Библиометрический анализ трудов всероссийского научно-практического семинара “актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики” (2009–2021 гг.)
Библиометрический анализ трудов всероссийского научно-практического семинара “актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики” (2009–2021 гг.)
Аннотация
Код статьи
S020595920029078-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Белопольский В. И. 
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Москва, Ул. Ярославская, д. 13
Журавлев А. Л.
Должность: Профессор, научный руководитель Института психологии РАН
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: ул. Ярославская, д. 13, корп. 1
Костригин А. А.
Должность: Научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Ул. Ярославская, д. 13
Выпуск
Страницы
96-108
Аннотация

Рассматривается перспективный объект количественных историко-психологических исследований — материалы научных мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов и др.). Проанализированы сборники научных трудов Всероссийского научно-практического семинара “Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики”, проходившего на базе Института психологии РАН с декабря 2007 г., материалы которого были опубликованы в десяти выпусках. В рамках хронологического подхода определены библиометрические и лингвистические показатели подкорпусов изданий семинара. Полученные результаты позволили сделать выводы об участниках и тенденциях развития изучаемого научного направления. Показаны перспективы применения количественных методов к продукции научных мероприятий для изучения функционирования научно-исследовательских сообществ.

Ключевые слова
история психологии, Институт психологии РАН, научное мероприятие, семинар, психология труда, инженерная психология, эргономика, библиометрический анализ, тематический анализ, лингвистический анализ
Источник финансирования
Работа выполнена в соответствии с госзаданием № 0138-2023-0001.
Классификатор
Получено
28.12.2023
Дата публикации
30.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
723
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 В настоящее время активно развивается наукометрическое направление историко-психологических исследований, в рамках которого определяются количественные показатели публикационной активности организаций, периодических изданий, авторов, а также частотные показатели употребляемых терминов и объем цитирований по различным отраслям и направлениям психологии [2; 8; 11–12; 15]. Результаты наукометрического и библиометрического анализа часто выявляют неочевидные аспекты зарождения, становления и развития психологических проблем, функционирования научно-исследовательских центров, научно-исследовательской деятельности авторов.
2 Отдельным объектом библиометрического анализа могут выступать научные мероприятия — конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары и др. В данном случае материалом для количественного анализа служат тексты или аннотации докладов, информационные материалы, публикации по итогам мероприятия и др. Этот вид материалов включает в себя не только содержательные (тематические), но и формальные параметры — различные авторские и институциональные показатели, а также научные связи с другими организациями, возникающие на их базе исследовательские сообщества. На данный момент в психологической литературе встречаются работы, где публикации из сборников конференций или материалов семинаров составляют лишь часть общего корпуса текстов [7; 14], ограничиваются библиографическим анализом серийных изданий по материалам конференций [9] или же сужаются до проблем количественного анализа авторского состава [13] и тематики конференций [16]. Аналогичные по направленности публикации появляются и в смежных науках [5–6]. В данной работе будет предложена более широкая совокупность показателей для количественного анализа материалов научных мероприятий.
3 В качестве продолжения наукометрических и библиометрических исследований научно-исследовательской и научно-издательской деятельности Института психологии РАН [3–4; 10] предлагается обратиться к сборникам научных трудов, опубликованным по результатам проведения конференций, симпозиумов, семинаров. В данной работе ставится цель библиометрического анализа десяти выпусков научных трудов “Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики” (далее — “АП…”), опубликованных в издательстве “Институт психологии РАН” в 2009–2021 гг., которые были составлены на основе материалов одноименного Всероссийского научно-практического семинара [1].
4 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА “АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЭРГОНОМИКИ”
5 Семинар был организован профессорами В.А. Бодровым и А.Л. Журавлевым в декабре 2007 г. и ставил своей задачей обсуждение наиболее актуальных проблем этих отраслей психологии, объединяя на площадке Института психологии РАН представителей научно-исследовательских, образовательных, испытательных, опытно-конструкторских и научно-производственных организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Ярославля, Казани и других городов. После смерти В.А. Бодрова с 2013 г. семинаром руководили А.А. Обознов и А.Л. Журавлев.
6 Каждый год проводилось в среднем два (в диапазоне от одного до шести) заседания семинара, на которых обсуждались состояние и перспективы рассматриваемых отраслей психологии, теоретико-методологические проблемы исследования профессиональной деятельности в целом и в особых условиях, вопросы изучения психических состояний и психологической адаптации субъектов труда, духовно-нравственные основы профессиональной деятельности, психологические проблемы развития личности профессионала, направления исследований профессиональных способностей, психологические и эргономические аспекты качества жизни человека, психология профессиональной безопасности, психофизиологическое обеспечение надежности деятельности профессионала, инженерно-психологические и эргономические проблемы проектирования профессиональной деятельности, психологические проблемы проектирования и эксплуатации технических средств профессиональной подготовки, вопросы юзабилити, компоненты эргономического обеспечения проектирования и эксплуатации робототехнических комплексов, проблемы жизнедеятельности человека в техногенном мире (взаимодействия с виртуальной и дополненной реальностью), направления авиационной и космической инженерной психологии и эргономики, методические разработки и др. Каждый семинар был посвящен обсуждению группы вопросов, объединенных общей проблемой, научным направлением или подходом.
7 По результатам проведения заседаний семинара издавались сборники научных трудов: к настоящему времени проведено 32 заседания и издано десять выпусков, которые были составлены из статей, написанных участниками семинара на основе своих докладов, а также из статей слушателей семинара и специально приглашенных авторов. При этом не все доклады оформлялись в форме статей. В десяти выпусках была опубликована 261 статья, а общее количество докладов на семинаре составляло 253 единицы.
8 Интересно сопоставить количество докладов и статей, опубликованных в сборниках семинара (см. рис. 1).
9

