Theory and Practice of Psychology of Individuality
Table of contents
Share
QR
Metrics
Theory and Practice of Psychology of Individuality
Annotation
PII
S020595920023651-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Pages
119-130
Abstract

Due to the pace of development and increasing complexity of production technologies, as well as with the increasing stress on the human psyche, the identification of personal characteristics plays an increasingly important role in the daily life of the country. As a result of long-term study of personality, the author created the theory of leading tеndencies as a theoretical approach in the psychology of individuality. Within the framework of this theory, the individual style of personality is manifested in the properties of temperament, continues in the character traits and creates a certain emotional and behavioral background of the formed socialized personality, that is, at the top level of its development. At the different levels of development (temperament, character, the personality) the structure of the personality is represented as manifestation polarity of the correlated opposite emotional characteristics interconnected with motivational orientation, style of interpersonal behavior and type of thinking. The becoming complicated structure of the opposed polar properties at all these levels contains the main style (individual) coloring that is the leading individual and personal tendency, which remains defining without watching the control of consciousness increasing to the highest level. In practice, personal characteristics are reflected in the quantitative indicators of the psychodiagnostic multidimensional model, which is built on survey data several mutually reinforcing and complementary techniques as verbal and projective (nonverbal). Methods of psychological diagnostics allows you to identify a holistic portrait of the individual and allows you to use the methods of mathematical analysis, which greatly increases the reliability and validity of the methods used. Digital indicators of the psychological automated expert system, consisting of a set of specially selected computerized programms, reflect a multidimensional psychodiagnostic model of personality based on the theory of leading tendencies.

Keywords
personality, typology, emotion, motivation, attitude, leading tendencies, consciousness
Date of publication
22.12.2022
Number of purchasers
8
Views
578
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2022
1 Вызовы современности в виде социальных перемен и технологического прогресса требуют все большей умственной и эмоциональной отдачи от человека. Темпы и сложность инновационного развития предъявляют дополнительные требования тому, что принято называть “человеческим фактором”, и оказывает влияние на многие традиционные формы существования главных общественных институтов ― трудовой занятости, семьи, общения, что может затруднять социально-психологическую адаптацию. В связи с этим психология конкретного человека как субъекта деятельности в социальных и производственных процессах все больше требует внимания психолога в его повседневной работе.
2 В отечественной психологии номотетическое направление дало множество работ, которые посвящены изучению общих закономерностей психической деятельности человека. С позиций этого направления вполне ясной представляется картина “вершины личности, которая имеет культурно-историческую основу” (Л.С. Выготский). Однако она не включает в себя глубинно-влеченческие и эмоционально-динамические характеристики, которые оказываю влияние на личность. В работе психолога с конкретными людьми необходим идеографический (Г. Олпорт), индивидуально-личностный подход. Такие крупные ученые как И.М. Сеченов, Л.С. Выготский [2] С.Л. Рубинштейн [8], Б.Г. Ананьев [1] понимали важную роль врожденной предиспозициии и физиологических процессов, лежащих в основе человеческого организма, в формировании деятельности мозга человека.
3 Однако в советской психологии связью личностных свойств с врожденными особенностями нередко пренебрегали, утверждая, что личность формируется исключительно под влиянием социального фактора (в частности – теми социальными отношениями, которые возможны лишь при коммунистическом государственном укладе). Постановление ЦК ВКП(б) от 04.07.1936 о педологических извращениях в системе Наркомпроса резко пресекло исследования, связанные с развитием дифференциальной психологии, и заклеймило психодиагностику как лже-науку наряду с генетикой и кибернетикой. Многолетний запрет на дифференциальную психологию (вплоть до указа об отмене этого постановления в марте 1989 года) привел к тому, что ранние разработки в этой области советских ученых утекли на Запад, и лишь после оттепели 1960-х годов методики стали возвращаться на свою родину, но уже как зарубежные тесты. Изучая их, пришлось заняться их реадаптацией к отечественной популяции и модификации.
4 Поскольку психология индивидуальности до последнего времени крайне мало освещалась в нашей литературе, у автора возникла необходимость осветить подробно и аргументированно роль индивидных свойств в формировании личности, оказывающих определенное влияние даже на ее “вершинные” (по Выготскому) уровни. Это значит, что биологический фактор, определяющий индивидные черты, преломляется определенным образом не только в эмоциональной окраске переживаний человека, но и в его социальных установках.
5 Так основные различия между мужчиной и женщиной заключаются в генетически обусловленных особенностях одного из мозговых образований — гипофиза, благодаря которому в определенные возрастные периоды начинается или заканчивается функционирование гормональных желез, ответственных за формирование не только половой физиологии, но и психических особенностей. Нейрогуморальные процессы, в частности - преобладание в кровотоке адреналина или норадреналина, влияют на проявление таких свойств как трусость или храбрость (Франкенхойзер [5]). Многие показатели, связанные с содержанием в организме определенных веществ, коррелируют с разными эмоциональными состояниями человека, которые закрепляются как черты характера или индивидуально-личностные особенности. Это убедительно доказывают многочисленные работы известных ученых, в том числе работы Ю.М. Губачева [4], К. Изарда [5], Д. Томкинсона и других исследователей.
6 В начале 19-го века с развитием экспериментальных научных исследований (В. Вундт, Ж. Пиаже [18], Г. Россолимо, К. Юнг, Г. Роршах) психология выделилась в самостоятельное научное направление, в котором таким биологическим факторам как индивидуальные различия, половая принадлежность и возрастные особенности придается важное значение и ученых начинает занимать проблема преморбида и предиспозиции.
7 Еще в 1930-е годы Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн [9] вопреки распространенным в отечественной психологии тенденциям к нивелировке индивидных свойств с избыточным (если не абсолютным) акцентом внимания на модели социально желательной личности, указывали на значимость врожденных, переданных по наследству от родителей и прародителей особенностей в формировании личности. Воздействие средовых явлений на психику человека рассматривалось ими не как пассивный процесс, а как субъективно-предпочтительный, избирательный, во многом неосознаваемый выбор.
8 Роль биологического фактора в развитии личности подтверждают многочисленные работы известных психофизиологов — Б.М. Теплова [17], В.Д. Небылицына [7], Э.А. Голубевой [3], В.М. Русалова [10] и др. В их трудах находит свое развитие идея о значимости врожденных свойств центральной нервной системы — человеческого мозга и его физиологических особенностей — для формирования интеллектуальных и творческих способностей.
9 Известный психолог Б.Г. Ананьев [1] рассматривал личность как понятие целостное, включающее в себя единство биологических и социальных факторов, отмечая также, что взаимодействие биологического и социального начала в формировании личности проявляется не только в первые дни и годы существования человека, но продолжается всю его жизнь.
10

