The Life and Scientific Efficiency of Volf Solomonovich Merlin
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Life and Scientific Efficiency of Volf Solomonovich Merlin
Annotation
PII
S020595920024364-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
B. A. Vyatkin 
Occupation: Professor of the Department of Theoretical and Applied Psychology
Affiliation: Perm State Humanitarian Pedagogical University
Address: Russian Federation, Perm
L. Dorfman
Occupation: Head of the Department of Humanities
Affiliation: Perm State Institute of Culture
Address: Russian Federation
A. Kalugin
Occupation: Associate Professor of the Department of Theoretical and Applied Psychology
Affiliation: Perm State Humanitarian Pedagogical University
Address: Russian Federation, Perm
Pages
91-100
Abstract

In 2023, the 125th anniversary of the birth of Volf Solomonovich Merlin was celebrated. He is a well-known Russian psychologist, author of the theory of integral individuality, and founder of the Perm Scientific School of Psychology. The purpose of this article is to present the main milestones of Merlin's life and scientific work. The biography of the scientist is briefly under consideration, and the periodization of his scientific path takes into account. Four periods highlight his scientific efficiency, namely, 1924–1939 (pedology); 1940–1955 (differential psychology); 1956–1971 (personality psychology); 1972–1982 (system and integral approach to the study of human individuality). Further, the theory of integral individuality reveals its main features. The aim of the theory is to show a holistic fashion of a human's individuality. The integral means the study of individuality according to the criteria of hierarchy, teleological and causal determination, and polymorphism. The estimation of Merlin's scientific heritage points out its perspective nowadays. The Russian scientific community appreciates the contribution of Merlin’s scientific achievement due to which Russian psychology develops.

