The Development of General and Pedagogical Psychology in Cooperation WIth the Academic Philosophy of Ensuring Creative Professionalism (to the 100th Anniversary of N. V. Kuzmina)
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Development of General and Pedagogical Psychology in Cooperation WIth the Academic Philosophy of Ensuring Creative Professionalism (to the 100th Anniversary of N. V. Kuzmina)
Annotation
PII
S020595920029008-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
I. Semenov 
Occupation: Professor, Psychology department, Institute of Pedagogy and Psychology of Education
Affiliation: Moscow City University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
16-25
Abstract

The article analyzes the interaction of the St. Petersburg and Moscow scientific schools of psychological and pedagogical study and the development of professionalism from the standpoint of its systemic-acmeological concept developed by the elder of Russian human studies N.V. Kuzmina in cooperation with one of the founders of Russian social psychology E.S. Kuzmin. In connection with the centenary of the author of this concept, the article for the first time characterizes the main milestones of the life of the outstanding Russian scientist N.V. Kuzmina and summarizes the fundamental and applied and organizational and pedagogical achievements of her activities from the standpoint of the interaction of subject-activity and institutional-personological approaches to the study of scientific creativity. The constructive contribution of N.V. Kuzmina to the socio-pedagogical study of the actual problems of the development of professionalism by such innovative means as psychological and acmeological knowledge and methods of psychodidactics developed by her is shown.