Рис. 1. Количественное соотношение докладов на семинарах и публикаций в выпусках книжной серии “АП…”

10 Примечание: цифры вверху — количество семинаров, на основе которых формировались отдельные выпуски.
11 Первое, что нужно отметить, — неравномерное распределение количества семинаров на каждый выпуск “АП…”, которое варьировалось от одного до семи. Это было связано с целым рядом причин, прежде всего, организационных. Далее, можно сказать о том, что общее число публикаций с докладом и публикаций без докладов было примерно одинаковым (136 и 125, соответственно). Однако для выпусков 1, 6, 9, 10 это соотношение было в пользу публикаций без докладов, тогда как в остальных выпусках преобладали статьи докладчиков. Также можно проследить следующую закономерность: чем большим было количество семинаров на отдельный выпуск “АП…”, тем выше был процент докладов, материалы которых остались без публикации. Особенно это видно на примере выпуска 8, который обобщал материалы семи семинаров. По-видимому, здесь проявился эффект отбора для публикаций самых лучших докладов из большого объема представленных, и это закономерно уменьшало процент публикаций без доклада (см. выпуски 2, 3, 7, 8).
12 Обобщая данные по периодам, отметим, что в первые годы (2009–2011) функционирования семинара и в первых выпусках сборников научных трудов количество докладов превышало показатель публикаций на 12–19%; в 2012–2015 гг. число публикаций уже превышало количество докладов на 12–24%; в последние годы (2020–2021) публикаций было больше уже на 19–43%. Отдельно отметим период 2016–2018 гг., когда было сделано 62 доклада, но опубликовано всего 26 статей (на 58% меньше), что объясняется бóльшим временем, прошедшим до издания выпуска 8 (2018). В целом, эти значения свидетельствуют о том, что в первые годы работы семинара в нем участвовал более широкий круг докладчиков, вероятно, по причине новизны, престижности и перспективности данного мероприятия, далее сообщество вокруг семинара сузилось до активного ядра исследователей, а в последний анализируемый период (за исключением 2016–2018 гг., в котором был только один выпуск) количество докладов значительно сократилось, в том числе и по причине изменения режима работы семинара в связи с пандемией коронавируса (отмена многих заседаний, переход на дистанционную форму работы и др.). На эту динамику определенным образом повлияли уход из жизни или выключение из активной профессиональной деятельности ряда ключевых участников семинара (В.А. Бодрова, Г.М. Зараковского, А.Н. Костина, Л.Г. Дикой, М.Е. Зеленовой, А.Б. Леоновой, В.А. Пономаренко, Е.О. Лазебной и др.). Можно отметить также сходство в динамике деятельности семинара и других научных направлений, развиваемых в Институте психологии РАН на современном историческом этапе, например, методологии психологии [10].
13 Хотя количество заседаний и докладов в целом снижалось в последние годы, семинар продолжает свою работу, оставаясь ведущим всероссийским (и частично международным — см. далее) научно-практическим мероприятием, формирующим профессиональное сообщество исследователей по психологии труда, инженерной психологии и эргономике. Дальнейший библиометрический анализ текстов, опубликованных в десяти выпусках сборников научных трудов, призван дать более развернутую картину формальных и содержательных характеристик деятельности семинара.
14 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
15 Поставленная цель исследования конкретизируется в следующих задачах: определить временную динамику библиометрических, тематических и лингвистических показателей, характеризующих деятельность семинара.
16 Материалом исследования выступила полная на данный период подборка сборников научных трудов “Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики” (всего десять выпусков), опубликованных в издательстве “Институт психологии РАН” в 2009, 2011, 2012 (два тома), 2013, 2014, 2015, 2018, 2020, 2021 гг. и имеющих последовательную нумерацию от 1 до 10. Важно отметить, что в отличие от наших предыдущих работ [3–4], где исследуемый корпус состоял из заголовков, подзаголовков и оглавлений нескольких сотен книжных публикаций, в настоящем исследовании, ограниченном анализом десяти книг, корпус составляли полные тексты изданий за исключением оглавлений (так как в них повторяются названия статей), аннотаций (так как они присутствовали не во всех сборниках) и списков литературы. Корпус изданий был разделен на два хронологических подкорпуса по пять томов: подкорпус 1 — выпуски 1–5; подкорпус 2 — выпуски 6–10. Для целей лингвистического анализа использовалось деление всего корпуса изданий на пять подкорпусов, по два выпуска в каждом: 1–2, 3–4, 5–6 7–8 и 9–10. Разделение на равные подкорпусы преследовало цель проанализировать динамику формальных и содержательных показателей научных исследований по психологии труда, инженерной психологии и эргономики в их временной перспективе и выявить различные факторы развития проблематики этих отраслей в обсуждаемые годы. При этом нам представляется важным дополнить предложенную М.Г. Ярошевским [17] триаду факторов функционирования научного знания (социально-исторический, логико-научный и личностный) еще одним — научно-организационным фактором, проявляющимся на уровне научного сообщества.