Keywords
V.S. Merlin, history of psychology, system approach, theory of integral individuality, Perm Scientific Psychological School
Date of publication
26.02.2023
Number of purchasers
13
Views
856
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for all issues for 2023
1 Введение
2 22 января 2023 г. исполнилось 125 лет со дня рождения Вольфа Соломоновича Мерлина (22.01.1898 – 06.04.1982). Мерлин оставил яркий след в истории отечественной психологической науки, внес большой вклад в ее развитие. Он заложил основы Пермской научной психологической школы, создал методологические и теоретические предпосылки ее становления и развития. Мерлин разработал оригинальные концепции темперамента, личности, мотивов, способностей, стилей, обогатил общую и дифференциальную психологию, психофизиологию, психологию развития и другие области психологического знания. Наибольшей его заслугой стало создание теории интегральной индивидуальности человека. Своими историческими корнями она уходит в педологию с ее заявкой на целостное изучение психики и поведения ребенка [6].
3 Целостный взгляд на человека стал традицией отечественной психологии, и не только педология служила ее предпосылкой (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.М. Бехтерев, В.А. Мазилов, В.А. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков). Системный подход представляет собой один из вариантов целостности, открывая многоаспектность человека и позволяя рассматривать его в совокупности многих качеств. Системный подход — это развитие философской идеи о единстве мира (В.А. Барабанщиков, А.Л. Журавлев, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, Я.А. Пономарев, В.С. Тюхтин, Д.В. Ушаков). Системный подход развивается в исследованиях ИП РАН и получил обоснование в теоретических работах Б.Ф. Ломова [3]. Происходит парадигмальный “сдвиг” к комплексному человекознанию, к объединяющей, синтезирующей, интегративной методологии, включая междисциплинарные исследования [9; 22; 23].
4 В этот тренд вписывается и теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. В ней отразился длительный путь поисков отечественной психологией оснований, которые позволяли бы преодолеть разрозненные исследования человека синтетическими теоретическими представлениями и эмпирическим изучением его существования, функционирования и развития [14].
5 В.С. Мерлин ставил своей задачей упорядочить разнообразие свойств индивидуальности. Эта задача решалась двояко. Во-первых, вводилось понятие уровней индивидуального своеобразия человека, во-вторых, изучалась его связность через интеграцию разноуровневых индивидуальных свойств. Для этого Мерлин использовал математическую идею разнообразия связей между явлениями (много-многозначных, много-однозначных, одно-многозначных, взаимно-однозначных). Он решал эту проблему, обращаясь к двум типам детерминации индивидуальных свойств: каузальной и телеологической.
6 Научный интерес к проблематике личности, индивидуальности был у Мерлина органично связан с его главной практической работой — подготовкой кадров психологов, в особом внимании к своеобразию человека. Его лекции по общей психологии были пропитаны идеями личностного подхода. Понятие индивидуальности, одно из центральных для Пермской школы, служило важным условием и средством изучения, формирования, воспитания человека. Мерлин убедительно показал, что развитие личности невозможно иначе, чем на основе индивидуальности, реальной формы существования человека [14].
7 Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы, не претендуя на детальный анализ, представить некоторые данные о жизни и научном творчестве В.С. Мерлина.
8 Жизнь в профессии
9 В.С. Мерлин родился 22 января 1898 г. (в г. Могилев Витебской области). Отец был учителем математики. Среднее (классическое) образование Мерлин получил в гимназии Могилева. В 1920 г. поступил на педагогический факультет Петроградского педагогического института внешкольного образования. После его окончания в 1923–1924 гг. работал в психотехнической комиссии при областной совпартшколе им. К. Цеткин в Ленинграде . В 1924–1925 учебном году Мерлин преподавал психологию в Ленинградском педагогическом техникуме им. К.Д. Ушинского. С 1924 г. он ассистент, а с 1929 г. — доцент кафедры психологии Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена.
10 В 1931 г. Мерлин переезжает из Ленинграда в Саратов. С 1932 по 1938 г. работает в педагогическом институте. Затем живет в Свердловске. С 1938 по 1948 г. он преподает в педагогическом институте. Во время Великой Отечественной войны (с 1942 г.) одновременно работает научным консультантом в клинике Института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске, оказывая психологическую и психотерапевтическую помощь бойцам, потерявшим конечности и зрение. И.Н. Елисеева и Ю.С. Шойгу [13] приводят сведения о заседании ученого совета при Свердловском педагогическом институте 10 апреля 1942 г. Планировалось заслушать доклад Мерлина “Психология немецкого солдата по его высказываниям” (ГАСО Ф.2162. Оп.1. Д.51, л.66).
11 В 1948 г. Мерлина приглашают для преподавания в Казанском университет е. В 1954 г. он переехал в Пермь и до конца жизни работал на кафедре психологии Пермского государственного педагогического института , занимая должности заведующего кафедрой, профессора кафедры, руководителя лаборатории и аспирантуры кафедры. Также он вел курс общей психологии и спецкурсы на факультете педагогики и психологии дошкольного воспитания (ныне — факультет педагогики и психологии детства) [2; 4].
12 Периодизация научного творчества
13 В научном творчестве В.С. Мерлина выделяют четыре периода: 1924–1939 гг. (педология); 1940–1955 гг. (дифференциальная психология); 1956–1971 гг. (психология личности); 1972–1982 гг. (системный и интегральный подход к исследованию индивидуальности человека) [4; 15].
