Avgusta Viktorovna Yarmolenko — major representative of petersburg psychological school
Table of contents
Share
QR
Metrics
Avgusta Viktorovna Yarmolenko — major representative of petersburg psychological school
Annotation
PII
S020595920014247-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
N. Loginova 
Occupation: Professor of the Department of Developmental Psychology and Differential Psychology
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Sankt-Petersburg, Universitetskaya nab., 7/9
Pages
82-87
Abstract

A.V. Yarmolenko is a prominent the Petersburg psychological school representative. Her biography from the very beginning was associated with the school of V.M. Bekhterev, as she studied at the Psychoneurological Academy, worked at the Brain Institute founded by Bekhterev. She is known as the leading specialist in the deaf-blind psychology. She is the author of works on touch perception multilingualism, general and experimental psychology. Augusta Viktorovna made her contribution to the national struggle during the Great Patriotic War. The article highlights the role of A.V. Yarmolenko as a colleague of B.G. Ananyev and V.N. Myasishchev in the formation and development of psychological education and science at St. Petersburg State University.

Keywords
history of psychology, A.V. Yarmolenko, the Brain Institute, the Great Patriotic War, Leningrad (St. Petersburg) State University, psychology of deaf-blind-mute people, psychology of speech and touch, psychological education
Received
22.03.2021
Date of publication
04.04.2021
Number of purchasers
6
Views
165
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
1 В 2020 году психологическая общественность Санкт-Петербурга и страны отметила 120-летие со дня рождения Августы Викторовны Ярмоленко, без которой нельзя представить историю Петербургской психологической школы в советский период. Ведущая свое начало от В.М. Бехтерева, эта школа пережила три основные периода, которые можно с достаточным основанием назвать бехтеревским, ананьевским (ленинградским) и постананьевским (современным). В науковедении вопрос о признаках научной школы не имеет однозначного решения [12]. Среди аргументов в пользу того или иного выделения школы как субъекта научного развития выдвигают общность научно-исследовательской программы, общность научного предка, институций и прочее. По многим показателям принадлежности к определенному научному братству А.В. Ярмоленко – представительца Петербургской психологической школы. Более того, есть у неё есть кровная связь с этой школой, поскольку ее мать Августа Александровна Дернова-Ярмоленко была активным членом этой школы с 1900-х годов. История Петербургской школы в целом еще не написана. Но несомненно, что в ней должны быть главы, посвященные этим замечательным деятельницам психологической науки и практики.
2 БИОГРАФИЯ
3 Августа Ярмоленко – старшая из трех детей в семье Ярмоленко. Ее отец Виктор Ильич Ярмоленко, окончив Петровскую (Тимирязевскую) академию, работал профессиональным землеустроителем. Мать А. А. Дернова-Ярмоленко училась в Женском медицинском институте, открытом в Санкт-Петербурге в 1897 г. Она была в числе лучших в первом выпуске этого новаторского учебного заведения, и ее особо отмечал сам Владимир Михайлович Бехтерев, который преподавал здесь на кафедре душевных и нервных болезней.
4 Волею судьбы семья некоторое время жила на Дальнем Востоке (глава семейства работал на строительстве Китайско-восточной железной дороги), в Астрахани, в городе Вятке и затем осела в Екатеринославе (в настоящее время г. Днiпро). Здесь семью застигла революция и гражданская война. В городе происходила неоднократная смена власти – красные, белые, петлюровцы, махновцы, германская оккупация. Это были годы тяжелых испытаний для семьи. Виктор Ярмоленко, сторонник самостийной Украины, вынужден был бежать из города, и в конце концов эмигрировать в Аргентину. Об этом семья узнала спустя несколько лет из его письма, которое было доставлено с оказией в Советскую Россию.
5 А.А. Дернова-Ярмоленко активно включилась в работу по созданию системы народного образования в Екатеринославе. Ее дочь Августа с 1919 г. по 1922 г. обучалась на дошкольном факультете Екатеринославского Высшего Института Народного Образования. [3]. В 1922 г. по приглашению В.М. Бехтерева А.А. Дернова-Ярмоленко со взрослыми детьми переехала в Петроград. Бехтерев принял ее на работу в лабораторию рефлексологии детства Государственного рефлексологического института по изучению мозга и психической деятельности – так тогда назывался этот институт.
6