Keywords
psychology, acmeology, pedagogy, education, student, teacher, scientist, concept, method, development, activity, professionalism, skill, cottage cheese, N.V. Kuzmina, B.G. Ananyev, А.А. Bodalev, E.S. Kuzmin, N.Ya. Perna
Date of publication
30.12.2023
Number of purchasers
8
Views
763
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for all issues for 2023
1 НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО Н. В. КУЗЬМИНОЙ (ГОЛОВКО-ГАРШНОЙ) В ПЛЕЯДЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ, АКМЕОЛОГОВ, ПЕДАГОГОВ
2 Научно-гуманитарная общественность отметила 23 сентября сего года вековой юбилей выдающегося советского и российского ученого — психолога, акмеолога, персонолога, педагога — Нины Васильевны Кузьминой (Голвко-Гаршиной). Она вот уже более 10 лет (с 2012 г.) входит в плеяду самых известных и признанных психологов и педагогов России: и как ведущий специалист в сфере педагогической психологии развития одаренности учащихся и учительского таланта, и как организатор-методист среднего специального и высшего образования, и как основатель такого инновационного направления человекознания, как комплексная акмеология формирования творческого профессионализма в дополнительном образовании повышения квалификации специалистов различного профиля.
3 Акмеология (от древнегреческого “акме” — вершина, расцвет) как новая комплексная [37] область человекознания восходит к идеям москвича Н.А. Рыбникова и ленинградца Б.Г. Ананьева о необходимости создания специальной науки по изучению возрастного развития психики и профессиональной деятельности взрослых специалистов. И такая наука была действительно создана в последней трети ХХ в. по инициативе ученицы академика АПН СССР Б.Г. Ананьева — члена-корреспондента АПН СССР/РАО Нины Васильевны Кузьминой. С целью институционализации этой науки она разработала концепцию предмета и методов акмеологии [16; 21; 26] и для ее реализации основала в 1992 г. Амеологическую ассоциацию и позднее в Санкт-Петербурге — Академию акмеологических наук в качестве ее президента. Акмеология [1] стала развиваться в российском человекознании в результате продуктивного взаимодействия ученых двух крупнейших научных школ отечественного человекознания [38]: петербургской (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.А. Крылов, Ю.Н. Кулюткин, Н.А. Логинова, Б.Ф. Ломов, А.А. Реан, Е.И. Степанова, Г.С. Сухобская, Е.Н. Жаринова и др.) и московской (А.А. Деркач, К.А. Абульханова, В.Г. Асеев, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Р.Л. Кричевский, А.К. Маркова, Э.В. Сайко, И.Н. Семенов, Ю.В. Синягин, С.Ю. Степанов, Е.А. Яблокова и др.). Это способствовало научному обеспечению роста профессионализма, особенно в образовании и управлении как быстро развивающихся и модернизирующихся сфер социальной практики.
4 Предпосылками воплощения этой инициативы явились, во-первых, богатейший опыт преподавательской деятельности Н.В. Кузьминой в столичном и региональном образовании. Во-вторых, творческая рефлексия ею своего многолетнего опыта в контексте системного изучения и развития педагогической одаренности и профессиональных способностей талантливых учащихся и педагогов [13; 14].
5 В анализе жизнедеятельности Н.В. Кузьминой мы опираемся на методологическую рефлексию опыта развития продуктивной педагогики одаренности и комплексной акмеологии профессионализма и творчества. Этот опыт посчастливилось нам приобрести в 1990-е гг. в Российской академии госслужбы при Президенте РФ (ныне РАНХиГС) в сотворческом профессиональном общении с Н.В. Кузьминой [1] и с ее соратниками по построению акмеологии (в РАНС: К.А. Абульхановой [1; 34, с. 184–211], А.А. Бодалевым [3; 39], А.А. Деркачем [4], Е.А. Климовым) и с ее коллегами — психологами и педагогами (в ПИ РАО: А.М. Матюшкиным [32], И.В. Дубровиной, А.К. Марковой, Р.Л. Кричевским и др.). Обратимся к историко-науковедческому анализу жизнетворчества Н.В. Кузьминой и к краткому обобщению достижений ее масштабной и разносторонней психолого-педагогической и научно-организационной деятельности. Жизненный путь Н.В. Кузьминой служит авторитетным прецедентом креативного профессионализма, осуществляемого выдающейся личностью ученого в современном человекознании и образовании, изучение становления которой является впечатляющим примером для воспитания молодежи [3] и определяет ряд перспективных аспектов развития психологической науки.
6 ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Н. В. КУЗЬМИНОЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИИ
7 Она родилась в семье отца горного инженера и матери фармацевта, прививших дочери с математическими способностями рациональность мышления, трудолюбие и силу воли. Девочка происходит по материнской линии из старинного дворянского рода знаменитого писателя середины ХIХ в. Всеволода Михайловича Гаршина (предтечи Чеховских рассказов), а по отцовской линии является внучатой племянницей первого заместителя Главкома Военно-морского флота СССР адмирала Арсения Григорьевича Головко. Детство урожденной Нины Головко прошло с 1923 г. в главном городе Кабардино-Балкарии Нальчике. В 1942 г. она с золотой медалью окончила среднюю школу и в сентябре 1943 г. поступила в Кабардино-Балкарский педагогический институт, где сначала обучалась на факультете математики, а затем перевелась на факультет русского языка и литературы. Здесь на втором курсе Н.В. Головко познакомилась с фундаментальным учебником “Основы общей психологии” С.Л. Рубинштейна (см. о нем [34, с. 184–211]), удостоенным в 1943 г. Государственной Сталинской премией, и увлеклась самостоятельным углубленным изучением психологической науки.