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ РАЗНЫХ АВТОРОВ

11 Изучение теоретических подходов в трактовке понятия личность показало, что большинство авторов берут за основу какой-либо один, по мнению каждого из них – главный фактор (фрустрированную потребность, мотивационную направленность, эмоциональный тип реагирования, ценностную ориентацию, нарушенные отношения, деятельность, семейные отношения, самооценку и др.) Исследуя тезаурус, в рамках которого ученые излагали свой подход к описанию личностных свойств, можно отметить, что они вкладывали неодинаковый смысл в одни и те же термины. Г. Мюррей, например, сосредоточил свое внимание на катексированных потребностях.
12 К. Юнг подробно описал интроверсию и экстраверсию — важнейшие психологические характеристики индивидуального типа реагирования, продолжающиеся в социальных формах человеческого бытия.
13 Другие известные ученые (Э. Кречмер, Дж. Кеттелл, Г. Айзенк) описывают личность как совокупность черт характера, сопоставляя при этом нейротизм со стабильностью. Наши наблюдения показывают, что фактор стабильности не может восприниматься как заостренная черта, его место в структуре личностных свойств должно быть в центре схемы, на которой иллюстрируются разнонаправленные тенденции, то есть - как показатель уравновешенности разнонаправленных свойств.
14 Серьезный переворот в умах людей (и не только психологов) произошел под влиянием работ известного во всем мире врача-психотерапевта и знаменитого психолога Зигмунда Фрейда. Он привлек внимание человечества к тем переживаниям и мотивам поведения, которые протекают на бессознательном уровне и тесно связаны с инстинктивной жизнью человека, его неосознанными влечениями. В то же время Г. Салливен, А. Адлер, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Хорни рассматривают индивидуально-личностный паттерн как процесс взаимодействия врожденных свойств и социального окружения. Модель самореализации личности по К. Роджерсу определяется типом воздействия окружающей среды на те свойства личности, за которыми стоит определенный конституционально обусловленный паттерн. Г. Салливен построил свою концепцию личности, опираясь на две ядерные характеристики человеческой психики — стремление к удовлетворению своих потребностей и стремление к безопасности. Э. Фромм весьма подробно описал структуру позитивных (конструктивных) и негативных (деструктивных) типов поведения, опираясь на социальные стороны личностной самореализации, которые произрастают из черт характера.
15 Сами по себе перечисленные теоретические подходы интересны, но они, как справедливо отмечает С. Мадди [6], “не описывают типы личности с какой бы то ни было систематичностью, а там, где эта систематика намечается, она не проявляется как сквозная характеристика на всех уровнях личностного самосознания”. Их данные рознятся в связи с отсутствием как единой общепризнанной типологии индивидуально-личностных свойств, так и сколько-нибудь последовательной теоретической концепции. Кроме того, бросается в глаза неравномерность выбора способов измерения личностных свойств, касающихся то эмоциональных, то поведенческих, то социальных сторон проявления личности, что затрудняет сравнительный анализ результатов проведенных исследований.
16 В противовес этому разработанный автором статьи подход четко структурирован, а роль ведущих индивидуально-типологических свойств показана как сквозная характеристика, пронизывающая все уровни личности, начиная с первичных проявлений и до ее вершин.
17