17 В исследовании определялись следующие библиометрические показатели: объем изданий (в авторских листах), количество статей, частотность авторов, а также представляемых ими стран, городов и организаций.
18 Тематический анализ касался изучения частотности использованных терминов (словосочетаний из двух-трех слов) по выделенным экспертами семи категориям научных проблем, а также расчета “ключевых” терминов (словосочетаний из двух-трех слов). Оценка преобладания той или иной категории научных проблем в каждом из двух подкорпусов осуществлялась на основе суммирования нормированных1 частот наиболее часто встречавшихся терминов (по пятнадцать в каждой из семи категорий).
1. Нормированной (average reduced frequency) является частота, учитывающая множественную встречаемость слова в одном и том же фрагменте текстового корпуса. Подробнее см.: URL: >>>> (дата обращения: 30.09.2023)
19 Ключевыми словами (терминами) называются те словосочетания в исходном (фокусном) корпусе (focus corpus), которые имеют максимальную относительную частотность по сравнению с частотой этого же слова в референтном корпусе (reference corpus) [18; 20]. Индекс ключевости показывает прежде всего оригинальность, специфичность данного термина в оцениваемом подкорпусе по сравнению с общим корпусом. Расчет нормированных частот терминов и показателей ключевости слов осуществлялся с помощью сервиса Sketch Engine и подробно описан нами в одной из предыдущих публикаций [4].
20 Лингвистический анализ выражался в процедуре оценки лексического сходства частотных словарей изучаемых подкорпусов изданий. Данная процедура включает в себя расчет показателя “суммы минимальных частот” (SMF), который определяет вероятность встречаемости слова в сравниваемых корпусах [4; 19]. В настоящей работе степень лексического сходства оценивали по пяти двухтомным подкорпусам. Полученные в результате подсчетов ранжированные по частоте списки слов (лемм) для пяти подкорпусов сравнивались попарно, каждый с каждым. Итоговая матрица количественных оценок сходства частотных словарей должна была показать степень терминологической и, соответственно, категориально-понятийной преемственности исследований по психологии труда, инженерной психологии и эргономике, представленных на заседаниях семинара и нашедших отражение в последующих публикациях.
21 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
22 Библиометрический анализ корпуса изданий книжной серии АП…. Как отмечалось выше, корпус изданий был разделен на два подкорпуса, применительно к которым были определены показатели объема изданий, количества статей, частот авторов и организаций в двух подкорпусах книжной серии “Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики”, выпуски 1–10 (см. таблицы 1–4).
23 Таблица 1. Объем изданий, количество статей и авторов в книжной серии “АП…”
Подкорпусы Объем изданий (в авторских листах) Количество статей Количество авторов
Выпуски 1–5 (2009–2013) 132.6 128 112
Выпуски 6–10 (2014–2021) 140.7 135 151
Всего 263.3 263 228
24 Данные, приведенные в табл. 1, показывают возрастающий тренд: от первого хронологического периода (2009–2013) ко второму (2014–2021) увеличивалось как общее количество статей, так и объем самих изданий. Кроме того, возрастало и общее количество авторов.
25 При анализе частоты публикаций отдельных авторов рассматривались только те из них, которые опубликовали от четырех и более статей (табл. 2).
26 Таблица 2. Частоты публикаций отдельных авторов в книжной серии “АП…”
№ п/п Авторы Количество публикаций в выпусках 1–5 (2009–2013) Количество публикаций в выпусках 6–10 (2014–2021) Всего публикаций2
1 Бессонова Ю.В. 3 6 9
2 Бодров В.А. 8 1 9
3 Козлов В.В. 4 5 9
4 Костин А.Н. 5 4 9
5 Голиков Ю.Я. 3 5 8
6 Сергеев С.Ф. 3 5 8
7 Журавлев А.Л. 5 2 7
8 Львов В.М. 3 3 6
9 Обознов А.А. 2 4 6
10 Усов В.М. 1 5 6
11 Лазебная Е.О. 5 0 5
12 Меденков А.А. 2 3 5
13 Толочек В.А. 2 3 5
14 Дикая Л.Г. 4 0 4
15 Зараковский Г.М. 4 0 4
16 Звоников В.М. 2 2 4
17 Зеленова М.Е. 4 0 4
18 Кожанова И.В. 2 2 4
19 Леонова А.Б. 4 0 4
20 Маничев С.А. 1 3 4
21 Нестик Т.А. 3 1 4
22 Рябов В.Б. 2 2 4
23 Сыркин Л.Д. 1 3 4
24 Чернецкая Е.Д. 0 4 4
25 Якимович Н.В. 4 0 4
26 Ясько Б.А. 2 2 4
2. Без учета вводных статей и предисловий.