8 Переехав после войны Н.В. Голвко по приглашению родного дяди академика Академии медицинских наук СССР В.Г. Гаршина переехала в г. Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Далее она в декабре 1947 г. перевелась в крупнейший в стране Педагогический институт им. А.И. Герцена (ныне РГПУ), а затем стала учиться на литературном факультете в ЛГУ (ныне СПбГУ). Здесь она вскоре вышла замуж за однокурсника-философа инвалида войны бывшего разведчика Е.С. Кузьмина (1921–1993). Он стал ей в счастливом браке единомышленником в сотворческой научной деятельности, для которой Н.В. Кузьмина полвека самоотверженно создавала семейно-бытовые условия. На философском факультете ЛГУ Е.С. Кузьмин разрабатывал основы и методы социальной психологии. Со временем он стал одним из ее основателей (наряду с Б.Г. Ананьевым, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалевым, Е.А. Будиловой, А.Л. Журавлевым, Б.Д. Парыгиным, А.В. Петровским, Е.В. Шороховой, М.Г. Ярошевским и др.) в отечественном обществознании. При поддержке академика Б.Г. Ананьева в ЛГУ профессор Е.С. Кузьмин создал кафедру социальной психологии и интересовался также педагогической психологией и андрагогикой высшей школы [6]. При этом он сотрудничал с супругой Н.В. Кузьминой в разработке социально-психологических аспектов акмеологии и педагогики. В плане семейного научного творчества вместе они воспитали целую династию из трех ученых: двух дочерей — докторов психологических наук и внучки — кандидата психологических наук, продолжив выдающийся род Гаршиных-Головко-Кузьминых.
9 После окончания с отличием ЛГУ, Н.В. Кузьмина в 1947–1950 гг. обучалась в аспирантуре Ленинградского филиала АПН РСФСР, где в секторе педагогической психологии вела диссертационное исследование под руководством профессора ЛГУ Б.Г. Ананьева. В 1950 г. она защитила кандидатскую диссертацию на предложенную им тему “Психолого-педагогический анализ трудностей и успехов в работе молодого учителя начальных классов”. Тем самым определилась первая научно-исследовательская стратегия Н.В. Кузьминой на психолого-педагогическое изучение — в течение 75 лет! — профессиональной деятельности современного учителя. Конструктивная реализация этой стратегии опиралась на многолетний богатейший педагогический опыт работы учителем и преподавателем в средней и высшей школе как в столичном, так и региональном образовании в различных социокультурных и этнических условиях русского Центра и Севера, Нечерноземья и Кавказа. Это потребовало от Н.В. Кузьминой воистину героического характера, изучения обычаев различных народов нашей многонациональной родины, адаптации к их традициям, что стало учитываться ею в реальной практике поликультурного образования задолго до возникновения его в виде актуального направления социально-педагогической психологии.
10 По государственному распределению в Архангельскую область Н.В. Кузьмина в 1950–1953 гг. в Вельском государственном учительском институте заведовала кафедрой психологии и педагогики в Вельском государственном учительском институте, приобретя научно-организационный опыт. В 1953–1954 гг. она работала в Ленинградском институте усовершенствования учителей, затем в 1954–1956 гг. — старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии Первого института иностранных языков. Он в 1956 г. был объединен с ЛГУ, где Н.В. Кузьмина вплоть до 1984 г. осуществляла педагогическую деятельность. В 1958 г. ей было присвоено звание доцента, а в 1963–1965 гг. она училась в докторантуре и при консультации Б.Г. Ананьева — защитила докторскую диссертацию “Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности”. Для исследования разных уровней продуктивности профессионализма учителей (выборку составили 127 человек) Н.В. Кузьмина создала авторские шкалы для измерения основных параметров образовательной деятельности. В 1968 г. ей присвоено учёное звание профессора по кафедре педагогики и педагогической психологии ЛГУ. Она заведовала этой кафедрой до 1984 г. и в 1978 г. была избрана членом-корреспондентом АПН СССР по Отделению высшего образования (а в 1993 г. — по Отделению профессионального образования РАО). Одновременно с преподавательской деятельностью Н.В. Кузьмина с 1969 г. была заместителем председателя (Б.Г. Ананьева) Головного совета по психологическим наукам и психолого-педагогическим проблемам высшей школы при Министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР, а с 1972 г. — председателем этого совета. Далее в 1984–1995 гг. Н.В. Кузьмина заведовала лабораторией педагогической психологии Всесоюзного научно-исследовательского института профессионально-технического образования. Здесь в развитие комплексной методологии человекознания Б.Г. Ананьева она обратилась к изучению акмеологической проблематики роста профессионализма взрослых субъектов образовательного труда, что на рубеже1980–1990-х гг. стало актуальным в контексте становления субъектно-деятельностного подхода [34, c. 184–211] в научной школе С.Л. Рубинштейна.
11 В научно-общественном плане в 1989 г. Н.В. Кузьмина стала инициатором создания Всесоюзной акмеологической ассоциации, которая в 1991 г. была зарегистрирована в Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике как новая область знаний в системе наук о человеке. В 1992 г. Н.В. Кузьмина стала основателем и первым президентом Академии акмеологических наук. При этом на рубеже1980–1990-х гг. она стимулировала научно-организационные усилия своего ученика А.А. Деркача по созданию в Москве кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности в Российской академии государственной службы (ныне — РАНХиГС) при Президенте РФ. Автор данной статьи с благодарностью вспоминает годы своего сотрудничества с Н.В. Кузьминой по разработке [1] ряда аспектов развития рефлексивно-творческого потенциала психологов и педагогов с позиций акмеологии и андрогогики, что продолжается нами и ныне [2; 4; 31; 37–39] в контексте модернизации современного образования. На рубеже ХХ–ХХI вв. и до ныне Н.В. Кузьмина энергично осуществляет свою интенсивную творческую деятельность по созданию такой инновационной области человекознани, как комплексная акмеология развития профессионализма с обобщением ее философско-методологических основ и разработкой практически реализующих их акме-технологий [16; 19–23; 26; 27; 30].
12 В научно-административном плане Н.В. Кузьмина в начале ХХI в. продолжала заведовать кафедрами психологии, акмеологии, педагогики в ряде региональных педагогических, технических, физкультурных вузов в городах: Ковров (2004–2011), Нальчик (с 2012), Шадринск (1996–2003), Шуя и др. При этом она преподавала профессором курсы психологии, педагогики и акмеологии в ряде университетов: в 2000–2004 гг. на кафедре социальной политики, акмеологии и общественных связей ЛГУ им. А.С. Пушкина; в 2013–2017 гг. на кафедре теории и методики непрерывного профессионального образования факультета подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России., а в 2011–2013 и в 2017–2020 гг. работала ведущим научным сотрудником отдела организации научно-исследовательских работ Смольного института РАО. В настоящее время Н.В. Кузьмина является профессором Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета и президентом Санкт-Петербургской академии акмеологических наук.
13 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ НАУЧНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. В. КУЗЬМИНОЙ
14 Познавательная активность и кипучая энергия выдающейся личности Н.В. Кузьминой, инициативность и креативность ее научной и организационной деятельности позволили ей осуществлять свои фундаментальные и прикладные исследования в течение 75 лет и до ныне во множестве разнообразных и взаимосвязанных направлениях комплексного человекознания и образовательной практики. Рассмотрим сквозь призму общепсихологического субъектно-деяельностного (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова) подхода [34, с. 184–211] в человекознании с помощью структурно-уровневых средств психолого-акмеологической концепции научного творчества [37–39] и продуктивной психодидактики обеспечения образовательной практики развития одаренности [31] основные направления исследовательской деятельности Н.В. Кузьминой в сфере общей и педагогической психологии, комплексной акмеологии и андрагогики взрослых, а также в процессе совершенствования и организации в ряде вузов современного непрерывного профессионального образования.
15 В плане его социокультурного проектирования и системного управления исследовательской, методической, организационной деятельностью Н.В. Кузьминой охвачены все такие основные ступени непрерывного образования, как: дошкольное [8; 27], школьное [9; 10; 13; 14; 17], среднее специальное [15], высшее [12; 20; 22] и дополнительное профессиональное (повышение квалификации) [23] обучение. Праи этом ею изучен и охарактеризован профессионализм таких ключевых субъектов современного образования, как: родитель, воспитанник и воспитатель детского сада, школьный учитель, учащийся школы и колледжа, мастер производственного обучения, студент вуза (бакалавриата, магистратуры), аспирант, слушатель повышения квалификации, а также декан вуза, ученый-исследователь и литератор-поэт.
16 Эти социально-организационные разработки осуществлены Н.В. Кузьминой с теоретико-методологических позиций концептуального построения и историко-научного обоснования ею [16; 20; 21; 25; 26] фундаментальных основ такой инновационной комплексной области современного человекознания, как акмеология (Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова, Е.А. Климов, А.К. Маркова и др.) развития творческого мастерства, устремленного к вершинности достижений субъектами профессиональной деятельности [1; 37].
17 В научно-познавательном плане Н.В. Кузьминой проведены многочисленные циклы психолого-педагогических и системно-акмеологических эмпирических, экспериментальных и прикладных исследований феноменологии акме. В их результате были изучены акмеологические закономерности и разработаны акме-технологии развития профессионализма в различных сферах социальной деятельности [19; 22; 27; 28; 30].
18 Теоретический анализ и обобщение результатов этих исследований позволил Н.В. Кузминой монографически [16; 20; 21; 23; 24; 26] концептуализировать предмет, систематизировать и разработать методы акмеологии как комплексной научной дисциплины, изучающей и развивающей устремленность взрослых субъектов социальных форм деятельности к ее вершинным достижениям в процессе самореализации своего интеллектуально-личностного потенциала и самосовершенствования профессионализма и творчества.
19 В учебно-методическом плане психодидактическое оснащение прикладной реализации этих теоретико-методологических основ акмеологии обеспечено построением Н.В. Кузьминой различных акме-технологий совершенствования образовательных систем средствами разработанных ею оригинальных методов исследования, диагностики, а также развития компетенций знания [28], педагогической одаренности и способностей [18], профессионализма и мастерства [13; 15], таланта и творчества [14; 23] субъектов образования и разных видов деятельности. Все это обобщено в дидактической системе опубликованных ею методических рекомендаций, практикумов, пособий и учебников [17; 35] по психологии, акмеологии, педагогике.