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ВЕДУЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ

18 В основании авторской теории ведущих тенденций заложена парадигма П.К. Анохина преемственности разных уровней любой сложной системы, когда каждый нижележащий её уровень имплицитно содержит в себе зачатки того, что на последующем уровне разветвляется в многообразие свойств более высокого порядка. Отсюда сквозной стрежень (снизу вверх), идущий от врожденных свойств, отраженных в сильных и слабых свойствах высшей нервной деятельности. На следующем этап развития психики (на более высоком уровне) структура как слабого, так и сильного типа ВНД усложняется, к ним присоединяются устойчивость (ригидность) и подвижность (пластичность) нервно-психических процессов.
19 На уровне, который относится к свойствам характера, автором выявлены 8 индивидуально-личностных свойств (тревожность и эмотивность как дериватные свойства, базирующиеся на подвижности нервных процессов; агрессивность и спонтанность (характеристики сильного типа), интроверсия и педантичность – как усложненный паттерн ригидного типа; сензитивность и интроверсия в рамках слабого типа [13].
20 У каждого человека из этих восьми основных свойств одно или несколько выявляются как преобладающие, наиболее выраженные тенденции, которые сохраняются на протяжение всей жизни как основные характеристики его индивидуально-личностного паттерна. В детском возрасте они еще недостаточно устойчивы, в подростковый период могут заостряться, они становятся наиболее контролируемыми сознанием во взрослой жизни, а в период обратного развития (медицинский термин для пожилых людей) отражают снижение активности и заострение эмоциональной неустойчивости (у женщин) или нарастание ригидности (у мужчин) [15].
21 Одним из фундаментальных положений автора в разработке теоретического подхода к пониманию личностной индивидуальности - структура свойств личности, основанная на ортогональном соотношении противоположных (разнонаправленных) характеристик. В этом проявляется подход к пониманию структуры личности с позиций диалектики (единство и борьба противоположностей), а отличие в толковании умеренных проявлений того или иного свойства в сравнении с его выраженностью (заострением) отражается опора на перехода количества в качество. В норме (при умеренных показателях по шкалам методик) полярные свойства уравновешивают друг друга и создают стабильность, но при избыточной выраженности некоторых из них выявляются акцентуированные свойства личности. Помня высказывание по поводу акцентуантов К. Леонгарда, автор может подтвердить, что это – “далеко не худшая половина человечества”, и скорее готов включать их в широкий коридор нормы, чем относить к какой-то степени патологии (тогда речь идет уже о психопатических паттернах личности с выраженными трудностями социальной адаптации).
22 Таким образом, если представить образ целостной личности в виде некоего дерева (рис. 1), то корни “древа личности” ― это генетическая предиспозиция; стволовая часть представляет собой в начальной его части врожденный темперамент; средняя часть ствола ― характер как результат взаимодействия темперамента и окружающей среды, определяемый степенью выраженности индивидуально-личностных свойств; верхняя часть древа личности (лиственная крона) ― сформировавшаяся личность, контролирующая непосредственные проявления характера, у которой ведущие тенденции ограничивают выбор направлений в сфере социальной активности, а также влияют на иерархию ценностей. Таким образом, врожденные особенности — это база для формирования той индивидуальной избирательности, благодаря которой из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек в свойственном ему стиле осваивает информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими.
23

24 Рис. 1. Древо личности, в котором индивидуальные особенности по мере развития продолжают отражать ведущую тенденцию снизу, от корней до вершины.
25

ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ

26 “Ведущая тенденция” – это главная, устойчивая характеристика и основное индивидуально-типологической свойство, которое проявляется на разных этапах формирования личности как индивидуальный стиль, определяя эмоциональный тип переживания, мотивацию, особенности отношения к себе и к окружающим, а также тип мышления. Понятие “ведущая тенденция” более емкое и динамичное, чем “черта”, “свойство”, “особенность”: оно объединяет все эти понятия и определяет их индивидуальную (стилевую) окраску, которая проявляется в разные периоды жизни и на разных уровнях развития.
27 Генетически обусловленный сильный или слабый тип ВНД (И.П. Павлов) в процессе прижизненного развития и под влиянием окружающей среды усложняется 4-мя типами нервно-психической активности – сильный (возбудимый и подвижный) тип, слабый (тормозимый и ригидный). Эти исследования отражены в работах психофизиологов Э.А. Голубева [3], В.М. Русалов [10]. Дальнейшее развитие психических процессов, выявленное лонгитюдным изучением репрезентативных групп разных поколений методом психодиагностики, проявляется в виде 8-ми индивидуально-типологических свойств (сензитивность, тревожность, эмотивность, спонтанность, агрессивность, педантичность, интроверсия, экстраверсия).
28