В 1923 г. Августа Викторовна Ярмоленко поступила на психорефлексологический факультет Ленинградского института педологии и дефектологии Государственной психоневрологической академии. В 1924 г. успешно окончила его [14] и работала в Институте мозга, в лаборатории рефлексологии детства, где работала и ее мать. Заведующей этой лабораторией была Вера Николаевна Осипова, ученица Бехтерева, одна из первых докторов по психологии в Ленинграде. Августа Викторовна поступила в аспирантуру Института мозга в октябре 1926 г. и окончила ее в октябре 19301. Она работала в Институте мозга с марта 1923 г. до самого его закрытия в сентябре 1948 г. [18]. История этого института является примером осуществления комплексного подхода к изучению человека [8, 9, 24].

1. В Институте мозга она работала и училась в аспирантуре вместе с Б.Г. Ананьевым, который поступил в аспирантуру института в 1929 г. и после досрочного ее окончания в конце 1930 г. стал научным сотрудником лаборатории рефлексологии детства.
7 НАУЧНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.В. ЯРМОЛЕНКО В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД
8 Судя по документам и публикациям [4, 10], в 20-е годы она была секретарем лаборатории рефлексологии детства Института мозга, проводила рефлексологические эксперименты с детьми, преимущественно с имеющими разные отклонения в поведении. Проблема аномалийного ребенка была постоянно в повестке дня Психоневрологического института и Института мозга им. В.М. Бехтерева, где работал в этом направлении и другой представитель Петербургской школы В.Н. Мясищев [11].
9 А.В. Ярмоленко много экспериментировала, освоила и активно использовала среди прочих методику хватательного рефлекса по Р.И. Черановскому. В 1931 г. вышла в свет ее первая книга “Обследование движений аномальных детей” [20]. Некоторое время А.В. Ярмоленко была секретарем редколлегии журнала “Вопросы изучения и воспитания личности”, издававшегося Институтом мозга. Участвовала в Международной педагогической выставке в 1930 г. в Ленинграде, научных семинарах Института мозга, где выступала с реферативными докладами, посвященными зарубежной психологии и её собственным исследованиям.
10 Параллельно с работой в Институте мозга она начала преподавать в учебных заведениях города, вела занятия по экспериментальной психологии. Она преподавала в медицинском институте, Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, Институте усовершенствования врачей. В 1930−1936 гг. Августа Викторовна заведовала лабораторией экспериментальной психологии и детской психопатологии в Ленинградском институте охраны здоровья детей и подростков. После разгрома педологии поступила в 1937 в экстернатуру по логопедии в том же институте. работала научным сотрудником в Институте слуха и речи, была помощником директора по научной работе. С середины 1930-х годов Ярмоленко сосредоточилась на психологии и педагогике слепоглухонемых, стала кандидатом педагогических наук по совокупности научных работ.
11 За годы работы в избранной тематике Августа Викторовна стала ведущим специалистом в области изучения слепоглухонемых наряду с известным тифлосурдопедагогом И.А. Соколянским, но в отличие от него изучала психологические основы тифлосурдопедагогики [21–23 и др.].
12 Её деятельность включала изучение патопсихологии, дефектологии в широком смысле слова, что способствовало ее профессионализации и вскоре пригодилось в условиях войны.
13 ВОЙНА
14 Августа Викторовна — участница Великой Отечественной войны. В начале войны А.В. Ярмоленко как военнообязанная была мобилизована в армию. Прошла ускоренные курсы медсестер без отрыва от производства и с сентября 1941 г. работала медсестрой в эвакогоспитале №1359, потом в эвакогоспитале № 267. Уволена в запас в июле 1943 г. [2, 7]. Была награждена медалями “За оборону Ленинграда”, “За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны”.
15 Война была тяжелейшим испытанием для всех. Потери были в каждой семье. В 1942 г. в Орловской области, оккупированной немецкими фашистами, умерла Августа Александровна Дернова-Ярмоленко — мать Августы Викторовны. Брат Виктор Викторович ушел добровольцем на фронт и в 1944 г. погиб.
16 Еще до окончания войны, до снятия блокады Ленинграда Августа Викторовна возобновила научную работу, стала вновь посещать Публичную библиотеку. 30 июля 1943 г. она пишет коллеге по Институту мозга Р.А. Каничевой в Самарканд, где та находилась в эвакуации: “Сегодня проработала в Публичке над спец[иальной] литературой с большим наслаждением после 2-х летнего перерыва…” [цит. по: 6, с. 217]. Предчувствие победы придавало сил.
17 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.В. ЯРМОЛЕНКО В ЛЕНИНГРАДСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (СПбГУ)
18 С осени 1944 г. начались занятия на вновь образованном психологическом отделении философского факультета ЛГУ. Во главе отделения и кафедры психологии был Б.Г. Ананьев, приглашенный в университет ректором А.А. Вознесенским. В его команду вошли ряд сотрудников бехтеревского Института мозга, в том числе А.В. Ярмоленко. Они составили ядро кафедры и тем самым вместе с Ананьевым воплощали преемственность с бехтеревской психологической школой. В университете Августа Викторовна работала до конца своих дней, пройдя путь от ассистента и доцента до профессора. Она была членом коммунистической партии с 1944 г. Этот факт в советских условиях был значим и укреплял статус кафедры, притом, что заведующий был беспартийным.