20 В плане педагогической модернизации современных образовательных систем разработанные Н.В. Кузьминой акме-знания и реализующие их акме-технологии применяются ею путем, во-первых, непосредственного преподавания в вузах и на курсах повышения квалификации педагогов с опорой на авторские учебники и пособия, методы и рекомендации. Во-вторых, опосредованным путем — через психолого-акмеологическую реорганизацию учебно-воспитательного процесса на возглавляемых ею (и ее бывшими аспирантами и учениками) кафедрах психологии, акмеологии и педагогики во множестве столичных и региональных вузов.
21 ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И УЧЕБНО-УПРАВЛЕНЧЕСКООЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. В. КУЗЬМИНОЙ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ
22 Этот разнообразный вклад Н.В. Кузьминой определяется, с одной стороны, психолого-педагогическим развитием ею стратегии ее учителя Б.Г. Ананьева (сформулировавшим темы ее кандидатской и докторской диссертаций) на построение человекознания как комплексного антропологического направления современной науки. Его фундаментальным ядром является психология в ансамбле ее междисциплинарных взаимосвязей, а реализация в социальной практике обеспечивается созданием акмеологии как комплексной области знания, направленной на прикладное психолого-акмеологическое изучение взрослых специалистов и акмеолого-педагогическое обеспечение роста их профессионального мастерства акме-технологиями и методами андрагогики. Созданная Н.В. Кузьминой система акмеологического знания воплотила в жизнь этот аксиолого-методологический завет Б.Г. Ананьева как в ее фундаментальных психолого-акмеологических трудах [9; 10; 13; 16; 20; 21; 26; 30], так и в цикле прикладных разработок [15; 23; 27; 28; 35] по акмеолого-педагогической модернизации современного непрерывного образования на всех его основных ступенях: дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного (в виде повышения квалификации специалистов, особенно учителей школ и преподавателей вузов). Так, оригинальные монографии Н.В. Кузьминой по развитию личности и профессиональной деятельности учителей школ и преподавателей вузов не только переиздавались неоднократно [16], но и переводились [7; 10] на ряд иностранных языков.
23 С другой стороны, эффективность вклада Н.В. Кузьминой в психолого-педагогическую науку определяется ее познавательными интересами и продуктивными откликами на актуальные вызовы социокультурного развития современного человекознания. Так, предложенная Б.Ф. Ломовым перспективная общенаучная стратегия на обогащение психологического познания применением методологических средств системного подхода (А.А. Богданов, М.Я. Басов, Л. Берталанфи, В.П. Кузьмин, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, Г.П. Щедровицкий) была в ИП АН реализована его научной школой общей и инженерной психологии, а применительно к педагогической психологии — стала инициативно разрабатываться прежде всего Н.В. Кузьминой и ее научной школой комплексной психологии, акмеологии и педагогики в условиях модернизации образовательной практики [33].
24 В ответ на актуальный интерес человекознания, возникший в период “оттепели” к психологии творчества и одаренности (Б.М. Теплов, Б.М. Кедров, М.Г. Ярошевский, Я.А. Пономарев, Н.С. Лейтес, А.В. Брушлинский, В.Н. Пушкин, О.К. Тихомиров и др.), Н.В. Кузьмина — в контексте экспликации тенденций и разработки обеспечения (с А.А. Бодалевым, Е.Ф. Рыбалко [40] и с А.М. Матюшкиным [32]) путей развития психологии и образования — сосредоточилась на психолого-педагогическом изучении креативности учащихся и талантливости учителей, обобщив свои исследования их способностей в виде создания оригинальной психолого-акмелогической концепции педагогической одаренности [7; 10; 13; 14].
25 Гносеолого-онтологической кульминацией познания проблем творчества в культурологии, психологии, акмеологии, педагогике, андрагогике является классическое социокультурное изучение креативности выдающихся личностей (Т. Карлейль, В. Оствальд, З. Фрейд, Н.А. Веселовский, Б.М. Теплов, Б.М. Кедров, М.Г. Ярошевский). В российском человекознании их научно-междисциплинарное исследование восходит к первопроходческим трудам российского нейрофизиолога и пра-акмеолога Н.Я. Пэрна (см. о нем [4]). В начале ХХ в. он изучал [36] разработанным им оригинальным (по сути — рефлексивно-персонологическим и системно-наукометрическим) методом возрастную динамику жизнетворчества корифеев европейской и российской философии (Кант, Гете), науки (Ньютон, Либих, Гельмгольц), поэзии (Байрон, Пушкин), литературы (Гоголь, Шиллер), музыки (Бетховен, Моцарт, Глинка), живописи (Рембрант) и других творцов культуры.
26 В русле этого интереса к познанию вершинности (Л.С. Выготский) психического развития взрослых специалистов в 1928 г. Н.А. Рыбников выдвинул идею о необходимости создания акмеологии (см.: [37]) как науки о человеке возраста расцвета, каковым в культуре Древней Греции почитался акме-взлет его способностей в 40 лет. С учетом этого замысла после войны Б.Г. Ананьев, новаторски разрабатывал междисциплинарную методологию комплексного челвекознания. В связи с этим он дополнил систему наук о человеке не только изучением его детства, традиционно доминировавшим в отечественной психологии (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин и др.), но также — акмеологией изучения психики зрелого и геронтологией пожилого возраста. В методологическом плане важно подчеркнуть, что тем самым в построенной Б.Г. Ананьевым системе человекознания конструктивно обозначен психолого-возрастной деколяж таких его комплексных дисциплин, как: педология детства (Ст. Холл, А. Нечаев, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд, Д.Б. Эльконин), акмеология зрелости (Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, К.А. Абульханова, В.Г. Асеев, Т.Ф. Базылевич, Е.А. Климов, А.К. Маркова, И.Н. Семенов, Ю.В. Синягин) и геронтология старости (И.И. Мечников, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, М.В. Гамезо, Е.И. Степанова и др.).
