The Phenomenon of Responsibility in the Structure of Russians' Concepts about Professional Activities
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Phenomenon of Responsibility in the Structure of Russians' Concepts about Professional Activities
Annotation
PII
S020595920022781-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
D. A. Kitova 
Occupation: Leading Researcher of Laboratory of History of Psychology and Historical Psychology
Affiliation: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
A. Zhuravlev
Occupation: Professor, Scientific Adviser of Institute of Psychology RAS
Affiliation: Institute of Psychology RAS
Address: Yaroslavskaya str., 13, building 1
Pages
47-57
Abstract

The paper analyzes the state of research on the phenomenon of responsibility in the scientific literature and its place within the framework of psychological knowledge, including in the context of professional and entrepreneurial activities. It is shown that the macropsychological analysis of the attitude of Russians to the social aspects of responsibility as a psychological phenomenon is an actual, but little studied problem. The study is aimed at identifying the structural and content characteristics of social network users' perceptions of professional responsibility as a unique (not identical) phenomenon to other types of responsibility. In accordance with the stated goal, there is an appeal to neural network automated methods for analyzing large amounts of information according to semantic, frequency and emotional criteria. The general classification of messages is made in the expert mode. The results of the study made it possible to formulate a number of main conclusions: responsibility is perceived as an inalienable component of professional activity; the greatest responsibility is attributed to professionals responsible for the well-being of others; the more people are in the sphere of distribution of the powers of a professional, the higher the level of responsibility attributed to him; professional responsibility gives rise to a wide range of different experiences, in the structure of which a dishonest attitude to the fulfillment of one's obligations causes extremely negative assessments. The paper reveals the principles of personalization and depersonalization of responsibility. In the future, an analysis of similar ideas of residents of other countries is proposed.

Keywords
responsibility, professional responsibility, entrepreneurial activity, macropsychology, user messages, automated analysis, emotional background, authority, attribution, negative assessments, personalization, depersonalization
Acknowledgment
The study was financially supported by the Russian Science Foundation (RSF) within the framework of scientific project No. 21–18–00541.
Date of publication
16.11.2022
Number of purchasers
11
Views
544
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2022
1 Ответственность как феномен в жизнедеятельности человека и общества рассматривается в различных отраслях современных социо-гуманитарных наук. В частности, в рамках правовых теорий (уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной, дисциплинарной); в контексте экономической деятельности (государственной, коллективной, частной); в сфере социальных наук (экономической, политической, социальной, духовной); к ответственности обращаются также при изучении деятельности социальных институтов (государства, предприятий, школы, семьи, церкви и т.д.). В границах каждого научного направления можно отметить и специфические особенности изучения феномена. Например, в русле правового толкования можно говорить о двойной ответственности или ответственности за бездействие – неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, к примеру, ответственность за неисполнение договоров.
2 С точки зрения психологии, ответственность также может рассматриваться с той или иной точки зрения, опираясь на различные основания [2], например, как осознаваемая или неосознаваемая. В последнем случае так происходит, если человек не подозревает о своей провинности, в силу своей некомпетентности (что часто наблюдается в правовой практике), не чувствует или не признает своей вины. Ответственность можно по-разному рассматривать и в связи с мотивационной активностью личности: в позитивной интерпретации – как договоренности, а в негативной – как сговор. Рассуждая об ответственности, можно говорить о ее роли и проявлении в проблемном пространстве различных отраслей психологии, например, в педагогической психологии (воспитание или формирование ответственности), юридической, политической, экономической. Необходимо также указать на характер междисциплинарных связей психологии с такими смежными отраслями науки как право, социология, экономика, медицина, педагогика и т.д., с которыми психология ответственности будет выступать структурным или фоновым компонентом в процессе изучения непсихологических явлений. В контексте данной статьи предпринята попытка изучения ответственности как социально-психологического явления в обыденных представлениях россиян о профессиональной и бизнес-деятельности.
3

СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

4 Теоретические проблемы изучения ответственности в социо-гуманитарных отраслях науки характеризуются разнообразием, среди которого можно выделить ключевые. В первую очередь, это работы, основанные на различных теоретических подходах к изучению феномена ответственности в отечественной психологии (Д.С. Минюкова, Е.В. Волкова, С.А. Башкатов, В.П. Самойленко, Л.В. Чернышова), а также обзоры основных фундаментальных разработок в зарубежной психологии (А.Е. Березина, А.М. Жуков, Ж.В. Степаненко, С.В. Шевцова). Среди этих направлений можно отметить и наиболее конкретные, ориентированные на изучение отдельных теоретических вопросов таких, как: анализ личностной ответственности в гуманистической психологии (Е.В. Панькина); экзистенциальной психологии (А.Д. Тысячина); социо-гуманитарных и психолого-педагогических науках (Т.В. Воробьёва) или еще более узко формулируемого вопроса – экзистенциальной ответственности личности (М.А. Фризен). В литературе выделяются и направления изучения структурных элементов ответственности, среди них: субъекты, объекты и критерии социальной ответственности (Е.И. Тавер); принципы и механизмы ее формирования (Е.В. Киреев, А.Е. Кузнецова, Н.И. Привалов); социальная ответственность как динамический процесс (Л.Н. Морозов). С помощью сравнительного анализа рассматриваются соотношения личной и социальной ответственности (Ю.Е. Мужичкова); феномена свободы и ответственности (Е.Н. Андреева); психологии вины и ответственности (О.Д. Ситковская); социального и духовного аспектов психологического пространства ответственности (Е.В. Воробьева); экологического сознания и социальной ответственности (А.Ю. Гомзякова); выбора и ответственности в контексте изучения конфликтов (Е.Я. Строганова, Т.В. Ветер, Н.А. Хаймовская). Можно отметить и пристальное внимание авторов к анализу динамики развития этого направления, например: восприятие ответственности в современных условиях развития общества (О.В. Лукьянов); историко-обусловленные феномены ответственности (например, взяточничество – А.А. Колодкина, Т.М. Чапурко). Или же анализ частных случаев – история, состояние и перспективы исследования психологии ответственности в работах ученых Омского государственного университета (Л.И. Дементий, О.Ю. Гроголева). Примечательными представляются темы, разрабатываемые в контексте философской парадигмы – ответственность как морально-этическая проблема (С.В. Быков); научная этика ученых (А. Лакетич, С.К. Лакетич, И.А. Монастырская) и, менее разработанная, – ответственность в контексте клонирования (С.С. Корнеенков).
5 В границах предлагаемого в работе подхода важно обратить внимание на состояние исследований ответственности в профессиональной деятельности и бизнесе. В первом случае рассмотрены структурные элементы социальной ответственности (А.С. Поляков, С.В. Быков); категориальный аппарат, механизмы реализации и диагностика уровня развития (С.Л. Богомаз); место профессиональной ответственности в психологии труда (С.В. Быков); в практической психологии (В.М. Розин); как поведенческого феномена в структуре трудовой деятельности (М.В. Муконина). Интересной представляется работа по профессиональной ответственности практических психологов в России (Н.А. Камнева).
6 Ответственность в бизнесе рассматривается в контекстах устойчивой модели взаимодействия государства и бизнеса или идей упреждения возможного/ожидаемого вреда (В.А. Сергеев); этики бизнеса (В.В. Кулинченко); делового партнерства (В.П. Позняков, Т.С. Вавакина); деятельности молодых российских предпринимателей (Н.В. Анненкова, С.М. Буянова, М.А. Гагарина); междисциплинарного анализа механизмов социальной ответственности бизнеса (Ю.Е. Мужичкова), а также феноменов доверия и ответственности как психологических факторов бизнеса.
7