19 Ученые университета и нового психологического отделения возобновили научную работу. В 1945-м году на научной сессии ЛГУЯрмоленко представила два доклада: “Пространственные представления на ограниченной сенсорной основе” и “Роль руки как органа труда, общения и познания”. В 1947−1950 гг. она разрабатывала тему “Психология многоязычия (внутренняя речь в переходе от одного языка на другой). Экспериментальная работа” [19]2. Ее многолетние, многоаспектные исследования увенчались успешной защитой докторской диссертации на тему “Развитие познавательной деятельности слепоглухонемых” в 1955 г. В этой диссертации, как и других работах, утверждается антропологический подход к сложным дефектам, зависимость психических особенностей слепоглухонемых от сохранных анализаторных систем мозга и общей жизнедеятельности организма, возможность компенсации дефектов.
2. Августа Викторовна, владевшая десятком языков, была членом Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС), референтом для американского журнала Psychological Abstracts.
20 А.В. Ярмоленко показала, что в процессе обучения не только формируются познавательные и коммуникативные навыки и умения, но и развиваются остаточные первичные функции зрения и слуха, если таковые имелись до начала обучения. Более того, именно потому, что кроме зрения и слуха – главных чувственных каналов социализации, человек обладает многими другими познавательными, точнее, когнитивными, возможностями – кожными и мышечными, обонятельными, вибрационными, температурными и прочими ощущениями, он может развиваться в условиях педагогического руководства как субъект познания, труда и общения, т.е. как полноценная личность. История науки знает такие примеры.
21 Августа Викторовна знала из научной литературы о двухстах случаях слепоглухонемоты и сама непосредственно наблюдала 25 слепоглухонемых. Она лично была знакома с известной слепоглухой Ольгой Ивановной Скороходовой, воспитанницей И.А. Соколянского, которая стала писательницей, автором книги о своей судьбе [16]. Материалы исследований А.В. Ярмоленко вошли в коллективную монографию “Осязание в процессах познания и труда” [1]. Эта книга была удостоена премии АПН РСФСР им. К.Д. Ушинского и до сих пор остается единственной монографией по данной проблеме.
22 И.А. Соколянский в письме к Б.Г. Ананьеву от 9 ноября 1959 г. в ответ на подаренный экземпляр этой книги писал: “Не нахожу слов выразить мою сердечную благодарность Вам, Льву Марковичу, Борису Федоровичу и Августе Викторовне за память и внимание.
23 Почти сорок лет я практически работаю над использованием осязания в педагогическом процессе. Тем более для меня большая радость получить Ваши и Ваших товарищей ценнейшие исследования по проблеме осязания .
24 Остаюсь в непреклонной уверенности, что психология слепоглухонемоты становится точной наукой. С глубоким уважением к Вам И. Соколянский” [17].
25 Как и другие ученые, А.В. Ярмоленко много выступала с докладами и публичными лекциями. В разные периоды истории нашей страны появлялись злободневные темы, обсуждение которых часто было связано с идеологическими кампаниями, например, в 1950-х таковыми стали соотношение языка и речи, речи и сознания, значение павловского учения для психологии. Годы спустя, в марте 1968 г. на теоретическом семинаре факультета психологии ЛГУ Августа Викторовна делала доклад о языке, речи и субъекте общения [13].
26 Новые перспективы для развития психологии в ЛГУ появились после преобразования отделения психологии в факультет психологии в 1966 г. Августа Викторовна Ярмоленко, которая являлась профессором кафедры общей психологии в этот, ставший заключительным в ее жизни период, продолжала активную деятельность по избранным ею направлениям. В научном плане это было дальнейшее изучение психологии многоязычия, его влияния на развитие детей, логоневрозы и нарушения речи.
27 В учебном плане она продолжала разрабатывать учебные курсы по юридической психологии, дефектологии, психологии речи. А.В. Ярмоленко была заместителем декана по работе с заочным и вечерним отделением. Вела по собственной инициативе журнал учета всех выпускников отделения и факультета, начиная с 1947 г. К ней обращались бывшие студенты со своими вопросами, праздничными поздравлениями и добрыми пожеланиями. Вообще, ее воспринимали как доброго опекуна. При этом Августа Викторовна отличалась критичностью при обсуждении научных работ и кадровых вопросов.
28 Ее последняя, посмертная, публикация [15] замкнула жизненный цикл ученого, объединяя его начало и конец памятью о соратнике и многолетнем сотруднике в Институте мозга, в Ленинградском университете и других научных учреждениях Ленинграда Владимире Николаевиче Мясищеве (см. о нем [5]).
29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30 Основатель Петербургской психологической школы В.М. Бехтерев, а за ним и Б.Г. Ананьев задали многие векторы развития комплексного человекознания с психологией во главе. Августа Викторовна Ярмоленко внесла свой значительный вклад в развитие этой школы и ее патопсихологической отрасли, дефектологии. Своими исследованиями она подтвердила на патопсихологическом материале концепцию сенсорной организации Б.Г. Ананьева, значение межфункциональных связей для индивидуального развития людей с сенсорной патологией. Ее исследования слепоглухонемоты впечатляют не статистикой “больших данных”, что, по счастью, в данной области и невозможно, а истинным психологизмом простых по структуре методов изучения и воспитания слепоглухонемых детей с применением вдумчивого индивидуального подхода к каждому ребенку. Исследования Августы Викторовны и повседневная практическая педагогическая работа в университете носили печать ее одаренной личности, а потому незабываемы для тех, кто ее знал и учился у нее.

References

1. Anan'ev B.G., Vekker L.M., Lomov B.F., Yarmolenko A.V. Osyazanie v processah poznaniya i truda. Moscow: APN RSFSR, 1959. (in Russian)

2. Voennyj bilet A.V. Yarmolenko. Arhiv IP RAN, fond A.V. Yarmolenko. (in Russian)

3. Vremennoe udostoverenie A.V. Yarmolenko. Arhiv IP RAN, fond A.V. Yarmolenko. (in Russian)

4. Zhurnal protokolov i ucheta raboty laboratorii refleksologii detstva Instituta mozga. Domashnij arhiv N.A. Loginovoj. (in Russian)

5. Karpova E.B., Isurina G.L., Zhuravlev A.L. Psihologicheskaya koncepciya otnoshenij V.N. Myasishcheva: Osnovy i soderzhanie. Psikhologicheskii zhurnal. 2020. V. 41. №2. P. 5−14. (in Russian)

6. Kol'cova V.A., Olejnik Yu.N. Sovetskaya psihologicheskaya nauka v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941−1945). Moscow: Moskovskij gumanitarnyj universitet, Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2006. (in Russian)

7. Lichnyj listok slushatel'nicy kursov medsester. Arhiv IP RAN, fond A.V. Yarmolenko. (in Russian)

8. Loginova N.A. Ob Institute mozga im. V.M. Bekhtereva. Psikhologicheskij zhurnal. 1993. V. 14. №5. P. 110−119. (in Russian)

9. Loginova N.A. Opyt chelovekoznaniya: Istoriya kompleksnogo podhoda v psihologicheskih shkolah V.M. Bekhtereva i B.G. Anan'eva. St. Petersburg: SPbGU, 2005. (in Russian)

10. Loginova N.A. Istoriya Peterburgskoj psihologicheskoj shkoly: novye arhivnye nahodki (k 100-letiyu Instituta mozga im. V. M. Bekhtereva). Istoricheskaya preemstvennost' v otechestvennoj psihologii. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2019. P. 259−267. (in Russian)

11. Myasishchev V.N. Lichnost' i trud anomalijnogo rebenka. Psihicheskie osobennosti trudnovospituemyh i umstvenno otstalyh detej (v svyazi s zadachami obucheniya i vospitaniya). Ed. V.N. Myasishchev. L.: Institut mozga, 1936. P. 3−21. (in Russian)

12. Olejnik Yu.N., Zhuravlev A.L. K voprosu o konceptual'nyh osnovaniyah nauchnoj shkoly istorii otechestvennoj psihologii V.A. Kol'covoj. Razvitie rossijskoj psihologii nakanune i posle russkoj revolyucii 1917 goda: Tendencii, nauchnye shkoly, personalii: sbornik statej uchastnikov Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Ed. A.L. Zhuravlev, Yu.N. Olejnik, E.V. Tihonova; RFFI, Arzamasskij filial NNGU, IP RAN, MosGU. Sarov: Interkontakt, 2019. (Arzamasskie chteniya po istorii psihologii). P. 93−106. (in Russian)

13. Programma teoreticheskogo seminara fakul'teta psihologii LGU i psihologicheskih laboratorij NIIKSI. Protokol №11. Sentyabr' 1967 g.. Protokoly Uchenogo soveta fakul'teta psihologii LGU. CGA St. Petersburg. Fond 7240. Opis' 22. Delo 81. (in Russian)

14. Svidetel'stvo №65/896. Arhiv IP RAN. Fond A.V. Yarmolenko. (in Russian)

15. Serebryakova R.O., Yarmolenko A.V. V.N. Myasishchev – uchenyj i pedagog.. Psihologiya lichnosti i malyh grupp: L.: LGU, 1977. P. 4−8. (in Russian)

16. Skorohodova O.I. Kak ya vosprinimayu, predstavlyayu i ponimayu okruzhayushchij mir. Moscow: Pedagogika, 1972. (in Russian)

17. Sokolyanskij I.A. Pis'mo B.G. Anan'evu 1959 g.. Domashnij arhiv B.G. Anan'eva. (in Russian)

18. Spravka. Arhiv IP RAN. Fond A.V. Yarmolenko. (in Russian)

19. Tematicheskie kartochki nauchnyh rabot (filosofskij fakul'tet). CGA SPb. Fond 7240. Opis' 14, delo 1219, l. 35. (in Russian)

20. Yarmolenko A.V. Obsledovanie dvizhenij anomal'nyh detej: L.: Gos. refleksologicheskij institut po izucheniyu mozga im. V.M. Bekhtereva; Moscow: Gos. med. izd-vo, 1931. 125 p. (in Russian)

21. Yarmolenko A.V. Predstavlenie vremeni u slepogluhonemyh. Voprosy psihofiziologii i kliniki chuvstvitel'nosti. Sbornik eksperimental'nyh issledovanij. L.: 1939. P. 174−181. (in Russian)

22. Yarmolenko A.V. Prostranstvennye predstavleniya pri potere sluha i zreniya. Problemy psihologii. L.: LGU, 1948. (in Russian)

23. Yarmolenko A.V. Ocherki psihologii slepogluhonemyh. L: LGU: 1961. (in Russian)

24. Yaroshevskij M.G. Unikal'noe sosredotochie psihologicheskih znanij. Psihologicheskij zhurnal. 1993. V. 14. № 5. P. 120–122. (in Russian)

Comments

No posts found

Write a review
Translate