Развитие научной проблематики в лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН: историко-психологическое исследование
Развитие научной проблематики в лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН: историко-психологическое исследование
Аннотация
Код статьи
S020595920026157-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Дробышева Татьяна Валерьевна 
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
61-70
Аннотация

Статья посвящена истории формирования и развития научной проблематики в деятельности лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. Динамика социально-психологических проблем анализируется во взаимосвязи с социально-историческими, социально-экономическими условиями жизнедеятельности российского общества. Выделены пять основных этапов в развитии научной проблематики в лаборатории. В качестве критериев их дифференциации принимаются изменения в общественной жизни страны, порождающие социально-психологические и экономико-психологические эффекты в психике и поведении личности и группы. Показано, что характерной чертой научной деятельности лаборатории является широкий спектр и фундаментальность разрабатываемых социально-психологических проблем. Оценивается вклад деятельности научного подразделения ИП РАН в развитие отечественной науки и ее прикладных отраслей. Подчеркивается интегративный подход в изучении социально-психологических проблем, объединяющий работы сотрудников, выполненные в гуманитарной и естественно-научной парадигмах. Намечены новые актуальные направления исследований в деятельности научного подразделения ИП РАН.

Ключевые слова
история психологии, социальная психология, экономическая психология, Институт психологии РАН, лаборатория социальной и экономической психологии, социально-психологические проблемы личности и группы, методология социальной психологии
Источник финансирования
Работа подготовлена в рамках Государственного задания № 0138-2023-0010
Классификатор
Дата публикации
28.06.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
253
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 Возросший в последние годы интерес исследователей к анализу исторической детерминации развития отечественной социальной психологии объясняется потребностью научного сообщества в осмыслении ранее накопленного знания с точки зрения современного состояния психологической науки в целом. Опубликованные в разных научных изданиях историко-психологические исследования насчитывают не один десяток работ, ориентированных на историческую реконструкцию разных периодов в развитии отечественной социальной психологии. Данная задача решается посредством психологического анализа вклада деятельности ученых, научных подразделений и организаций в теорию и методологию российской науки, ее методическое оснащение, а также в прикладные отрасли социальной психологии [1; 28; и др.].
2 Проблема организации и выполнения такого рода работ определяется не столько поиском ракурса анализа, выявлением предмета исследования, выбором соответствующего материала и методического инструментария для его изучения, сколько включением уже полученных фактологических данных в общую канву истории развития науки, пониманием аутентичности, национального характера отечественной социальной психологии.
3 Важным аспектом историко-психологических исследований науки является изучение закономерностей и факторов развития ее проблемного поля. В истории отечественной науки выделяется несколько этапов, каждый из которых объясняется детерминацией условиями жизнедеятельности общества в конкретный исторический период [1; 20; и др.]. Зависимость социально-психологической проблематики от состояния макросоциальной среды в целом, характера протекания общественных процессов, от политических событий и идеологических установок, экономической модели развития общества, а также от нужд общественной практики в тот или иной исторический отрезок времени является одной из характерных черт отечественной социальной психологии. Другая ее особенность объясняется открытостью, тождественностью изучаемой феноменологии аналогичным социально-психологическим явлениям, разрабатываемым в американской и европейской социальной психологии. Третья — приверженностью своим научным школам, четвертая — способностью к интеграции разных парадигмальных подходов.
