II international conference on consultative psychology and psychotherapy in memory of F.E. Vasilyuk
Table of contents
Share
QR
Metrics
II international conference on consultative psychology and psychotherapy in memory of F.E. Vasilyuk
Annotation
PII
S020595920014221-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
T. Karyagina 
Occupation: Associate professor, chair of individual and group psychotherapy, faculty of counseling and clinical psychology
Affiliation: Moscow State University of Psychology and Education
Address: Moscow, 29 Sretenka street
N. Kiselnikova (Volkova)
Occupation: Deputy director, head of laboratory of counseling psychology and psychotherapy
Affiliation: FBSSI “Psychological Institute of Russian Academy of Education”
Address: Moscow, 9−4 Mokhovaya str., Russia
Anna Molostova
Occupation: Associate professor, chair of individual and group psychotherapy, faculty of counseling and clinical psychology
Affiliation: Moscow State University of Psychology and Education
Address: 29 Sretenka street
E. Sheryagina
Occupation: Associate professor, chair of individual and group psychotherapy, faculty of counseling and clinical psychology
Affiliation: Moscow State University of Psychology and Education
Address: 29 Sretenka street
Pages
127-130
Abstract

From November 5 to 7, a conference was held in memory of Fyodor E. Vasilyuk.It was dedicated to the memory of Fyodor Efimovich Vasilyuk, who was a key figure in Russian counseling psychology and psychotherapy. The conference was organized by the Psychological Institute of the Russian Academy of Education and Moscow State University of Psychology and Education (the Faculty of Consultative and Clinical Psychology), and took place in  an online format. The central idea of the conference was to promote the Russian consultative community on the way to overcoming the schism of psychological science and practice.

Keywords
conference, psychology, psychotherapy, counseling psychology
Received
27.03.2021
Date of publication
04.04.2021
Number of purchasers
6
Views
134
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
1 Центральные вопросы конференции в свое время были сформулированы самим Федором Ефимовичем в статье “Культурно-антропологические условия возможности психотерапевтического опыта”: «… хочется порой посмотреть со стороны на современную психотерапию и задать ей … вопросы: “На чем стоишь?” (какова та культурная почва, на которой вырастает психотерапия?), “Что продаешь?” (что психотерапия дает культуре, какова ее культурная функция?)».
2 В пленарных докладах выступающие сосредоточились на осмыслении вызовов нашего времени: А.Б. Холмогорова “Переживание коллективной травмы пандемии: попытка осмысления”, Д.А. Леонтьев “Изменение”, А.Г. Асмолов “Понимающая психотерапия Ф.Е. Василюка как ответ на кризис доверия”. Проблемы психотерапии как доказательной практики и научного статуса психологии поднималась в докладах С.М. Бабина “Доказательная психотерапия: pro et contra”, М.В. Александровой-Хауэлл “Представление российских студентов о научном статусе психологии”.
3 В работе круглого стола “Человек на пересечении социальных практик: онтология и антропология” (ведущий А.Н. Кричевец) проявился характерный для научного стиля Ф.Е. Василюка полифонический характер обсуждения. Философ и феноменолог Н.А. Артеменко, филолог и культуролог С.Б. Адоньева, социолог и журналист П. Аронсон, психолог Н.П. Бусыгина поделились своими взглядами на изменения, которые произошли за последние годы в социальных практиках, на изменения субъектов этих практик. Обсуждение актуального состояния консультирования и психотерапии продолжилось на круглом столе “Человек в психологической практике: новые правила игры” (ведущие В.В. Архангельская, Н.В. Кисельникова, М.А. Чумакова). Психологи и психотерапевты Е.Т. Соколова, А.И. Сосланд, Н.П. Бусыгина, Е.Л. Михайлова, Г.Л. Будинайте, Н.В. Клюева обсуждали, какие изменения претерпевает консультирование и психотерапия в настоящее время, каково будущее этих практик.
4

В своих выступлениях многие авторы обращались к идеям Ф.Е. Василюка. Именно об этом, а также о перспективах развития теории Федора Ефимовича говорили участники секции “Научное наследие Ф.Е. Василюка(руководители В.В. Архангельская, Т.Д. Карягина). В докладе В.В. Архангельской, Т.Д. Карягиной были представлены основные векторы развития теории сознания и переживания Ф.Е. Василюка как теории психотехнической, общепсихологической и общетерапевтической. Н.П. Бусыгина осветила методологическую специфику подхода Ф.Е. Василюка к религиозному опыту и общенаучные перспективы такого подхода. Е.В. Шерягина представила результаты пилотажного исследования возможностей работы с паническими атаками в рамках понимающей психотерапии. В докладе А.М. Федосеевой был поставлен вопрос о критериях продуктивности переживания, адекватных практике.