29 Рис.2. Соотношение индивидуально-личностных свойств с особенностями нервной системы и типом высшей нервной деятельности.
30 Разумеется, схема (рис. 2) отражает соотношения типов ВНД с развивающимися личностными свойствами в случае наиболее четкого и чистого преобладания того или иного типа, что редко можно встретить в реальности, чаще встречаются сочетания и смешанные варианты.
31 Приведенные индивидуально-личностные типы реагирования представляют собой базисные свойства личности, включающие в себя мотивационную направленность, эмоциональный тип реагирования на внешние воздействия, когнитивный стиль, тип межличностного отношения. Они выявляются индивидуально-типологическим опросником ИТДО [13] уже в детстве и остаются достаточно устойчивыми на протяжение всей жизни человека (Стандартизированный многофакторной исследование личности СМИЛ [15]), с колебаниями ведущих психодиагностических показателей в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости. Этот же паттерн личности продолжается и преклонном возрасте, не исключая характерные для пожилого возраста изменения.
32 Таким образом, ведущая тенденция – это дефиниция, определяющая вертикаль древа личности, которая включает в себя врожденные, генетически переданные психофизиологические особенности (как база для формирования характера), далее - характерологические особенности в виде 8-ми индивидуально-типологических свойств, и, в заключение, как самая верхняя конструкция – индивидуальные особенности зрелой личности, контролируемой самосознанием. Но и здесь очевиден индивидуально-личностный стиль, которым окрашивается избирательность выбора вида деятельности, круга общения, выбора увлечений.
33

ТИПОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ

34 Выделенная автором статьи типология индивидуально-личностных свойств представлена восемью вариантами, для каждого из которых характерна определенная ведущая тенденция с наиболее четко выраженным эмоциональным радикалом.
35 Сензитивность – это повышенная чувствительность к воздействию окружения, выражающаяся склонностью к рефлексии, глубиной переживаний, пессимистической оценкой собственных перспектив, стремлением к самосовершенствованию и идеалам. При этом отмечается преобладание мотивации избегания неуспеха, вербальный тип мышления, конформный стиль поведения в коллективе. Наиболее значимой является аффилиативная потребность, проявляющаяся преданностью в любви и дружбе; отсутствует стремление к лидерству, в ситуации депримированности возникает склонность к драматизации проблем, депрессивным реакциям.
36 Тревожность – эмоциональная особенность, проявляющаяся как реакция на меняющиеся средовые факторы и ситуации. Умеренная тревожность проявляется нормальной осторожностью, ответственностью и исполнительностью, толерантностью к окружающим. Повышенная тревожность характерна для неуверенных в себе личностей, щепетильных в вопросах морали, суеверных, с повышенным чувством ответственности и преданных в сотрудничестве и дружбе, с гуманной направленностью профессиональных интересов. При максимальной выраженности этого свойства выявляется избыточная осторожность в принятии решений, озабоченность собственными неудачами, комплекс неполноценности, крайняя нерешительность.
37 Спонтанность как свойство личности характеризуется непосредственностью в самореализации, высокой поисковой активностью, избеганием режимных форм деятельности, подчиняемого статуса, наблюдается потребность в самостоятельности, тенденция к лидированию, независимость суждений. При значительно выраженности спонтанности к упомянутым характеристикам добавляются избыточная раскрепощенность поведения, импульсивность высказываний, предприимчивость, иногда граничащая с риском, неконформность установок, пренебрежение к общепринятой морали. Преобладают мотивация достижения цели, интуитивный тип мышления, стремление к лидированию в отношениях с окружающими.
38 Агрессивность проявляется активным самоутверждением, упорством в отстаивании своих интересов, прагматичностью потребностей, преобладанием мотивации достижения; если это качество выражено избыточно, то - склонностью к импульсивным реакциям, наступательностью при самореализации с выраженной враждебностью, приводящей к конфликтам.
39 Ригидность (педантичность). Для личностей данного типа свойственна инертность установок, настойчивость, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, соревновательность, критичность в отношении иных мнений. Преобладает формально-логический системный стиль мышления. Такие люди успешны в интеллектуальной деятельности, связанной с числами, формулами, конкретностью. При избыточной выраженности этого свойства отмечаются скептицизм, недоверчивость, подозрительность, повышенное чувство соперничества, зависти и ревности, склонность к конфликтам, стремление любой ценой отстаивать свой приоритет, стремление к точности и справедливости перерастает в выраженное упрямство.
40 Интровертированность ― личностное свойство, соответствующее левополушарному типу реагирования, которое, в зависимости от степени выраженности, проявляется избирательностью в общении, обращенностью в мир субъективных представлений и переживаний, тенденцией к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей. Для интровертов характерны абстрактно-аналитический стиль мышления, преобладание мотивации избегания риска. Им свойственно стремление к видам профессиональной занятости “кабинетного стиля”, к ограничению круга непосредственных контактов и избеганию конфронтации с окружением.
41 Экстравертированность присуща правополушарному типу реагирования, представлена прямой противоположностью интровертированности и наблюдается как выраженная общительность, открытость явлениям окружающей жизни, подвижность, любовь к общественным мероприятиям, к танцам, к застолью, к самодеятельности, к путешествиям и езде на скоростном транспорте любого вида. Избыточная выраженность экстраверсии проявляется назойливой и неразборчивой общительностью, поверхностными, но обильными привязанностями. В настроении превалируют оптимизм и уверенность в успехе, мышление без опоры на опыт, завышенная самооценка, неумение подчиняться дисциплине, эмоциональная незрелость.
42 Эмотивность (эмоциональная лабильность) проявляется яркостью эмоциональных реакций, изменчивостью настроения, артистичностью, умением перевоплощаться в разные социальные роли, сентиментальностью, стремлением к эмоциональной вовлеченности, наглядно-образным типом мышления. Для избыточной эмотивности характерны выраженная изменчивость настроения, экзальтация в высказываниях и поведении, противоречивость мотивации, склонность к трансформации эмоциональных реакций в соматические расстройства, акцентуация по истероидному типу.
43 Эти восемь основных личностных свойств легли в основу методики, которая вошла в практику психодиагностического исследования как индивидуально-типологический опросник ИТО.
44