4 Выявленные особенности можно проследить на примере анализа динамики социально-психологических проблем в научной деятельности конкретного научного подразделения — лаборатории социальной и экономической психологии РАН. Целью настоящего исследования стало проведение анализа социально-психологических проблем в деятельности конкретного научного подразделения на разных этапах его развития. Объект исследования — научная деятельность лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН, предмет исследования — проблемы социальной психологии, разрабатываемые сотрудниками научного подразделения в течение 50 лет. В качестве метода применялся качественный анализ текста исследовательского интервью, выполненного с целью выявления этапов развития данного подразделения Института. Фактологический материал включал: воспоминания и представления о научной деятельности одного из основателей лаборатории — академика А.Л. Журавлева, руководившего научным подразделением более 30 лет [33, с. 11–44]; научные публикации сотрудников лаборатории, в разные годы принимавших участие в ее работе; отдельные издания — сборники научных трудов лаборатории — результаты ее междисциплинарных и межнациональных проектов; публикации других исследователей — специалистов в области социальной психологии.
5 СТАНОВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ИП РАН (1970-е гг.)
6 История становления и развития социально-психологических исследований в ИП РАН восходит к периоду реорганизации Сектора философских проблем психологии Института психологии Академии наук СССР (ИП АН СССР), из которой выделился “Сектор социальной психологии” (декабрь 1973 г.), позже переименованный в “Лабораторию социальной психологии” ИП АН СССР. На этом этапе развития деятельности научного подразделения руководство Института поставило перед его сотрудниками спектр задач, соответствующих актуальному состоянию социальной психологии в стране. Речь шла, с одной стороны, о теоретическом оформлении социальной психологии как научной дисциплины, с другой — об эмпирическом изучении ее предметного поля и практической востребованности результатов исследований. В рамках специального научного семинара, действующего в Институте, обсуждались фундаментальные проблемы социальной психологии — вопросы о системообразующих понятиях социальной психологии, принципе опосредованности, деятельности, общении и социальных нормах как объектах социально-психологического исследования; был описан социально-психологический подход к изучению личности; изложена концепция диспозиционной регуляции социального поведения, а также представления о ценностном механизме регуляции этого поведения; затрагивались методологические проблемы изучения больших социальных групп, развития социально-психологических исследований за рубежом и т. п. [17]. Таким образом, было положено начало формированию социально-психологической проблематики, характерной для деятельности Института психологии Академии наук и релевантной общему состоянию социальной психологии в стране и мире.
7 В этот период деятельности сначала сектора социальной психологии, а затем и лаборатории социальной психологии, на разных уровнях анализа (теоретическом, эмпирическом и практическом) решались и более конкретные задачи. Так, под руководством К.К. Платонова продолжились исследования проблемы коллектива, его взаимодействия с личностью, проблемы межличностных отношений [13]. Данная тематика работ доминировала в деятельности научного подразделения до конца 70-х годов XX века. В это же время по инициативе Е.В. Шороховой начинает активно разрабатываться проблематика социальной психологии личности и межличностных отношений [17, с. 63–88; 36]. В рамках этого направления поднимаются вопросы теоретических и методологических оснований социальной психологии личности, определяется специфика социально-психологического подхода в ее изучении, прикладные направления исследований, формулируется предметное поле, предлагаются социально-психологические методы исследования. Наряду с этим, в лаборатории выделяется самостоятельное направление исследований социально-психологических механизмов регуляции социального поведения, прежде всего механизмов нормативной регуляции [25, с. 3–19, 44–76; и др.], которое впоследствии получит развитие в исследованиях экономического поведения личности, ее духовно-нравственных основ.
8 В эти же годы перед коллективом лаборатории была поставлена задача научно-практического характера, связанная с развитием психологии трудовых и производственных коллективов. Сотрудниками научного подразделения изучались актуальные проблемы адаптации личности работника в трудовом коллективе и руководства им [13, с. 28–42; 18, с. 96–108, 173–188; и др.], социально-психологического климата [38].
9 Еще одна задача в деятельности лаборатории предполагала проведение анализа состояния и динамики развития зарубежных исследований, прежде всего, в американской и западноевропейской социальной психологии. Это дало возможность сотрудникам лаборатории ориентироваться на мировые тенденции в науке лане сопоставления результатов, разработки новых феноменов, методов и приемов исследования, поиска альтернативной методологии и т.п. [25, с. 305–320; 27; 47].