27 В конце ХХ в. ученики Б.Г. Ананьева (Н.В. Кузьмина в ЛГУ, А.А. Бодалев в МГУ и ПИ РАО, А.А. Деркач в РАГС и др.) развернули возрастно-акмеологические исследования профессионального мастерства взрослых специалистов различного профиля с учетом достижений психофизиологии, социальной, организационной и педагогической психологии образования и труда [10], управления и творчества [31]. Это привело к констелляции акмеологии [37] как комплексной области человекознания о развитии профессионализма личности взрослого человека. Конструктивный вклад в становление этой социально-возрастной психолого-педагогической науки внесла Н.В. Кузьмина. Во-первых — своими фундаментально-прикладными достижениями: особенно в определение предмета акмеологии, в разработку познавательных методов и развивающих профессионализм акме-технологий, в их психолого-исследовательскую и учебно-педагогическую реализацию. Во-вторых — благодаря своим пассионарным идеям и кипучей научно-организационной деятельности, Н.В. Кузьмина создала психолого-акмеологические институции (акмеологические кафедры, академия, издательства, образовательные центры) с целью профессиональной подготовки научных и педагогических кадров для преподавания в вузах акмеологии и осуществления ее исследовательских и прикладных проектов.
28 В столичных научных школах [38] Петербурга и Москвы в русле предложенного классиком персонологии Н.Я. Пэрной (см. о нем [4]) и продолженного коллегой Н.В. Кузьминой [40] — также учеником Б.Г. Ананьева — социально-педагогическим психологом А.А. Бодалевым (см. о нем: [39]) акмеолого-личностного изучения индивидуальности выдающихся деятельности науки и культуры [3], Н.В. Кузьмина разработала оригинальный подход к сравнительному анализу с позиций теории акмеологии [16; 20; 21] жизнедеятельности субъектов различных видов творчества: научно-междисциплинарного, художественно-поэтического и образовательно-педагогического [19; 29; 30]. Их изучение было продолжено ее последователями в современных акмеолого-персонологических исследованиях жизнедеятельности психологов и педагогов [1; 4; 5; 39], а также других специалистов [2; 34; 35].
29 Примерами еще одних инновационных откликов Н.В. Кузьминой на социокультурные запросы быстроразвивающегося общества и прогресса в нем психологического познания является, во-первых, разработка ею синергетических проблем продуктивной педагогики и организация соответствующего образовательного центра. Во-вторых, создание в Санкт-Петербурге научно-общественной Аcсоциации “Академия акмеологических наук”, президентом которой она является уже три десятилетия. При этом продуктивное значение имеют полувековые [11] разработки Н.В. Кузьминой конкретной методологии взаимодействия таких базовых областей современного человекознания, как психология, акмеология, педагогика — в их инструментально-технологической оснащенности системными методами [24; 33] познавательно-развивающего воздействия на субъектов социальной практики образования и управления. Эвристически содержательные научные книги для специалистов, энциклопедически глубокие лекции для студентов, дидактически эффективные консультации для учителей, публицистически яркие и просветительски полезные выступления для родителей Н.В. Кузьминой всегда вызывают благодарный интерес всех субъектов образования и широкой научной и педагогической общественности.
30 Под руководством Н.В. Кузьминой защитилось более 250 диссертантов, в том числе 40 докторов педагогических и психологических наук. Большинство из них образуют созданную ею научную школу, одну из крупнейших в современной отечественной общей и педагогической психологии. Выдающиеся достижения Н.В. Кузьминой отмечены присвоением ей таких почетных званий, как: Заслуженный деятель науки СССР, Отличник просвещения, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Патриарх российской психологии, а также — награждением Золотой медалью “За достижения в науке” РАО.
31 Как автор десятков книг и множества статей с обоснованием созданной ею оригинальной психолого-акмеологической теории функционирования педагогических систем и системно-акмеологической концепции фундаментального непрерывного образования, Н.В. Кузьмина следующим образом определила предмет акмеологии как науки, изучающей развитие: “…взрослого человека под влиянием и средствами образования — законы, закономерные связи, зависимости между уровнями продуктивности субъектов образования, созидания и самосозидания ими средствами учебных дисциплин духовных продуктов, … содействующими и препятствующими самореализации природных потенциалов субъектов, в созидаемых самосозидаемых продуктах, — социально ценных, обеспечивающих самодвижение к акме-вершинам…” [20, с. 37]. Ныне эти системно-акмеологические идеи конструктивно развиваются ею и ее учениками в петербургской и московской научных школах акмеологии, реализующих это оригинальное фундаментально-прикладное направление российской психолого-педагогической науки и современного человекознания.

