Науковедческая рефлексия персонологии философско-психологического творчества К. А. Абульхановой
Науковедческая рефлексия персонологии философско-психологического творчества К. А. Абульхановой
Аннотация
Код статьи
S020595920022778-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Семенов И. Н. 
Должность: Профессор
Аффилиация: ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет
Адрес: 123022, г. Москва, Столярный пер., д. 16, стр. 1, Россия
Выпуск
Страницы
5-16
Аннотация

Данная статья посвящена 90-летнему юбилею К.А. Абульхановой. В статье изучается жизнетворчество ведущего российского философа-психолога (из научной школы С.Л. Рубинштейна) главного научного сотрудника ИП РАН, академика РАО, профессора К.А. Абульхановой. Актуальность обобщения ее творчества определяется фундаментальным вкладом в разработку теоретико-методологических проблем философско-психологического изучения мышления, деятельности, сознания, личности, отношений и социальных коммуникаций. Целью исследования стал анализ 70-летних философско-психологических исследований К.А. Абульхаовой, систематизация ее достижений в изучении психологии мышления и сознания личности. Новизна статьи заключается в науковедческом исследовании жизнедеятельности К.А. Абульхановой с позиций институционально-персонологического и предметно-деятельностного подходов к научному творчеству. Они реализованы для ряда ученых (Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, Г.Г. Шпет), в т. ч. психологов мышления (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, П.Я. Гальперин, Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков) и личности (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, М.Г. Ярошевский, И.В. Дубровина). На данном проработанном историко-научном фоне нами в контексте 100-летнего развития отечественной психологии впервые анализируется жизнедеятельность ведущего методолога человекознания и психолога личности К.А. Абульхановой. Характеризуются ее рефлексивно-сотворческие диалоги с: С.Л. Рубинштейном, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинским, Е.А. Будиловой, М.И. Воловиковой, В.А. Кольцовой, И.Н. Семеновым, А.Н. Славской, Е.Б. Старовойтенко, М.Г. Ярошевским и др. В контексте периодизации школы С.Л. Рубинштейна дифференцированы этапы профессионального развития К.А. Абульхановой, обобщены направления ее исследований, показан их вклад в психологию индивидуальности и философию человекознания. Впервые ставится эвристическая проблема историко-персонологического изучения роли династий ученых-психологов в эстафетно-сотворческом развитии научных школ современного психологического познания.

Ключевые слова
философия, психология, К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн, научная школа, познавательная деятельность, сознание личности, мышление и рефлексия, субъектность профессионализма, периодизация жизнедеятельности, творческая индивидуальность
Классификатор
Дата публикации
16.11.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
516
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1 С целью изучения проблемы развития жизнедеятельности Ксении Александровны Абульхановой (Славской) использован системно-междисциплинарный подход для построения типологии ее концептуально-методологических направлений и дифференциации этапов жизнетворчества на фоне построения периодизации научной школы С.Л. Рубинштейна. Предложенное системно-типологическое решение указанной проблемы органично для характеристики междисциплинарных поисков К.А. Абульхановой. Ибо изучая феноменологию персонологических свойств человека, она разработала оригинальную типологию современной личности [5; 11; 20] как субъекта стратегии жизни [18; 21; 25], менталитет которого развивается в эпоху быстрых социальных изменений [7; 10; 12; 13]. Методологическая конструктивность системно-типологического подхода К.А. Абульхановой к психологии личности [20] позволила реализовать его для прикладного анализа типологии профессионального развития субъекта. Это явилось предметной предпосылкой для обращения К.А. Абульхановой в 1990-е гг. к акмеолого-педагогическому изучению профессионализма взрослых специалистов в системе их последипломного образования [24; 28]. Рефлексия этого психолого-акмеологического подхода была проведена ею позднее в 2000-е гг. [9] с позиций философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна [27].
2 Именно в этот период на рубеже 1990–2010-х гг. мне посчастливилось лично тесно сотрудничать с К.А. Абульхановой в изучении теоретико-методологических проблем психологического познания индивидуальности субъекта [15] в Госуниверситете “Высшая школа экономики” (ГУ ВШЭ) и в разработке педагогического обеспечения преподавания психологии и акмеологии [9] в Российской академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ. Этому 30-летнему опыту сотрудничества предшествовала в 1980-е гг. учеба на публикациях и докладах К.А. Абульхановой на заседаниях руководимого Я.А. Пономаревым [32] Методологического семинара при Ученом совете ИП РАН и Всесоюзной секции “Психология творчества” Общества психологов. В 1990-е гг. довелось с К.А. Абульхановой разрабатывать и преподавать теоретические основы акмеологии [9] в РАГС (ныне РАНХГС). В 2000–2010-е гг. мы участвовали в изучении персонологии индивидуальности [15], сотрудничая как с возглавляемой ею кафедрой психологии личности в ГУ ВШЭ (ныне НИУ ВШЭ), так и с руководимой Д.Б. Богоявленской “Секцией психодиагностики одаренности” по обобщению с К.А. Абульхановой и рядом психологов РПО современного развития творческого наследия С.Л. Рубинштейна [30] применительно к изучению персонологии творчества и методологии психологии [26].
3 Новизна данной статьи определяется разработкой субъектно-науковедческого и институционально-персонологического подходов к психологическому изучению творческой деятельности выдающегося ученого – нашего современника – К.А. Абульхановой-Славской. Важность учета роли институций как социально-коммуникативных условий планирования исследований и самореализации их субъектов в научной деятельности отмечалась в социальной психологии науки (М.Г. Ярошевский, Д.В. Ущаков и А.Л. Журавлев [38]; А.В. Юревич). Институциональный подход разрабатывался при построении нами периодизации 100-летнего развития советской психологии и ее научных школ и дополнялся персонологическим [32; 34] анализом жизнетворчества их создателей (А.А. Бодалев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Г.Г. Шпет, М.Г. Ярошевский и др.) с акцентом на изучение интеллектуально-личностного развития жизнетворчества в конкретных социокультурных условиях [35]. Субъектно-деятельностная интеграция этих двух видов системно-науковедческого анализа привела к концептуализации единого институционально-персонологического подхода в психологическом изучении научного творчества [33], в т.ч. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, Е.А. Будиловой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова, Е.В. Шороховой.
4 В первом разделе статьи впервые выстраивается периодизация жизнетворчества К.А. Абульхановой, во втором – характеризуется эвристическая роль династий психологов в эстафетном развитии научных школ С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, в третьем – дифференцируются основные достижения К.А. Абульхановой-Славской и обобщается типология направлений ее исследований психологии мышления и сознания личности, а также разработка системы теоретико-методологических принципов современного человекознания.
5

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К.А. АБУЛЬХАНОВОЙ

6 Первые 20 лет ее философско-психологических исследований в 1950-1960-е гг. посвящены теоретико-экспериментальному изучению процессов мышления [36; 37] в контексте анализа истории и теории психологии познания. Это было обобщено в ее книге из научно-популярной серии [19], где также публиковались психологи (Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, И.С. Кон) и философы (Б.Г. Кузнецов, О.Г. Дробницкий и др.). Опыт изучения К.А. Славской логико-психологических процессов мышления вызвал интерес не только у его отечественных исследователей [34], но и у зарубежных [40]. Последующие же полвека в 1970-2020-е гг. междисциплинарные поиски К.А. Абульхановой сосредоточились на изучении психологии личности как субъекта сознания и социальных взаимодействий [3; 4; 11; 13; 15; 17; 25; 28; 31; 39], а также на разработке теоретико-методологических проблем [2; 3; 14; 20; 22; 26; 27; 31; 39] человекознания. Грань между обоими периодами рельефно обозначилась в “Вопросах психологии” (№ 5 за 1969 г.) в юбилейной статье “Проблема личности в трудах С.Л. Рубинштейна” ее с Е.А. Будиловой к 80-летию со дня рождения учителя К.А. Славской – С.Л. Рубинштейна, руководившего ее курсовыми, дипломом и кандидатской диссертацией, посвященных логико-психологическому анализу мышления. Готовя с А.В. Брушлинским, переиздание трудов С.Л. Рубинштейна в 1973 г., К.А. Абульханова подвижнически расшифровала, прокомментировала и проинтерпретировала его предсмертную рукопись “Человек и мир”. Это обратило ее к междисциплинарным поискам в экзистенциально-антропологической [2; 22] сфере философско-психологического изучения сознания личности [4; 5]. Воспользуемся введенными К.А. Абульхановой в персонологию такими базовыми качествами личности, как “жизнедеятельность” и “жизненный путь” [18; 21] для построения периодизации ее 90-летнего развития как выдающегося ученого-гуманитария.
7 1) На семейно-школьном этапе (1932–1950) формирование ее личности, интересующейся познанием человека, происходило в семье родственников крупного писателя Леонида Андреева, которому она приходилась правнучкой, что определило ее гуманитарные интересы при обучении в средней школе.
8 2) На вузовском этапе (1951–1956 гг.) она училась на факультете философии МГУ на руководимой А.Н. Леонтьевым (см. о нем [34]) кафедре психологии, где под руководством ее основателя С.Л. Рубинштейна [16; 26; 34], К.А. Славская защитила дипломную работу по экспериментально-психологическому исследованию мышления и была рекомендована в аспирантуру.
9 3) На аспирантском этап (1956–1960 гг.) она училась в 1956–1959 гг. в аспирантуре созданного С.Л. Рубинштейном сектора философских проблем психологии Института философии АН СССР (ИФАН). Откликаясь на критику о сложности формулировок своих фундаментальных трудов о бытии и сознании [30, с. 3–212], он с помощью своей супруги К.А. Славской создал популярную версию компендиума основных принципов и путей развития психологии [30, с. 214–425]. Параллельно с этим под руководством С.Л. Рубинштейна в его секторе К.А. Славская подготовила кандидатскую диссертацию в продолжение своей дипломной работы и в русле разработанной им стратегии логико-психологического исследования мышления. Эта диссертация была защищена в 1962 г. уже после смерти учителя по специальности “педагогика (по психологии)”.
10 4) На философском этапе (1960–1974 гг.) после окончания аспирантуры она работала в ИФАН научным сотрудником возглавляемого Е.В. Шороховой сектора психологии. Здесь К.А. Славская, завершив исследования мышления [19; 36; 37], приступила к анализу психологии личности [18] и стала разрабатывать философско-методологические проблемы психологии с позиций субъектно-деятельностного подхода [3]. В 1973 г. К.А. Абульханова подготовила к печати – с историко-теоретическими комментариями (совместно с А.В. Брушлинским) – избранные произведения их учителя С.Л. Рубинштейна “Проблемы общей психологии”, в т.ч. его неизданный философско-психологический труд “Человек и мир”, методологически проанализированный ею позднее [2; 5; 15; 22].
11 5) Теоретический этап (1974–1984 гг.). Защитив в 1974 г. в ИФАН докторскую диссертацию по специальности “философия”, К.А. Абульханова перешла на работу в Институт психологии АН СССР (ИПАН). Здесь в возглавляемом Б.Ф. Ломовым ИПАН она разрабатывает фундаментальные проблемы психологии деятельности и личности [17] в контексте человеческой жизни [18] и обосновывает введение понятия жизнедеятельность в парадигму психологии личности c учетом анализа достижений классического и современного человекознания.
12 6) На методологическом этапе (1985–1991 гг.) в возглавляемой ею в ИПАН лаборатории методологии, теории, истории психологии, она руководит разработкой ее фундаментальных проблем в контексте человекознания. Здесь К.А. Абульханова готовит с А.В. Брушлинским к переизданию c их комментариями “Основы общей психологии” С.Л. Рубинштейна (к 100-летию со дня рождения) и философско-психологический анализ его фундаментальной концепции [27]. Во время “перестройки” нашего общества на съезде психологов СССР мне довелось быть свидетелем беседы А.В. Брушлинского и К.А. Абульхановой с их сокурсницей – кандидатом психологических наук Р.М. Титаренко-Горбачевой. Поскольку в то время в СССР нельзя было издавать книги объемом боле 20 п. л., то переиздание “Основ общей психологии” выходило за эти рамки. Поэтому ученики С.Л. Рубинштейна обратились к его бывшей студентке, а в то время – супруге главы СССР с просьбой помочь опубликовать этот фундаментальный труд, который по заключению А.В. Брушлинского являлся “самой читаемой психологической книгой в стране”. С помощью Р.М. Горбачевой книгу удалось в 1989 г. издать в двух частях с примечаниями А.В. Брушлинского и К.А. Абульхановой. Параллельно она в методологическом плане разрабатывает – с опорой на идеи С.Л. Рубинштейна [30], Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе – системно-типологический подход к теоретико-экспериментальному исследованию личности предложенным ею методом прогрессивной типологии [20] и применяет его для изучения типов развития профессионала в сборнике ИП АН под редакцией В.А. Бодрова, изданнном в 1991 г. При этом в наступившем в стране бурном периоде “перестройки” К.А. Абульханова граждански смело откликается профессиональной рефлексией на социо-экзистенциальный анализ актуальных рисков бытия личности в эпоху радикальных общественных перемен [7], обобщая их психологический анализ позднее [13].
13 7) На субъектно-личностном этапе (1991–2002 гг.) в возглавляемом А.В. Брушлинским ИП РАН К.А. Абульханова в руководимой ею лаборатории психологии личности обобщает (с Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинским, В.А. Кольцовой и др.) историко-научные вопросы эволюции [8] российского человекознания ХХ в. Здесь она изучает социально-деятельностные и экзистенциально-субъектные аспекты психологии жизненной стратегии [21] личности в эпоху социальных изменений и концептуально-методологические проблемы [5; 10; 11; 25] развития психологического познания. Параллельно на созданной в 1992 г. А.А. Деркачем кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности профессор РАГС К.А. Абульханова разрабатывает (с В.С. Агаповым, В.Г. Асеевым, А.А. Бодалевым, Е.А. Климовым, И.Н. Семеновым и др.) теоретико-прикладные проблемы субъектно-деятельностного подхода к акмеологическому [9] изучению и развитию профессионализма, в т.ч. кадров управления и последипломного образования [28]. Это позднее обобщено с участием К.А. Абульхановой в таких учебных пособиях, как “Акмеологический словарь” и в серийном учебнике РАГС по акмеологии [9] под общей редакцией Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева. При этом на рубеже 1990–2000-х гг. К.А. Абульханова ведет большую проектно-экспертную работу по координации психологических исследований в РГНФ, организационно обеспечивая социальную поддержку гуманитариев (философов, психологов, социологов, педагогов, управленцев) [31] и вооружая их разработанными для социальной практики методическими руководствами [24], в т. ч. по развитию социального мышления [29].
14 8) На университетском этапе (2002–2010) в организованном В.Д. Шадриковым факультете психологии госуниверситета “Высшая школа экономики” (ныне НИУ ВШЭ) К.А. Абульханова возглавляет кафедру психологии личности, где ведет исследования (с Е.Б. Старовойтенко, В.С. Агаповым, И.Н. Семеновым и др.) индивидуальности человека [15], в т.ч. в процессе его самореализации в контексте экзистенциально-личностных и социо-экономических отношений. Параллельно в возглавляемом А.Л. Журавлевым ИП РАН К.А. Абульханова, заведуя лабораторией психологии личности, разрабатывает актуальные проблемы ее изучения в современных быстроменяющихся условиях [13]. При этом под ее редакцией издаются труды С.Л. Рубинштейна [22 и др.] и ряд статей и книг [16] с обобщением его идей в связи с 120-летним юбилеем в2009 г. Так, по ее инициативе с В.Н. Носуленко во Франции переводится избранное фундаментальных трудов С.Л. Рубинштейна и в России издаются под редакцией К.А. Абульхановой энциклопедические сборники [22] аналитических трудов о нем крупных российских философов и психологов. Параллельно, отталкиваясь от прикладного анализа мировозренческого смысла психологической категории личности как субъекта жизнедеятельности, К.А. Абульханова обратилась к изучению социально-психологических проблем развития молодежи, применяя их решение для создания учебника (выдержавшего 5 изданий) по обществознанию для старшеклассников. При этом она участвует в разработке психологических основ их воспитания, а также подготовки педагогических кадров для образовательной практики с позиций ее концепции социального мышления [10; 11; 13] современной личности, развивающихся в условиях бурных общественных изменений.
15 9) На академическом этапе (с 2011 гг.) в возглавляемом А.Л. Журавлевым и ныне Д.В. Ушаковым ИП РАН главный научный сотрудник К.А. Абульханова продолжает издание трудов учителя (в т. ч. в связи с его 130-летним юбилеем в 2019 г.) и разработку своих историко-научных [4; 6; 26] и концептуально-методологических [2; 14; 23] штудий по философско-психологическим проблемам развития сознания личности в современном человекознании и в непрерывном образовании [12]. В 2017 г. К.А. Абульханова в качестве главного редактора создает (с В.А. Кольцовой) электронный научно-психологический журнал ИП РАН “Человек и мир” с публикацией в нем актуальных статей [14] по теоретико-методологическим и концептуально-прикладным проблемам развития личности в современном социуме.
16 Помимо этих широко известных предметных достижений К.А. Абуьхановой, ее деятельность имеет еще одно – науковедческо-персонологическое значение, пока не изученное историками психологии. Оно связано, во-первых, с ее сотворческой ролью в консолидации школы С.Л. Рубинштейна между ее тремя поколениями: старшим (М.Г. Ярошевский, Е.В. Шорохова, Е.А. Будилова, Л.И. Анцыферова, А.М. Матюшкин]), средним (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, И.С. Якиманская) и современным (Т.И. Артемьева, В.Г. Асеев, В.С. Агапов, Т.Н. Березина, М.И. Воловикова, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, В.Н. Носуленко, И.Н. Семенов, А.Н. Славская, Е.Б. Старовойтенко, И.И. Чеснокова и др.). Во-вторых, К.А. Абудьханова-Славская [37] явилась эстафетно-сотворческим звеном между создавшим научную школу С.Л. Рубинштейном [30], как основателем династии, и А.Н. Славской [16], как ее семейным продолжателем в начале ХХI в.
17

РЕФЛЕКСИВНО-СОТВОРЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭСТАФЕТА НАУЧНЫХ ДИНАСТИЙ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ

18 В научной традиции К.А. Абульханова относится к основанной и выпестованной С.Л. Рубинштейном [16; 30] одной из ведущих в российской психологии ХХ–ХХI вв. научных школ [6; 26; 34], которая является и наиболее длительной по непрерывному и разветвленному 90-летнему развитию в 1930–2020-е гг. Важно подчеркнуть, что цементирующую роль в этом развитии сыграла именно К.А. Абульханова-Славская: как супруга С.Л. Рубинштейна, его соратник, хранитель архива, расшифровщик рукописей, комментатор трудов, менеджер их изданий, интерпретатор наследия, оригинальный последователь идей и творческий разработчик парадигматики рубинштейнианства [2; 3; 6; 17; 22; 26; 27; 37].
19 Развитие школы С.Л. Рубинштейна – с участием ряда поколений его учеников и последователей – состоит из таких основных периодов, как: 1) Психолого-педагогический (1931–1942) в Ленинградском педагогическом институте (ЛГПИ) с участием сотрудников и аспирантов (в т. ч. А.Г. Коомм, М.Н. Шардакова, М.Г. Ярошевского); 2) Общепсихологический (1942–1949) в МГУ, ГИЭП (ныне ПИ РАО) и ИФ АН (с Б.Г. Ананьевым, А.Г. Коомм, Н.Н. Ладыгиной-Котс, Е.В. Шороховой, М.Г. Ярошевским); 3) Психофизиологический (1950–1955) в ИФ АН (с Е.В. Шороховой, Е.А. Будиловой, Л.И. Анцыферовой, Н.С. Мансуровым); 4) Логико-психологический (1956–1960) в ИФ АН и МГУ (с Л.И. Анцыферовой, А.М. Матюшкиным, К.А. Славской, А.В. Брушлинским, Д.Б. Богоявленской); 5) Познавательно-мыслительный (1960–1968) в ИФ АН (с Е.В. Шороховой, Е.А. Будиловой, Л.И. Анцыферовой, К.А. Славской, А.В. Брушлинским); 6) Философско-психологический (1969–1973) в ИФ АН (с теми же и с В.Г. Асеевым, Т.И. Артемьевой, И.И. Чесноковой); 7) Психолого-персонологический (1974–1991) в ИП АН (с теми же); 8) Социально-психологический (1992–2002) в ИП РАН и РАГС (с К.А. Абульхановой, Л.И. Анцыферовой, В.С. Агаповым, В.Г. Асеевым, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинским, Л.И. Воловиковой, В.А. Кольцовой И.Н. Семеновым, А.Н. Славской); 9) Индивидуально-психологический (2002–2010) в ИП РАН и ГУ ВШЭ (с В.С. Агаповым, Л.И. Анцыферовой, В.Г. Асеевым, М.И. Воловиковой, И.Н. Семеновым, А.Н. Славской, Е.Б. Старовойтенко); 10) Интегрально-системный (с 2011 г.) в ИП РАН (с М.И. Воловиковой, В.А. Кольцовой, А.Н. Славской и др.) и в РПО (с Д.Б. Богоявленской, А.Н. Ждан, И.Н. Семеновым). Начиная с 4-го этапа в период 1955–2022 гг. доминирующую роль в теоретико-методологической трансляции идей С.Л. Рубинштейна и в исследовательской консолидации вокруг них играла К.А. Абульханова. При этом она сотрудничала в 1974–2022 гг. как с руководителями ИП РАН (Б.Ф. Ломовым, А.В. Брушлинским [17; 18; 19], Е.В. Шороховой, В.Н. Дружининым, В.А. Кольцовой [25], А.Л. Журавлевым, Д.В. Ушаковым, А.В. Юревичем), так и с участниками школы и последователями идей С.Л. Рубинштейна (Л.И. Анцыферова [8; 37], В.С. Агапов, В.Г. Асеев, Д.Б. Богоявленская [26], Е.А. Будилова, М.И. Воловикова [10;11; 13], В.Н. Носуленко, И.Н. Семенов [9; 15; 26; 28; 29; 41], А.Н. Славская [16 и др.], Е.Б. Старовойтенко [15], С.В. Тихомирова [23], М.Г. Ярошевский и др.).
20 В науковедческом плане важно подчеркнуть уникальность в истории российского человекознания 70-летнего рефлексивно-диалогического взаимодействия К.А. Абульхановой с идеями С.Л. Рубинштейна – как с эпицентром развития ее философско-психолгического творчества. Она героически расшифровывала скоропись его рукописей (“Человек и мир”, “Дневники” и др.), методологически изучала многоплановые труды и готовила их к печати в разных социокультурных условиях: от монополии идеологии марксизма [3; 17; 18] через неопределенность и риски “перестройки” [3; 27] до разгула либерализма [5; 28] и поисков адекватной идентичноcти российского менталитета [10; 13]), принципиально сохраняя парадигматику С.Л. Рубинштейна [2]. Вступая на крутых виражах общественного развития [8; 12] рубежа ХХ – ХХI вв. в рефлексивно-сотворческий диалог с различными аспектами его системы [30] человекознания, К.А. Абульханова отталкивалась от их позитивно-критической анализа [3; 5; 13; 17; 18; 22; 23; 27]. Это послужило для нее методологическим трамплином для собственной постановки и решения актуальных проблем современной психологии: познания и мышления, сознания и рефлексии, личности и индивидуальности, деятельности и коммуникаций, воспитания и образования, профессионализма и творчества. Помимо постоянного диалога – как в непосредственном сотворческом общении с учителем (в 1951–1960 гг.), так и далее путем мысленного взаимодействия с его идеями (с 1960 г. до ныне), К.А. Абульханова ведет изучение философско-психологической проблематики современного человекознания в рефлексивных диалогах с другими участниками научной школы С.Л. Рубинштейна. Наиболее глубокие рефлексивно-сотворческие диалоги осуществлялись К.А. Абульхановой с ее соратником и другом А.В. Брушлинским [1], с коллегами (Л.И. Анцыферовой, Е.А. Будиловой, М.И. Воловиковой [13], В.А. Кольцовой [4; 14], М.Г. Ярошевским), а также с дочерью – кандидатом психологических наук А.Н. Славской [16 и др.]. Она – как и К.А. Абульханова – была воспитана в качестве последователя С.Л. Рубинштейна, звена основанной им династии, носителя эстафеты его идей и специалиста по изучению жизненного пути мэтра [16] и экспликации логики развития научного наследия по психологии творческой личности [2].
21 В 100-летней истории российской (советской/постсоветской) психологии [34; 35; 40], помимо трехзвенной династии С.Л. Рубинштейна [6; 16; 22; 26; 27; 30], есть еще три сотворческих прецедента экзистенциально-диалогического развития научных школ – созданных В.М. Бехтеревым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым (см. [34]) – в конкретных социокультурных условиях соответственно логике развития психологического познания и творческой генерации [33] его субъектов в результате науко-созидающей познавательной деятельности.
22 Так, философ-психолог С.Л. Рубинштейн – будучи учеником методологов–неокантианцев Г. Когена и П. Наторпа – привнес своими последними трудами [30] идею субъектности психической жизнедеятельности человека, чем задал вектор анализа его гносеолого-экзистенциального бытия. Во втором поколении династии С.Л. Рубинштейна его ученица и супруга К.А. Славская (Абульханова) – следуя логике рационалистического подхода [37] к мышлению – конкретизировала принцип субъектности относительно процессуально-деятельностной детерминации мыслительных действий [19; 36]. Эксплицировав субъектность из логико-философского анализа мыслительной деятельности (углубленного другим учеником С.Л. Рубинштейна – А.В. Брушлинским [1] в его концепции “недизъюнктивности мышления”), К.А. Абульханова [3] инкорпорировала этот методологический принцип субъектности в проблематику изучения развития активности бытия человека как личности [17; 18]. Тем самым ею был реализован завещанный С.Л. Рубинштейном [30] социо-экзистенциальный вектор изучения сознания личности человека как субъекта бытия в мире. Проблематика личностной активности трактуется К.А. Абульхановой двояко: как внешне детерминированная социальностью деятельности [17], так и внутренне – субъектностью сознания [3; 5], причем, в реальном контексте межличностных отношений, информационных коммуникаций и социокультурных взаимодействийий.
23 В персонологическом плане важно, что эта эстафетная трансляция была опосредована рефлексивно-методологическими диалогами К.А. Абульхановой как в критических дискуссиях с более старшими ученицами С.Л. Рубинштейна – Е.А. Будиловой и Л.И. Анцыферовой (изучавшей личность в контексте зарубежных практик психотерапии, психотренингов и т.д.), так и в когнитивном сотворчестве с коллегой А.В. Брушлинским [1] и с третьим Рубинштейновским поколением – с А.Н. Славской [16]. В ее совместных с К.А. Абульхановой эвристических поисках осуществляются углубленные проблематизации и исследования современного анализа активности сознания личности в контексте актуального изучения саморазвития и интерпретации авторского мышления человека как субъекта творчества. В институциональном плане важно, что для этих поисков – реализующих непрерывное развитие традиции С.Л. Рубинштейна – в ИП РАН созданы необходимые уникальные условия в течение полувека для поступательного развития его династии: от сектора (во главе с Е.В. Шороховой) через лаборатории (Л.И. Анцыферовой и К.А. Абульхановой) до периодики “Психологический журнал” и “Человек и мир” (с редакторами Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинским, К.А. Абульхановой).
24 Проблема концептуализации институционально-персонологического изучения роли научных династий в эстафетной трансляции и творческом развитии научного знания посредством его креативно-продуктивного приращения весьма сложна и полиаспектна [34; 35], выходя за рамки одного лишь психологического анализа. Проведенный краткий анализ инновационной постановки проблемы рефлексивно-диалогического ресурса человеческого капитала научных династий для развития психологии имеет важное практическое значение. Ибо в итоге подчеркнем, что эвристический потенциал рефлексивно-эстафетных форм человеческого капитала [33] научных династий будет возрастать в перспективе развития российской психологии, способствуя существенному росту творческой продуктивности и профессиональной культуры в современном человекознании. Этот науковедческий контекст служит историко-научным фоном для определения сущности тех инноваций, которые явились вкладом К.А. Абульхановой в современную психологическую науку и в ее теоретико-методологические принципы.
25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26 В течение 70-ти лет К.А. Абульханова ведет междисциплинарные поиски в области человекознания и обществознания в различных взаимодействующих научных направлениях современной философии, психологии, педагогики. В историко-научном плане ею анализируются классические и обобщаются современные предпосылки и достижения в изучении человека как субъекта мышления, сознания, рефлексии, деятельности, личности, социальных представлений и коммуникаций [1; 3; 6; 17; 18; 19; 20; 21; 36; 39]. В философском плане выстраиваются онтологические основы изучения в человекознании субъектности экзистенциального бытия личности в мире природы и культуры [2; 12; 18]. В методологическом плане разрабатываются эпистемологические категории, гносеологические принципы и типологические методы психологического познания высших психических функций субъекта и их системной интеграции в социальном бытии целостной личности [4; 14; 20]. В теоретическом плане выстраиваются концепции диалектики человеческой жизни [18], жизненного пути и жизнедеятельности личности [2; 21], субъектности ее бытия и самореализации, развития во времени жизни, формирования сознания и ретроспективно-перспективной рефлексии [4; 6; 39] существования человека в мире и личностной организации времени жизни [25]. В эмпирическом плане выстраивается системная типология сознания реальной личности [5; 33] и способов ее самоосуществления в условиях современных быстроменяющихся социальных изменений [13]. В прикладном плане определяется мировоззренческий смысл субъектности и ментальности [10] бытия личности как социально-психологическое основание воспитания социальных представлений современной молодежи [12] и профессиональной подготовки психолого-педагогических кадров для таких основных ступеней непрерывного образования, как среднее школьное, высшее вузовское, последипломное повышение квалификации [23]. В учебно-образовательном плане с участием К.А. Абульхановой были изданы учебные пособия, хрестоматии по психологии личности словари по акмеологии и учебники для школьников по обществознанию, студентов и слушателей повышения квалификации [9; 27]. Эти учебно-дидактические средства были апробированы и внедрены К.А. Абульхановой с педагогами в процессе непосредственного преподавания ею в вузовском образовании с 1982 г. на факультетах и кафедрах психологии: в МГУ, РАУ, РГГУ, МПГУ, НИУ ВШЭ, РАГС. В проектно-организационном плане на рубеже 1990–2000-х гг. К.А. Абульханова – в качестве ведущего эксперта РГНФ – координировала его грантовую политику относительно актуальных исследовательских проектов по психологии и педагогике, оказывая социальную поддержку российским ученым в сфере человекознания [41]. В социокультурно-персонологическом плане К.А. Абульханова ведет (с Л.И. Анцыферовой, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинским, Е.А. Будиловой, М.И. Воловиковой, В.А. Кольцовой, В.Н. Носуленко, И.Н. Семеновым, А.Н. Славской, В.С. Тихомировой, М.Г. Ярошевским и др.) полувековой энциклопедически полиаспектный анализ [2; 6; 16; 17; 18; 19; 23; 26; 39] философско-психологического наследия С.Л. Рубинштейна [30; 37], а также творческого пути и научных достижений выдающегося психолога конца ХХ в. А.В. Брушлинского [1], в т.ч. интерпретируя достижения этой научной школы в изучении мышления, сознания, рефлексии, понимания [4; 5; 6; 8; 20; 22; 27]. В институционально-предметном плане К.А. Абульханова, анализируя [22] философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна и типологизируя разработанные им методологические средства [2], конструктивно сотрудничает как с его учениками (М.Г. Ярошевский, Е.А. Будилова, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский) в рамках дальнейшего развития созданной им научной школы [6], так и с ее последователями в ИП РАН, ПИ РАО, РАГС, НИУ ВШЭ, МГПУ (В.С. Агапов, В.Г. Асеев, Т.Н. Березина, М.И. Воловикова, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, И.Н. Семенов, А.Н. Славская, Е.А. Сергиенко, Е.Б. Старовойтенко, С.В. Тихомирова и мн. др.). Это способствует становлению таких инновационных направлений человекознания, как: науковедение [33; 38], акмеология [9; 27], персонология [1; 32], феноменология [4; 7; 35]. В персонолого-науковедческом плане К.А. Абульханова изучает жизнетворчество и труды выдающихся психологов ХХ в. [8]: С.Л. Рубинштейна [30], Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, Б.Ф. Ломова, А.В. Брушлинского [1], В.А. Роменца и др. В литературно-социокультурном плане К.А. Абульханова анализирует жизнь и творчество крупного писателя Серебряного века русской кульутры начала ХХ в. Леонида Андреева, а также в научно-художественной форме изображает становление выдающейcя личности молодого философа-психолога С.Л. Рубинштейна [16; 26]. В продуктивно-сотворческом плане К.А. Абульханова разрабатывает оригинальные философско-психологические концепции (субъектности, личности, сознания, жизнедеятельности, жизненного пути человека, организации времени жизни, социального мышления, рефлексии и представлений при общественных изменениях) в развитие наследия С.Л. Рубинштейна [30] путем как собственного научного творчества [3; 5; 17; 18; 19; 21; 39], так и посредством создания крупной научной школы (В.С. Агапов, Т.Н. Березина, М.И. Воловикова, В.А. Кольцова, И.Н. Семенов, А.Н. Славская, Е.Б. Старовойтенко и мн. др.) экзистенциально-субъектного изучения бытия личности в мире природы и культуры: под ее научным руководством защищено 27 кандидатских и 4 докторских диссертаций.
27 В течение полувековой исследовательской деятельности в ИП РАН К.А. Абульханова получает неизменную поддержку со стороны всех его директоров – Б.Ф. Ломова, А.В. Брушлинского, А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова – как по переизданию и анализу наследия ее учителя С.Л. Рубинштейна [22; 23], так и по развитию собственных разнообразных оригинальных исследований в области изучения мышления [11; 19; 36; 37] и сознания личности [4; 5; 39], а также по разработке теоретико-методологических принципов [2; 3; 14; 22; 31] психологической науки. На базе ИП РАН К.А. Абульхановой создано – в качестве президента – Научное общество им. С.Л. Рубинштейна и его Мемориальный кабинет с собранной им библиотекой. Избранный том переводов его произведений в 2007 г. был переведен во Франции по инициативе сотрудников ИП РАН К.А. Абульхановой и В.Н. Носуленко. Фундаментальные достижения К.А. Абульхановой представлены ею на международных конгрессах и конференциях [39 и др.] и анализируются зарубежными учеными [40 и др.]. В российской науке она избрана академиком РАО, членом ряда научно-общественных академий и Европейской ассоциации психологов личности, а также удостоена Премии им. С.Л. Рубинштейна Президиума РАН. В этих почетных статусах К.А. Абульханова-Славская продолжает свои общепсихологические исследования сознания личности [2] и субъектности мышления [6], психолого-педагогические средства их развития [12], а также философские [2] поиски в области экспликации и разработки теоретико-методологических принципов современного человекознания.

Библиография

1. Абульханова К.А. Андрей Владимирович Брушлинский (1933–2002): судьба, научное наследие, личные воспоминания о нем // Современная психология: состояние и перспективы исследований / Отв. ред. К.А. Абульханова, М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев. М.: ИП РАН, 2002. С. 6–15.

2. Абульханова К.А. Онтологическая парадигма С.Л. Рубинштейна “Человек и мир” // Познание и переживание. 2020. Т. 1. № 1. С. 8–26.

3. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. Монография. М.: Наука, 1973. 288 с.

4. Абульханова К.А. Проблемы сознания и его исследований в отечественной психологии ХХ-ХХI столетий // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: ИП РАН, 2017. С. 158–166.

5. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности // Избранные психологические труды. Серия: Психологи Отечества. М., Воронеж: МПСИ, 1999.

6. Абульханова К.А. Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой С.Л. Рубинштейна // Вопросы философии. 2021. № 9. С. 75–81.

7. Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества, смирения // Психологический журнал. 1990. Т. 20. № 5. С. 5–14.

8. Абульханова К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В., Кольцова В.А. и др. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. Кол. монография / Отв. ред. А.В. Брушлинский. М.: ИП РАН, 1997. 576 с.

9. Абульханова К.А., Бодалев А.А., Семенов И.Н. Акмеология: Учебник. Серия: Учебники Российской академии госслужбы при Президенте РФ / Председатель ред. совета серии: Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев. 1-е изд. М.: РАГС, 2000; 2-е изд. М.: РАГС, 2006. 681 с.

10. Абульханова К.А., Брушлинский А.В., Воловикова М.И. Российский менталитет: Вопросы психологии, теории и практики. Кол. монография. М.: ИП РАН, 1997. 336 с.

11. Абульханова К.А., Брушлинский А.В., Воловикова М.И. Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии. Кол. монография. М.: ИП РАН, 2000.

12. Абульханова К.А., Вачков И.В., А.В. Мудрик А.В. Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодежи. М.: МПГУ, 2019.

13. Абульханова К.А., Воловикова М.И. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 5–14.

14. Абульханова К.А., Кольцова В.А. Интеграция методологических принципов отечественной психологии на рубеже веков // Институт психологии РАН. Человек и мир. 2017. Т. 1. № 1. С. 6–51.

15. Абульханова К.А., Ленгле Э., Семенов И.Н. Психология индивидуальности: новые модели и концепции. Межд. научное издание ГУ ВШЭ / Под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСИ, 2009б.

16. Абульханова К.А., Славская А.Н. Сергей Леонидович Рубинштейн: Детство. Отрочество. Молодость. М., Воронеж: МОДЭК, 2010.

17. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

18. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни: соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида. М.: Мысль, 1977.

19. Абульханова-Славская К.А. Мысль в действии: (психология мышления) / Серия: над чем работают, о чем спорят философы. М.: Политиздат, 1968.

20. Абульханова-Славская К.А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности. // Принцип системности в психологических исследованиях / Отв. ред. Д.Н. Завалишина, В.А. Барабанщиков. М.: Наука, 1990. С. 18–25.

21. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

22. Абульханова-Славская К.А. Субъект в философской антропологии и онтологической концепции С.Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн / Отв. и науч. ред. К.А. Абульханова (Серия: Философия России второй половины XX века). М.: ИФ РАН, РОССПЭН, 2010. С. 23–76.

23. Абульханова-Славская К.А. Этическое наследие С.Л. Рубинштейна в современной психологии // Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / Сост.: С.В. Тихомирова; отв. ред. К.А. Абульханова. М.: ИП РАН, 2011. С. 202–215.

24. Абульханова-Славская К.А., Анцупов А.Я., Бодалев А.А. Рабочая книга практического психолога / Отв. ред. А.А. Деркач. М.: РАГС, 2001.

25. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. Монография. СПб: Алетейя, 2001.

26. Абульханова-Славская К.А., Богоявленская Д.Б., Семенов И.Н. К 130-летнему юбилею С.Л. Рубинштейна. / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: ПИ РАО, РПО, Акрополь, 2020.

27. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. Монография. М.: Наука, 1989.

28. Абульханова-Славская К.А., Семенов И.Н. Акмеологическое понимание субъекта управления // Менеджеру о менеджменте: наука и искусство управления. М.: Красная площадь, 1997.

29. Лосев А.В., Семенов И.Н. Экспериментально-психологическое исследование и формирование рефлексивности социально-профессионального мышления менеджеров быстроразвивающихся организаций // Проблема эксперимента в психологии / Под ред. Р.Л. Кричевского и др. М.: РАГС, 1998. С. 79–121.

30. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание [1957]; Принципы и пути развития психологии [1959] // Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского. М.: Наука, 1997. С. 3–425.

31. Сайко Э.В., Розин В.М., Абульханова-Славская К.А. Субъект действия, взаимодействия, познания: психологические, философские, социокультурные аспекты. Монография / Отв. ред. Э.В. Сайко. М., Воронеж: МПСИ, РАО, МОДЭК, 2001.

32. Семенов И.Н. Взаимодействие Я.А. Пономарева и Б.Ф. Ломова в институциализаци психологии творчества // История отечественной психологической мысли: от прошлого через настоящее к будущему / Под ред. В.А. Кольцовой и др. М.: ИП РАН, 2006. С. 14–21.

33. Семенов И.Н. Генерация и социализация субъектов научно-творческой деятельности посредством рефлексивно-психологического изучения развития человеческого капитала // Известия РАО. 2021. № 4.

34. Семенов И.Н. Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления. М.: Институт развития им. Г.П. Щедровицкого, 2014.

35. Семенов И.Н. Философско-антропологическая проблематика рефлексивной психологии смысла в российском человекознании // Мир психологии. 2017. № 2. С. 280–297.

36. Славская К.А. Детерминация процесса мышления // Исследования мышления в советской психологии / отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1966. С. 175–224.

37. Славская К.А., Анцыферова Л.И., Матюшкин А.М. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения: Экспериментальные исследования / Под общ. ред. С.Л. Рубинштейна. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960.

38. Ушаков Д.В., Журавлев А.Л. Психологическое содержание институтов и модели психосоциального человека // Новое в науках о человеке. К 85-летиюю со дня рождения академика И.Т. Фролова / отв. ред. Г.Л. Белкина.; ред.-сост. М.И. Фролова. М.: Ланд, 2015. С. 211–220.

39. Аbulchanova К.А. Rapport entre les groupes nationaux en Europe: evalution des similitudes etdes differences en fonction de la proximite // Dynamiques et transitions en Europe. Berne. 1997.

40. Matthaus W. Sowjetische Denkpsychologie. Gottingen: Verlag fur Psychologie. Gottingen, Toronto, Zurich. 1988. P. 298–303; 622–624.

41. Semenov I.N. The psychology of reflexion in the scientific work of S.L. Rubinshtein // The Psychology J. 1989. № 4. P. 67–74.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести