Scientific Reflection on the Personology of K. A. Abulkhanova's Philosophical-Psychological Work (To the 90th Anniversary and to the 50th Anniversary of IP RAS)
Table of contents
Share
QR
Metrics
Scientific Reflection on the Personology of K. A. Abulkhanova's Philosophical-Psychological Work (To the 90th Anniversary and to the 50th Anniversary of IP RAS)
Annotation
PII
S020595920022778-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
I. Semenov 
Occupation: professor, Department of Psychology
Affiliation: Moscow City Pedagogical University
Address: 123022, Moscow, Stolyarny per. 16, bld. 1, Russia
Pages
5-16
Abstract

The article examines the life and activity of the leading Russian philosopher psychologist (from S.L. Rubinstein’s scientific school), Main Researcher of IP RAS, Academician of RAO, Professor K.A. Abulkhanova. The relevance of this historical and scientific article is determined by her fundamental contribution to the development of theoretical and methodological problems of philosophical and psychological studies of thinking, activities, consciousness, personality, relations and social communications. The purpose of the article is to analyze K.A. Abulhaova’s 70 years of philosophical-psychological research and to systematize her achievements in the study of the psychology of thinking and consciousness of personality. The novelty of the article lies in the scientific study of K.A. Abulkhanova’s life activity from the standpoint of institutional-personological and subject-activity approaches to scientific creativity. These approaches are realized by a number of scientists (L.S. Vygotsky, A.A. Smirnov, B.M. Teplov, G.G. Shpet) including psychologists of thinking, (S.L. Rubinstein, A.M. Matyushkin, A.V. Brushlinsky, P.Ya. Galperin, Y.A. Ponomarev, V.D. Shadrikov) and personality (A.A. Bodalyov, A.N. Leontiev, M.G. Yaroshevsky, I.V. Dubrovina). Against this wellgrounded historical and scientific background, we analyze for the first time the life activity of K.A. Abulkhanova, a leading methodologist in the field of human studies and psychology of personality, in the context of a 100-year development of Russian psychology. We characterize her reflexive/creative dialogues with: S.L. Rubinstein, L.I. Antsyferova, A.V. Brushlinsky, E.A. Budilova, M.I. Volovikova, V.A. Koltsova, I.N. Semyonov, A.N. Slavskaya, E.B. Starovoitenko, M.G. Yaroshevsky, etc. In the context of S.L. Rubinstein's school periodization the stages of K.A. Abulkhanova’'s professional development are differentiated, the directions of her research are generalized, her contribution to the psychology of personality and philosophy of human studies are shown. For the first time, the heuristic problem of the historical and personological study of the role of the dynasties of psychologist scientists in the relay-creating development of scientific schools of modern psychological knowledge is put.

Keywords
philosophy, psychology, K.A. Abulkhanova, S.L. Rubinstein, scientific school, cognitive activity, personality consciousness, subjectivity of professionalism, periodization of life activity, human socialization, creative individuality
Date of publication
16.11.2022
Number of purchasers
11
Views
517
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2022
1 С целью изучения проблемы развития жизнедеятельности Ксении Александровны Абульхановой (Славской) использован системно-междисциплинарный подход для построения типологии ее концептуально-методологических направлений и дифференциации этапов жизнетворчества на фоне построения периодизации научной школы С.Л. Рубинштейна. Предложенное системно-типологическое решение указанной проблемы органично для характеристики междисциплинарных поисков К.А. Абульхановой. Ибо изучая феноменологию персонологических свойств человека, она разработала оригинальную типологию современной личности [5; 11; 20] как субъекта стратегии жизни [18; 21; 25], менталитет которого развивается в эпоху быстрых социальных изменений [7; 10; 12; 13]. Методологическая конструктивность системно-типологического подхода К.А. Абульхановой к психологии личности [20] позволила реализовать его для прикладного анализа типологии профессионального развития субъекта. Это явилось предметной предпосылкой для обращения К.А. Абульхановой в 1990-е гг. к акмеолого-педагогическому изучению профессионализма взрослых специалистов в системе их последипломного образования [24; 28]. Рефлексия этого психолого-акмеологического подхода была проведена ею позднее в 2000-е гг. [9] с позиций философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна [27].
2 Именно в этот период на рубеже 1990–2010-х гг. мне посчастливилось лично тесно сотрудничать с К.А. Абульхановой в изучении теоретико-методологических проблем психологического познания индивидуальности субъекта [15] в Госуниверситете “Высшая школа экономики” (ГУ ВШЭ) и в разработке педагогического обеспечения преподавания психологии и акмеологии [9] в Российской академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ. Этому 30-летнему опыту сотрудничества предшествовала в 1980-е гг. учеба на публикациях и докладах К.А. Абульхановой на заседаниях руководимого Я.А. Пономаревым [32] Методологического семинара при Ученом совете ИП РАН и Всесоюзной секции “Психология творчества” Общества психологов. В 1990-е гг. довелось с К.А. Абульхановой разрабатывать и преподавать теоретические основы акмеологии [9] в РАГС (ныне РАНХГС). В 2000–2010-е гг. мы участвовали в изучении персонологии индивидуальности [15], сотрудничая как с возглавляемой ею кафедрой психологии личности в ГУ ВШЭ (ныне НИУ ВШЭ), так и с руководимой Д.Б. Богоявленской “Секцией психодиагностики одаренности” по обобщению с К.А. Абульхановой и рядом психологов РПО современного развития творческого наследия С.Л. Рубинштейна [30] применительно к изучению персонологии творчества и методологии психологии [26].
3 Новизна данной статьи определяется разработкой субъектно-науковедческого и институционально-персонологического подходов к психологическому изучению творческой деятельности выдающегося ученого – нашего современника – К.А. Абульхановой-Славской. Важность учета роли институций как социально-коммуникативных условий планирования исследований и самореализации их субъектов в научной деятельности отмечалась в социальной психологии науки (М.Г. Ярошевский, Д.В. Ущаков и А.Л. Журавлев [38]; А.В. Юревич). Институциональный подход разрабатывался при построении нами периодизации 100-летнего развития советской психологии и ее научных школ и дополнялся персонологическим [32; 34] анализом жизнетворчества их создателей (А.А. Бодалев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Г.Г. Шпет, М.Г. Ярошевский и др.) с акцентом на изучение интеллектуально-личностного развития жизнетворчества в конкретных социокультурных условиях [35]. Субъектно-деятельностная интеграция этих двух видов системно-науковедческого анализа привела к концептуализации единого институционально-персонологического подхода в психологическом изучении научного творчества [33], в т.ч. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, Е.А. Будиловой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова, Е.В. Шороховой.
4 В первом разделе статьи впервые выстраивается периодизация жизнетворчества К.А. Абульхановой, во втором – характеризуется эвристическая роль династий психологов в эстафетном развитии научных школ С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, в третьем – дифференцируются основные достижения К.А. Абульхановой-Славской и обобщается типология направлений ее исследований психологии мышления и сознания личности, а также разработка системы теоретико-методологических принципов современного человекознания.
5