45 Рис. 3. Индивидуально-типологические свойства в их ортогональном соотношении – как тенденции, проявляющиеся на разных уровнях развития личности
46 Внутренний круг на схеме на рисунке 3 соответствует нормативному разбросу унифицированных количественных показателей психодиагностических методик, которые приведены в единую общую шкалу (от 0 в центре схемы, до 4 – средне нормативный показатель, 7 баллов – заметная черта характера, 9 – избыточно проявляющееся свойство) и измеряют степень выраженности того или иного признака: внутренний круг отражает сбалансированность личностных свойств нормы, средний – умеренную выраженность как черты характера, а наружный – акцентуированные, избыточно выраженные черты.
47 Индивидуальный стиль межличностного поведения также находится в прямой зависимости от типа реагирования, в основе которого лежит та или иная ведущая тенденция. На рис. 4 параметры, обозначенные курсивом, показывают характерные для соседствующих типов личности варианты межличностных отношений, проявляющихся в коллективном взаимодействии, в деловых контактах.
48

МОТИВАЦИЯ

49 Под мотивацией в рамках теории ведущих тенденций подразумевается побудительная сила, лежащая в основе устремлений и действий индивида. Мотивация не конкретизируется предметно, но сдвиг мотива на цель (А.Н. Леонтьев) – понимается как вариант развития потребностного подхода. Мотивация может быть образно представлена не только как осознанное стремление к реализации главной, ведущей потребности, но и как сила и направленность активности индивида, уходящая своими корнями в неосознаваемое влечение. Поэтому в рамках построения психодиагностической модели личности оказалось уместным наряду с вербальными методиками - индивидуально-типологический опросник ИТО, вербальный фрустрационный тест ВФТ. стандартизированный метод исследования личности СМИЛ ( модифицированный тест MMPI), диагностика межличностных отношений (адаптированная интерперсональная диагностика Т. Лири) применение проективных тестов - Метод цветовых выборов (модифицированный тест М. Люшера), метод портретных выборов (модифицированный тест восьми влечений Сонди). Мотивация достижения успеха в личностном профиле отражаются показателями спонтанности, ригидности, лидерства, независимости, соперничества, общительности. Преобладание мотивации избегания неуспеха сопровождается повышенными показателями по шкалам сензитивности, тревожности и интроверсии в Индивидуально-личностном тесте ИТО, в модифицированном тесте MMPI [19; 20] – стандартизированном исследовании личности СМИЛ [16], в повышенных баллах по 5-му, 6-му и 7-му октантам в диагностике межличностных отношений ДМО [12] и в интрапунитивных реакциях в вербальном фрустрационном тесте ВФТ, а также выбор на первые позиции ахроматических и смешанных цветов, мазохистические тенденции и заниженная самооценка в методике портретных выборов (модификация теста Сонди [11]).
50

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ

51 Когнитивный стиль определяется типом восприятия, переработки и воспроизведения информации, который находится в тесной зависимости от ведущих индивидуально-типологических тенденций [9]. Педантичные личности, формирующиеся в условиях ригидных свойств нервной системы, отличаются формально-логическим, прагматическим мышлением с преобладанием способностей в области цифр, четких схем, конкретных формул и конструкций.
52

53 Рис. 4. Типологические индивидуально-личностные особенности, вариант межличностного поведения, мотивационная направленность и когнитивный стиль в соотношении с физиологическими свойствами высшей нервной деятельности и особенностями нервной системы.
54 Индивидуально-личностный паттерн эмотивного типа отличается преобладанием наглядно-образного, чувственного, художественного восприятия. У тревожно-интровертных гипостеников преимущественно развит вербальный (словесный) тип мышления и проявляются способности в сфере постижения смысла и обобщения словесной информации. Активные спонтанные личности отличаются целостным интуитивным мышлением, опережающим опыт и обеспечивающим достаточно высокую прогностическую функцию мышления. Социально активные коммуникабельные экстраверты отличаются преобладанием правополушарных характеристик: освоение новой информации им дается легче через разговорное общение. Среди них эмоционально лабильные и тревожные личности с компромиссным стилем социального поведения отличаются художественным, наглядно-образным типом восприятия, склонностью к опоре на цельно-чувственные образы. Близкие к этой группе спонтанно-стеничные личности больше стремятся к двигательной, а не мыслительной активности. Изучение индивидуального стиля когнитивной деятельности показало достоверные связи (R от 0.56 до 0.82) показателей шкал личностных профилей опросника ИТО и теста СМИЛ с типами мышления, выявленными психофизиологическим исследованием межполушарной асимметрии путем сопоставления пупилломоторных реакций и психодиагностических показателей [14]
55 В совокупности все эти категории — эмоциональные особенности, мотивация, тип мышления и стиль межличностного поведения — составляют индивидуально-типологическую базу, на которой в процессе взаимодействия с окружающей средой и формируются разные типы личности. Вдобавок к ним разные сочетания дают дополнительные личностные паттерны.
56

ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТИ

57 4-й – самый верхний уровень ― зрелая социализированная личность, развивающаяся под влиянием среды, культурных традиций своего этноса и мирового опыта личность, подчинившая свои непосредственные проявления и черты характера осознанному Я. Однако и социально направленная активность достигшей высшего уровня развития личность обнаруживает ту индивидуальную избирательность, которая обусловлена типологической принадлежностью, то есть ведущей (количественно преобладающей) тенденцией. Вид социальной активности и, в частности, спектр разнообразных видов профессиональной деятельности, пристрастий и ценностей имеет ограничения в рамках той предиспозиции, которая обусловлена индивидуально-личностным типом.
58 По вертикали преобладающее врожденное свойство в качестве доминирующей тенденции насквозь пронизывают все уровни развития личности снизу доверху, а по горизонтали структура личности представляет собой сочетание эмоциональных характеристик (сензитивность, тревожность, эмотивность, экстраверсия, спонтанность, педантичность, интроверсия), соответствующую им мотивацию, стиль межличностного поведения и тип мышления. Если к этому добавить диапазон и колебания личностных свойств в показателях 3-х – 4-х разных методик в лонгитюдном исследовании, то получится объемная трехмерная модель личности.
59 Формальные показатели, выявляемые в структуре многостороннего психодиагностического исследования, обрисовывают индивидуальный стиль эмоционального реагирования, мотивационной направленности, типа мышления и стиля межличностных отношений обследуемого лица. Это те непосредственные проявления, с помощью которых человек адаптируется в окружающем мире, свойственная ему форма реагирования, проистекающая из истории развития человеческой психики, насчитывающей миллионы лет. Однако необходимо принимать во внимание важнейшую роль интегративного ядра личности: это над-структурное образование, формирование которого связано с социализацией личности, управляемой самосознанием.
60 САМОСОЗНАНИЕ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ ЯДРО ЛИЧНОСТИ
61 Самосознание зрелой личности основано на том, что непосредственное поведение контролируется и соизмеряется соответствием своим нравственным идеалам. Это стрежневой, ядерный конструкт структуры личности, обладающий функцией саморегуляции. Осознанное стремление управлять собой, бороться с импульсивными реакциями, с собственными непосредственными проявлениями, разумно использовать привитые навыки, осмысленно руководить своими поступками, вырабатывая стратегию целенаправленного поведения, — все это осуществляется стержневым свойством личности, ядерным конструктом, осознанным Я. Оно включает в себя самооценку, которая в структуре ядра личности отличается тем, что она ориентирована на сложившееся собственное нравственное кредо личности и позволяет понять не просто степень соответствия общепринятой морали (отвечая на вопрос “Кем я хочу казаться”), но и созвучность собственному нравственному идеалу личности (“Каким я должен быть”). Однако критерий нравственности не всегда идеален в прямом понимании этого слова. В процессе социализации у человека сформировались не только позитивные черты, выгодно отличающие его от животных, но и те проявления, которые отличают его не в лучшую сторону: лживость, коварство, предательство, жестокость и прочее. В условиях адаптации к социуму человек познает не только высокие критерии высокого предназначения (честность, порядочность, доброта, самоотверженность, альтруизм), но и циничное отношение к тому, как можно добиться желаемой цели наиболее легким путем, пренебрегая интересами других людей, приучиться к изворотливости, к неразборчивости в средствах. Но даже при “плохих” (с точки зрения социума) поступках человек стремится оправдать их с позиций своего нравственного идеала, а хорош этот идеал или плох – это его личный опыт и судьба, диктующие свои законы. Для психологов не может быть разграничений людей на “хороших” и “плохих”, так как им приходится изучать личностные особенности преступника, наркомана, алкоголика, суицидента, экстремиста, больного человека. При этом опыт показывает, что даже у преступников, хулиганов и убийц методами психологической диагностики выявляется позитивная самооценка. Изучение психологии преступников (опыт работы в Институте предупреждения преступности и в ГНЦ ССП им. В.П. Сербского) показало, что у злостных хулиганов, грабителей и убийц шкалы, отражающие уровень самооценки, запредельно высокие, а свои агрессивные действия по отношению к другим они полностью оправдывают тем, что окружающий мир жесток и несправедлив, и уверены, что их действия носят характер самозащиты или мести за все те злоключения, которые выпали на их долю (А.Р. Ратинов, Г.Х. Ефремова [8]).
62