14 Первый период характеризуется тем, что М.Я. Басов привлек Мерлина к научной работе. Мерлин развивал педологический подход Басова, изучая становление и развитие мировоззрения и эмоциональных установок личности младших школьников из разных социальных групп, индивидуальные особенности речевого мышления в условиях общения. Основной идеей педологии был комплексный подход к изучению поведения ребенка. Басов ориентировался на методы объективного наблюдения, на исследование явлений во взаимной их связи и обусловленности. Подчеркивалась многозначность отношений частей в целом [2]. “По сути своей, это был системный подход к изучению человека, элементы которого, периодически встречаясь в работах Мерлина, трансформировались со временем в интегральное исследование индивидуальности” [7, с. 55].
15 В 1931 г. прошла дискуссия по работам Басова. Его обвинили в формализме и в уходе педологии “от конкретных задач практики социалистического строительства”. Развернулась травля педологической школы Басова, распространившись на его учеников, включая Мерлина. Он был вынужден покинуть Ленинград.
16 Второй период связан с преподаванием Мерлина в Саратовском, а затем в Свердловском педагогических институтах и Казанском государственном университете. В 1938 г. он защитил кандидатскую диссертацию “Волевая деятельность и условный рефлекс”, в которой получили развитие идеи личностного подхода к изучению психики, выдвинутые А.Ф. Лазурским и М.Я. Басовым. Также был реализован новый подход — экспериментальное изучение психики и личности в связи со свойствами нервной системы. В 1950 г. Мерлин защитил в Казани докторскую диссертацию “Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта”.
17 В этот период под руководством Мерлина была выполнена кандидатская диссертация Е.А. Климова “Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов”. В ней было выдвинуто положение о стилях трудовой деятельности и их равноценности. Эта научная работа стала началом нового направления исследований: индивидуальных стилей учебной и профессиональной деятельности, стиля педагогического общения, активности и самоорганизации. Эти работы сложились в новое направление в области общей и социальной психологии, дифференциальной психологии, психологии труда.
18 Третий период знаменует собой переход к исследованиям психологии личности. Мерлин разработал концепцию личности, связав ее с теорией личности А.Ф. Лазурского. Мерлин рассматривал отношения корнем личности, образуя ядро его свойств.
19 В 1959 г. в Пермском книжном издательстве Мерлин опубликовал монографию “Очерк психологии личности”, обобщив в ней исследования личности в зарубежной и отечественной психологии. Затем публиковались работы по экспериментальной психологии личности (1968, 1970), а в 1977 г. Мерлин подготовил к печати рукопись монографии “Основы психологии личности”. По разным причинам в те годы книга не была издана. В конце 1980–1990-х гг. появилась возможность издать труд Мерлина в формате нескольких учебных пособий к спецкурсу для студентов предметных факультетов Пермского государственного педагогического института: “Личность как предмет психологического исследования” (Пермь, ПГПИ, 1988); “Структура личности: характер, способности, самосознание” (Пермь, ПГПИ, 1990); “Личность и общество” (Пермь, ПГПИ, 1990). В результате восстановления рукописи, подготовленной к печати Мерлиным еще в 1977 г., была издана монография “Основы психологии личности” [17]. Она представляет собой монографическое изложение центральных проблем личности. Систематичность их изложения, многосторонность и доступная манера изложения ставят ее в ряд книг, излагающих основы психологической науки.
20 В понимании личности Мерлин исходил из того, что она является субъектом и объектом общественных отношений. Он показал ее обобщенные отношения к действительности и способы действий, при помощи которых реализуются эти отношения. Исследования Мерлина и его коллектива были актуальны, потому что выводили проблемы личности на передний край отечественной психологии. Вольф Соломонович Мерлин внес существенный вклад в ее развитие, обогатив общую и дифференциальную психологию, психофизиологию, психологию труда, педагогическую психологию, другие области психологического знания.
21 Мерлин отчетливо выразил идею о том, что свойства личности являются одновременно социально-типичными и индивидуально-своеобразными, их соотношение является закономерным. Они характеризуют не разные свойства личности, а разные стороны одних и тех же свойств. Чем больше у человека свойств, общих с другими людьми, тем он менее индивидуален и оригинален, и, наоборот, чем он более индивидуален, тем он менее похож на других людей. Для деятельности одинаково противопоказаны и чрезмерная индивидуальность, и чрезмерная социальная типичность личности. Но типичное можно понимать и иначе: не как часто повторяющееся, а как общественно закономерное. Точно так же индивидуальное — это не только неповторимое, но и определенным образом обусловленное, например, индивидуальной биографией, конституцией и т. п. [16]. Особое внимание Мерлин уделял вопросу о структуре личности. В ней выделялись направленность (отношения и мотивы), характер, способности, самосознание.
22 В 1964 г. вышел в свет “Очерк теории темперамента”, в котором Мерлин подвел итоги оригинальных исследований. Он размышлял о том, как соотносятся понятия темперамента и типа высшей нервной деятельности, темперамента и отношений личности. Свойства темперамента — это свойства индивида. Поэтому они не относятся к свойствам личности. В темпераменте выделялись отличительные свойства (экстраверсия, ригидность, реактивность). Подчеркивалось, что они относятся к динамической, а не содержательной стороне психики. Темперамент является наследственно обусловленным [19]. Б.Г. Ананьев [1; 16] также относил темперамент к уровню индивида, а не личности, хотя темперамент признавался ее природной основой.