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К.А. АБУЛЬХАНОВОЙ

6 Первые 20 лет ее философско-психологических исследований в 1950-1960-е гг. посвящены теоретико-экспериментальному изучению процессов мышления [36; 37] в контексте анализа истории и теории психологии познания. Это было обобщено в ее книге из научно-популярной серии [19], где также публиковались психологи (Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, И.С. Кон) и философы (Б.Г. Кузнецов, О.Г. Дробницкий и др.). Опыт изучения К.А. Славской логико-психологических процессов мышления вызвал интерес не только у его отечественных исследователей [34], но и у зарубежных [40]. Последующие же полвека в 1970-2020-е гг. междисциплинарные поиски К.А. Абульхановой сосредоточились на изучении психологии личности как субъекта сознания и социальных взаимодействий [3; 4; 11; 13; 15; 17; 25; 28; 31; 39], а также на разработке теоретико-методологических проблем [2; 3; 14; 20; 22; 26; 27; 31; 39] человекознания. Грань между обоими периодами рельефно обозначилась в “Вопросах психологии” (№ 5 за 1969 г.) в юбилейной статье “Проблема личности в трудах С.Л. Рубинштейна” ее с Е.А. Будиловой к 80-летию со дня рождения учителя К.А. Славской – С.Л. Рубинштейна, руководившего ее курсовыми, дипломом и кандидатской диссертацией, посвященных логико-психологическому анализу мышления. Готовя с А.В. Брушлинским, переиздание трудов С.Л. Рубинштейна в 1973 г., К.А. Абульханова подвижнически расшифровала, прокомментировала и проинтерпретировала его предсмертную рукопись “Человек и мир”. Это обратило ее к междисциплинарным поискам в экзистенциально-антропологической [2; 22] сфере философско-психологического изучения сознания личности [4; 5]. Воспользуемся введенными К.А. Абульхановой в персонологию такими базовыми качествами личности, как “жизнедеятельность” и “жизненный путь” [18; 21] для построения периодизации ее 90-летнего развития как выдающегося ученого-гуманитария.
7 1) На семейно-школьном этапе (1932–1950) формирование ее личности, интересующейся познанием человека, происходило в семье родственников крупного писателя Леонида Андреева, которому она приходилась правнучкой, что определило ее гуманитарные интересы при обучении в средней школе.
8 2) На вузовском этапе (1951–1956 гг.) она училась на факультете философии МГУ на руководимой А.Н. Леонтьевым (см. о нем [34]) кафедре психологии, где под руководством ее основателя С.Л. Рубинштейна [16; 26; 34], К.А. Славская защитила дипломную работу по экспериментально-психологическому исследованию мышления и была рекомендована в аспирантуру.
9 3) На аспирантском этап (1956–1960 гг.) она училась в 1956–1959 гг. в аспирантуре созданного С.Л. Рубинштейном сектора философских проблем психологии Института философии АН СССР (ИФАН). Откликаясь на критику о сложности формулировок своих фундаментальных трудов о бытии и сознании [30, с. 3–212], он с помощью своей супруги К.А. Славской создал популярную версию компендиума основных принципов и путей развития психологии [30, с. 214–425]. Параллельно с этим под руководством С.Л. Рубинштейна в его секторе К.А. Славская подготовила кандидатскую диссертацию в продолжение своей дипломной работы и в русле разработанной им стратегии логико-психологического исследования мышления. Эта диссертация была защищена в 1962 г. уже после смерти учителя по специальности “педагогика (по психологии)”.
10 4) На философском этапе (1960–1974 гг.) после окончания аспирантуры она работала в ИФАН научным сотрудником возглавляемого Е.В. Шороховой сектора психологии. Здесь К.А. Славская, завершив исследования мышления [19; 36; 37], приступила к анализу психологии личности [18] и стала разрабатывать философско-методологические проблемы психологии с позиций субъектно-деятельностного подхода [3]. В 1973 г. К.А. Абульханова подготовила к печати – с историко-теоретическими комментариями (совместно с А.В. Брушлинским) – избранные произведения их учителя С.Л. Рубинштейна “Проблемы общей психологии”, в т.ч. его неизданный философско-психологический труд “Человек и мир”, методологически проанализированный ею позднее [2; 5; 15; 22].
11 5) Теоретический этап (1974–1984 гг.). Защитив в 1974 г. в ИФАН докторскую диссертацию по специальности “философия”, К.А. Абульханова перешла на работу в Институт психологии АН СССР (ИПАН). Здесь в возглавляемом Б.Ф. Ломовым ИПАН она разрабатывает фундаментальные проблемы психологии деятельности и личности [17] в контексте человеческой жизни [18] и обосновывает введение понятия жизнедеятельность в парадигму психологии личности c учетом анализа достижений классического и современного человекознания.
12 6) На методологическом этапе (1985–1991 гг.) в возглавляемой ею в ИПАН лаборатории методологии, теории, истории психологии, она руководит разработкой ее фундаментальных проблем в контексте человекознания. Здесь К.А. Абульханова готовит с А.В. Брушлинским к переизданию c их комментариями “Основы общей психологии” С.Л. Рубинштейна (к 100-летию со дня рождения) и философско-психологический анализ его фундаментальной концепции [27]. Во время “перестройки” нашего общества на съезде психологов СССР мне довелось быть свидетелем беседы А.В. Брушлинского и К.А. Абульхановой с их сокурсницей – кандидатом психологических наук Р.М. Титаренко-Горбачевой. Поскольку в то время в СССР нельзя было издавать книги объемом боле 20 п. л., то переиздание “Основ общей психологии” выходило за эти рамки. Поэтому ученики С.Л. Рубинштейна обратились к его бывшей студентке, а в то время – супруге главы СССР с просьбой помочь опубликовать этот фундаментальный труд, который по заключению А.В. Брушлинского являлся “самой читаемой психологической книгой в стране”. С помощью Р.М. Горбачевой книгу удалось в 1989 г. издать в двух частях с примечаниями А.В. Брушлинского и К.А. Абульхановой. Параллельно она в методологическом плане разрабатывает – с опорой на идеи С.Л. Рубинштейна [30], Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе – системно-типологический подход к теоретико-экспериментальному исследованию личности предложенным ею методом прогрессивной типологии [20] и применяет его для изучения типов развития профессионала в сборнике ИП АН под редакцией В.А. Бодрова, изданнном в 1991 г. При этом в наступившем в стране бурном периоде “перестройки” К.А. Абульханова граждански смело откликается профессиональной рефлексией на социо-экзистенциальный анализ актуальных рисков бытия личности в эпоху радикальных общественных перемен [7], обобщая их психологический анализ позднее [13].