5 Вспомнить Федора Ефимовича персонально, оживить личные истории, связанные с его участием, могли все, кто присутствовал на вечере памяти “Однажды мы с Василюком, на котором присутствовало более 100 человек из разных точек мира, из разных точек жизни Федора Ефимовича.
6 Второй день конференции продолжился в работе 12 секций, были представлены стендовые доклады.
7 На секции “Детская и семейная психотерапия” (руководители Е.В. Филиппова, Н.Б. Кедрова) выступили: А.Л. Венгер — о применении принципов культурно-исторического подхода в психолого-педагогическом консультировании, А.Я. Варга, Л.Г. Жукова — об исследовании дискурсов о детях и домашних питомцах в семьях, усыновивших ребенка или взявших животное из приюта, Е.Ю. Чеботарева, А.Н. Самойловская — об особенностях отношения к приемным детям, О.Г. Калина — о возможностях психоаналитической работы с детьми онлайн, Г.Л. Будинайте — об отношении подростков к родителям в ситуации завершенного и незавершенного развода.
8 На секции “Кризисное консультирование” ее руководитель А.Л. Венгер остановился на специфике данного направления и его отличии от других видов психологической помощи. Е.И. Морозова обсуждала помощь семье в кризисе, Т.В. Свиридова — помощь семье ребенка с COVID в инфекционном стационаре. С.Ю. Цапина представила доклад о помощи семье ребенка с тяжелыми нарушениями развития.
9 В секции “Группа как пространство терапевтических возможностей” (руководитель А.Н. Молостова) принципы проведения групп онлайн были представлены в докладе В.Ю. Меновщикова. Нейронаучный подход к анализу значения межличностных отношений в группе рассматривался в докладе О.Р. Добрушиной. В докладе А.Н. Молостовой были представлены исследования значения групповых процессов с точки зрения оценки участниками эффективности работы в группе. И.В. Пышинска сделала доклад об отношениях участников группы в супервизорской практике. О метафорической типологизации психологических групп рассказал И.В. Вачков.
10 На секции “Формы и методы профессионального развития психолога-практика” (руководитель Е.В. Шерягина) А.В. Зинченко поднял тему получения супервизорства от пациента, И.Ю. Хамитова рассказала об особенностях супервизии на различных стадиях развития профессиональной идентичности. В докладе Г.Б. Гориной были представлены результаты исследования долгосрочной интервизорской группы. История создания, возможности и ограничения авторской модели полифонической супервизии Ф.Е. Василюка рассматривались в докладе Е.В. Шерягиной.
11 Под руководством В.К. Зарецкого проходила секция “Психолого-педагогическое консультирование и современное образование”. В докладе В.К. Зарецкого, О.В. Глуховой был представлен опыт обучения шахматам в школе с опорой на рефлексивно-деятельностный подход (РДП). Возможности сотрудничества консультанта, использующего средства РДП, и клиента-подростка, преодолевающего зависимость от ПАВ, рассматривались в докладе М.М. Гордон, О.А. Родионова, В.С. Чекмаревой, Д.А. Шайдуллина. Проблема совмещения разных позиций (экспертной, консультативной, клинической) в условиях оказания помощи детям с трудностями в обучении поднималась в докладе П.В. Маслова. Представления о жизненном мире школьного психолога с опорой на теорию понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка были рассмотрены в докладе М.В. Пискуновой-Смирных.
12 На секции “Интернет и психическое здоровье” (руководители А.Б. Холмогорова и В.Л. Малыгин) выступили: В.Л. Малыгин — об особенностях социально-психологической адаптации интернет-зависимых подростков и подростков, зависимых от каннабиноидов, Ю.А. Меркурьева — о нейропсихологических нарушениях у подростков с интернет-зависимостью, Л.О. Пережогин — о последствиях виртуального насилия, А.А. Герасимова, А.Б. Холмогорова — о проблемном пользовании интернетом у девушек подросткового и юношеского возрастов во время пандемии; Г.В. Солдатова, С. Илюхина — об особенностях аутодеструктивного поведения подростков и молодёжи в Сети; Е.Ю. Казаринова, А.Б. Холмогорова — о связи предпочитаемого контента в интернете и социальной тревожности в подростковом и юношеском возрастах.