23 В 1973 г. вышло второе, дополненное издание “Очерка теории темперамента”. Мерлин включил в него главы, подготовленные его учениками и сотрудниками. В монографию вошли главы, посвященные возрастному развитию темперамента, его структуре, темпераменту как фактору спортивной деятельности (Э.И. Маствилискер, В.В. Белоус, Б.А. Вяткин). Использовались приборные и психодиагностические методики и методы статистики для обработки данных (корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента, -квадрат Пирсона, факторный анализ).
24 В конечном счете, Мерлин заложил основы Пермской научной психологической школы.
25 Теория интегральной индивидуальности
26 Четвертый период стал венцом научного творчества Мерлина. Он разработал теорию интегральной индивидуальности человека. По меньшей мере три особенности предшествовали и наложили отпечаток на своеобразие теории Мерлина — историческая, отраслевая, общепсихологическая (системная) [8; 11].
27 В плане историческом теория интегральной индивидуальности (ИИ) вписывается в естественнонаучную традицию, идущую от В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова [5; 21]. В плане отраслевом теория ИИ развивалась первоначально в русле отечественной дифференциальной психофизиологии. В последующие годы теория ИИ приняла междисциплинарный характер в области наук о человеке [5; 18; 20]. В плане общепсихологическом теория ИИ вобрала в себя идеи целостного и системного познания.
28 Корни теории ИИ Мерлина легко обнаруживаются в фундаментальных идеях общей теории систем. Он конкретизировал их по ряду фундаментальных направлений: 1) ИИ как система, 2) индивидуальность как интегральность, 3) ИИ как иерархия, 4) полиморфизм, 5) опосредование. Теория ИИ развивалась и по другим линиям, например, метаиндивидуальности и интраиндивидуальности, стилей и онтогенеза [8; 11].
29 Центральным в теории Мерлина является понятие индивидуальности. Советская психология обращалась по преимуществу к понятию личности, понимая ее как элемент социума. У Мерлина индивидуальность не рассматривалась калькой общества, а выступала как самостоятельная система. В нее вошла личность на правах одной из подсистем. Объем понятия “индивидуальность” шире понятия “личность”, поскольку первое включает как личностные, так и социально-психологические и биологические особенности человека.
30 В этой связи имеет смысл рассмотреть взгляды на индивидуальность в двух дружественных научных школах — ленинградской (петербургской) психологической школе и пермской психологической школе. Эти взгляды имеют как общее, так и различия. В обеих отстаивается взаимосвязь биологических и социальных свойств человека, человек видится как целое, индивидуальность включает ряд уровней. При этом теория ИИ В.С. Мерлина существенно отличается от теории индивидуальности Б.Г. Ананьева [1; 16]. Специально Б.Г. Ананьев не обращался к системному подходу, но полагал, что теория человеческой индивидуальности может быть построена в системе комплексного синтетического человекознания. Отсюда понятие комплексной индивидуальности. У Мерлина индивидуальные свойства являются элементами ИИ. Они рассматриваются как относительно устойчивые на протяжении определенного времени и относительно тождественные при разных их взаимоотношениях, особое внимание уделяется характеру взаимосвязи разноуровневых свойств. Этот подход Мерлина следует отличать от подхода Б.Г. Ананьева [1; 16], который вводил понятия индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, рассматривал их во взаимосвязи и относил к человеку в целом.
31 Согласно Мерлину, понятием индивидуальности описывается нечто личное, особенное, преодолевающее редукцию индивидуальности к деиндивидуализированным социальным качествам, безличности, а также преодолевающее редукцию индивидуальности к ее биологии и наследственности. Индивидуальность — это также то, чем одни люди отличаются от других людей. Самотождественность (тождественность себе) и отличительные особенности (нетождественность другим) определяют суть понятия индивидуальности, не только в личностном, а также в социально-психологическом и биологическом плане [8; 11].
32 Как известно, под системой понимается определенная целостность, единство множества элементов, находящихся в отношениях и взаимосвязях. Гносеологическая установка на ИИ как систему позволила Мерлину показать ее с нескольких сторон. Во-первых, ИИ есть самостоятельный феномен, функционирующий как целостность. Во-вторых, ИИ представляет собой совокупность множества индивидуальных взаимосвязанных свойств. Они образуют внутреннюю структуру ИИ. В-третьих, ИИ как система вписывается в социальную и биологическую макросистемы и берется вместе с условиями ее существования и функционирования в них [18].
33 Разработка системного подхода к ИИ по этим линиям приводит к тому, что в ней обнаруживается многокачественность, иерархичность, многомерность. Многокачественность ИИ проистекает из того, что она есть самостоятельная система и в то же время актуализирует качества социальной и биологической макросистем, в которые она входит. Иерархичность ИИ обнаруживается в том, что она имеет уровневое строение. Заметим, что Б.Г. Ананьев [1; 16] опирался на два принципа — субординационный и иерархический. Что касается многомерности ИИ, Мерлин показал, что в позиции действующего лица ИИ раскрывается как интраиндивидуальность (свойства, имманентно присущие индивидуальности безотносительно к тому, как ее оценивают окружающие люди), в позиции внешнего наблюдателя — как метаиндивидуальность (свойства индивидуальности, возникающие как результат отношения и оценок ее окружающими людьми). Так, у ИИ обнаруживается несколько модусов бытия со своими частными закономерностями, не сводимыми автоматически к единому закону.
34 Мерлин отмечал, что специализация наук привела к тому, что исследования индивидуальных свойств, относящихся к разным наукам о природе и обществе, чрезмерно обособились [18; 20]. Внимание же к исследованиям индивидуальных свойств в их взаимосвязях недооценивалось. Теория Мерлина восполнила образовавшийся здесь пробел на основе целостного, интегрального, междисциплинарного исследования человеческой индивидуальности.