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

8 В качестве проблемы исследования предлагается поиск специфических структурных и содержательных элементов ответственности в массовых, релевантных обществу в целом, представлениях россиян о психологических особенностях экономической самореализации личности, которые могут проявляться в рамках наемной работы или в процессе включения человека в самостоятельную экономическую деятельность (фоновый компонент). Первую сферу мы определили как профессиональную деятельность, вторую – направленную на получение дохода – как бизнес.
9 Целью исследования выступает структурно-содержательный анализ представлений пользователей социальных сетей о профессиональной ответственности. Планируется выделить психологические характеристики профессиональной ответственности из текстов сообщений о профессии, бизнесе и ответственности, что позволит описать профессиональную ответственность как уникальную (не тождественную другим видами ответственности) психологическую категорию.
10 Методологические подходы. Представления личности рассматриваются в психологии как определенные содержательные и структурные элементы (рациональные и иррациональные), которые воздействуют на поведенческую активность личности, интегрированы в механизмы социального взаимодействия и упорядочивают многообразие отдельных представлений личности в единую мировоззренческую концепцию. Представления также сопряжены с эмоциональной сферой человека, подвижны в пределах временного диапазона и могут изменяться в соответствии с психологическими условиями и ситуациями развития самого человека, групп и общества.
11 Методы исследования. Предполагается, что в условиях непринужденного общения в сообщениях пользователей, направленных на описание и анализ жизненных ситуаций, неизбежно будут проявляться представления о профессии, бизнесе и ответственности, что позволит получить первичные сведения из естественной среды проживания человека.
12 В данном исследовании произведен автоматизированный анализ уникальных (не повторяющихся) сообщений пользователей социальной сети ВКонтакте, в тексте которых присутствуют слова “профессия”, “бизнес” и “ответственность” (всего 3766 сообщений). Из этих текстов выделены сообщения, имеющие непосредственное отношение к профессиональной ответственности, т.е. в тексте которых одновременно содержатся слова “профессия” и “ответственность” и/или “бизнес” и “ответственность”, а также анализировались сообщения об “ответственности”, в которых имелись ссылки на профессию или бизнес.
13 В ходе исследования во всех анализируемых категориях произведен статистический анализ слов (рис. 1). Для исключения стоп-слов, не несущих большой информативной нагрузки, использован точный метод Фишера, который удобен для анализа таблиц сопряженности на выборках маленьких размеров. Анализ сопряженности выполнен посредством тестирования с корпусным датасетом русского языка на основе распределения Бернулли. В исследовании использован русскоязычный корпус для изучения коротких текстов RuTweetCorp [6]. Далее был произведен частотный анализ отобранных слов с использованием программы PyMorphy2 [9]. Классификация сообщений произведена в экспертном режиме, особенности деления множества на характерные подмножества описаны в эмпирической части исследования.
14 Для анализа эмоционального фона сообщений в качестве базовой языковой модели использована нейросеть, обученная по модели FastText. Сеть обучалась методом максимального правдоподобия, являясь устойчивой к изменениям окончаний (подробнее см.: [3]). Оценка эмоциональной тональности слов произведена с использованием модели Dostoevsky на датасете RuSentiment (подробнее о тональности см.: [1]). Эмоциональный фон изучался в рамках трех модальностей – позитивный, нейтральный и негативный, в числовом диапазоне от –1 до +1, с разбиением шкалы на 20 равномерных по величине единиц – “шагов” (длина каждого “шага” равна 0,1).
15

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

16 Частотный анализ текстов пользователей. Как оказалось, ответственность наиболее активно дискутируется в контексте политической деятельности, в которой пользователи выделяют два основных субъекта (табл. 1). Первый – это сами политики, причем, чем больше людей находится в зоне влияния политиков (муниципальных, региональных, федеральных), тем выше ответственность, которую пользователи возлагают на представителей этой профессии. Второй субъект – это граждане, которые, по мнению пользователей, обязаны брать на себя ответственность за общее состояние социальной, политической и экономической жизни государства, а не пребывать “в роли потребителей социальных благ”1. Вторую категорию лиц можно связывать с профессиональной ответственностью, конечно, лишь условно, хотя идея заслуживает внимания – рассматривать гражданскую ответственность в рамках долженствования и персонализации вины за состояние дел в обществе. Таким образом, политиков можно рассматривать как ведущую профессиональную группу, наделяемую максимальными обязательствами. Такое требование обосновывается как спецификой самой профессии – ответственность политиков за определенный порядок в обществе, так и на основе количественных критериев – чем больше людей вовлечено в зону профессионального влияния, тем выше ответственность должностного лица. Последнему истолкованию проблемы можно найти еще несколько подтверждений.
1. Использован фрагмент текста из сообщения пользователя
17 Так, в списке наиболее часто обсуждаемых пользователями специальностей, вторую позицию, вслед за политиками, занимает профессия инженера, которая тесно граничит с ответственностью за жизнь и здоровье человека, т.к. население выражает высокое доверие представителям профессии, находясь в самолетах, поездах, автомобилях, лифтах, детских каруселях, жилых многоквартирных домах, промышленных объектах и т.д. Третью по интенсивности обсуждений позицию занимает профессия учителя, которая превосходит (!) по уровню возлагаемой на них ответственности представителей медицинской сферы, – специалистов занятых не только сохранением здоровья пациентов, но и спасением их жизней. Такая ситуация также объясняется количеством людей, взаимодействующих с ними – по существу нет ни одного ребенка (человека), который не был бы на определенном жизненном этапе вовлечен в образовательную деятельность и взаимодействие с учителем. Здесь особенно выделяются функции учителя по формированию личности ребенка – ведущим, среди которых (по частоте упоминаний) определяется умение мыслить логически. Для обоснования количественной детерминации уровня ответственности, возлагаемого на специалистов, можно сослаться и на суждения о профессии пожарного. Характер деятельности пожарных признается пользователями чрезвычайно опасным, но им не столько приписывают строгую ответственность (которую они уже сами приняли на себя, став представителем “суровой профессии”), сколько выказывают высокую признательность. Таким образом, представители опасных профессий вызывают у пользователей чувство благодарности, а вовлеченность большого количества людей в зону ответственности профессионала усиливает взыскательное к нему отношение.
18 После выделения первых четырех профессий, с опорой на количественные оценки возлагаемой на специалиста ответственности, пользователями предложена следующая иерархия профессий: психологи, которые по роду занятий вынуждены брать на себя ответственность за самочувствие и жизненные выборы другого человека; журналисты – им доверено, как на государственном (законодательном), так и гражданском (моральном) уровнях, информировать общественность о состоянии общества; врачи, ежедневно борющиеся за сохранение жизни и здоровья своих пациентов; юристы, напрямую ответственные за разрешение правовых проблем клиентов. Выдержки из соответствующих высказываний пользователей и их количественные характеристики представлены в таблице 1.
19 Таблица 1. Высказывания пользователей социальной сети о профессиях
Профессия Выдержки из сообщений пользователей %
Политики – Низкие зарплаты, слабая поддержка среднего и малого бизнеса, снижение темпов роста крупной промышленности – лишь некоторые факторы, за что несет ответственность государство. 14.7
Инженеры – Профессия инженера – это не столько возня с сухими цифрами, сколько анализ, поиск путей решения проблем и минимизации рисков. 13.9
Учителя – … есть вопросы к власти, к Минобру, к истерзанной и выхолощенной образовательной программе. И к учителям, конечно, профессия которых вымирает… 12.4
Граждане (условно) – …граждане России несут полную ответственность за нежелание участвовать в политической и экономической жизни страны. 11.1
Психологи – … мне на протяжении всего года учителя пытаются доказать, что профессия психолога “ерунда полнейшая” и мне надо в мед поступать, и им все равно, что медицина мне неинтересна… 9.7
Журналисты – … я уважаю тех, кто видит цель и не видит преград, журналист – по-настоящему интересная и многогранная профессия. 8.5
Врачи – … врач – сама профессия актуальна, но зарплата… 7.2
Юристы – … Илья, я понимаю, что юридические консультации – это сложная и высокооплачиваемая работа. 5.7
Программисты – ... никто не видит проблемы в том, что лишь одна важная профессия программиста оплачивается нормально, а остальные … там “всякие бездельники” и не заслужили просто??? 5.1
Актеры – … не путайте работу актера (работа – это заплатили), с его личным мнением: есть “вынужденная продажность” этой профессии. 2.0
Разные – Продавец в продуктовом нужен всем, дворник, врач, учитель, строитель, все профессии важны. 9.7
20 В ходе обсуждения профессий обнаружена еще одна характерная особенность: при анализе деятельности некоторых специалистов, нередко программистов, в зону оговариваемой ответственности попадают не столько сами специалисты, сколько их работодатели (предприятия и государство). Такая ситуация обнаруживает себя и при рассмотрении профессии актера – в этом отношении достаточно показательно одно из представленных сообщений (табл. 1, п. 10). Таким образом, профессиональная ответственность может возлагаться не только на самого специалиста (иногда, и не столько), но и на руководителей, наделенных полномочиями по формированию общественных целей или производственных задач.
21 Структурно-содержательный анализ сообщений о профессиях, ответственности и бизнесе. Анализ слов, отобранных по принципу непосредственной статистической взаимосвязи с анализируемыми феноменами, показал, что профессиональная деятельность ассоциируются с ее содержанием (дело, время, сложность, планирование), личностными (хороший, уважаемый) и профессиональными (высокий профессионализм) качествами специалистов, профессиональной компетентностью (мнение, возможности) и чувствами (любовь к профессии). Эти результаты свидетельствуют об адекватном понимании сущности профессиональной деятельности как рода занятий, в его взаимосвязи с сопутствующими процессами и необходимой профессиональной подготовкой. В сообщениях также обсуждаются природно и социально обусловленные качества специалистов, которые могут оказывать существенное влияние на конечные результаты труда. За пределами обсуждений остаются психофизиологические характеристики, которые, как известно, проверяются заранее, перед допуском к работе, и санитарно-гигиенические условия труда, которые пользователи, видимо, никак не связывают с ответственностью за результаты труда. Они наиболее часто говорят о профессиях с высокой общественной значимостью – журналистах, психологах, учителях (школах), а также отдельно оговаривают мужественный выбор представителей опасных профессии (пожарный, спасатель, шахтер) – данные позиции обсуждались выше и еще раз подкрепляют изложенную информацию.
22 Ответственность как феномен в рамках обсуждения различных проблем наиболее часто отождествляют: с конкретными объектами – это страна и дети (ребенок), что можно определить как актуализацию принципа повышенного внимания к наиболее значимым позициям; проблемными ситуациями и оперативными действиями специалистов (ошибки, выбор альтернативы, варианты, процессы, внимательность) – принцип ответственности за процессы, в том числе и принятия решений; с материальными ценностями (вещи, ресурсы, оборудование, материалы) – принцип материальной ответственности; чувством ответственности (слово) – принцип морали. Обращение к описываему ряду фактов можно найти и в ряде других эмпирических исследований. Так, выявлено, что пространство профессиональной ответственности психологов неизменно рассматривается с учетом морально-нравственного аспекта деятельности [5] или же, что «профессиональная ответственность лежит в семантическом пространстве понятия “риски профессиональной деятельности”» [8, с. 172].
23 С позиции ответственности специалиста феномен по массовости обсуждений соотносят (материал представлен в порядке убывания частоты): с требованиями по безопасности (процессы, внимательность), с проблемными, в том числе чрезвычайными, ситуациями (проблема, ошибка, момент), с результатами деятельности (делать, понимать, поддерживать, решать), личностными и профессиональными качествами специалиста (выбор, мнение, чувство ответственности), персонализацией обязанностей (каждый, другой, любой, личный, всякий) и неотчуждаемой, априорной интегрированностью в профессию (брать, отвечать). Неотчуждаемый характер профессиональной ответственности атрибутируется как субъекту – отвечать должен каждый, независимо от персональных или социальных обусловленностей, так и объекту ответственности – профессионалы в ответе перед каждым членом общества независимо от его (представителя социума) своеобразия.
24 В границах сравнения бизнеса с профессиональной деятельностью и ответственностью, ему (бизнесу) приписываются минимальные требования по таким позициям как “знать”, “делать”, “думать” и “понимать”, а наиболее высоко бизнес связывают лишь с необходимостью верить в себя и видеть перспективы, что, конечно, немаловажно, но определенно недостаточно. По мнению пользователей, по трудоемкости профессиональная деятельность превосходит деятельность предпринимателя практически по всем позициям – делать, говорить (объяснять), думать, понимать, заниматься, знать, уметь, делать, зарабатывать (!), находить, выбирать, решать и т.д. Показательно так же, что бизнес меньше связывают с “делом” и “временем”.
25 Все эти обстоятельства скорее свидетельствуют об отсутствии у пользователей понимания сущности и специфики предпринимательской деятельности. К примеру, выявлено, что вторым фактором в структуре ведущих компетенций предпринимателя выступает “забота о высоком качестве товара” [7], при этом качество товара (интеллектуальной продукции, технических средств, текстильных изделий, мясомолочной продукции и т.д.) невозможно определить без соответствующих профессиональных компетенций. В подтверждение предложенных аргументов можно сослаться и на информацию о том, что 97% россиян не имеют реального опыта предпринимательской деятельности [4].
26

Рис. 1. Статистический анализ корреляции слов для выявления “стоп-слов”

27 Анализ эмоционального фона сообщений. Как оказалось, профессиональная деятельность порождает широкий спектр переживаний, эксплицированных в интервале от высоко позитивного эмоционального фона до резко негативного. Негативный эмоциональный фон в диапазоне от ˗0.2996 до ˗0.2004 является максимально выраженным, но его интенсивность в общем спектре негативных высказываний минимальна, занимает первый числовой промежуток из 9 возможных (диапазон от ˗0.2996 до ˗0.9638). Дополнительный частотный анализ этих сообщений показал, что такого рода переживания вызваны стабильно низким уровнем заработной платы. Из представленной информации можно предположить, что низкий уровень оплаты труда выступает устойчивым негативным фоном профессиональной деятельности на протяжении многих лет [4], став традиционным явлением, а, в силу своей привычности, теряет эмоциональный накал и перестает вызывать острые переживания, хотя неизменно угнетает субъективное благополучие специалистов. Общий негативный фон высказываний напрямую коррелирует и с проблемой ответственного отношения к профессии – недобросовестное исполнение своих обязательств вызывает резко излагаемые негативные оценки. В частности, пользователи практически уравнивают безответственность или избегание ответственности с социопатией (интенсивность высказывания ˗0.2983), такое высказывание представлено в таблице 3 (п. 1).
28

Рис. 2. Анализ эмоционального фона сообщений пользователей социальной сети о профессии

29 Важно отметить, еще несколько позиций. Во-первых, переживания пользователей распределены по всей длине шкалы (в диапазоне от ˗0.0901 до +0.0993) из 20 позиций (рис. 2а). Во-вторых, если исключить столбец, связанный с неодобрительными оценками уровня заработных плат, то ведущий эмоциональный фон профессиональной деятельности можно определить как нейтральный или уравновешенный (диапазон от ˗0.0901 до +0.0993). В-третьих, интенсивность положительных переживаний (диапазон от 0.1997 до +1.0) в целом выше, чем негативных (2б и 2в).
30 Из таблицы 2 можно сделать еще несколько дополнительных выводов. Во-первых, безответственность вызывает неизменно негативные оценки, интенсивность проявления которых практически достигает максимально возможных значений. Нейтральные высказывания больше связаны с обсуждением повседневных проблем, а позитивные – с пониманием роли ответственности в жизнедеятельности человека/общества и неизменно отожествляются с необходимостью брать (нести) ответственность за свои действия. Иными словами, удовлетворения от возможности отказаться от своих обязательств или каким-то образом избежать их исполнения не высказал ни один пользователь так же, как никто из них не отозвался позитивно о том, что такое поведение можно считать привлекательным. Исходя из этих данных, в качестве общего вывода, можно предложить то, что многочисленные претензии по поводу неисполнения обязательств в социальной практике могут быть обусловлены психологическими обстоятельствами – разными представлениями об ответственности и принципах его распределения между участниками конфликтных ситуаций.
31 Таблица 2. Эмоциональный фон слов в сообщениях пользователей о профессиях
Слова Выдержки из сообщений пользователей Фон
Придумать (- 0.2983) – … придумывать на работе “отмазки” – это детское поведение, а если еще проявлять нежелание брать на себя ответственность, – это, скорее всего, социопатия. НЕГАТИВНЫЙ
Учить (-0.2495) – Каждому имеет смысл заиметь свою голову на плечах и научиться нести ответственность за свои решения самостоятельно, не ссылаясь на кого-то. Это позиция ребенка.
Отличаться (-0.2237) В отличие от вины, ответственность может быть коллективной и может быть атрибутирована всему коллективу!
Подумать (-0.0011) – Вдруг подумала, что очень завидую безответственным людям, это же насколько легко им живётся…представила себе – нет, уже не завидую, такой жизни не хочу. НЕЙТРАЛЬНЫЙ
Спрашивать (0.0027) – Вас не будут спрашивать, хотите вы платить или нет. Вас заставят заплатить, если это зона Вашей ответственности – в этом весь смысл профессионализма.
Слушать (0.0082) – Но джуны слушают и учатся. У них и ответственность куда ниже. С них никогда не спрашивают много.
Проводить (0.1116) – … опросы надо проводить не со словами “одобряете ли...?”, а со словами “готовы ли вы нести ответственность, если...?”. ПОЗИТИВНЫЙ
Рассказать (0.1206) – Я начала вести курс по рисованию в конце лета и рассказала тут о нем. Теперь я чувствую некую ответственность, и как бы мне ни было трудно, я его должна завершить.
Надеяться (0.2071) – … ибо с большой силой приходит большая ответственность и на него возлагали больше всех надежд.
32 Полученный материал позволяет выразить и соответствующий качественный срез проблемы. В частности, в таблице 3 представлены выдержки из высказываний пользователей, которые позволяют оценить многообразие эмоций и психологических оценок, порождаемых в профессиональной деятельности человека. Вне профессионального контекста, в рамках изучения проблем ответственности или бизнеса, эти эмоции, конечно, будут еще более разнообразны и могут служить основанием для дальнейшего изучения.
33 Таблица 3. Психологическое содержание сообщений пользователей о профессиях
Психологический аспект Эмоционально окрашенные высказывания из сообщений пользователей
Компетентность – Знание – жестокая ответственность.
Стиль мышления – У инженеров и технарей работа строится на математике и логике, это определяет их действия и в жизни.
Разочарования – У меня такая бесполезная профессия на самом деле. Надо было слушать бабушку и идти в мед.
Унификация – … разделение труда, ограничило жизнь человека в рамках одной профессии, с единым характером, едиными условиями …
Замешательство – …как же хочется заниматься всем. С одной стороны, моя профессия, которая все ещё увлекает, а с другой брат, который тянет в IT сферу, тем, что там больше денег. Но и очень хочется фотографиями заниматься, … а-а-а-а-а…
Недоумение – Моя мать учит айтишников уже кучу лет, защитила кандидатскую, а ее студенты уже на старте получают больше, чем она – КАК это?
Саморазвитие – … А никакая профессия не монолит и всегда есть, куда расти.
Мотивация – Я пишу название универа на листочке и клею в заметное место, чтобы была мотивация учиться.
Талант – Фигляры да. А АРТИСТЫ запоминаются. В любой профессии есть гении и просто специалисты…
Деформации – Учителя привыкли транслировать свои мысли. Профессиональная деформация: все разъяснить и всем помочь.
Многогранность – Разве не очевидно, что человек несравненно шире, глубже того, в чем он может себя явить, будь это профессия, стихи или внешность?
Смятение – Я настолько потеряна, что даже четче вижу себя пандой, чем в какой-то в профессии.
Смирение – Сначала я хотела бросить все, потому что не видела смысла в своей профессии, но … сейчас я решила закончить все это, получить диплом и выживать дальше.
Психосоматика – … мне физически плохо от мысли, что в это десятилетие я должна: закончить универ, найти работу по профессии, устроить личную жизнь, переехать (к мужу), родить и сделать какую-то карьеру...
Безысходность – Я сижу час без света, на мне очки за 1.5 тысячи, я питаюсь очень ограниченно и моя будущая профессия никому не нужна…
34

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

35 Из полученных результатов эмпирического исследования можно сделать несколько основных выводов.
36 1. Ответственность воспринимается пользователями как неотчуждаемый компонент профессиональной деятельности, а наибольшая ответственность приписывается специалистам, которые в силу профессиональной специфики призваны нести ответственность за благополучие других людей (не столько за производственные процессы, результаты деятельности, выбор технологий и т.д.). Кроме того, чем больше людей находится в сфере реализации полномочий профессионала, тем выше уровень ответственности, который на него возлагается.
37 2. В соответствии с приведенными принципами наибольшую ответственность респонденты возлагают на политиков, обладающих государственной и муниципальной властью, далее, по мере сужения зоны ответственности, представлены инженеры, учителя, психологи, журналисты и врачи – специалисты, чья деятельность также связана с благополучием человека.
38 3. Непосредственно в рамках профессиональной деятельности ответственность также максимально коррелирует с благополучием человека, задействованного в рамках производственных процессов, далее в иерархическом порядке ответственность пользователи связывают с безопасностью технологических процессов, результатами труда и сбытом продукции. Минимальный уровень ответственности приписывается специалистам за психологическое благополучие в коллективе и профессиональное самочувствие.
39 4. По объектам максимальная ответственность возлагается за страну (как на политиков, так и на самих граждан) и детей, после чего, со значительным снижением частоты, актуализируются многочисленные виды профессиональной ответственности по самым разнообразным основаниям (безопасность труда, непрерывность производственных процессов, эффективность деятельности, достижение запланированных результатов, подготовка кадров, поддержание психологического климата в коллективе и т.д.).
40 5. Выявлено два взаимосвязанных принципа: первый – персонализации ответственности – каждый специалист по определению несет неотчуждаемую персональную ответственность за результаты своей деятельности (ответственность не может быть снята, делегирована или отчуждена) и второй – деперсонализации ответственности, гарантирующей всеобщую защиту людей от недобросовестного исполнения специалистами своих обязательств (каждого гражданина и любой организации).
41 6. Анализ эмоционального фона сообщений пользователей позволяет констатировать, что феномен ответственности в профессиональной деятельности порождает широкий спектр различных переживаний, в структуре которых недобросовестное отношение к исполнению своих обязательств вызывает исключительно негативные оценки.
42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

43 Структурное положение ответственности в рамках различных видов профессиональной деятельности является проблемой, которая не получила должного отражения в современной литературе. В этом смысле представляются интересными факты, полученные при сравнении показателей, полученных в ходе изучения ответственности в профессиональной деятельности и бизнесе. На наш взгляд, детализация установленных позиций, выявленных результатов их психологических оснований может дать много полезной информации для сферы подготовки кадров, а также управления социальными процессами и поэтому требует дальнейшего изучения. Не менее ценным представляется анализ соответствующих представлений об ответственности в предпринимательской деятельности жителей различных стран, что выступает перспективным планом исследований.

References

1. Dvojnikova A.A., Karpov A.A. Analiticheskij obzor podhodov k raspoznavaniyu tonal'nosti russkoyazychnyh tekstovyh dannyh. Informacionno-upravlyayushchie sistemy. 2020. № 4 (107). P. 20–30. (In Russian)

2. Dementij L.I. K probleme mery otvetstvennosti. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo. 2004. V. 6. № 3(23). P. 264–274. (In Russian)

3. Demidova O.A. Metod maksimal'nogo pravdopodobiya. URL: https://www.hse.ru/staff/demidova_olga (data obrashcheniya 28.03.2022). (In Russian)

4. Zhuravlev A.L., Kitova D.A. Social'no-psihologicheskie resursy razvitiya obshchestva v usloviyah cifrovyh tekhnologij. Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 2020. V. 8. № 2(30). P. 24–40. DOI 10.19181/snsp.2020.8.2.7301. (In Russian)

5. Kochneva E.M., Morozova L.B. Professional'naya otvetstvennost' kak predmet psihologicheskih issledovanij. Vestnik Mininskogo universiteta. 2016. № 4 (17). P. 30. (In Russian)

6. Rubcova Yu.V. Avtomaticheskoe postroenie i analiz korpusa korotkih tekstov (postov mikroblogov) dlya zadachi razrabotki i trenirovki tonovogo klassifikatora. Inzheneriya znanij i tekhnologii semanticheskogo veba. 2012. V. 1. P. 109–116. (In Russian)

7. Spenser L., Spenser M. Kompetencii na rabote. Modeli maksimal'noj effektivnosti raboty. M.: Izd-vo GIPPO, 2010. (In Russian)

8. Chirkova T.I., Kochneva E.M., Myalkina S.P. Professional'nye riski v strukture professional'noj deyatel'nosti psihologa: kontekst vuzovskoj podgotovki. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal “Koncept”. 2014. №6. P. 171–175. (In Russian)

9. Korobov M. Morphological analyzer and generator for Russian and Ukrainian languages. Communications in Computer and Information Science. 2015. V. 542. P. 330–342.

Comments

No posts found

Write a review
Translate