13 На секции “Искусство-терапия: проблемы науки и практики” (руководители А.В. Торопова, А.И. Копытин) А.И. Копытиным был представлен анализ межпредметных связей и отношений арт-терапии с консультативной психологией и психотерапией. В докладе В.В. Сидоровой освещалось использование традиционных арт-форм в контексте современной интермодальной терапии экспрессивными искусствами. И.Е. Сироткина представила сообщение о рефлексии телесно-двигательных практик в эпоху пандемии и дистанционного взаимодействия. В. Мастнак изложил новую модель музыкального консультирования. Доклад А.В. Тороповой был посвящен интонированному переживанию с позиций антропопрактики и психотехники музыкальной терапии.
14 В рамках секции “Консультативная практика как предмет психологического исследования” (руководители Н.В. Кисельникова, М.А. Чумакова) М.А. Гулина рассказала о проверке надежности тематического анализа при консультировании в условиях COVID карантина. Н.В. Кисельникова представила результаты изучения экспертности психотерапевтов с разным стажем при анализе клиентских проблем. Доклад М.А. Чумаковой был посвящен исследованию изменений отношения к неопределенности в процессе прохождения гештальт-терапии. А.Ю. Болтова проанализировала особенности социальных представлений об образе консультирующего психолога в межпоколенческом аспекте. Т.П. Гаврилова, А.С. Селезнёва рассказали о рисках и ответственности субъектов помогающего поведения в условиях самоизоляции.
15 Под руководством Н.В. Клюевой прошла секция “Консультативное образование: модели подготовки специалистов”. Д.Г. Сороков осветил ключевые моменты трансформации смысловых оснований и антропологических рисков в подготовке психологов-консультантов. Н.В. Клюева подняла вопрос о методах этического образования психологов-консультантов. Л.Г. Жедунова рассмотрела роль супервизии в подготовке психологов-консультантов. Н.А. Власов обсудил с участниками конференции актуальные проблемы подготовки студентов-психологов в области краткосрочного психологического консультирования и психотерапии. В докладе Е.Н. Корневой поднимались проблемы профессиональной подготовки будущих психологов-практиков с позицией научения и переживания. М.И. Фаерман рассказал об особенностях использования трансформационной игры как учебной психотехнологии.
16 На секции “Осмысление психотерапии и консультирования: метавзгляд (руководители А.И. Сосланд, Е.С. Мазаева) были представлены доклады, освещающие эволюцию психотерапевтических методов в когнитивно-поведенческой психотерапии депрессии (О.Д. Пуговкина), в психоанализе — от выявления вытесненного к анализу переноса (М.А. Исаев). Е.Е. Сапогова подняла вопрос онтологии консультирования. А.И. Сосланд в своем докладе обобщил представления различных психотерапевтических подходов о проявлении личности “вовне”. В.И. Майстренко остановился на вопросах трудности формирования идентичности психолога-консультанта.
17 В третий день конференции опытом работы в разных направлениях консультирования и психотерапии делились ведущие 15-ти мастер-классов.
18 Несмотря на вынужденный онлайн формат проведения конференции, он позволил значительно расширить как количество участников (более 1000 человек), так и их географию (не только российскую, но и зарубежную).
19 Подводя итоги конференции, можно оценить общий смысл выступлений и дискуссий как продвижение российского консультативного сообщества на пути преодоления схизиса психологической науки и практики. Характер обсуждений и отзывы участников подтверждают, что отечественная психологическая практика все больше осознает потребность в полноценной научной обоснованности и обращается в поисках такой основы к консультативной психологии как прикладной для практики науке.
20 Материалы конференции доступны на сайте http://hbdjb.tilda.ws/kppconference#rec210432060

Comments

No posts found

Write a review
Translate