References

1. Abulkhanova K.A., Kuzmina N.V., Semenov I.N. Fundamentals of general and applied acmeology. Ed. A.A. Derkacha. Moscow: RAU, 1994; Moscow: RAGS, 1998.

2. Acmeology, political science and pedagogy of social development and vocational education. Eds. by T.S. Bolkhovitina, I.N. Semenov. Moscow; Bryansk: TsNTI, 2002.

3. Bodalev A.A. Personality qualities of the great or outstanding as a guideline for the education of young people. The world of education — education in the world. 2004. № 1. P. 5–12.

4. Derkach A.A., Semenov I.N., Balaeva A.V. Reflexive acmeology of creative individuality. Moscow: RAGS, 2005.

5. Studies of humanitarian systems. Issue 1. Theory of the pedagogical system by N.V. Kuzmina: genesis and consequences. Ed. V.P. Bederkhanova, comp. A.A. Ostapenko. Krasnodar: Parabellum, 2013.

6. Kuzmin E.S. Psychology — production and education. Leningrad: LSU Publishing House, 1977.

7. Kuzmina N.V. Formation of pedagogical abilities. Leningrad: LSU, 1961; 1966 (translated into Hungarian, Budapest, 1963, into English, London, 1963).

8. Kuzmina N.V. The science of raising children in the family. Leningrad, 1963.

9. Kuzmina N.V. The psychological structure of the teacher's activity and the formation of his personality: in 3 volumes. Leningrad: 1964.

10. Kuzmina N.V. Essays on the psychology of the teacher's work (The psychological structure of the teacher's activity and the formation of his personality). Leningrad: LSU, 1967 (17 editions in total; per. on it. yaz., Leipzig, 1975).

11. Kuzmina N.V. Methods of research of pedagogical activity. Leningrad: LSU, 1970.

12. Kuzmina N.V. Problems of teaching and educating students in higher education. Leningrad: LSU, 1976.

13. Kuzmina N.V. Pedagogical skills of a teacher as a factor in the development of students' abilities. Questions of psychology. 1984. № 1. P. 20–27.

14. Kuzmina N.V. Abilities, giftedness, talent of the teacher. Leningrad, 1985.

15. Kuzmina N.V. Professionalism of the personality of the teacher and the master of industrial training. VNII Prof.-tech. education. Moscow: Higher School., 1990.

16. Kuzmina N.V. Subject of acmeology. St. Petersburg.: 1995; 2002.

17. Kuzmina N.V. (co-author). Coordination of the requirements of state standards to the level of training of educators, teachers, teachers. Moscow: ICPKPS, 1998.

18. Kuzmina N.V. Acmeology: methodology, methods and technologies. Materials of the scientific session dedicated to the 75th anniversary of corresponding member of the RAO, President of the International Academy of Acmeological Sciences Nina Vasilievna Kuzmina. N.V. Kuzmina, A.A. Bodalev, I.N.Semenov. Ed. A.A. Derkach. Moscow: RAGS, 1998. 279 p.

19. Kuzmina N.V. Acmeological research of medical-biological and poetic creativity of two scientists — English and Russian. Shuya: SHSPU, 2001.

20. Kuzmina N.V. Acmeological theory of fundamental education in the experience of talented teachers. St. Petersburg: Publishing House of NU Center for Strategic Studies, 2013.

21. Kuzmina N.V. Acmeology: theory, practice and prospects of development. St. Petersburg: Publishing House of NU Center for Strategic Studies, 2018.

22. Kuzmina N.V. The influence of an academic group on the academic success of students. St. Petersburg: Publishing House of NU Center for Strategic Studies, 2019.

23. Kuzmina N.V., Varfolomeeva L.E., Zharinova E.N. Acmeological foundations of the development of communicative culture and creative readiness of bachelor, master, specialist: monograph. Ed. N.V. Kuzmina. Smolny Institute of RAO. St. Petersburg: Publishing House of NU Center for Strategic Studies, 2015.

24. Kuzmina N.V., Zharinova E.N. Methods of research of educational systems. Mrnrrafiya. RAO, Leningrad State University named after A.S. Pushkin. Leningrad: St. Petersburg : Publishing House of NU Center for StrategicStudies, 2018.

25. Kuzmina N.V., Zharinova E.N. History of research of pedagogical activity. Saint Petersburg: Publishing House of NU Center for Strategic Studies, 2020.

26. Kuzmina N.V., Zharinova E.N. Acmeology: methodological and methodological problems. St. Petersburg, 2021.

27. Kuzmina N.V., Kolushova L.V., Zharinova E.N. Acmeological factors of productivity and professionalism of a kindergarten teacher: monograph. RVO, LSU named after A.S. Pushkin. St. Petersburg: Publishing House of NU Center for Strategic Studies, 2018.

28. Kuzmina N.V., Maksimova E.A., Zharinova E.N. The concept of knowledge and competencies of a foreign language teacher: monograph. ANO IN Smolny Institute of RAO, St. Petersburg Public Research Organization “Public Academy of Acmeological Sciences”. St. Petersburg: Publishing house of NU Center for Strategic Studies, 2019.

29. Kuzmina N.V., Rudneva T.I. Dean: activity and personality. Samara, 2021.

30. Kuzmina-Garshina N.V., Luneva L.F. Experience of acmeological research of creativity of a scientist-teacher-poet. Ed. by A.A. Derkach. Shuya: SHSPU, 2000.

31. Larionova L.I., Savenkov A.I., Semenov I.N. Conceptual and personological differentiation of the main directions of modern psychology and pedagogy of giftedness. Psychology of giftedness and creativity. Collection of scientific papers of participants of the III International scientific and practical. online conf. Moscow, IPPO MSPU, November 15–17, 2021. Eds. A.I. Savenkov, V.M. Postavnev. 2021. P. 7–12.

32. Matyushkin A.M., Kuzmina N.V. Current state and tasks of child, age and pedagogical psychology. Questions of psychology. 1983. № 6. P. 5–15.

33. Methods of system pedagogical research: Textbook Ed. N.V. Kuzmina. Leningrad: Publishing House of LSU, 1980.

34. Scientific approaches of the modern Russian psychology. Collective monograph. Eds. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko, G.A. Vilenskaya. Moscow: IP RAS, 2023.

35. Fundamentals of university pedagogy: Textbook for university students. Leningr. state un-T. The head council on psychology.-ped. problems are higher. Min-wa higher schools. and Wednesday. spec. education of the RSFSR. Ed. N.V. Kuzmina, Leningrad: LSU Publishing House, 1972.

36. Perna N.Ya. Life, rhythm, creativity. Moscow: “Petrograd”, 1925.

37. Semenov I.N. Acmeology a new direction of complex research in modern human studies. Social Sciences and modernity. 1998. № 3. P. 134–142.

38. Semenov I.N. Interaction of the Moscow and St. Petersburg scientific schools of psychology. Psychology before the challenge of the future. Moscow: MSU, 2007. P. 61–63.

39. Semenov I.N. Reflexive personology of vital activity of A.A. Bodaleva and his contribution to the psychology of communication, acmeology of creativity and pedagogy of education (To the 100th anniversary). Izvestia RAO. 2023. № 1. P. 363–399.

40. Modern psychological and pedagogical problems of higher education: interuniversity collection. Issue 4. Eds. A.A. Bodaleva, N.V. Kuzmina, E.F. Rybalko. Leningrad: Publishing House of LSU, 1978. (Moscow Higher. and Wednesday. spec. education of the RSFSR).

Comments

No posts found

Write a review
Translate