35 У Мерлина интегральным считалось исследование индивидуальности по критериям иерархии, детерминации, полиморфизма [18; 20]. Идея уровневого устройства зиждилась на том, что ИИ состоит из индивидуальных свойств, которые возникли на разных ступенях фило- и онтогенеза, начиная от биохимических свойств и кончая социальным статусом человека в группе и обществе. Критерий уровней ИИ заключался также в том, что между их индивидуальными свойствами возникают много-многозначные (полиморфные) связи. ИИ приобретает разнообразие ее форм и состояний благодаря тому, что индивидуальные свойства распределяются по уровням ИИ, а между ними существуют множества связей, а не одна. С этих позиций появились представления об однозначных и много-многозначных связях. В теории Мерлина они разрабатывались в структурном ключе, описывали, каким образом уровни ИИ соотносятся друг с другом.
36 В качестве иерархических уровней ИИ выделялись несколько систем индивидуальных свойств и их подсистемы: система индивидуальных свойств организма (ее подсистемами являются биохимические, общесоматические, нейродинамические свойства); система индивидуальных психических свойств организма (ее подсистемами являются психодинамические свойства, психические свойства личности); система социально-психологических индивидуальных свойств (ее подсистемами являются социальные роли в социальной группе, социальные роли в социально-исторических общностях) [18].
37 Связи одноуровневых индивидуальных свойств рассматривались как однозначные и объяснялись каузальным типом детерминации. Они укоренены внутри одного уровня ИИ; внутри другого уровня ИИ, и т.д. Так существуют и сосуществуют относительно самостоятельно детерминации связей внутри уровней: химические, физические, биологические, психологические, социальные. К примеру, связи свойств личности не выводятся из физиологических, а последние обособляются от связей свойств личности. Однако связи между разноуровневыми свойствами ИИ определялись телеологическим, а не каузальным типом детерминации. В то время как каузальный тип детерминации интегрирует связи свойств ИИ по уровням (однозначные связи), телеологический тип детерминации интегрирует индивидуальные свойства, относящиеся к разным уровням ИИ (много-многозначные связи). Иерархия и полиморфизм стали краеугольным камнем теории ИИ.
38 Мерлин развивал также идею об опосредовании [18; 20]. Опосредующее звено, по Мерлину, обладает системным качеством, потому что меняет характер много-многозначных связей между разноуровневыми индивидуальными свойствами. Введение положения об опосредовании имело важные эпистемологические следствия. Закономерности индивидуальных свойств на отдельных уровнях (например, свойств личности и общего типа нервной системы) не могут обусловливать друг друга прямо, непосредственно. Но это возможно косвенно, через опосредующие звенья.
39 В конечном счете, ИИ, на наш взгляд, не есть система, устроенная по типу матрешки. Она представляет собой систему, которая складывается из иерархической совокупности не входящих друг в друга, относительно автономно сосуществующих разноуровневых подсистем, много-многозначно связанных между собой. Иерархический способ организации и уровни, единство интеграции и дифференциации, телеологический и каузальный типы детерминации, гибкость много-многозначных и жесткость однозначных связей — таковы главные особенности устройства ИИ как системы [8; 11].
40 Основные положения теории ИИ в завершенном виде были изложены Мерлиным в рукописи его будущей монографии. Тяжело больным, находясь в больнице, он успел завершить свой научный труд [6]. 6 апреля 1982 г. Вольфа Соломоновича Мерлина не стало. За час до кончины он подписал свою рукопись. Но лишь в 1986 г. ученики смогли опубликовать его монографию [2].
41 Научное наследие
42 Научное творчество В.С. Мерлина оказалось весьма плодотворным, а его научное наследие — богатым. Он написал более 250 научных трудов. Три его ученика защитили докторские диссертации — Е.А. Климов (1969), Б.А. Вяткин (1981), В.В. Белоус (1983). В 1970-х и начале 1980-х гг. Мерлин был организатором в Перми ряда научных психологических форумов Всесоюзного уровня. Под его редакцией издан 21 сборник научных трудов.
43 Учение об ИИ продолжает развиваться, появились новые направления и линии исследования [6]. Многие представители научной школы Вольфа Соломоновича стали известными учеными, заведуют кафедрами и руководят лабораториями в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Ижевска, Глазова, Челябинска, Пятигорска, Тюмени, Якутска и других городов нашей страны.
44 После Мерлина Пермскую научную психологическую школу возглавил Б.А. Вяткин. Он организовал дальнейшее развитие учения об ИИ человека на основе интеграции науки, образования и практики. Под его научным руководством докторские диссертации защитили Л.Я. Дорфман (1994), В.Ю. Хотинец (1999), А.А. Волочков (2002), А.Г. Исмагилова (2002), Т.М. Хрусталева (2002), всего выполнено и защищено 11 докторских, около 150 кандидатских диссертаций по единой тематике, опубликовано в печати более 100 монографий и сборников научных трудов, множество методических пособий и статей в центральных и зарубежных журналах. Фундаментальные исследования в рамках теории ИИ регулярно поддерживались российскими научными фондами (РГНФ, РФФИ) [6].
45 В 1999 г. вышла в свет коллективная монография “Интегральная индивидуальность человека и ее развитие” (М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1999. 328 с.). Исследования показали большую роль в развитии ИИ полисистемности. В частности, выделялись несколько взаимодействующих систем: ИИ — окружающий мир, ИИ — социальная среда, ИИ — индивидуальный стиль деятельности, ИИ — профессиональные способности, ИИ — этнос, ИИ — структура семьи, ИИ — психический стресс [6]. Итоги этой работы были опубликованы в коллективных монографиях “Полисистемное исследование индивидуальности человека” (М.: ПЕР СЭ, 2005. 384 с.), “Пол и GENDER в интегральном исследовании индивидуальности человека” (Пермь, 2008. 384 с.).
46 Вопросы природных предпосылок психического и личностного развития школьников в учебной деятельности и жизнедеятельности на различных этапах обучения раскрывались в монографии “Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы” (Пермь, 2015. 328 с.). Была издана антология научных работ “Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа” (сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. М.: Смысл, 2011. 636 с.). Теория ИИ получила также развитие по линии системной интеграции человека [8]. Кроме того, теорию ИИ расширили по линиям метаиндивидуального мира [8; 10] и индивидуально-интеллектуальных интеграций [12].
47 Пермским психологам удалось перевести изучение ИИ человека из плоскости теоретического анализа в плоскость решения образовательных и социальных задач. Объектом исследований стали субъекты образования, производства, культуры и искусства, спорта, военного дела, здравоохранения, МЧС [6].
48 В течение многих лет в Пермском государственном педагогическом университете (ныне — Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет) проводятся Мерлинские чтения. Первые чтения были проведены 25 января 1986 г. Они были направлены на сохранение и развитие научного наследия Мерлина. С тех пор они проводятся ежегодно.
49 В 2021 г. на базе ПГГПУ создан Пермский научный центр РАО, который ориентирован на реализацию фундаментальных психолого-педагогических исследований в сфере наук об образовании, связанных с научной проблематикой ИИ человека.
50 Весомый вклад Мерлина и его последователей в фундамент системы педагогического образования особенно чувствуется сегодня при переходе от предметно-центрического к антропоцентрическому образованию [6].
51 Признание
52 С 1958 г. Мерлин возглавлял Уральское отделение Общества психологов СССР. С 1959 по 1982 г. являлся членом центрального совета Общества психологов СССР. В 1965 г. — член Программного комитета XVIII Международного конгресса по психологии. С 1967 г. — член Ученой комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР. Это свидетельствует о признании психологической общественностью заслуг ученого в развитии отечественной психологии.
53 Вклад Мерлина в развитие отечественной психологии трудно переоценить. Его теория ИИ признана научной общественностью и получила широкое распространение, включена в ряд образовательных программ подготовки профессиональных психологов, на нее опираются в своей деятельности практические психологи [6]. Мерлин тесно сотрудничал с ведущими научно-психологическими школами: Московской (Б.М. Теплов), Ленинградской (Б.Г. Ананьев), Казанской (Е.А. Климов), — контактировал с зарубежными психологами: Г. Айзенком и Я. Стреляу.
54 Авторитет Мерлина в научном психологическом сообществе высок. Его цитируемость среди российских психологов (по данным РИНЦ на 5 января 2023 г.) составляет 7493, а показатель Хирша — 18. А ведь он ушел из жизни более 40 лет назад.
55 Научные достижения ученого получили признание в отечественной психологии (К.А. Абульханова, 2012; А.В. Брушлинский, 1997; Э.А. Голубева, 2005; Д.А. Леонтьев, 2011; С.Б. Малых, 2016; В.М. Русалов, 2012; В.А. Толочек, 2005; Л.А. Головей, 2016; А.В. Карпов, 2016; Л.М. Попов, 2016). Теория ИИ известна и в зарубежной психологии [25].
56 В Мерлинских чтениях участвовали ведущие психологи страны. Их неослабевающий интерес свидетельствует о том, что теория ИИ и ее развитие в постмерлинский период соответствуют объективным процессам развития научного познания в психологии XXI века, усилению внимания к системным проблемам и усложнению методов их анализа [6].
57 Роль Вольфа Соломоновича для психологической науки неоднократно становилась предметом научного анализа [2; 4; 7; 11; 14; 15; 25].
58 С 1998 г. среди премий Пермской области учреждена премия имени Вольфа Соломоновича Мерлина по проблемам философии, психологии, социологии и культурологии. 15 июня 2022 г. в рамках проекта “Золотые имена психологии в РГПУ им. А.И. Герцена” состоялся круглый стол “В.С. Мерлин и РГПУ им. А.И. Герцена”. Обсуждалось значение взглядов Мерлина на личность для современных исследований и развития образования [24].
59 О Мерлине помнят, обращаются к его работам и делают ссылки на них. Идеи Мерлина современны, востребованы, а также актуальны и поныне. Это свидетельствует о признании его большого вклада в развитие отечественной психологии.
60 Заключение
61 Жизненный путь Мерлина был тернистым, а научное творчество — плодотворным. Он посвятил свою жизнь психологической науке, но в начале научного творчества приходилось отбиваться от подозрений в отходе от марксистских идей. Тем не менее он открыто и последовательно стоял на позициях педологии, следовал линии “В.М. Бехтерев — А.Ф. Лазурский — М.Я. Басов”. Позже, особенно в Казани, его обвиняли в биологизаторстве. Вместе с тем Мерлин настойчиво и последовательно защищал материалистическую линию в изучении психики, личности, индивидуальности, деятельности и общения.
62 Центральной идеей всего научного творчества Мерлина была целостность человека. Убедительно эта идея воплотилась в позднем периоде его творчества — в теории интегральной индивидуальности человека. Он показал, что целостность индивидуальности не является унитарной и неделимой. Ее свойства характеризуются большим многообразием и гетерогенностью, но приводят не к ее разобщению, а упорядочиваются, образуя связность и единство. Так, индивидуальные свойства строятся по критерию иерархии. Они и дифференцируются, и объединяются благодаря внутриуровневым однозначным и межуровневым полиморфным связям. В этом суть интегральной индивидуальности.
63 У В.С. Мерлина была счастливая научная судьба. Его научные идеи продолжают удерживаться в пространстве психологической науки, а Пермская научная психологическая школа развивает их в многочисленных работах и регулярно проводит конференции, посвященные изучению Мерлинского наследия. Следует высоко оценить научные достижения Вольфа Соломоновича Мерлина и его научной школы. Их вклад в развитие отечественной психологической науки является важным и заслужил признание психологов.

References

1. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznanija. Saint Petersburg: Piter, 2010. (In Russian)

2. Anisimov V.K. Istoricheskie predposylki i logika stanovlenija koncepcii integral'noj individual'nosti V.S. Merlina. HHHI Merlinskie chtenija: Teorija, metodologija i praktika integral'nogo issledovanija individual'nosti v sovremennom chelovekoznanii. Ed. B.A. Vjatkin. Perm': PGGPU, 2016. P. 279–298. (In Russian)

3. Barabanshhikov V.A., Zhuravlev A.L., Kol'cova V.A. Sistemnoe issledovanie psihicheskogo v rabotah B.F. Lomova. Psikhologicheskii zhurnal. 2007. V. 28. № 3. P. 5–13. (In Russian)

4. Voronova E.Ju. Permskaja nauchnaja psihologicheskaja shkola: istorija i sovremennost'. Perm': PGPU, 2008. (In Russian)

5. Vjatkin B.A. Izbrannye psihologicheskie issledovanija individual'nosti: teorija, jeksperiment, praktika. Perm': Knizhnyj mir, 2005. (In Russian)

6. Vjatkin B.A. Permskaja psihologicheskaja shkola v nauchno-obrazovatel'nom prostranstve Rossii: istoricheskaja hronika. Perm': PGGPU, 2022. (In Russian)

7. Vjatkin B.A. Tvorcheskij put' V.S. Merlina kak process sozdanija uchenija ob integral'noj individual'nosti. Psikhologicheskii zhurnal. 1998. № 1. P. 54–61. (In Russian)

8. Vjatkin B.A., Dorfman L.Ja. Sistemnaja integracija individual'nosti cheloveka. Moscow: Institut psihologii RAN, 2018. (In Russian)

9. Golovej L.A., Zhuravlev A.L., Tarabrina N.V. B.G.Anan'ev i mezhdisciplinarnye issledovaniya v psihologii (k 110-letiyu so dnya rozhdbeniya). Psikhologicheskii zhurnal. 2017. V. 38. № 5. P. 108–117. (In Russian)

10. Dorfman L.Ja. Kauzal'nyj pljuralizm i holizm v koncepcii metaindividual'nogo mira. Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. 2016. V 13. № 1. P. 98–136. (In Russian)

11. Dorfman L.Ja. Metodologicheskij analiz teorii integral'noj individual'nosti V.S. Merlina. Metodologija i istorija psihologii. 2008. V. 3. № 3. P. 106–121. (In Russian)

12. Dorfman L.Ja., Kalugin A.Ju. Individual'no-intellektual'nye integracii cheloveka. Moscow: Institut psihologii RAN, 2021. (In Russian)

13. Eliseeva I.N., Shojgu Ju.S. Nauchno-prakticheskij proekt “Opyt reshenija psihologicheskih zadach v gody VOV (1941–1945 gg.)”: realizacija, rezul'taty, perspektivy. Opyt reshenija psihologichesk4ih zadach v gody VOV (1941–1945 gg.). Sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. Ed. Ju.S. Shojgu. Moscow: FKU CJePP MChS Rossii, 2016. P. 9–28. (In Russian)

14. Klimov E.A. O trude i lichnosti professora V.S. Merlina (shtrihi k harakteristike). Lichnost' i tvorcheskaja individual'nost' V.S. Merlina. Comp. B.A. Vjatkin, M.R. Shhukin; Perm': PGPU, 2008. P. 5–18. (In Russian)

15. Leonov N.I., Vasjura S.A. Nauchnaja i pedagogicheskaja dejatel'nost' Vol'fa Solomonovicha Merlina (k 120-letiju so dnja rozhdenija). Vestnik Udmurtskogo universiteta. Serija Filosofija. Psihologija. Pedagogika. 2018. V. 28. № 4. P. 403–410. (In Russian)

16. Loginova N.A. Fenomen cheloveka: zhizn' i tvorcheskaja individual'nost' B.G. Anan'eva. Psikhologicheskii zhurnal. 2007. V. 28. № 5. P. 38–48. (In Russian)

17. Merlin V.S. Osnovy psihologii lichnosti. Ed. B.A. Vjatkina. Perm': PGGPU, 2020. (In Russian)

18. Merlin V.S. Ocherk integral'nogo issledovanija individual'nosti. Moscow: Pedagogika, 1986. (In Russian)

19. Merlin V.S. Ocherk teorii temperamenta. Moscow: Prosveshhenie, 1964. (In Russian)

20. Merlin V.S. Problemy integral'nogo issledovanija individual'nosti cheloveka. Psikhologicheskii zhurnal. 1980. V. 1. № 1. P. 58–71. (In Russian)

21. Merlin V.S. Psihologicheskie vozzrenija M.Ja. Basova. Basov M.Ja. Izbrannye psihologicheskie proizvedenija. Moscow: Pedagogika, 1975. P. 5–25. (In Russian)

22. Metodologiya kompleksnogo chelovekoznaniya i sovremennaya psihologiya. Eds. A.L. Zhuravlev, V.A. Kol'cova. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2008. (In Russian)

23. Psihologiya: sovremennye napravleniya mezhdisciplinarnyh issledovanij: Materimaly nauchnoj konferencii. Eds. A.L. Zhuravlev, N.V. Tarabrina Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2003. (In Russian)

24. Trifonova V.A. “Zolotye imena psihologii v RGPU”: Vol'f Solomonovich Merlin. Psihologicheskaja gazeta. URL: https://psy.su/feed/10067 (date of access: 25.11.2022). (In Russian)

25. Dorfman L.Y. Volf Merlin’s theory of integral individuality. Trends and issues in theoretical psychology. Eds. I. Lubek, R. van Hezewijk, G. Pheterson, Ch. Tolman. N.Y.: Springer, 1995. P. 158–163.

Comments

No posts found

Write a review
Translate