27 Данную совокупность авторов можно рассматривать как ядро научно-практического семинара и исследовательского сообщества по психологии труда, инженерной психологии и эргономике, функционирующего на базе Института психологии РАН. В этом ядре можно выделить две группы — сотрудников ИП РАН и авторов из других организаций. К первой группе относится почти половина исследователей (12) — Ю.В. Бессонова, В.А. Бодров, А.Н. Костин, Ю.Я. Голиков, А.Л. Журавлев, А.А. Обознов, Е.О. Лазебная, В.А. Толочек, Л.Г. Дикая, М.Е. Зеленова, Т.А. Нестик, В.Б. Рябов. Среди них присутствуют те авторы, которые являлись научными соруководителями семинара (В.А. Бодров, А.Л. Журавлев, А.А. Обознов) и ответственными соредакторами сборников научных трудов (те же и Ю.В. Бессонова). Это представляется логичным, так как семинар функционирует на базе ИП РАН, а его материалы публикуются в его же издательстве.
28 Ко второй группе относятся авторы из других организаций — Санкт-Петербургского государственного университета (С.Ф. Сергеев, С.А. Маничев), ПАО “Аэрофлот” (В.В. Козлов), Института эргономики и социально-эргономических технологий в Твери (В.М. Львов), Института медико-биологических проблем РАН в Москве (В.М. Усов), Фонда “Сколково” в Москве (А.А. Меденков), ВНИИ ТЭ в Москве (Г.М. Зараковский), Московского гуманитарного университета (В.М. Звоников), Приволжского института повышения квалификации ФНС России в Нижнем Новгороде (И.В. Кожанова), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (А.Б. Леонова), Московского государственного областного социально-гуманитарного института (Л.Д. Сыркин), АНО ДПО “Техническая академия Росатома” в Москве (Е.Д. Чернецкая), “МАТИ — Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского” в Москве (Н.В. Якимович), Кубанского государственного университета в Краснодаре (Б.А. Ясько). Более детальный анализ институциональной представленности авторов публикаций сборников научных трудов семинара будет проведен ниже, но здесь важно отметить широкую представленность докладчиков и авторов соответствующих публикаций, что действительно свидетельствует о всероссийском статусе изучаемого семинара.
29 Из 26 авторов, упомянутых в табл. 2, шесть имели публикации только в одном из двух подкорпусов изданий, девять публиковались с примерно равной (±1) частотой в обоих подкорпусах, остальные 11 чаще публиковались в одном из двух подкорпусов. В целом, соотношение тех, кто чаще публиковался в первом подкорпусе изданий по сравнению с чаще публиковавшимися во втором подкорпусе составляет 9:8. Таким образом, можно говорить об определенной смене, обновлении авторского коллектива на протяжении изучаемого периода деятельности семинара. Ниже будет показано, как такая ротация авторов связана с тематикой проблем, обсуждаемых в докладах и публикациях.
30 Рассмотрим распределение авторского коллектива книжной серии “Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики” по географическим и институциональным (организационным) аффилиациям (табл. 3 и 4).
31 Таблица 3. Распределение количества авторов по странам и городам в изданиях книжной серии “АП…”
Подкорпусы Количество стран Наиболее частотные страны (по количеству авторов) Количество городов Наиболее частотные города (по количеству авторов)
Выпуски 1–5 (2009–2013) 3 Россия (112) 13 Москва (91)
Украина (2) Санкт-Петербург (6)
Болгария (1)
Выпуски 6–10 (2014–2021) 4 Россия (149) 19 Москва (99)
Армения (6) Санкт-Петербург (24)
Украина (3) Нижний Новгород (7)
Киргизия (1) Краснодар (4)
Ростов-на-Дону (4)
Все выпуски 5 Россия (228) 25 Москва (163)
Армения (6) Санкт-Петербург (27)
Украина (5) Нижний Новгород (8)
Болгария (1) Краснодар (4)
Киргизия (1) Ростов-на-Дону (4)
32 В работе научно-практического семинара и его изданиях участвовали авторы из пяти стран (России, Армении, Украины, Болгарии и Киргизии), большинство из которых относится к постсоветскому пространству. Подавляющее большинство авторов — из России (20 городов), а именно: из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Краснодара, Ростова-на-Дону и др. Изучаемое научно-исследовательское сообщество характеризуется географической принадлежностью преимущественно к Центральному, Северо-Западному и Южному федеральным округам России.
33 Таблица 4. Распределение количества авторов по организациям в изданиях книжной серии “АП…”
Организации Выпуски 1–5 Выпуски 6–10 Всего
Институт психологии РАН 29 27 41
МГУ им. М.В. Ломоносова 9 7 14
АО “Концерн “Росэнергоатом”” 0 13 13
Институт медико-биологических проблем РАН 3 11 12
СПбГУ 3 11 12
НИИЦ авиационно-космической медицины и военной эргономики ФГУ “4 ЦНИИ МО РФ” 5 5 10
ГосНИИИ военной медицины МО РФ 8 0 8
Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН 3 6 7
Ереванский государственный университет (Армения) 0 6 6