13 7) На субъектно-личностном этапе (1991–2002 гг.) в возглавляемом А.В. Брушлинским ИП РАН К.А. Абульханова в руководимой ею лаборатории психологии личности обобщает (с Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинским, В.А. Кольцовой и др.) историко-научные вопросы эволюции [8] российского человекознания ХХ в. Здесь она изучает социально-деятельностные и экзистенциально-субъектные аспекты психологии жизненной стратегии [21] личности в эпоху социальных изменений и концептуально-методологические проблемы [5; 10; 11; 25] развития психологического познания. Параллельно на созданной в 1992 г. А.А. Деркачем кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности профессор РАГС К.А. Абульханова разрабатывает (с В.С. Агаповым, В.Г. Асеевым, А.А. Бодалевым, Е.А. Климовым, И.Н. Семеновым и др.) теоретико-прикладные проблемы субъектно-деятельностного подхода к акмеологическому [9] изучению и развитию профессионализма, в т.ч. кадров управления и последипломного образования [28]. Это позднее обобщено с участием К.А. Абульхановой в таких учебных пособиях, как “Акмеологический словарь” и в серийном учебнике РАГС по акмеологии [9] под общей редакцией Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева. При этом на рубеже 1990–2000-х гг. К.А. Абульханова ведет большую проектно-экспертную работу по координации психологических исследований в РГНФ, организационно обеспечивая социальную поддержку гуманитариев (философов, психологов, социологов, педагогов, управленцев) [31] и вооружая их разработанными для социальной практики методическими руководствами [24], в т. ч. по развитию социального мышления [29].
14 8) На университетском этапе (2002–2010) в организованном В.Д. Шадриковым факультете психологии госуниверситета “Высшая школа экономики” (ныне НИУ ВШЭ) К.А. Абульханова возглавляет кафедру психологии личности, где ведет исследования (с Е.Б. Старовойтенко, В.С. Агаповым, И.Н. Семеновым и др.) индивидуальности человека [15], в т.ч. в процессе его самореализации в контексте экзистенциально-личностных и социо-экономических отношений. Параллельно в возглавляемом А.Л. Журавлевым ИП РАН К.А. Абульханова, заведуя лабораторией психологии личности, разрабатывает актуальные проблемы ее изучения в современных быстроменяющихся условиях [13]. При этом под ее редакцией издаются труды С.Л. Рубинштейна [22 и др.] и ряд статей и книг [16] с обобщением его идей в связи с 120-летним юбилеем в2009 г. Так, по ее инициативе с В.Н. Носуленко во Франции переводится избранное фундаментальных трудов С.Л. Рубинштейна и в России издаются под редакцией К.А. Абульхановой энциклопедические сборники [22] аналитических трудов о нем крупных российских философов и психологов. Параллельно, отталкиваясь от прикладного анализа мировозренческого смысла психологической категории личности как субъекта жизнедеятельности, К.А. Абульханова обратилась к изучению социально-психологических проблем развития молодежи, применяя их решение для создания учебника (выдержавшего 5 изданий) по обществознанию для старшеклассников. При этом она участвует в разработке психологических основ их воспитания, а также подготовки педагогических кадров для образовательной практики с позиций ее концепции социального мышления [10; 11; 13] современной личности, развивающихся в условиях бурных общественных изменений.
15 9) На академическом этапе (с 2011 гг.) в возглавляемом А.Л. Журавлевым и ныне Д.В. Ушаковым ИП РАН главный научный сотрудник К.А. Абульханова продолжает издание трудов учителя (в т. ч. в связи с его 130-летним юбилеем в 2019 г.) и разработку своих историко-научных [4; 6; 26] и концептуально-методологических [2; 14; 23] штудий по философско-психологическим проблемам развития сознания личности в современном человекознании и в непрерывном образовании [12]. В 2017 г. К.А. Абульханова в качестве главного редактора создает (с В.А. Кольцовой) электронный научно-психологический журнал ИП РАН “Человек и мир” с публикацией в нем актуальных статей [14] по теоретико-методологическим и концептуально-прикладным проблемам развития личности в современном социуме.
16 Помимо этих широко известных предметных достижений К.А. Абуьхановой, ее деятельность имеет еще одно – науковедческо-персонологическое значение, пока не изученное историками психологии. Оно связано, во-первых, с ее сотворческой ролью в консолидации школы С.Л. Рубинштейна между ее тремя поколениями: старшим (М.Г. Ярошевский, Е.В. Шорохова, Е.А. Будилова, Л.И. Анцыферова, А.М. Матюшкин]), средним (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, И.С. Якиманская) и современным (Т.И. Артемьева, В.Г. Асеев, В.С. Агапов, Т.Н. Березина, М.И. Воловикова, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, В.Н. Носуленко, И.Н. Семенов, А.Н. Славская, Е.Б. Старовойтенко, И.И. Чеснокова и др.). Во-вторых, К.А. Абудьханова-Славская [37] явилась эстафетно-сотворческим звеном между создавшим научную школу С.Л. Рубинштейном [30], как основателем династии, и А.Н. Славской [16], как ее семейным продолжателем в начале ХХI в.
17