10 Подводя итоги этого периода, отметим, что в деятельности научного подразделения сформировались такие направления исследований, как психология коллектива, социальная психология личности, история социальной психологии труда. В работах сотрудников затрагивались социально-психологические проблемы психологии общения, политической и экономической психологии, организационной психологии и психологии управления. В процессе сравнительного анализа работ в отечественной и зарубежной социальной психологии шел поиск своего места в мировой науке и обретение научной аутентичности.
11 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В РАБОТАХ СЕКТОРА (ЛАБОРАТОРИИ) СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ИП РАН (1980-е гг.)
12 В этот период в Институте психологии получили широкое распространение комплексные целевые программы (КЦП), в рамках которых строилась деятельность всех научных подразделений. Программа работы лаборатории социальной психологии была ориентирована на разработку проблемы совместной деятельности, как ключевой в жизнедеятельности группы [30]. Часть ее была реализована на примере коллективных форм организации труда, которые в то время активно внедрялись на производстве [39; и др.].
13 В целом прикладные аспекты социально-психологических проблем были определены потребностью общества в решении новых задач по управлению народным хозяйством. В связи с этим в лаборатории продолжились эмпирические исследования в области организационной психологии, социальной психологии управления, промышленной психологии [21, с. 173–202, 281–294]. Сотрудниками научного подразделения активно разрабатывались социально-психологические проблемы психологии труда, в частности, поднимались вопросы аттестации руководителей производственных коллективов, механизмов регуляции внутригруппового поведения, отношений в трудовом коллективе, межгрупповых и семейных отношений и др. [21, с. 69–87, 99–116, 173–188, 203–213].
14 Не меньшую значимость в этот период представляла проблема выявления этнопсихологических признаков этнических общностей. Сотрудниками лаборатории предпринималась попытка описать предметную область этнопсихологических исследований; рассматривались вопросы этнического сознания личности, межэтнических отношений, методов и приемов измерения этнических стереотипов [35, с. 138–152, 225–231]. Вопросы психологии больших социальных групп разрабатывались на примере крестьянства как большой социальной группы [11]. Затрагиваемые исследователями проблемы в рамках вышеперечисленных тем в дальнейшем получили развитие на новом уровне их анализа.
15 В середине 1980-х годов в условиях “ускорения социально-психологического развития общества” (“перестройки”), актуализировались исследования социально-психологических и нравственных проблем личности. В работах сотрудников лаборатории поднимаются вопросы моральной, нравственной, личностной детерминации феноменов руководства, социально-психологического климата в организации, деятельности торговых работников, супружеских отношений; затрагиваются проблемы политического и гражданского развития личности [40, с. 6–11, 23–35, 109–158].
16 В этот период развития научного подразделения методические вопросы социальной психологии не ограничивались проблемой расширения спектра методов и приемов, характерных для данной отрасли психологии. Наряду с приращением методического аппарата, проверкой его валидности, решалась общая проблема использования математических методов в социально-психологических исследованиях [35, с. 199–209]. Спустя десятилетия можно утверждать, что актуальность этого направления научной деятельности стала возрастать год от года.
17 Итак, к концу 80-х — началу 90-х годов XX века в деятельности лаборатории сложились два основных направления исследований — в области психологии межгрупповых отношений, психологии малых групп и коллективов. Проблемы социальной психологии личности присутствовали в работах сотрудников лаборатории локально. В то же время продолжилась работа в направлении историко-психологического анализа феноменов [35, с. 5–22].
18 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЛАБОРАТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ (И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ) (1990-е гг.)
19 Третий этап в развитии социально-психологической проблематики в деятельности лаборатории был связан с разработкой нового научно-прикладного направления работ, возникшего в ответ на происходящие в стране социально-экономические трансформации. Впоследствии это привело к изменению названия научного подразделения на лабораторию социальной и экономической психологии. Стержневое направление исследований определялось проблемой изучения социально-психологической динамики личности и группы в условиях социально-экономических изменений в нашей стране. Среди них — социально-психологические эффекты изменений форм собственности в организациях, на промышленных предприятиях, в том числе в условиях приватизации; проблемы безработицы, деловой активности женщин, супружеских отношений в семьях с разным экономическим положением и т.п. [4; 37].
20 Проблемы совместной деятельности и руководства также получили новое направление изучения в ракурсе организационно-экономических изменений в стране. В частности если ранее в большей степени изучалась совместная деятельность первичного трудового коллектива, то в 90-е годы феномен совместности стал изучаться в ракурсе взаимодействия личности с группой, межгруппового взаимодействия малых групп [29; и др.].
21 Не менее важным результатом научной деятельности лаборатории в 1990-е годы стало формирование новых разделов социальной психологии как научной дисциплины, а также ее междисциплинарных отраслей. Так, на новом уровне анализа стали разрабатываться проблемы социальной психологии личности, сформировались направления исследований психологии предпринимательской деятельности, психологии рекламы, психологии отношений к собственности и других направлений экономической психологии [14; 37; 44; и др.]. В междисциплинарной области исследований выделились кросс-культурные и гендерные аспекты изучения предпринимательства, руководства, отношения к собственности, экономической политике государства, отношений руководства и исполнителей; продолжилось изучение межэтнических и межнациональных отношений и отношений в семье [37, с. 208–212; 42].
22 Формирование новых разделов социальной психологии и ее междисциплинарных областей сопровождалось разработкой соответствующего методического инструментария [16; и др.]; решалась проблема применения аппаратных и программных средств анализа данных [29, с. 106–114].
23 Итогом деятельности лаборатории в конце 1990-х годов стало новое научное направление социальной психологии экономического поведения [37]. В работах сотрудников были описаны новые объекты социально-психологических исследований: предприниматели, деловые женщины, безработные, руководители приватизированных предприятий, вьетнамские крестьяне и представители малых народностей, многие из которых впоследствии стали изучаться более глубоко.
24 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В НОВОМ ВЕКЕ
25 Четвертый этап в развитии научной деятельности лаборатории (примерно с 2000 по 20131 год) был обусловлен происходящими в стране событиями, связанными с дефолтом 1998 года, сменой политических лидеров в 2000 году, экономическим кризисом 2008–2009 гг., выборами президента 2012 года. В деятельности лаборатории продолжились ранее сложившиеся тематические направления исследований, ориентированные на анализ социально-психологической динамики в связи с радикальными изменениями в обществе [8; 22–23].
1. Окончание периода 2013 годом объясняется тем, что именно к этому году были опубликованы последние монографии сотрудников лаборатории, включающие результаты исследований, выполненных в первую декаду нового века.
26 Уже к концу нулевых годов экономическая психология в стране стала оформляться как новая междисциплинарная отрасль науки. Этому способствовали в том числе исследования сотрудников лаборатории, разрабатывавших новые феномены. Среди них: нравственная регуляция экономического поведения, экономическое самоопределение [9], динамика ценностного сознания в изменяющихся макро- и микроэкономических условиях [22, с. 412–444; и др.], экономическая социализация личности [5]. На новом исследовательском материале продолжились разработки проблем психологии предпринимательской деятельности, психологии рекламы [10; 15; 23, с. 267–343; и др.]; возросла актуальность исследований экономического сознания личности и группы [22, с. 167–206; 23, с. 476–512]; сформировалось новое научное направление исследований феноменов экономического самосознания личности — субъективного экономического благополучия, экономической идентичности [23, с. 513–556; 45].
27 В середине нулевых годов в научной деятельности лаборатории актуализировалась проблематика макросоциальных исследований социальных проблем общества, которые в отличие от ранее выполнявшихся в русле естественно-научной парадигмы, разрабатывались в контексте гуманитарного подхода [7; и др.]. Данное направление работ явилось предпосылкой к дальнейшему изучению в лаборатории проблем больших социальных групп в рамках интегративного подхода.
28 Результаты научного труда лаборатории не ограничились проблемами экономической и макросоциальной психологии. Разрабатываемые сотрудниками в первое десятилетие нового века социально-психологические проблемы экологического сознания [46], безопасности жизнедеятельности [32], этнического самосознания и менталитета [26; 43], отношения ко времени в организациях и малых группах [19] и др. продемонстрировали их актуальность и перспективность изучения в будущем.
29 Накопленный более чем за десять лет нового века эмпирический материал способствовал окончательному оформлению концепций и подходов, разрабатываемых сотрудниками лаборатории: психологические отношения субъектов экономической деятельности; психология маркетинговых коммуникаций; исследования нравственно-психологических факторов экономического самоопределения; конструирование социальных представлений, их приложение в исследовании природы различных социальных групп; изучение ценностной детерминации ранней экономической социализации личности, роли актуального экологического сознания в жизнедеятельности личности и группы; социально-психологические факторы принятия решения в условиях социального выбора; роль жизненных ценностей в социальном планировании в организации; групповое отношение ко времени; этнофункциональная парадигма в исследовании менталитета; факторы макропсихологических явлений (терроризма, коррупции и др.); ценностно ориентационные характеристики различных этносов; проблема нравственного самоопределения современной молодежи. Все они были опубликованы в серии монографических изданий, завершающих исследования периода первого десятилетия 2000-х годов.
30 СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЛАБОРАТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИП РАН
31 Изменение социально-психологической проблематики в научной деятельности лаборатории на современном этапе ее жизнедеятельности связано с разработкой предметного поля прежде всего макросоциальной психологии, которая стала активно развиваться в нашей стране в связи с нарастанием процессов глобализации. Экономическая интеграция европейских стран, мировой экономический кризис 2014–2016 гг., интенсивный обмен технологиями между странами и резкий скачок в развитии цифровых технологий, всемирная пандемия COVID-19 — эти и другие социальные явления актуализировали запрос общества к изучению социально-психологических эффектов их воздействия на личность и группы. В таких условиях ключевой темой работ подразделения стала совместная жизнедеятельность разных социальных групп, в первую очередь больших сообществ, в условиях неопределенности, трудности прогнозирования будущего, в экстремальных условиях жизни общества. Заметим, что проблемы социетального анализа социально-психологических явлений, которые ранее присутствовали в тематике работ лаборатории локально, на современном этапе ее развития стали изучаться в ракурсе сразу двух парадигмальных подходов — естественно-научном и гуманитарном. По нашему мнению, такая методологическая интеграция способствует более глубокому всестороннему психологическому анализу социальных явлений, порождаемых быстро изменяющейся средой [6; 33, с. 190–212; и др.].
32 В современных условиях развития российского общества перспективным направлением исследований явилось изучение социально-психологических механизмов формирования отношения россиян к глобальным рискам, вызовам и угрозам в обществе, новым технологиям, а также массового поведения больших социальных групп [3; 24, с. 787–695, 696–705, 711–718, 725–733, 776–782; 31; и др.]. Актуальность тематики обусловлена поиском критериев формирования больших социальных групп, выделением глобальных форм больших групп, новых форм проявления массовости. В этом контексте изучение информационного пространства как особой среды жизнедеятельности разных социальных групп, социально-психологических механизмов обмена информацией, психологических особенностей сетевых сообществ и т. п. является перспективным с точки зрения развития научного знания [2, с. 358–378; 24, с. 877–884; 34, с. 321–336, 397–405; и др.].
33 Исследование макросоциальных явлений в лаборатории осуществляется при сохранении интереса к традиционно разрабатываемым проблемам социальной психологии личности и группы в рамках ранее сформированных и новых тематических направлениях работ. Так, активно изучаются социально-психологические проблемы досуга, патриотических чувств, субъективного экологического благополучия, социализации личности в семьях с наемным работником и в учебной группе полузакрытого типа [12, с. 386–388; 24, с. 907–914; 34, с. 99–115, 454–462; и др.].
34 В последние годы в научной деятельности лаборатории оформилось новое прикладное направление работ, направленное на изучение социально-психологических феноменов, порождаемых взаимодействием горожан и предметно-пространственной, социальной, природной среды мегаполиса — особенностей его восприятия и свободного времяпрепровождения, ресурсов жизнеспособности горожан, их социально-психологической пресыщенности условиями проживания в городе, социально-психологического и субъективного экологического благополучия личности в мегаполисе, [12, с. 353–355; 24, с. 907–914; 34, с. 182–197; 41]. Данные исследования на разных уровнях анализа — личностном, групповом, социетальном раскрывают особенности обыденного сознания и поведения горожан в мегаполисе.