34 Институциональными характеристиками научно-исследовательского сообщества на базе семинара по психологии труда, инженерной психологии и эргономике являются следующие: преобладание авторов из научно-исследовательских и образовательных организаций; значимое присутствие исследователей из медицинских (военно-медицинских и биологических) учреждений; наличие инженерных (энергетических и информационно-технологических) институций.
35 Библиометрический анализ показал, что авторские, географические и институциональные характеристики свидетельствуют о международном и всероссийском статусе научно-исследовательского сообщества, образовавшегося на базе семинара, а также выявил хронологическую динамику научно-организационных характеристик его ядра.
36 Тематический анализ корпуса изданий книжной серии АП…. Тематический анализ включал в себя тематическую классификацию и количественную весовую оценку обсуждаемых в публикациях книжной серии “АП…” проблем, а также выявление оригинальных ключевых слов и сравнение этих показателей в двух пятитомных подкорпусах.
37 Для общего корпуса (выпуски 1–10) был составлен частотный словарь всех содержательных терминов (словосочетаний из двух-трех слов). Далее, на основе теоретических представлений о структуре предметной области “психология труда, инженерная психология и эргономика” методом экспертных оценок были выделены семь тематических категорий: 1) методология и теория исследования, классификация феноменов, сферы деятельности, общие вопросы изучаемых отраслей психологии; 2) объект исследования и воздействия; 3) субъект исследования и воздействия; 4) среда деятельности; 5) общие характеристики трудовой деятельности; 6) межличностные, групповые, социальные процессы, профессиональная подготовка; 7) виды и методы исследования, критерии их оценки. В общем словаре было выделено по 15 наиболее частотных терминов, относящихся к каждой из этих категорий (см. табл. 5). Суммированные нормированные частоты терминов для всех категорий по двум хронологическим подкорпусам представлены на рис. 2.
38 Таблица 5. Наиболее частотные термины основных тематических категорий в изданиях книжной серии “АП…”
№ п/п Тематические категории Высокочастотные термины
I Методология и теория исследования, классификация феноменов, сферы деятельности, общие вопросы изучаемых отраслей психологии Инженерная психология, психология труда, человеческий фактор, направление исследований, системный подход, организационная психология, отечественная психология, социальная психология, проблема психологии, предметная область, новейший подход, сфера деятельности, прикладная психология, научное направление, практическое применение
II Объект исследования и воздействия Органы управления, технологический процесс, информационное обеспечение, технический объект, отображение информации, летательный аппарат, база данных, эргономическое обеспечение, воздушное судно, атомная энергетика, авиационная техника, пользовательский интерфейс, виртуальная реальность, объект управления, производственный процесс
III Субъект исследования и воздействия Принятие решений (принятие решения), субъект труда, функциональное состояние, психический процесс, психическая регуляция, субъект деятельности, профессиональная надежность, качество жизни, регуляция деятельности, профессиональное развитие, психическое состояние, психологический механизм, развитие личности, способность человека, отношение человека
IV Среда деятельности Условие деятельности, рабочее место, внешняя среда, окружающая среда, условие труда, обеспечение безопасности, окружающий мир, социальная среда, условие работы, безопасность полетов (безопасность полета), культура безопасности, дефицит времени, внешний мир, профессиональная среда, безопасность труда
V Общие характеристики трудовой деятельности Профессиональная деятельность, трудовая деятельность, обратная связь, система управления, взаимодействие человека, процесс деятельности, эффективность деятельности, операторская деятельность, организация труда, надежность деятельности, структура деятельности, средства деятельности, обеспечение деятельности, качество деятельности, успешность деятельности
VI Межличностные, групповые, социальные процессы, профессиональная подготовка Совместная деятельность, профессиональная подготовка, организационная культура, летный состав, корпоративная культура, социальный статус, психологический отбор (профессиональный отбор), процесс обучения, член экипажа (летный экипаж), профессиональное обучение, повышение квалификации, оперативный персонал, социальная значимость, совместная работа, профессиональное сообщество
VII Виды и методы исследования, критерии их оценки Программное обеспечение, корреляционный анализ, метод исследования, эмпирическое исследование, факторный анализ, метод оценки, критерий оценки, обработка данных, уровень значимости, статистический анализ, метод анализа, эмпирические данные, разработка методов, методика оценки, анализ данных
39

Рис. 2. Относительная частотность терминов по тематическим категориям в подкорпусах изданий книжной серии “АП…”. Условные обозначения: см. таб. 5.

40 Наибольшую представленность во всем корпусе изданий имели категории терминов, связанные с изучением характеристик трудовой деятельности, исследованием субъекта труда, рассмотрением условий реализации деятельности, труда, конкретных видов работы. Это свидетельствует о преимущественно психологической ориентации работ авторов изучаемых изданий: исследователи анализировали психологию деятельности человека, его взаимодействие с различными объектами трудовой, профессиональной и операторской деятельности, собственно психологические феномены субъектов этой сферы, а также условия выполнения различных видов деятельности.
41 В первом хронологическом (2009–2013 гг.) пятитомном подкорпусе доминировали те же темы, что и в общем корпусе (взаимодействия субъекта и объекта деятельности, собственно субъекта и среды деятельности), а во втором (2014–2021 гг.) подкорпусе произошла некоторая смена акцентов: ведущими выступили те же общие вопросы психологии трудовой деятельности, далее важное место занимали проблемы среды деятельности, а также методологии и теории исследования. В этом усматривается некоторая закономерность: если в начале функционирования научно-практического семинара и формирования научно-исследовательского сообщества авторы занимались конкретными исследованиями различных вопросов этих отраслей психологии, то на втором этапе появилась необходимость как более общего осмысления результатов предыдущих исследований, так и формулирования разных профессиональных, инженерно-психологических и эргономических концепций. Данная траектория развития может выступить прототипом общей схемы функционирования различных научно-исследовательских сообществ.
42 Далее были определены ключевые словосочетания двух пятитомных подкорпусов (см. табл. 6).
43 Таблица 6. Показатели ключевости3 (ПК) терминов подкорпусов изданий книжной серии “АП…”
Выпуски 1–5 ПК Выпуски 6–10 ПК
Субъект труда 1.33 Организационная культура 1.64
Временная форма4 1.33 Психологическая безопасность 1.63
Трудовая жизнь 1.31 Ведущий инженер 1.55
Контроль поведения 1.27 Психологическое благополучие 1.50
Экономическая активность 1.26 Виды спорта 1.44
Личностная тревожность 1.24 Искусственный интеллект 1.44
Профессиональное становление 1.24 Потенциал надежности 1.44
Функциональная система 1.24 Культура безопасности 1.43
Функциональное состояние 1.24 Корпоративная культура 1.40
Адаптационный процесс 1.23 Системное мышление 1.38
Психическое состояние 1.23 Дистанционное управление 1.36
Стратегия преодоления 1.23 Оперативный персонал 1.36
Профессиональное благополучие 1.36
3. См. раздел “Материалы и методы исследования” данной статьи.