РЕФЛЕКСИВНО-СОТВОРЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭСТАФЕТА НАУЧНЫХ ДИНАСТИЙ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ

18 В научной традиции К.А. Абульханова относится к основанной и выпестованной С.Л. Рубинштейном [16; 30] одной из ведущих в российской психологии ХХ–ХХI вв. научных школ [6; 26; 34], которая является и наиболее длительной по непрерывному и разветвленному 90-летнему развитию в 1930–2020-е гг. Важно подчеркнуть, что цементирующую роль в этом развитии сыграла именно К.А. Абульханова-Славская: как супруга С.Л. Рубинштейна, его соратник, хранитель архива, расшифровщик рукописей, комментатор трудов, менеджер их изданий, интерпретатор наследия, оригинальный последователь идей и творческий разработчик парадигматики рубинштейнианства [2; 3; 6; 17; 22; 26; 27; 37].
19 Развитие школы С.Л. Рубинштейна – с участием ряда поколений его учеников и последователей – состоит из таких основных периодов, как: 1) Психолого-педагогический (1931–1942) в Ленинградском педагогическом институте (ЛГПИ) с участием сотрудников и аспирантов (в т. ч. А.Г. Коомм, М.Н. Шардакова, М.Г. Ярошевского); 2) Общепсихологический (1942–1949) в МГУ, ГИЭП (ныне ПИ РАО) и ИФ АН (с Б.Г. Ананьевым, А.Г. Коомм, Н.Н. Ладыгиной-Котс, Е.В. Шороховой, М.Г. Ярошевским); 3) Психофизиологический (1950–1955) в ИФ АН (с Е.В. Шороховой, Е.А. Будиловой, Л.И. Анцыферовой, Н.С. Мансуровым); 4) Логико-психологический (1956–1960) в ИФ АН и МГУ (с Л.И. Анцыферовой, А.М. Матюшкиным, К.А. Славской, А.В. Брушлинским, Д.Б. Богоявленской); 5) Познавательно-мыслительный (1960–1968) в ИФ АН (с Е.В. Шороховой, Е.А. Будиловой, Л.И. Анцыферовой, К.А. Славской, А.В. Брушлинским); 6) Философско-психологический (1969–1973) в ИФ АН (с теми же и с В.Г. Асеевым, Т.И. Артемьевой, И.И. Чесноковой); 7) Психолого-персонологический (1974–1991) в ИП АН (с теми же); 8) Социально-психологический (1992–2002) в ИП РАН и РАГС (с К.А. Абульхановой, Л.И. Анцыферовой, В.С. Агаповым, В.Г. Асеевым, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинским, Л.И. Воловиковой, В.А. Кольцовой И.Н. Семеновым, А.Н. Славской); 9) Индивидуально-психологический (2002–2010) в ИП РАН и ГУ ВШЭ (с В.С. Агаповым, Л.И. Анцыферовой, В.Г. Асеевым, М.И. Воловиковой, И.Н. Семеновым, А.Н. Славской, Е.Б. Старовойтенко); 10) Интегрально-системный (с 2011 г.) в ИП РАН (с М.И. Воловиковой, В.А. Кольцовой, А.Н. Славской и др.) и в РПО (с Д.Б. Богоявленской, А.Н. Ждан, И.Н. Семеновым). Начиная с 4-го этапа в период 1955–2022 гг. доминирующую роль в теоретико-методологической трансляции идей С.Л. Рубинштейна и в исследовательской консолидации вокруг них играла К.А. Абульханова. При этом она сотрудничала в 1974–2022 гг. как с руководителями ИП РАН (Б.Ф. Ломовым, А.В. Брушлинским [17; 18; 19], Е.В. Шороховой, В.Н. Дружининым, В.А. Кольцовой [25], А.Л. Журавлевым, Д.В. Ушаковым, А.В. Юревичем), так и с участниками школы и последователями идей С.Л. Рубинштейна (Л.И. Анцыферова [8; 37], В.С. Агапов, В.Г. Асеев, Д.Б. Богоявленская [26], Е.А. Будилова, М.И. Воловикова [10;11; 13], В.Н. Носуленко, И.Н. Семенов [9; 15; 26; 28; 29; 41], А.Н. Славская [16 и др.], Е.Б. Старовойтенко [15], С.В. Тихомирова [23], М.Г. Ярошевский и др.).
20 В науковедческом плане важно подчеркнуть уникальность в истории российского человекознания 70-летнего рефлексивно-диалогического взаимодействия К.А. Абульхановой с идеями С.Л. Рубинштейна – как с эпицентром развития ее философско-психолгического творчества. Она героически расшифровывала скоропись его рукописей (“Человек и мир”, “Дневники” и др.), методологически изучала многоплановые труды и готовила их к печати в разных социокультурных условиях: от монополии идеологии марксизма [3; 17; 18] через неопределенность и риски “перестройки” [3; 27] до разгула либерализма [5; 28] и поисков адекватной идентичноcти российского менталитета [10; 13]), принципиально сохраняя парадигматику С.Л. Рубинштейна [2]. Вступая на крутых виражах общественного развития [8; 12] рубежа ХХ – ХХI вв. в рефлексивно-сотворческий диалог с различными аспектами его системы [30] человекознания, К.А. Абульханова отталкивалась от их позитивно-критической анализа [3; 5; 13; 17; 18; 22; 23; 27]. Это послужило для нее методологическим трамплином для собственной постановки и решения актуальных проблем современной психологии: познания и мышления, сознания и рефлексии, личности и индивидуальности, деятельности и коммуникаций, воспитания и образования, профессионализма и творчества. Помимо постоянного диалога – как в непосредственном сотворческом общении с учителем (в 1951–1960 гг.), так и далее путем мысленного взаимодействия с его идеями (с 1960 г. до ныне), К.А. Абульханова ведет изучение философско-психологической проблематики современного человекознания в рефлексивных диалогах с другими участниками научной школы С.Л. Рубинштейна. Наиболее глубокие рефлексивно-сотворческие диалоги осуществлялись К.А. Абульхановой с ее соратником и другом А.В. Брушлинским [1], с коллегами (Л.И. Анцыферовой, Е.А. Будиловой, М.И. Воловиковой [13], В.А. Кольцовой [4; 14], М.Г. Ярошевским), а также с дочерью – кандидатом психологических наук А.Н. Славской [16 и др.]. Она – как и К.А. Абульханова – была воспитана в качестве последователя С.Л. Рубинштейна, звена основанной им династии, носителя эстафеты его идей и специалиста по изучению жизненного пути мэтра [16] и экспликации логики развития научного наследия по психологии творческой личности [2].
21 В 100-летней истории российской (советской/постсоветской) психологии [34; 35; 40], помимо трехзвенной династии С.Л. Рубинштейна [6; 16; 22; 26; 27; 30], есть еще три сотворческих прецедента экзистенциально-диалогического развития научных школ – созданных В.М. Бехтеревым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым (см. [34]) – в конкретных социокультурных условиях соответственно логике развития психологического познания и творческой генерации [33] его субъектов в результате науко-созидающей познавательной деятельности.
22 Так, философ-психолог С.Л. Рубинштейн – будучи учеником методологов–неокантианцев Г. Когена и П. Наторпа – привнес своими последними трудами [30] идею субъектности психической жизнедеятельности человека, чем задал вектор анализа его гносеолого-экзистенциального бытия. Во втором поколении династии С.Л. Рубинштейна его ученица и супруга К.А. Славская (Абульханова) – следуя логике рационалистического подхода [37] к мышлению – конкретизировала принцип субъектности относительно процессуально-деятельностной детерминации мыслительных действий [19; 36]. Эксплицировав субъектность из логико-философского анализа мыслительной деятельности (углубленного другим учеником С.Л. Рубинштейна – А.В. Брушлинским [1] в его концепции “недизъюнктивности мышления”), К.А. Абульханова [3] инкорпорировала этот методологический принцип субъектности в проблематику изучения развития активности бытия человека как личности [17; 18]. Тем самым ею был реализован завещанный С.Л. Рубинштейном [30] социо-экзистенциальный вектор изучения сознания личности человека как субъекта бытия в мире. Проблематика личностной активности трактуется К.А. Абульхановой двояко: как внешне детерминированная социальностью деятельности [17], так и внутренне – субъектностью сознания [3; 5], причем, в реальном контексте межличностных отношений, информационных коммуникаций и социокультурных взаимодействийий.
23 В персонологическом плане важно, что эта эстафетная трансляция была опосредована рефлексивно-методологическими диалогами К.А. Абульхановой как в критических дискуссиях с более старшими ученицами С.Л. Рубинштейна – Е.А. Будиловой и Л.И. Анцыферовой (изучавшей личность в контексте зарубежных практик психотерапии, психотренингов и т.д.), так и в когнитивном сотворчестве с коллегой А.В. Брушлинским [1] и с третьим Рубинштейновским поколением – с А.Н. Славской [16]. В ее совместных с К.А. Абульхановой эвристических поисках осуществляются углубленные проблематизации и исследования современного анализа активности сознания личности в контексте актуального изучения саморазвития и интерпретации авторского мышления человека как субъекта творчества. В институциональном плане важно, что для этих поисков – реализующих непрерывное развитие традиции С.Л. Рубинштейна – в ИП РАН созданы необходимые уникальные условия в течение полувека для поступательного развития его династии: от сектора (во главе с Е.В. Шороховой) через лаборатории (Л.И. Анцыферовой и К.А. Абульхановой) до периодики “Психологический журнал” и “Человек и мир” (с редакторами Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинским, К.А. Абульхановой).
24 Проблема концептуализации институционально-персонологического изучения роли научных династий в эстафетной трансляции и творческом развитии научного знания посредством его креативно-продуктивного приращения весьма сложна и полиаспектна [34; 35], выходя за рамки одного лишь психологического анализа. Проведенный краткий анализ инновационной постановки проблемы рефлексивно-диалогического ресурса человеческого капитала научных династий для развития психологии имеет важное практическое значение. Ибо в итоге подчеркнем, что эвристический потенциал рефлексивно-эстафетных форм человеческого капитала [33] научных династий будет возрастать в перспективе развития российской психологии, способствуя существенному росту творческой продуктивности и профессиональной культуры в современном человекознании. Этот науковедческий контекст служит историко-научным фоном для определения сущности тех инноваций, которые явились вкладом К.А. Абульхановой в современную психологическую науку и в ее теоретико-методологические принципы.
25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26 В течение 70-ти лет К.А. Абульханова ведет междисциплинарные поиски в области человекознания и обществознания в различных взаимодействующих научных направлениях современной философии, психологии, педагогики. В историко-научном плане ею анализируются классические и обобщаются современные предпосылки и достижения в изучении человека как субъекта мышления, сознания, рефлексии, деятельности, личности, социальных представлений и коммуникаций [1; 3; 6; 17; 18; 19; 20; 21; 36; 39]. В философском плане выстраиваются онтологические основы изучения в человекознании субъектности экзистенциального бытия личности в мире природы и культуры [2; 12; 18]. В методологическом плане разрабатываются эпистемологические категории, гносеологические принципы и типологические методы психологического познания высших психических функций субъекта и их системной интеграции в социальном бытии целостной личности [4; 14; 20]. В теоретическом плане выстраиваются концепции диалектики человеческой жизни [18], жизненного пути и жизнедеятельности личности [2; 21], субъектности ее бытия и самореализации, развития во времени жизни, формирования сознания и ретроспективно-перспективной рефлексии [4; 6; 39] существования человека в мире и личностной организации времени жизни [25]. В эмпирическом плане выстраивается системная типология сознания реальной личности [5; 33] и способов ее самоосуществления в условиях современных быстроменяющихся социальных изменений [13]. В прикладном плане определяется мировоззренческий смысл субъектности и ментальности [10] бытия личности как социально-психологическое основание воспитания социальных представлений современной молодежи [12] и профессиональной подготовки психолого-педагогических кадров для таких основных ступеней непрерывного образования, как среднее школьное, высшее вузовское, последипломное повышение квалификации [23]. В учебно-образовательном плане с участием К.А. Абульхановой были изданы учебные пособия, хрестоматии по психологии личности словари по акмеологии и учебники для школьников по обществознанию, студентов и слушателей повышения квалификации [9; 27]. Эти учебно-дидактические средства были апробированы и внедрены К.А. Абульхановой с педагогами в процессе непосредственного преподавания ею в вузовском образовании с 1982 г. на факультетах и кафедрах психологии: в МГУ, РАУ, РГГУ, МПГУ, НИУ ВШЭ, РАГС. В проектно-организационном плане на рубеже 1990–2000-х гг. К.А. Абульханова – в качестве ведущего эксперта РГНФ – координировала его грантовую политику относительно актуальных исследовательских проектов по психологии и педагогике, оказывая социальную поддержку российским ученым в сфере человекознания [41]. В социокультурно-персонологическом плане К.А. Абульханова ведет (с Л.И. Анцыферовой, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинским, Е.А. Будиловой, М.И. Воловиковой, В.А. Кольцовой, В.Н. Носуленко, И.Н. Семеновым, А.Н. Славской, В.С. Тихомировой, М.Г. Ярошевским и др.) полувековой энциклопедически полиаспектный анализ [2; 6; 16; 17; 18; 19; 23; 26; 39] философско-психологического наследия С.Л. Рубинштейна [30; 37], а также творческого пути и научных достижений выдающегося психолога конца ХХ в. А.В. Брушлинского [1], в т.ч. интерпретируя достижения этой научной школы в изучении мышления, сознания, рефлексии, понимания [4; 5; 6; 8; 20; 22; 27]. В институционально-предметном плане К.А. Абульханова, анализируя [22] философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна и типологизируя разработанные им методологические средства [2], конструктивно сотрудничает как с его учениками (М.Г. Ярошевский, Е.А. Будилова, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский) в рамках дальнейшего развития созданной им научной школы [6], так и с ее последователями в ИП РАН, ПИ РАО, РАГС, НИУ ВШЭ, МГПУ (В.С. Агапов, В.Г. Асеев, Т.Н. Березина, М.И. Воловикова, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, И.Н. Семенов, А.Н. Славская, Е.А. Сергиенко, Е.Б. Старовойтенко, С.В. Тихомирова и мн. др.). Это способствует становлению таких инновационных направлений человекознания, как: науковедение [33; 38], акмеология [9; 27], персонология [1; 32], феноменология [4; 7; 35]. В персонолого-науковедческом плане К.А. Абульханова изучает жизнетворчество и труды выдающихся психологов ХХ в. [8]: С.Л. Рубинштейна [30], Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, Б.Ф. Ломова, А.В. Брушлинского [1], В.А. Роменца и др. В литературно-социокультурном плане К.А. Абульханова анализирует жизнь и творчество крупного писателя Серебряного века русской кульутры начала ХХ в. Леонида Андреева, а также в научно-художественной форме изображает становление выдающейcя личности молодого философа-психолога С.Л. Рубинштейна [16; 26]. В продуктивно-сотворческом плане К.А. Абульханова разрабатывает оригинальные философско-психологические концепции (субъектности, личности, сознания, жизнедеятельности, жизненного пути человека, организации времени жизни, социального мышления, рефлексии и представлений при общественных изменениях) в развитие наследия С.Л. Рубинштейна [30] путем как собственного научного творчества [3; 5; 17; 18; 19; 21; 39], так и посредством создания крупной научной школы (В.С. Агапов, Т.Н. Березина, М.И. Воловикова, В.А. Кольцова, И.Н. Семенов, А.Н. Славская, Е.Б. Старовойтенко и мн. др.) экзистенциально-субъектного изучения бытия личности в мире природы и культуры: под ее научным руководством защищено 27 кандидатских и 4 докторских диссертаций.
27 В течение полувековой исследовательской деятельности в ИП РАН К.А. Абульханова получает неизменную поддержку со стороны всех его директоров – Б.Ф. Ломова, А.В. Брушлинского, А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова – как по переизданию и анализу наследия ее учителя С.Л. Рубинштейна [22; 23], так и по развитию собственных разнообразных оригинальных исследований в области изучения мышления [11; 19; 36; 37] и сознания личности [4; 5; 39], а также по разработке теоретико-методологических принципов [2; 3; 14; 22; 31] психологической науки. На базе ИП РАН К.А. Абульхановой создано – в качестве президента – Научное общество им. С.Л. Рубинштейна и его Мемориальный кабинет с собранной им библиотекой. Избранный том переводов его произведений в 2007 г. был переведен во Франции по инициативе сотрудников ИП РАН К.А. Абульхановой и В.Н. Носуленко. Фундаментальные достижения К.А. Абульхановой представлены ею на международных конгрессах и конференциях [39 и др.] и анализируются зарубежными учеными [40 и др.]. В российской науке она избрана академиком РАО, членом ряда научно-общественных академий и Европейской ассоциации психологов личности, а также удостоена Премии им. С.Л. Рубинштейна Президиума РАН. В этих почетных статусах К.А. Абульханова-Славская продолжает свои общепсихологические исследования сознания личности [2] и субъектности мышления [6], психолого-педагогические средства их развития [12], а также философские [2] поиски в области экспликации и разработки теоретико-методологических принципов современного человекознания.

References

1. Abul'hanova K.A. Andrej Vladimirovich Brushlinskij (1933–2002): sud'ba, nauchnoe nasledie, lichnye vospominanija o nem. Sovremennaja psihologija: sostojanie i perspektivy issledovanij. Eds. K.A. Abul'hanova, M.I. Volovikova, A.L. Zhuravlev. Moscow: IP RAN, 2002. P. 6–15. (In Russian)

2. Abul'hanova K.A. Ontologicheskaja paradigma S.L. Rubinshtejna “Chelovek i mir”. Poznanie i perezhivanie. 2020. V. 1. № 1. P. 8–26. (In Russian)

3. Abul'hanova K.A. O sub#ekte psihicheskoj dejatel'nosti. Metodologicheskie problemy psihologii. Monografija. Moscow: Nauka, 1973. 288 p. (In Russian)

4. Abul'hanova K.A. Problemy soznanija i ego issledovanij v otechestvennoj psihologii HH-HHI stoletij. Fundamental'nye i prikladnye issledovanija sovremennoj psihologii: rezul'taty i perspektivy razvitija. Eds. A.L. Zhuravljov, V.A. Kol'cova. Moscow: IP RAN, 2017. P. 158–166. (In Russian)

5. Abul'hanova K.A. Psihologija i soznanie lichnosti: Problemy metodologii, teorii i issledovanija real'noj lichnosti. Izbrannye psihologicheskie trudy. Serija: Psihologi Otechestva. Moscow, Voronezh: MPSI, 1999. (In Russian)

6. Abul'hanova K.A. Retrospektiva i perspektiva principa sub#ekta v issledovanijah myshlenija shkoloj S.L. Rubinshtejna. Voprosy filosofii. 2021. № 9. P. 75–81. (In Russian)

7. Abul'hanova K.A. Rossijskaja problema svobody, odinochestva, smirenija. Psikhologicheskii zhurnal. 1990. V. 20. № 5. P. 5–14. (In Russian)

8. Abul'hanova K.A., Ancyferova L.I., Brushlinskij A.V., Kol'cova V.A. i dr. Psihologicheskaja nauka v Rossii HH stoletija: problemy teorii i istorii. Kol. Monografija. Ed. A.V. Brushlinskij. Moscow: IP RAN, 1997. 576 p. (In Russian)

9. Abul'hanova K.A., Bodalev A.A., Semenov I.N. Akmeologija: Uchebnik. Serija: Uchebniki Rossijskoj akademii gossluzhby pri Prezidente RF. Predsedatel' red. soveta serii: Predsedatel' Pravitel'stva RF D.A. Medvedev. 1-e izd. Moscow: RAGS, 2000; 2-e izd. Moscow: RAGS, 2006. 681 p. (In Russian)

10. Abul'hanova K.A., Brushlinskij A.V., Volovikova M.I. Rossijskij mentalitet: Voprosy psihologii, teorii i praktiki. Kol. monografija. Moscow: IP RAN, 1997. 336 p. (In Russian)

11. Abul'hanova K.A., Brushlinskij A.V., Volovikova M.I. Sovremennaja lichnost': social'nye predstavlenija, myshlenie, razvitie v norme i patologii. Kol. monografija. Moscow: IP RAN, 2000. (In Russian)

12. Abul'hanova K.A., Vachkov I.V., A.V. Mudrik A.V. Sociokul'turnye i psihologo-pedagogicheskie problemy socializacii molodezhi. Moscow: MPGU, 2019. (In Russian)

13. Abul'hanova K.A., Volovikova M.I. Psihosocial'nyj i sub#ektnyj podhody k issledovaniju lichnosti v uslovijah social'nyh izmenenij. Psikhologicheskii zhurnal. 2007. V. 28. № 5. P. 5–14. (In Russian)

14. Abul'hanova K.A., Kol'cova V.A. Integracija metodologicheskih principov otechestvennoj psihologii na rubezhe vekov. Institut psihologii RAN. Chelovek i mir. 2017. V. 1. № 1. P. 6–51. (In Russian)

15. Abul'hanova K.A., Lengle Je., Semenov I.N. Psihologija individual'nosti: novye modeli i koncepcii. Mezhd. nauchnoe izdanie GU VShJe. Eds. E.B. Starovojtenko, V.D. Shadrikov. Moscow: MPSI, 2009. (In Russian)

16. Abul'hanova K.A., Slavskaja A.N. Sergej Leonidovich Rubinshtejn: Detstvo. Otrochestvo. Molodost'. Moscow, Voronezh: MODJeK, 2010. (In Russian)

17. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Dejatel'nost' i psihologija lichnosti. Moscow: Nauka, 1980. (In Russian)

18. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Dialektika chelovecheskoj zhizni: sootnoshenie filosofskogo, metodologicheskogo i konkretno-nauchnogo podhodov k probleme individa. Moscow: Mysl', 1977. (In Russian)

19. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Mysl' v dejstvii: (psihologija myshlenija). Serija: nad chem rabotajut, o chem sporjat filosofy. Moscow: Politizdat, 1968. (In Russian)

20. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Osobennosti tipologicheskogo podhoda i metoda issledovanija lichnosti. Princip sistemnosti v psihologicheskih issledovanijah. Eds. D.N. Zavalishina, V.A. Barabanshhikov. Moscow: Nauka, 1990. P. 18–25. (In Russian)

21. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Strategija zhizni. Moscow: Mysl', 1991. 299 p. (In Russian)

22. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Sub#ekt v filosofskoj antropologii i ontologicheskoj koncepcii S.L. Rubinshtejna. Sergej Leonidovich Rubinshtejn. Ed. K.A. Abul'hanova (Serija: Filosofija Rossii vtoroj poloviny XX veka). Moscow: IF RAN, ROSSPJeN, 2010. P. 23–76. (In Russian)

23. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Jeticheskoe nasledie S.L. Rubinshtejna v sovremennoj psihologii. Filosofsko-psihologicheskoe nasledie S.L. Rubinshtejna. Sost.: S.V. Tihomirova; Ed. K.A. Abul'hanova. Moscow: IP RAN, 2011. P. 202–215. (In Russian)

24. Abul'hanova-Slavskaja K.A., Ancupov A.Ja., Bodalev A.A. Rabochaja kniga prakticheskogo psihologa. Ed. A.A. Derkach. Moscow: RAGS, 2001. (In Russian)

25. Abul'hanova-Slavskaja K.A., Berezina T.N. Vremja lichnosti i vremja zhizni. Monografija. Saint-Petersburg: Aletejja, 2001. (In Russian)

26. Abul'hanova-Slavskaja K.A., Bogojavlenskaja D.B., Semenov I.N. K 130-letnemu jubileju S.L. Rubinshtejna. Ed. D.B. Bogojavlenskaja. Moscow: PI RAO, RPO, Akropol', 2020. (In Russian)

27. Abul'hanova-Slavskaja K.A., Brushlinskij A.V. Filosofsko-psihologicheskaja koncepcija S.L. Rubinshtejna: K 100-letiju so dnja rozhdenija. Monografija. Moscow: Nauka, 1989. (In Russian)

28. Abul'hanova-Slavskaja K.A., Semenov I.N. Akmeologicheskoe ponimanie sub#ekta upravlenija. Menedzheru o menedzhmente: nauka i iskusstvo upravlenija. Moscow: Krasnaja ploshhad', 1997. (In Russian)

29. Losev A.V., Semenov I.N. Jeksperimental'no-psihologicheskoe issledovanie i formirovanie refleksivnosti social'no-professional'nogo myshlenija menedzherov bystrorazvivajushhihsja organizacij. Problema jeksperimenta v psihologii. Eds. R.L. Krichevskogo et al. Moscow: RAGS, 1998. P. 79–121. (In Russian)

30. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie [1957]; Principy i puti razvitija psihologii [1959]. Izbrannye filosofsko-psihologicheskie trudy: Osnovy ontologii, logiki i psihologii. Eds. K.A. Abul'hanovoj, A.V. Brushlinskogo. Moscow: Nauka, 1997. P. 3–425. (In Russian)

31. Sajko Je.V., Rozin V.M., Abul'hanova-Slavskaja K.A. Sub#ekt dejstvija, vzaimodejstvija, poznanija: psihologicheskie, filosofskie, sociokul'turnye aspekty. Monografija. Ed. Je.V. Sajko. Moscow, Voronezh: MPSI, RAO, MODJeK, 2001. (In Russian)

32. Semenov I.N. Vzaimodejstvie Ja.A. Ponomareva i B.F. Lomova v institucializaci psihologii tvorchestva. Istorija otechestvennoj psihologicheskoj mysli: ot proshlogo cherez nastojashhee k budushhemu. Ed. V.A. Kol'cova et al. Moscow: IP RAN, 2006. P. 14–21. (In Russian)

33. Semenov I.N. Generacija i socializacija sub#ektov nauchno-tvorcheskoj dejatel'nosti posredstvom refleksivno-psihologicheskogo izuchenija razvitija chelovecheskogo kapitala. Izvestija RAO. 2021. № 4. (In Russian)

34. Semenov I.N. Sistemodejatel'nostnaja metodologija i refleksivnaja psihologija myshlenija. Moscow: Institut razvitija im. G.P. Shhedrovickogo, 2014. (In Russian)

35. Semenov I.N. Filosofsko-antropologicheskaja problematika refleksivnoj psihologii smysla v rossijskom chelovekoznanii. Mir psihologii. 2017. № 2. P. 280–297. (In Russian)

36. Slavskaja K.A. Determinacija processa myshlenija // Issledovanija myshlenija v sovetskoj psihologii. Ed. E.V. Shorohova. Moscow: Nauka, 1966. P. 175–224. (In Russian)

37. Slavskaja K.A., Ancyferova L.I., Matjushkin A.M. Process myshlenija i zakonomernosti analiza, sinteza i obobshhenija: Jeksperimental'nye issledovanija. Ed. S.L. Rubinshtejn. Moscow: Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1960. (In Russian)

38. Ushakov D.V., Zhuravlev A.L. Psihologicheskoe soderzhanie institutov i modeli psihosocial'nogo cheloveka. Novoe v naukah o cheloveke. K 85-letijuju so dnja rozhdenija akademika I.T. Frolova. Ed. G.L. Belkina.; red.-sost. M.I. Frolova. Moscow: Land, 2015. P. 211–220. (In Russian)

39. Abulchanova K.A. Rapport entre les groupes nationaux en Europe: evalution des similitudes etdes differences en fonction de la proximite. Dynamiques et transitions en Europe. Berne. 1997.

40. Matthaus W. Sowjetische Denkpsychologie. Gottingen: Verlag fur Psychologie. Gottingen, Toronto, Zurich. 1988. P. 298–303; 622–624.

41. Semenov I.N. The psychology of reflexion in the scientific work of S.L. Rubinshtein. The Psychology J. 1989. № 4. P. 67–74.

Comments

No posts found

Write a review
Translate