ВЫВОДЫ

63 Таким образом, личность — это открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, в которой на всех уровнях развития проявляется ведущая тенденция, придающая индивидуальную окраску таким структурным компонентам как эмоциональный паттерн, мотивационная направленность, стиль мышления и способ общения с окружающими. Личность открыта внешним воздействиям и обладает свойством динамичности, реагируя на влияние среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости, что делает структуру личности адаптивной к меняющимся условиям. Высшие уровни самосознания, социальная направленность и иерархия ценностей индивида формируются не только под влиянием социума, но и зависят от индивидуального тропизма, то есть той избирательности, которая ограничивают количество степеней выбора пути конкретного человека при самореализации и освоении им многообразия окружающего мира. Интегративное ядро определяет зрелость личности и реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль.
64 Внутриличностная гармония обусловливается уравновешенностью разнонаправленных, полярных друг другу тенденций (единство и борьба противоположностей, переход количества в качество). Выраженная избирательность и мотивационная направленность в определенную сторону, созвучную собственным наклонностям, свойственна лицам с ярко очерченной индивидуальностью. Этнопсихолог и историк Л.Н. Гумилев считал, что пассионарные личности, которым недостаточно удовлетворения эгоистических потребностей, устремленных к иным, над-прагматическим целям, ― лишь они способны к незаурядным свершениям и могут двигать этнос к прогрессу и совершенствованию. Духовно богатая личность сама наполняет свою жизнь смыслом. Обнаружить эту духовность можно по признакам, которые свидетельствуют о степени освоения человеком культуры своего этноса и достижений мирового наследия.
65

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ

66 Автором настоящей статьи разработана методология многоуровневого, разностороннего изучения личностных свойств в виде комплексного подхода (таблица), реализованного как батарея тестов. В отличие от распространенных наборов психодиагностических тестов, которые не имеют теоретического обоснования, разработанная автором статьи методология психодиагностического исследования базируется на основных положениях теории ведущих тенденций. Каждая из входящих в эту батарею методик направлена на изучение определенных личностных подструктур (мотивация, эмоции, тип мышления, стиль межличностного поведения). С их помощью освещаются разные уровни самосознания: 1) cубъективная самооценка (Индивидуально-типологический опросник ИТО, метод диагностики межличностных отношений ДМО; 2) Внутренняя картина образа Я – полупроективные тесты, какими являются Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ и вербальный фрустрационный тест ВФТ; 3) неосознаваемые влечения и переживания – проективные, глубинные тесты (Метод цветовых выборов, модифицированный тест Люшера МЦВ, Метод портретных выборов МПВ – модификация теста Сонди. Путем корреляционного анализа выявлены достоверные связи между сравнимыми по психологической сущности показателями всех используемых тестов.: R=0.46 по ригидности, 0.52 по лабильности, а по сензитивности, тревожности, агрессивности, спонтанности, экстраверсии и экстраверсии R от 0.67 до 0.83.
67 Табл. Комплексный подход к уровням самосознания
ИТО ДМО Сонди МЦВ СМИЛ
Экстраверсия I m+ d+ Желтый 9-я
Эмотивная лабильность VIII m+ hy+ Фиолетовый 3-я
Тревожность VII e+ hy+ Коричневый 7-я + 2-я
Сензитивность VI h + s - Синий 2-я
Интроверсия V h- k – Серый 0-я+2-я
Педантичность IV p- e- Зеленый 6-я+8-я
Агрессивность III e- s+ Черный 6-я+4-я
Спонтанность II p+ m- Красный 4-я
68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

69 Выявление индивидуально-личностных особенностей, базирующееся на теоретическом подходе, значительно эффективнее чисто эмпирических числовых показателей, не создающих целостной картины личностного паттерна. Теория ведущих тенденций дает возможность выявить структуру личностных свойств в разные возрастные периоды человека с учетом гендерных особенностей и ситуационно обусловленных изменений. Свою очередь психодиагностика как инструмент изучения личностных свойств дает возможность выявить степень выраженности личностных свойств в их индивидуальном разнообразии и сопоставить показатели как внутри каждого теста, так и между данными разных методик. Математическая подоплека тестовых методик позволяет повысить достоверность результатов обследования и тем самым приблизить психологию к категории наук, положения которых подлежат проверке методами математического анализа.
70 Как показывает опыт лонгитюдных исследований, ведущая тенденция может служить предиктором ситуативно обусловленного дезадаптивного состояния и выявлять зону риска в отношении определенных социально опасных тенденций (криминальные наклонности, суицидальные намерения, затаенная агрессия).
71 С опорой на положения теории ведущих тенденций, в повседневном процессе поиска решений в разнообразных, не похожих друг на друга ситуациях, сформировался тот универсальный подход, с помощью которого выстроилась весьма эффективная модель психодиагностического исследования в виде специально подобранной батареи тестовых методик, которая более чем за 30 лет практического применения подтвердила свою надежность и эффективность. Продуманное сочетание нескольких методик, входящих в этот комплекс, значительно повышает их результативность. Достоверность каждого отдельного теста повышается, если значимость его показателей подтверждается близкими по психологическому содержанию показателями других тестов. Однако даже при применении компьютерных программ нельзя исключать участие психолога в диалоге с обследуемым. Исследование личности должно сопровождаться учетом всей сопутствующей ситуации. При этом любая выявленная реакция на ситуацию – это реакция, характерная для определенного типа личности, и поэтому так или иначе указывает на тип личности обследуемого человека.
72 Методики, входящие в психологическую автоматизированную экспертную систему, подробно описаны в опубликованных практических руководствах и уже более 20 лет успешно применяются психологами в их практической и научно-исследовательской работе, в том числе во многих государственных организациях (МВД, МЧС, Аэрофлот, РЖД, Прокуратура России, ГАЗПРОМ, Департамент занятости населения, сфера образования и др.).

References

1. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznanija. Saint-Petersburg.: Piter, 2001. 288 p. (In Russian)

2. Vygotskij L.S. Osnovnye mehanizmy chelovecheskogo povedenija Moscow: izd-vo BZO pri pedagogicheskom fakul'tete 2-go MGU, 1930. № 4. P. 48–61. (In Russian)

3. Golubeva Je.A. Sposobnosti i individual'nost'. Moscow: Prometej, 1993. 306 p. (In Russian)

4. Gubachev Ju.M., Stabrovskij E.M. Kliniko-fiziologicheskie osnovy psihosomaticheskih sootnoshenij. Leningrad: Medicina, 1981. 216 p. (In Russian)

5. Izard K.E. Jemocii cheloveka. Moscow: Izd-vo MGU, 1980. 439 p. (In Russian)

6. Maddi Sal'vatore R. Teorii lichnosti: sravnitel'nyj analiz. Trans. From engl. Saint-Petersburg.: Izd. “Rech'”, 2002. 539 p. (In Russian)

7. Nebylicin V.D. Psihofiziologicheskie issledovanija individual'nyh razlichij. Moscow: Prosveshhenie, 1976. 384 p. (In Russian)

8. Panferov V.N., Mikljaeva A.V. Princip celostnosti v integracii psihologicheskogo znanija. Psikhologicheskii zhurnal. 2019. V. 40. № 2. P. 5–14. (In Russian)

9. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii. Moscow: Pedagogika, 1973; Saint-Petersburg: Piter, 2002. 720 p. (In Russian)

10. Rusalov V.M. O vzaimootnoshenii svojstv temperamenta i jeffektivnosti individual'noj i sovmestnoj dejatel'nosti. Psikhologicheskii zhurnal. 1982. V. 3. № 6. P. 50–59. (In Russian)

11. Sobchik L.N. Metod portretnyh vyborov. Modifikacija testa vos'mi vlechenij Sondi. Moscow: Izd. Borges, 2010. 82 p. (In Russian)

12. Sobchik L.N. Prakticheskoe rukovodstvo: Diagnostika mezhlichnostnyh otnoshenij DMO. Moscow: Izd. Borges, 2010. 48 p. (In Russian)

13. Sobchik L.N. Prakticheskoe rukovodstvo: Individual'no-tipologicheskij oprosnik ITO. Moscow: Izd. Borges, 2010. 55 p. (In Russian)

14. Sobchik L.N. Psihodiagnostika v proforientacii i kadrovom otbore. VI Vserossijskij s#ezd psihologov. Cheljabinsk. Sbornik trudov, 2016. P. 128. (In Russian)

15. Sobchik L.N. Psihologija individual'nosti. Teorija i praktika psihodiagnostiki. Saint-Petersburg.: “Rech'”, 2005. 485 p. (In Russian)

16. Sobchik L.N. Standartizirovannyj mnogofaktornyj metod issledovanija lichnosti SMIL. Moscow: Izd. Borges, 2003. 250 p. (In Russian)

17. Teplov B.M. Sposobnosti i odarennost'. Moscow: MGU. 1982. (In Russian)

18. Fress P., Piazhe Zh. Jeksperimental'naja psihologija. Moscow, 1975. (In Russian)

19. Dahlstrom W.G., Welsh G.S. An MMPI handbook. Minneapolis, 1960. 601 p.

20. Hathawey S. Mc Kinley J. Basic readings of MMPI in psychology and medicine. Minneapolis, 1956.

Comments

No posts found

Write a review
Translate