4. Имеется в виду временнáя форма процессов в сознании человека.
44 Оригинальными проблемами исследования первого подкорпуса являлись те, которые были связаны с психологией и психофизиологией субъекта деятельности. Акцент делался на анализе различных психологических состояний субъекта, его развития, регуляции деятельности и процесса труда. Во втором пятитомном подкорпусе изданий особое внимание уделялось организационно-психологическим, личностным, инженерно-психологическим и эргономическим вопросам. Здесь чаще упоминались социально-психологические факторы трудовой (в том числе спортивной) деятельности и профессионального развития, условия обеспечения безопасности в целом и психологической безопасности, в частности, деятельности инженеров и оперативного персонала, применения искусственного интеллекта и дистанционных технологий в построении и управлении технологическими объектами и системами. В целом, динамика актуальных тем от одного периода к другому выражалась в переходе от субъекто- и процессо-ориентированной проблематики к организационно-практическим вопросам.
45 Лингвистический анализ корпуса изданий книжной серии АП…. В рамках лингвистического анализа определялось лексическое сходство 5 подкорпусов изучаемых изданий, по два выпуска в каждом (1–2, 3–4, 5–6, 7–8 и 9–10). Количественно определяемая мера сходства (см. выше раздел “Материалы и методы исследования”) свидетельствует о лексическом и терминологическом сходстве текстов в подкорпусах, на основе чего можно делать выводы о категориально-понятийной преемственности изданий на протяжении нескольких периодов. Результаты подсчета меры лексического сходства для пяти двухтомных подкорпусов представлены в табл. 7.
46 Таблица 7. Показатели лексического сходства подкорпусов изданий книжной серии “АП…”
Вып. 1–2 Вып. 3–4 Вып. 5–6 Вып. 7–8 Вып. 9–10
Вып. 1–2 - 0.54 0.53 0.53 0.51
Вып. 3–4 0.54 - 0.51 0.51 0.50
Вып. 5–6 0.53 0.51 - 0.54 0.52
Вып. 7–8 0.53 0.51 0.54 - 0.52
Вып. 9–10 0.51 0.50 0.52 0.52 -
47 Данные в табл. 7 показывают, что лексическое сходство между всеми подкорпусами имеет близкие значения (в диапазоне 0.50–0.54), что может говорить о высокой степени однородности словарного лексикона и, следовательно, концептуального аппарата, используемого в изданиях книжной серии “АП…”. Почти по всем анализируемым парам была обнаружена та же закономерность, что и в нашей предыдущей работе при рассмотрении научных изданий Института психологии РАН за 1972–2021 гг. [4]: чем хронологически ближе друг к другу подкорпусы изданий, тем выше их лексическое сходство. При этом разброс значений оказался небольшим, что дополнительно подтверждает однородность подкорпусов.
48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
49 Проведенный количественный анализ корпуса изданий книжной серии (десять выпусков) по материалам научно-практического семинара “Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики” показал определенную динамику исследований на протяжении 13 лет его функционирования. Установлена публикационная динамика, определены институциональные характеристики этого сообщества и ядро исследователей, ведущая проблематика публикаций в целом и на различных этапах проведения семинара, терминологическая преемственность в текстах изучаемых изданий.
50 Полученные результаты свидетельствуют о развитии научно-исследовательского сообщества на базе семинара, организованного Институтом психологии РАН, и позволяют выявить факторы его становления и развития: социально-исторические — география авторов, институциональная аффилиация; научно-организационные — принадлежность к научно-исследовательской базе Института психологии РАН, научное руководство семинара его представителями; личностные — участие авторов, сформировавшееся ядро исследователей в разные исторические периоды; логико-научные — тематика публикаций и ее связь с научной школой Института психологии РАН.
51 Применение количественных методов для оценки деятельности научных мероприятий продемонстрировало свою эффективность в фиксации различных параметров результативности, а также перспективность в выявлении особенностей функционирования научно-исследовательских сообществ.

Библиография

1. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 1 / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.

2. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Тимченко Г.Н. Проблемы отечественной психологии. Указатель 1410 докторских диссертаций (1935–2019 гг.). М.: Проспект, 2020.

3. Белопольский В.И., Костригин А.А., Журавлев А.Л. Годы, люди, книги: научно-издательская деятельность Института психологии РАН (1972–2021). Часть 1. Научно-организационные и библиометрические аспекты // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 6. С. 5–17.

4. Белопольский В.И., Костригин А.А., Журавлев А.Л. Годы, люди, книги: научно-издательская деятельность Института психологии РАН (1972–2021). Часть II. Тематические и лингвистические аспекты // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 1. С. 5–15.

5. Голенков А.В., Николаев Е.Л. Наукометрический анализ материалов I-IV съездов психиатров, наркологов и психотерапевтов Чувашии // Психическое здоровье. 2015. Т. 13. № 10 (113). С. 45–49.

6. Голенков А.В., Полуэктов М.Г. Наукометрический анализ материалов 10 всероссийских конференций “Актуальные вопросы сомнологии” (1998–2016) // Журнал неврологии и психиатрии. 2018. Т. 118. № 4–2. С. 139–144.

7. Евдокимов В.И., Рыбников В.Ю., Шамрей В.К. Боевой стресс: наукометрический анализ отечественных публикаций (2005–2017). СПб.: Политехника-принт, 2018.

8. Елисеева И.Н., Олейник Ю.Н. Наукометрический анализ как метод изучения состояния и динамики научного направления (на примере использования категории “индивидуальность” в названиях диссертационных исследований 1992–2018 гг.) // Методология, теория, история психологии личности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Никитина, Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019. С. 218–233.

9. Зуев К.Б. Издательская серия “Труды молодых ученых Института психологии РАН”: социокультурный и наукометрический анализ // Ученые записки Института психологии РАН. 2022. Т. 2. № 4 (6). С. 63–82.

10. Костригин А.А., Журавлев А.Л. Количественный анализ изданий Института психологии РАН по научному направлению методологии психологии в 2002–2021 гг. // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 5. С. 99–120.

11. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Психологические исследования в современной России: опыт наукометрического анализа (по материалам “Сибирского психологического журнала”) // Сибирский психологический журнал. 2020. № 77. С. 10–22.

12. Моргун А.Н., Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Тематические направления отечественной истории психологии как внутренние факторы развития отрасли: наукометрический анализ на материале РИНЦ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6. № 1 (21). С. 219–251.

13. Олейник Ю.Н. Научные конференции как индикатор развития области знания (на примере конференций по истории психологии) // Ананьевские чтения — 2017: преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов: материалы международной научной конференции, 24–26 октября 2017 г. / Отв. ред. Л.А. Головей, А.В. Шаболтас. СПб.: Айсинг, 2017. С. 413–414.

14. Рубцов В.В., Марголис А.А., Шведовская А.А., Пономарева В.В. Наукометрический анализ культурно-исторического направления в научных публикациях 2009–2019 годов // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 119–132.

15. Фролова С.В. Актуальное проблемное поле и перспективы психологии в публикациях одного года // Новые тенденции и перспективы психологической науки / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019. С. 242–296.

16. Чердакова М.М., Костригин А.А. Библиометрический анализ публикаций в сборниках материалов конференции “История отечественной и мировой психологической мысли (Московские встречи по истории психологии)” (2006, 2009, 2016) // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 4. С. 25–37.

17. Ярошевский М.Г. Трехаспектность науки и проблемы научной школы // Социально-психологические проблемы науки: ученый и научный коллектив / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1973. С. 174–184.

18. Kilgarriff A. Simple maths for keywords // Proceedings of the Corpus Linguistics Conference (CL2009) / Eds. M. Mahlberg, V. González-Díaz, C. Smith. Liverpool, 2009. P. 171.

19. Piperski A. Sum of minimum frequencies as a measure of corpus similarity // Proceedings of the Corpus Linguistics International Conference, University of Birmingham, Tuesday 25 — Friday 28 July 2017. Birmingham, 2017. P. 309–314.

20. Rayson P., Potts A. Analysing keyword lists // A Practical Handbook of Corpus Linguistics / Eds. M. Paqout, S.T. Gries. Cham: Springer, 2020. P. 119–139.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести