAN. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2022. (In Russian)

13. Kollektiv i lichnost. Eds. K.K. Platonov i dr. Moscow: Nauka, 1975. (In Russian)

14. Lebedev A.N., Bokovikov A.K. Eksperimentalnaya psikhologiya v rossiiskoi reklame. Moscow: Akademiya, 1995. (In Russian)

15. Lebedev-Lyubimov A.N. Psikhologiya reklami. Saint Petersburg: Piter, 2002. (In Russian)

16. Metodiki sotsialno-psikhologicheskogo issledovaniya lichnosti i malikh grupp: sbornik nauchnikh trudov. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 1996. (In Russian)

17. Metodologicheskie problemi sotsialnoi psikhologii. Moscow: Nauka, 1975. (In Russian)

18. Metodologiya i metodi sotsialnoi psikhologii: Sbornik statei. Moscow: Nauka, 1977. (In Russian)

19. Nestik T.A. Otnoshenie k vremeni v malikh gruppakh i organizatsiyakh. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2011. (In Russian)

20. Parigin B.D. Istoriya otechestvennoi sotsialnoi psikhologii. Metodologiya i istoriya psikhologii. 2006. № 2. P. 5–20. (In Russian)

21. Prikladnie problemi sotsialnoi psikhologii: Sbornik nauchnih statei. Moscow: Nauka, 1983. (In Russian)

22. Problemi ekonomicheskoi psikhologii. Ch. 1. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2004. (In Russian)

23. Problemi ekonomicheskoi psikhologii. Ch. 2. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2005. (In Russian)

24. Psikhologiya cheloveka kak sub'ekta poznaniya, obshcheniya i deyatelnosti. Eds. V.V. Znakov, A.L. Zhuravlev. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2018. (In Russian)

25. Psikhologicheskie mekhanizmi regulyatsii sotsialnogo povedeniya”. Moscow: Nauka, 1979. (In Russian)

26. Reznikov Ye.N. Metodicheskie problemi etnicheskoi psikhologii. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2005. (In Russian)

27. Roshchin S.K. Zapadnaya psikhologiya kak instrument ideologii i politiki. Moscow: Nauka, 1980. (In Russian)

28. Sventsitskii A.L., Gurieva S.D. Doroga dlinoyu v polveka: pervoi otechestvennoi kafedre sotsialnoi psikhologii — pyatdesyat let. Psikhologicheskii zhurnal. 2019. V. 40. № 1. P. 84–93. (In Russian)

29. Sovmestnaya deyatelnost v usloviyakh organizatsionno- ekonomicheskikh izmenenii. Mosow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 1997. (In Russian)

30. Sovmestnaya deyatelnost: metodologiya, teoriya, praktika. Eds. A.L. Zhuravlev i dr. Moscow: Nauka, 1988. (In Russian)

31. Sosnin V.A. Psikhologiya massovogo povedeniya. Moscow: Infra-M, 2018. 160 p. (In Russian)

32. Sosnin V.A., Nestik T.A. Sovremennii terrorizm: sotsialno-psikhologicheskii analiz. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2008. (In Russian)

33. Sotsialnaya i ekonomicheskaya psikhologiya: Sostoyanie i perspektivi issledovanii. Ch. 1. Eds. Yu. V. Kovaleva, T.A. Nestik. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2018. (In Russian)

34. Sotsialnaya i ekonomicheskaya psikhologiya: Sostoyanie i perspektivi issledovanii. Ch. 2. Eds. Yu. V. Kovaleva, T.A. Nestik. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2018. (In Russian)

35. Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvennaya praktika: Sb. nauch. statei. Eds. E.V. Shorohova, V.P. Levkovich. Moscow: Nauka, 1985. (In Russian)

36. Sotsialnaya psikhologiya lichnosti. Eds. M.I. Bobneva, E.V. Shorohova. Moscow: Nauka, 1979. (In Russian)

37. Sotsialnaya psikhologiya ekonomicheskogo povedeniya. Eds. A.L. Zhuravlev, E.V. Shorohova. Moscow: Nauka, 1999. (In Russian)

38. Sotsialno-psikhologicheskii klimat kollektiva: teoriya i metodi izucheniya. Moscow: Nauka, 1979. (In Russian)

39. Sotsialno-psikhologicheskie problemi proizvodstvennogo kollektiva. Moscow, 1983. (In Russian)

40. Sotsialno-psikhologicheskie i nravstvennie aspekti izucheniya lichnosti. Sb. nauch. tr. Moscow: Institut psikhologii AN SSSR, 1988. (In Russian)

41. Sotsialno-psikhologicheskie issledovaniya goroda. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2016. (In Russian)

42. Sotsialno-psikhologicheskie issledovaniya mezhnatsionalnikh otnoshenii. Ed. P.N. Shikhirev. Moscow: Institut psikhologii RAN, 1993. (In Russian)

43. Sukharev A.V. Etnofunktsionalnaya paradigma v psikhologii. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2008. (In Russian)

44. Tugareva Ye.V. Sootnoshenie psikhologicheskikh protsessov prinyatiya i otverzheniya alternativ v khode sotsialnogo vibora. Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. Moscow, 1995. (In Russian)

45. Khashchenko V.A. Psikhologiya ekonomicheskogo blagopoluchiya. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”. 2012. (In Russian)

46. Khashchenko N.N. Sotsialno-psikhologicheskie faktori zhiznedeyatelnosti lichnosti na ekologicheski neblagopriyatnikh territoriyakh: Chernobilskii sled: Diss…. kand. psikhol. nauk. Moscow, 2002. (In Russian)

47. Shikhirev P.N. Sovremennaya sotsialnaya psikhologiya SShA. Moscow: Izd-vo “Nauka”, 1979. (In Russian)

Comments

No posts found

Write a review
Translate