35 Разрабатываемое сотрудниками лаборатории направление исследований негативных социальных явлений — терроризма, коррупции, угрозы распространения и применения ядерного оружия в период активного распространения вируса COVID-19 получило дополнительный вектор развития, направленный на изучение психологических последствий пандемии и способов совладания с ними [2].
36 В условиях экономической нестабильности резко возрос интерес к изучению экономико-психологических явлений, порождаемых динамичной средой. Предметное поле отечественной экономической психологии, сформировавшееся во многом благодаря работам сотрудников лаборатории в 90-е годы прошлого века и первое десятилетие века нового, на современном этапе дополнено не только личностными, но и групповыми феноменами [34, с. 84–98, 314–320; и др.].
37 Завершая анализ социально-психологической проблематики в развитии деятельности конкретного научного подразделения, следует заметить, что сложившаяся к настоящему времени геополитическая и экономическая ситуация в развитии российского общества на фоне общей смены вектора глобализации в экономике на вектор локализации, переноса внимания к национальным интересам, по всей видимости повлияет и на содержание будущих исследований в научном подразделении. Можно лишь предположить, что на новом уровне развития отечественной социальной психологии станут более востребованными проблемы не столько макросоциальной, сколько микросоциальной психологии — взаимодействия личности и социальной среды, становления и развития разных социальных групп.
38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
39 Выполненное исследование намеренно не было ограничено только историческими периодами и включало современный этап в развитии научного творчества лаборатории. Такое изложение фактологического материала преследовало конкретную цель — сопоставить тематическое и методологическое разнообразие, выявить повторяемость тем в разных условиях развития российского общества, общие перспективные тенденции, реализованные к настоящему времени.
40 Анализ показал, что характерной чертой научной деятельности лаборатории является широкий спектр и фундаментальность разрабатываемых социально-психологических проблем, представленных в докторских и кандидатских диссертационных исследованиях, в специальных научно-исследовательских проектах, в монографиях. Вклад лаборатории в развитие отечественной науки связан в том числе со становлением и развитием ее новых прикладных отраслей — психологии управления, промышленной, организационной, экономической, кросс-культурной и этнической психологии; новых междисциплинарных областей исследований — социальной и экономической психологии труда, экономической психологии развития; отдельных разделов науки — социальной психологии личности, психологии малых и больших социальных групп, психологии массовых явлений.
41 На разных этапах развития социально-психологической проблематики в лаборатории два ее ключевых направления — макросоциальная и микросоциальная психология никогда не конкурировали между собой. Доминирование того или иного направления в научной деятельности определялось социальным заказом, востребованностью в обществе научного знания о закономерностях и механизмах социального поведения личности и группы, больших общностей, что свидетельствует о социальной релевантности научных разработок лаборатории.
42 Смена монопарадигмальности в исследовательских подходах на интеграцию гуманитарной и естественно-научной парадигм отражает общую тенденцию в развитии мировой психологической науки, которая в новом веке успешно реализовалась в исследованиях лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН.
43 В целом анализ динамики социально-психологических явлений в работах научного подразделения показал, что развитие представлений о них характеризуется тремя взаимосвязанными процессами — прогресса, стагнации и регресса. В первом случае речь идет о планомерном поэтапном приращении знания о социально-психологических явлениях, во-= втором — о его накоплении для объяснения изучаемых явлений на ином уровне анализа, и, наконец, в третьем, — о редукции старого знания с целью поиска нового. Обнаруженная в процессе анализа преемственность в развитии социально-психологической проблематики в научной деятельности лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН позволяет строить предположения о дальнейшем развитии не только исследовательских тем, но и самого подразделения как коллективного субъекта научного труда.

Библиография

1. Белопольский В.И., Журавлев А.Л., Костригин А.А. Первые годы научной деятельности Сектора социальной психологии в Институте психологии АН СССР // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 3 (19). С. 197–226.

2. Влияние пандемии на личность и общество: психологические механизмы и последствия. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2021.

3. Грачев А.А. Психологические основания макросоциального проектирования: мотивационные характеристики человека // Наука. Культура. Общество. 2015. № 4. С. 105–114.

4. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1996.

5. Дробышева Т.В. Экономическая социализация личности: ценностный подход. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013.

6. Емельянова Т.П. Коллективная память о событиях отечественной истории. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019.

7. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.

8. Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011.

9. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007.

10. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социальная психология российского предпринимательства: концепция психологических отношений. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.

11. Зотова О.И., Новиков В.В., Шорохова Е.В. Особенности психологии крестьянства: (прошлое и настоящее). М.: Наука, 1983.

12. История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук: материалы Межд. юбилейной науч. конф. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2022.

13. Коллектив и личность / Под ред. К.К. Платонова и др. М.: Наука, 1975.

14. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: Академия, 1995.

15. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2002.

16. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп: сборник научных трудов. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1996.

17. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.

18. Методология и методы социальной психологии: Сборник статей. М.: Наука, 1977.

19. Нестик Т.А. Отношение к времени в малых группах и организациях. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011.

20. Парыгин Б.Д. История отечественной социальной психологии // Методология и история психологии. 2006. № 2. С. 5–20.

21. Прикладные проблемы социальной психологии: Сборник научных статей. М.: Наука, 1983.

22. Проблемы экономической психологии. В 2-х т. Т. 1. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004.

23. Проблемы экономической психологии. В 2-х т. Т. 2. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.

24. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.

25. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.

26. Резников Е.Н. Методические проблемы этнической психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.

27. Рощин С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М.: Наука, 1980.

28. Свенцицкий А.Л., Гуриева С.Д. Дорога длиною в полвека: первой отечественной кафедре социальной психологии — пятьдесят лет // Психологический журнал, 2019. Т. 40. № 1. С. 84–93.

29. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1997.

30. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Отв. ред. А.Л. Журавлев и др. М.: Наука, 1988.

31. Соснин В.А. Психология массового поведения. М.: Инфра-М, 2018.

32. Соснин В.А., Нестик Т.А. Современный терроризм: социально-психологический анализ. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008.

33. Социальная и экономическая психология: Состояние и перспективы исследований в 2-х ч. Ч. 1 / Отв. ред. Ю.В. Ковалева, Т.А. Нестик. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.

34. Социальная и экономическая психология: Состояние и перспективы исследований в 2-х ч. Ч. 2. / Отв. ред. Ю.В. Ковалева, Т.А. Нестик. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.

35. Социальная психология и общественная практика: Сб. науч. статей / Отв. ред. Е.В. Шорохова, В.П. Левкович. М.: Наука, 1985.

36. Социальная психология личности / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979.

37. Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1999.

38. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М.: Наука, 1979.

39. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983.

40. Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. Сб. науч. тр. М.: Институт психологии АН СССР, 1988.

41. Социально-психологические исследования города. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.

42. Социально-психологические исследования межнациональных отношений / Под ред. П.Н. Шихирева. М.: Институт психологии РАН, 1993.

43. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008.

44. Тугарева Е.В. Соотношение психологических процессов принятия и отвержения альтернатив в ходе социального выбора. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1995.

45. Хащенко В.А. Психология экономического благополучия. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. 2012.

46. Хащенко Н.Н. Социально-психологические факторы жизнедеятельности личности на экологически неблагоприятных территориях: Чернобыльский след: Дисс… канд. психол. наук. М., 2002.

47. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М.: Изд-во “Наука”, 1979.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести