The subject of activity in situation of transition to digital world (Based on the materials of international scientific and practical conference “actual problems of practical and applied psychology in the current socio-cultural situation”)
Table of contents
Share
QR
Metrics
The subject of activity in situation of transition to digital world (Based on the materials of international scientific and practical conference “actual problems of practical and applied psychology in the current socio-cultural situation”)
Annotation
PII
S020595920014222-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
O. Kozhevnikova 
Occupation: Associate professor, general psychology chair
Affiliation: Udmurt State University
Address: Izhevsk, 1 Universitetskaya str.
V. Khotinets
Occupation: head of general psychology chair
Affiliation: Institute of Pedagogy, Psychology and Social technologies
Address: 426034, Universitetskaya str., 1
Pages
131-134
Abstract

The outcomes of the discussion of issues presented at International Scientific and Practical Conference “Actual problems of practical and Applied Psychology in the modern socio-cultural situation” (November 30 – December 3, 2020), organized by the Udmurt State University (Izhevsk) are presented in the article. The reports highlighted the problems associated with the use of new digital technologies and online risks in psychologists’ professional activities and in educational system. According to the results of the conference it was noted that the use of ICT technologies in psychologist’s work opens up new opportunities enriching the field of professional reflection with additional meanings and expanding the boundaries of one's own Self. It is recognized that primary reception, basic diagnosis and psychological prevention by means of artificial intelligence will facilitate professional activity of practical psychologists. The problem of psychological effects of digital technologies’ application in educational process and the results of education system related to the subjective potential of the graduate becomes relevant. Transdisciplinary studies of the effectiveness of new organizational and pedagogical conditions with variability in use of various organizational forms of training (classroom, distance, online, etc.) in the accordance with new psychological capabilities of students are becoming promising. The need for the conference along with the discussion of fundamental issues of psychology is connected with drawing the authorities’ attention to the problem of psychological prevention of suicidal behavior in the region.

Keywords
international conference, digital technologies in psychology, prevention of suicidal behavior, promising directions
Received
28.03.2021
Date of publication
04.04.2021
Number of purchasers
6
Views
112
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
1 30 ноября–3 декабря 2020 года была проведена международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы практической и прикладной психологии в современной социокультурной ситуации” в онлайн-формате, организатором которой выступил Удмуртский государственный университет (г. Ижевск) при поддержке Министерства образования и науки Удмуртской Республики и Российского психологического общества. Целью конференции стала консолидация отечественных и зарубежных ученых, практикующих психологов в обсуждении вопросов, касающихся социально-психологических эффектов и возможных последствий внедрения новых цифровых технологий в повседневную жизнь общества, факторов, учет которых необходим при столкновении с онлайн-рисками субъектов образовательной и профессиональной деятельности.
2 В конференции приняли участие белее 120 специалистов из Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, Мальты, Кении, Латвии, Турции, представляющих учебно-образовательные и научно-исследовательские учреждения, центры психологической поддержки и оказания психолого-педагогической помощи населению.
3 На первом симпозиуме были представлены доклады по вопросам о преимущественных возможностях использования современных цифровых технологий и их ограничениях в деятельности практического психолога. Левченко Е.В (Пермь, Россия) продемонстрировала возможность реконструкции внутреннего мира клиента по результатам применения метода интроспекции; А.С. Сунцова (Ижевск, Россия) описала этапы проведения когнитивно-поведенческой психотерапии в онлайн-формате; Л.А. Зайцева (Ростов-на-Дону, Россия) представила методологические стратегии работы психолога с обучающими и терапевтическими группами в дистанционной форме; К.Ю. Строкова (Ижевск, Россия) предложила ряд рекомендаций для создания безопасной и доверительной среды в условиях опосредованного (часто технически неустойчивого) контакта консультанта с клиентом; О.В. Яковлева (Ижевск, Россия) представила обучающую онлайн-программу сопровождения психологов в работе с клиентами; С.А. Вьюжанина (Ижевск, Россия) ознакомила с результатами исследования уровня субъективной удовлетворенности проведением консультаций в онлайн- и офлайн-формате у практикующих психологов с разным стажем консультативной работы.
4 На втором симпозиуме обсуждались проблемы эффектов и возможных последствий цифровых образовательных технологий и технологий искусственного интеллекта в компетентностном становлении растущего человека и роли инновационной среды в развитии конкурентоспособной личности. Лолита Шелваха (Рига, Латвия) продемонстрировала эффективность стратегий дизайн-мышления в образовательном процессе для поддержания субъективного благополучия иностранных студентов в период карантинных ограничений; Глухов А.П. (Томск, Россия) представил результаты концептуализации социально-сетевой цифровой грамотности, инкорпорированной в корпус цифровых компетенций молодежи и возможности использования разработанной модели в дистанционном обучении; В.Ю. Хотинец, Медведева Д.С. (Ижевск, Россия) доказали эффективность развития речемыслительной деятельности младших школьников-билингвов с применением технологии Edutainment; А.М. Лесин (Рязань, Россия) рассмотрел ценностные детерминанты карьерных устремлений современной молодежи, готовой к неопределенности и выбору в условиях новой реальности; Эмра Долгунсёз (Байбурт, Турция) продемонстрировал результаты изменения визуального контекста учебных материалов для изучения английского языка студентами-мусульманами; Инга Саитадзе (Нью-Йорк, США) обратила внимание на социально-психологические факторы когнитивного и эмоционального развития американских детей, живущих в неблагополучных условиях; Дороти Ауте (Какамега, Кения) объяснила связь между формой занятости родителей и их привязанностью к детям.
5 Третий симпозиум был посвящен проблемам психического здоровья и саморегуляции состояний в ограничительных условиях жизнедеятельности, в частности, в ситуации с пандемией, вынужденно приведшей к частичному или полному переходу на дистанционные формы образовательной и профессиональной деятельности. Анна Ставицкая (Рига, Латвия) проанализировала, каким образом неверное толкование устойчивых вербальных конструктов, связанных с описанием реалий карантинного периода, может воздействовать на субъективное благополучие иностранных студентов, продолживших очное обучение по обменной программе; О.Е. Мухордова (Ижевск, Россия) сконцентрировалась на анализе психических состояний школьников в период вынужденной самоизоляции; Агостино Сорбаро (Калькара, Мальта) обратил внимание на актуальные эмоциональные переживания учащихся, приводящие к изменению их образовательных отношений, вплоть до ухода из учебного заведения; А.И. Мелёхин (Москва, Россия) представил результаты эмпирического исследования нарушений сна во время пандемического кризиса COVID-19 в России в сравнении с европейскими странами; Марина Лалаянтс (Нью-Йорк, США) обозначила предикторы психических расстройств и употребления психоактивных веществ современными подростками; Н.Г. Токарева (Саранск, Россия) проанализировала особенности эмоционального реагирования больных эпилепсией в рамках социальной адаптации; Г.Л. Протопопова и А.А. Баранов (Ижевск, Россия) описали доминирующие эмоциональные маркёры переживания личностью критической жизненной ситуации.
6 В рамках студенческой секции было представлено 15 видео-докладов (https://vk.com/interstud2020), своевременность и значимость проблематики которых отразилась в полемических суждениях участников конференции. Большой отклик у психологов-практиков и студентов получили мастер-классы, в ходе проведения которых были представлены эффективные технологии и техники психологического консультирования и психотерапии с возможностью проведения в онлайн-формате, рассмотрены продуктивные стратегии продвижения психологических услуг в интернете. Неподдельный интерес слушателей конференции вызвала возможность в удаленном доступе пообщаться с режиссёром Ольгой Львовой (США), представившей свой документальный фильм “Людно внутри” (“Busy Inside”) (2019) о психотерапевте, специализирующемся на лечении диссоциативного расстройства идентичности (известного как множественное расстройство личности), связанного с историей жестокого обращения в детском возрасте.
7 Значимые содержательные итоги конференции по результатам работы симпозиумов можно выразить в трех обобщениях, раскрывающих перспективные направления в сфере научной и профессиональной деятельности психолога.
8 Первое. Применение ИКТ-технологий в деятельности психолога открывает новые возможности, обогащая поле профессиональной рефлексии дополнительными смыслами, расширяя границы собственного Я с осознанием того, как воспринимаешься ты другими. Различные форматы общения и взаимодействия (мессенджеры, видеоконференции), обеспечивающие конфиденциальность, бесконтактная психодиагностика, сбор и хранение необходимой информации, цифровые помощники и разнообразные мобильные приложения, контролирующие содержание и состояния внутреннего мира человека, безусловно, способствуют эффективности деятельности практического психолога. Надо полагать, что искусственный интеллект, позволяющий быстро и дифференцированно распознавать внутренний мир человека, в перспективе изменит профессиональные алгоритмы работы психолога-консультанта.
9 Второе. Цифровой мир и дополненная реальность, обеспеченная искусственным интеллектом, требуют иначе рассматривать социальную ситуацию развития растущего человека, разворачивающую другие траектории и пути становления качественно новых психических функций и психологических качеств, моделей поведения, операционально иных способов деятельности. Актуальной становится проблема психологических эффектов применения цифровых технологий в образовательном процессе и результатах системы образования, связанных с субъектным потенциалом выпускника.
10 Третье. В новой реальности интернет-боты, компьютерные программы и мобильные приложения психологической самопомощи обучают человека регулировать свой внутренний мир, совладать с трудными жизненными ситуациями и переносить полученный опыт произвольной саморегуляции и “наученных” копинг-стратегий в свою реальную жизнедеятельность. В силу этого профессиональная деятельность “живого” психолога начинается тогда, когда человек явно осознает потребность в человеческих отношениях и человеческой помощи со стороны специалиста, могущего переживать вместе и глубоко сострадать. Признается, что первичный прием, базовая диагностика, психологическая превенция с помощью искусственного интеллекта будет облегчать профессиональную деятельность психолога-практика.
11 В системе образования педагогические технологии, сочетающие различные организационные формы обучения (аудиторное, дистанционное, онлайн и др.) с перманентным доступом к знаниям и необходимой информации, расширяют диверсификационные возможности образования для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей обучающихся. В связи с этим перспективными становятся трансдисциплинарные исследования эффективности новых организационно-педагогических условий в согласовании с новыми психологическими возможностями обучающихся.
12 Отмечена необходимость и целесообразность регулярного проведения конференции с целью освещения ключевых проблем и современных методологических стратегий фундаментальной и практической психологии в психологическом сообществе, активизации сотрудничества с зарубежными коллегами в реализации совместных научных и образовательных проектов, популяризации современной психологической науки и психологических услуг в массмедиа, привлечения внимания региональной власти к проблемам превенции суицидального поведения. Работа конференции освещалась на сайте Удмуртского государственного университета и в группе в социальной сети ВКонтакте >>>> по итогам опубликован сборник тезисов [1], включенный в РИНЦ.

References

1. Aktual'nye problemy prakticheskoj i prikladnoj psihologii v sovremennoj sociokul'turnoj situacii. Sbornik tezisov: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii “Aktual'nye problemy prakticheskoj i prikladnoj psihologii v sovremennoj sociokul'turnoj situacii”. Ed. V.YU. Hotinec, O.V. Kozhevnikova. Izhevsk: Izdatel'skij centr “Udmurtskij universitet”, 2020. (in Russian)

Comments

No posts found

Write a review
Translate