Развитие общей и педагогической психологии во взаимодействии с акмелогией обеспечения творческого профессионализма (к 100-летнему юбилею Нины Васильевны Кузьминой)
Развитие общей и педагогической психологии во взаимодействии с акмелогией обеспечения творческого профессионализма (к 100-летнему юбилею Нины Васильевны Кузьминой)
Аннотация
Код статьи
S020595920029008-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Семенов И. Н. 
Должность: профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования
Аффилиация: Московский городской педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
16-25
Аннотация

В статье анализируется взаимодействие петербургской и московской научных школ психолого-педагогического изучения и развития профессионализма с позиций его системно-акмеологической концепции, разработанной старейшиной российского человекознания Н.В. Кузьминой во взаимодействии с одним из основателей отечественной социальной психологии Е.С. Кузьминым. В связи со столетним юбилеем автора этой концепции в статье впервые характеризуются основные вехи жизненетворчества выдающегося российского ученого Н.В. Кузьминой и обобщаются фундаментально-прикладные и организационно-педагогические достижения ее деятельности с позиций взаимодействия субъектно-деятельностного и институционально-персонологического подходов к изучению научного творчества. Показан конструктивный вклад Н.В. Кузьминой в социально-акмеологическое изучение актуальных проблем развития профессионализма такими разработанными ею инновационными средствами, как психолого-акмеологические знания и методы психодидактики и продуктивной педагогики модернизации непрерывного профессионального образования, что составляет оригинальное направление современного российского человекознания.

Ключевые слова
психология, акмеология, педагогика, образование, учащийся, педагог, ученый, концепция, метод, развитие, деятельность, профессионализм, мастерство, творчество, Н.В. Кузьмина, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, Н.Я. Пэрна
Классификатор
Дата публикации
30.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
868
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО Н. В. КУЗЬМИНОЙ (ГОЛОВКО-ГАРШНОЙ) В ПЛЕЯДЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ, АКМЕОЛОГОВ, ПЕДАГОГОВ
2 Научно-гуманитарная общественность отметила 23 сентября сего года вековой юбилей выдающегося советского и российского ученого — психолога, акмеолога, персонолога, педагога — Нины Васильевны Кузьминой (Голвко-Гаршиной). Она вот уже более 10 лет (с 2012 г.) входит в плеяду самых известных и признанных психологов и педагогов России: и как ведущий специалист в сфере педагогической психологии развития одаренности учащихся и учительского таланта, и как организатор-методист среднего специального и высшего образования, и как основатель такого инновационного направления человекознания, как комплексная акмеология формирования творческого профессионализма в дополнительном образовании повышения квалификации специалистов различного профиля.
3 Акмеология (от древнегреческого “акме” — вершина, расцвет) как новая комплексная [37] область человекознания восходит к идеям москвича Н.А. Рыбникова и ленинградца Б.Г. Ананьева о необходимости создания специальной науки по изучению возрастного развития психики и профессиональной деятельности взрослых специалистов. И такая наука была действительно создана в последней трети ХХ в. по инициативе ученицы академика АПН СССР Б.Г. Ананьева — члена-корреспондента АПН СССР/РАО Нины Васильевны Кузьминой. С целью институционализации этой науки она разработала концепцию предмета и методов акмеологии [16; 21; 26] и для ее реализации основала в 1992 г. Амеологическую ассоциацию и позднее в Санкт-Петербурге — Академию акмеологических наук в качестве ее президента. Акмеология [1] стала развиваться в российском человекознании в результате продуктивного взаимодействия ученых двух крупнейших научных школ отечественного человекознания [38]: петербургской (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.А. Крылов, Ю.Н. Кулюткин, Н.А. Логинова, Б.Ф. Ломов, А.А. Реан, Е.И. Степанова, Г.С. Сухобская, Е.Н. Жаринова и др.) и московской (А.А. Деркач, К.А. Абульханова, В.Г. Асеев, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Р.Л. Кричевский, А.К. Маркова, Э.В. Сайко, И.Н. Семенов, Ю.В. Синягин, С.Ю. Степанов, Е.А. Яблокова и др.). Это способствовало научному обеспечению роста профессионализма, особенно в образовании и управлении как быстро развивающихся и модернизирующихся сфер социальной практики.
4 Предпосылками воплощения этой инициативы явились, во-первых, богатейший опыт преподавательской деятельности Н.В. Кузьминой в столичном и региональном образовании. Во-вторых, творческая рефлексия ею своего многолетнего опыта в контексте системного изучения и развития педагогической одаренности и профессиональных способностей талантливых учащихся и педагогов [13; 14].
5 В анализе жизнедеятельности Н.В. Кузьминой мы опираемся на методологическую рефлексию опыта развития продуктивной педагогики одаренности и комплексной акмеологии профессионализма и творчества. Этот опыт посчастливилось нам приобрести в 1990-е гг. в Российской академии госслужбы при Президенте РФ (ныне РАНХиГС) в сотворческом профессиональном общении с Н.В. Кузьминой [1] и с ее соратниками по построению акмеологии (в РАНС: К.А. Абульхановой [1; 34, с. 184–211], А.А. Бодалевым [3; 39], А.А. Деркачем [4], Е.А. Климовым) и с ее коллегами — психологами и педагогами (в ПИ РАО: А.М. Матюшкиным [32], И.В. Дубровиной, А.К. Марковой, Р.Л. Кричевским и др.). Обратимся к историко-науковедческому анализу жизнетворчества Н.В. Кузьминой и к краткому обобщению достижений ее масштабной и разносторонней психолого-педагогической и научно-организационной деятельности. Жизненный путь Н.В. Кузьминой служит авторитетным прецедентом креативного профессионализма, осуществляемого выдающейся личностью ученого в современном человекознании и образовании, изучение становления которой является впечатляющим примером для воспитания молодежи [3] и определяет ряд перспективных аспектов развития психологической науки.
6 ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Н. В. КУЗЬМИНОЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИИ
7 Она родилась в семье отца горного инженера и матери фармацевта, прививших дочери с математическими способностями рациональность мышления, трудолюбие и силу воли. Девочка происходит по материнской линии из старинного дворянского рода знаменитого писателя середины ХIХ в. Всеволода Михайловича Гаршина (предтечи Чеховских рассказов), а по отцовской линии является внучатой племянницей первого заместителя Главкома Военно-морского флота СССР адмирала Арсения Григорьевича Головко. Детство урожденной Нины Головко прошло с 1923 г. в главном городе Кабардино-Балкарии Нальчике. В 1942 г. она с золотой медалью окончила среднюю школу и в сентябре 1943 г. поступила в Кабардино-Балкарский педагогический институт, где сначала обучалась на факультете математики, а затем перевелась на факультет русского языка и литературы. Здесь на втором курсе Н.В. Головко познакомилась с фундаментальным учебником “Основы общей психологии” С.Л. Рубинштейна (см. о нем [34, с. 184–211]), удостоенным в 1943 г. Государственной Сталинской премией, и увлеклась самостоятельным углубленным изучением психологической науки.
8 Переехав после войны Н.В. Голвко по приглашению родного дяди академика Академии медицинских наук СССР В.Г. Гаршина переехала в г. Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Далее она в декабре 1947 г. перевелась в крупнейший в стране Педагогический институт им. А.И. Герцена (ныне РГПУ), а затем стала учиться на литературном факультете в ЛГУ (ныне СПбГУ). Здесь она вскоре вышла замуж за однокурсника-философа инвалида войны бывшего разведчика Е.С. Кузьмина (1921–1993). Он стал ей в счастливом браке единомышленником в сотворческой научной деятельности, для которой Н.В. Кузьмина полвека самоотверженно создавала семейно-бытовые условия. На философском факультете ЛГУ Е.С. Кузьмин разрабатывал основы и методы социальной психологии. Со временем он стал одним из ее основателей (наряду с Б.Г. Ананьевым, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалевым, Е.А. Будиловой, А.Л. Журавлевым, Б.Д. Парыгиным, А.В. Петровским, Е.В. Шороховой, М.Г. Ярошевским и др.) в отечественном обществознании. При поддержке академика Б.Г. Ананьева в ЛГУ профессор Е.С. Кузьмин создал кафедру социальной психологии и интересовался также педагогической психологией и андрагогикой высшей школы [6]. При этом он сотрудничал с супругой Н.В. Кузьминой в разработке социально-психологических аспектов акмеологии и педагогики. В плане семейного научного творчества вместе они воспитали целую династию из трех ученых: двух дочерей — докторов психологических наук и внучки — кандидата психологических наук, продолжив выдающийся род Гаршиных-Головко-Кузьминых.
9 После окончания с отличием ЛГУ, Н.В. Кузьмина в 1947–1950 гг. обучалась в аспирантуре Ленинградского филиала АПН РСФСР, где в секторе педагогической психологии вела диссертационное исследование под руководством профессора ЛГУ Б.Г. Ананьева. В 1950 г. она защитила кандидатскую диссертацию на предложенную им тему “Психолого-педагогический анализ трудностей и успехов в работе молодого учителя начальных классов”. Тем самым определилась первая научно-исследовательская стратегия Н.В. Кузьминой на психолого-педагогическое изучение — в течение 75 лет! — профессиональной деятельности современного учителя. Конструктивная реализация этой стратегии опиралась на многолетний богатейший педагогический опыт работы учителем и преподавателем в средней и высшей школе как в столичном, так и региональном образовании в различных социокультурных и этнических условиях русского Центра и Севера, Нечерноземья и Кавказа. Это потребовало от Н.В. Кузьминой воистину героического характера, изучения обычаев различных народов нашей многонациональной родины, адаптации к их традициям, что стало учитываться ею в реальной практике поликультурного образования задолго до возникновения его в виде актуального направления социально-педагогической психологии.
10 По государственному распределению в Архангельскую область Н.В. Кузьмина в 1950–1953 гг. в Вельском государственном учительском институте заведовала кафедрой психологии и педагогики в Вельском государственном учительском институте, приобретя научно-организационный опыт. В 1953–1954 гг. она работала в Ленинградском институте усовершенствования учителей, затем в 1954–1956 гг. — старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии Первого института иностранных языков. Он в 1956 г. был объединен с ЛГУ, где Н.В. Кузьмина вплоть до 1984 г. осуществляла педагогическую деятельность. В 1958 г. ей было присвоено звание доцента, а в 1963–1965 гг. она училась в докторантуре и при консультации Б.Г. Ананьева — защитила докторскую диссертацию “Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности”. Для исследования разных уровней продуктивности профессионализма учителей (выборку составили 127 человек) Н.В. Кузьмина создала авторские шкалы для измерения основных параметров образовательной деятельности. В 1968 г. ей присвоено учёное звание профессора по кафедре педагогики и педагогической психологии ЛГУ. Она заведовала этой кафедрой до 1984 г. и в 1978 г. была избрана членом-корреспондентом АПН СССР по Отделению высшего образования (а в 1993 г. — по Отделению профессионального образования РАО). Одновременно с преподавательской деятельностью Н.В. Кузьмина с 1969 г. была заместителем председателя (Б.Г. Ананьева) Головного совета по психологическим наукам и психолого-педагогическим проблемам высшей школы при Министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР, а с 1972 г. — председателем этого совета. Далее в 1984–1995 гг. Н.В. Кузьмина заведовала лабораторией педагогической психологии Всесоюзного научно-исследовательского института профессионально-технического образования. Здесь в развитие комплексной методологии человекознания Б.Г. Ананьева она обратилась к изучению акмеологической проблематики роста профессионализма взрослых субъектов образовательного труда, что на рубеже1980–1990-х гг. стало актуальным в контексте становления субъектно-деятельностного подхода [34, c. 184–211] в научной школе С.Л. Рубинштейна.
11 В научно-общественном плане в 1989 г. Н.В. Кузьмина стала инициатором создания Всесоюзной акмеологической ассоциации, которая в 1991 г. была зарегистрирована в Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике как новая область знаний в системе наук о человеке. В 1992 г. Н.В. Кузьмина стала основателем и первым президентом Академии акмеологических наук. При этом на рубеже1980–1990-х гг. она стимулировала научно-организационные усилия своего ученика А.А. Деркача по созданию в Москве кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности в Российской академии государственной службы (ныне — РАНХиГС) при Президенте РФ. Автор данной статьи с благодарностью вспоминает годы своего сотрудничества с Н.В. Кузьминой по разработке [1] ряда аспектов развития рефлексивно-творческого потенциала психологов и педагогов с позиций акмеологии и андрогогики, что продолжается нами и ныне [2; 4; 31; 37–39] в контексте модернизации современного образования. На рубеже ХХ–ХХI вв. и до ныне Н.В. Кузьмина энергично осуществляет свою интенсивную творческую деятельность по созданию такой инновационной области человекознани, как комплексная акмеология развития профессионализма с обобщением ее философско-методологических основ и разработкой практически реализующих их акме-технологий [16; 19–23; 26; 27; 30].
12 В научно-административном плане Н.В. Кузьмина в начале ХХI в. продолжала заведовать кафедрами психологии, акмеологии, педагогики в ряде региональных педагогических, технических, физкультурных вузов в городах: Ковров (2004–2011), Нальчик (с 2012), Шадринск (1996–2003), Шуя и др. При этом она преподавала профессором курсы психологии, педагогики и акмеологии в ряде университетов: в 2000–2004 гг. на кафедре социальной политики, акмеологии и общественных связей ЛГУ им. А.С. Пушкина; в 2013–2017 гг. на кафедре теории и методики непрерывного профессионального образования факультета подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России., а в 2011–2013 и в 2017–2020 гг. работала ведущим научным сотрудником отдела организации научно-исследовательских работ Смольного института РАО. В настоящее время Н.В. Кузьмина является профессором Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета и президентом Санкт-Петербургской академии акмеологических наук.
13 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ НАУЧНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. В. КУЗЬМИНОЙ
14 Познавательная активность и кипучая энергия выдающейся личности Н.В. Кузьминой, инициативность и креативность ее научной и организационной деятельности позволили ей осуществлять свои фундаментальные и прикладные исследования в течение 75 лет и до ныне во множестве разнообразных и взаимосвязанных направлениях комплексного человекознания и образовательной практики. Рассмотрим сквозь призму общепсихологического субъектно-деяельностного (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова) подхода [34, с. 184–211] в человекознании с помощью структурно-уровневых средств психолого-акмеологической концепции научного творчества [37–39] и продуктивной психодидактики обеспечения образовательной практики развития одаренности [31] основные направления исследовательской деятельности Н.В. Кузьминой в сфере общей и педагогической психологии, комплексной акмеологии и андрагогики взрослых, а также в процессе совершенствования и организации в ряде вузов современного непрерывного профессионального образования.
15 В плане его социокультурного проектирования и системного управления исследовательской, методической, организационной деятельностью Н.В. Кузьминой охвачены все такие основные ступени непрерывного образования, как: дошкольное [8; 27], школьное [9; 10; 13; 14; 17], среднее специальное [15], высшее [12; 20; 22] и дополнительное профессиональное (повышение квалификации) [23] обучение. Праи этом ею изучен и охарактеризован профессионализм таких ключевых субъектов современного образования, как: родитель, воспитанник и воспитатель детского сада, школьный учитель, учащийся школы и колледжа, мастер производственного обучения, студент вуза (бакалавриата, магистратуры), аспирант, слушатель повышения квалификации, а также декан вуза, ученый-исследователь и литератор-поэт.
16 Эти социально-организационные разработки осуществлены Н.В. Кузьминой с теоретико-методологических позиций концептуального построения и историко-научного обоснования ею [16; 20; 21; 25; 26] фундаментальных основ такой инновационной комплексной области современного человекознания, как акмеология (Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова, Е.А. Климов, А.К. Маркова и др.) развития творческого мастерства, устремленного к вершинности достижений субъектами профессиональной деятельности [1; 37].
17 В научно-познавательном плане Н.В. Кузьминой проведены многочисленные циклы психолого-педагогических и системно-акмеологических эмпирических, экспериментальных и прикладных исследований феноменологии акме. В их результате были изучены акмеологические закономерности и разработаны акме-технологии развития профессионализма в различных сферах социальной деятельности [19; 22; 27; 28; 30].
18 Теоретический анализ и обобщение результатов этих исследований позволил Н.В. Кузминой монографически [16; 20; 21; 23; 24; 26] концептуализировать предмет, систематизировать и разработать методы акмеологии как комплексной научной дисциплины, изучающей и развивающей устремленность взрослых субъектов социальных форм деятельности к ее вершинным достижениям в процессе самореализации своего интеллектуально-личностного потенциала и самосовершенствования профессионализма и творчества.
19 В учебно-методическом плане психодидактическое оснащение прикладной реализации этих теоретико-методологических основ акмеологии обеспечено построением Н.В. Кузьминой различных акме-технологий совершенствования образовательных систем средствами разработанных ею оригинальных методов исследования, диагностики, а также развития компетенций знания [28], педагогической одаренности и способностей [18], профессионализма и мастерства [13; 15], таланта и творчества [14; 23] субъектов образования и разных видов деятельности. Все это обобщено в дидактической системе опубликованных ею методических рекомендаций, практикумов, пособий и учебников [17; 35] по психологии, акмеологии, педагогике.
20 В плане педагогической модернизации современных образовательных систем разработанные Н.В. Кузьминой акме-знания и реализующие их акме-технологии применяются ею путем, во-первых, непосредственного преподавания в вузах и на курсах повышения квалификации педагогов с опорой на авторские учебники и пособия, методы и рекомендации. Во-вторых, опосредованным путем — через психолого-акмеологическую реорганизацию учебно-воспитательного процесса на возглавляемых ею (и ее бывшими аспирантами и учениками) кафедрах психологии, акмеологии и педагогики во множестве столичных и региональных вузов.
21 ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И УЧЕБНО-УПРАВЛЕНЧЕСКООЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. В. КУЗЬМИНОЙ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ
22 Этот разнообразный вклад Н.В. Кузьминой определяется, с одной стороны, психолого-педагогическим развитием ею стратегии ее учителя Б.Г. Ананьева (сформулировавшим темы ее кандидатской и докторской диссертаций) на построение человекознания как комплексного антропологического направления современной науки. Его фундаментальным ядром является психология в ансамбле ее междисциплинарных взаимосвязей, а реализация в социальной практике обеспечивается созданием акмеологии как комплексной области знания, направленной на прикладное психолого-акмеологическое изучение взрослых специалистов и акмеолого-педагогическое обеспечение роста их профессионального мастерства акме-технологиями и методами андрагогики. Созданная Н.В. Кузьминой система акмеологического знания воплотила в жизнь этот аксиолого-методологический завет Б.Г. Ананьева как в ее фундаментальных психолого-акмеологических трудах [9; 10; 13; 16; 20; 21; 26; 30], так и в цикле прикладных разработок [15; 23; 27; 28; 35] по акмеолого-педагогической модернизации современного непрерывного образования на всех его основных ступенях: дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного (в виде повышения квалификации специалистов, особенно учителей школ и преподавателей вузов). Так, оригинальные монографии Н.В. Кузьминой по развитию личности и профессиональной деятельности учителей школ и преподавателей вузов не только переиздавались неоднократно [16], но и переводились [7; 10] на ряд иностранных языков.
23 С другой стороны, эффективность вклада Н.В. Кузьминой в психолого-педагогическую науку определяется ее познавательными интересами и продуктивными откликами на актуальные вызовы социокультурного развития современного человекознания. Так, предложенная Б.Ф. Ломовым перспективная общенаучная стратегия на обогащение психологического познания применением методологических средств системного подхода (А.А. Богданов, М.Я. Басов, Л. Берталанфи, В.П. Кузьмин, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, Г.П. Щедровицкий) была в ИП АН реализована его научной школой общей и инженерной психологии, а применительно к педагогической психологии — стала инициативно разрабатываться прежде всего Н.В. Кузьминой и ее научной школой комплексной психологии, акмеологии и педагогики в условиях модернизации образовательной практики [33].
24 В ответ на актуальный интерес человекознания, возникший в период “оттепели” к психологии творчества и одаренности (Б.М. Теплов, Б.М. Кедров, М.Г. Ярошевский, Я.А. Пономарев, Н.С. Лейтес, А.В. Брушлинский, В.Н. Пушкин, О.К. Тихомиров и др.), Н.В. Кузьмина — в контексте экспликации тенденций и разработки обеспечения (с А.А. Бодалевым, Е.Ф. Рыбалко [40] и с А.М. Матюшкиным [32]) путей развития психологии и образования — сосредоточилась на психолого-педагогическом изучении креативности учащихся и талантливости учителей, обобщив свои исследования их способностей в виде создания оригинальной психолого-акмелогической концепции педагогической одаренности [7; 10; 13; 14].
25 Гносеолого-онтологической кульминацией познания проблем творчества в культурологии, психологии, акмеологии, педагогике, андрагогике является классическое социокультурное изучение креативности выдающихся личностей (Т. Карлейль, В. Оствальд, З. Фрейд, Н.А. Веселовский, Б.М. Теплов, Б.М. Кедров, М.Г. Ярошевский). В российском человекознании их научно-междисциплинарное исследование восходит к первопроходческим трудам российского нейрофизиолога и пра-акмеолога Н.Я. Пэрна (см. о нем [4]). В начале ХХ в. он изучал [36] разработанным им оригинальным (по сути — рефлексивно-персонологическим и системно-наукометрическим) методом возрастную динамику жизнетворчества корифеев европейской и российской философии (Кант, Гете), науки (Ньютон, Либих, Гельмгольц), поэзии (Байрон, Пушкин), литературы (Гоголь, Шиллер), музыки (Бетховен, Моцарт, Глинка), живописи (Рембрант) и других творцов культуры.
26 В русле этого интереса к познанию вершинности (Л.С. Выготский) психического развития взрослых специалистов в 1928 г. Н.А. Рыбников выдвинул идею о необходимости создания акмеологии (см.: [37]) как науки о человеке возраста расцвета, каковым в культуре Древней Греции почитался акме-взлет его способностей в 40 лет. С учетом этого замысла после войны Б.Г. Ананьев, новаторски разрабатывал междисциплинарную методологию комплексного челвекознания. В связи с этим он дополнил систему наук о человеке не только изучением его детства, традиционно доминировавшим в отечественной психологии (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин и др.), но также — акмеологией изучения психики зрелого и геронтологией пожилого возраста. В методологическом плане важно подчеркнуть, что тем самым в построенной Б.Г. Ананьевым системе человекознания конструктивно обозначен психолого-возрастной деколяж таких его комплексных дисциплин, как: педология детства (Ст. Холл, А. Нечаев, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд, Д.Б. Эльконин), акмеология зрелости (Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, К.А. Абульханова, В.Г. Асеев, Т.Ф. Базылевич, Е.А. Климов, А.К. Маркова, И.Н. Семенов, Ю.В. Синягин) и геронтология старости (И.И. Мечников, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, М.В. Гамезо, Е.И. Степанова и др.).
27 В конце ХХ в. ученики Б.Г. Ананьева (Н.В. Кузьмина в ЛГУ, А.А. Бодалев в МГУ и ПИ РАО, А.А. Деркач в РАГС и др.) развернули возрастно-акмеологические исследования профессионального мастерства взрослых специалистов различного профиля с учетом достижений психофизиологии, социальной, организационной и педагогической психологии образования и труда [10], управления и творчества [31]. Это привело к констелляции акмеологии [37] как комплексной области человекознания о развитии профессионализма личности взрослого человека. Конструктивный вклад в становление этой социально-возрастной психолого-педагогической науки внесла Н.В. Кузьмина. Во-первых — своими фундаментально-прикладными достижениями: особенно в определение предмета акмеологии, в разработку познавательных методов и развивающих профессионализм акме-технологий, в их психолого-исследовательскую и учебно-педагогическую реализацию. Во-вторых — благодаря своим пассионарным идеям и кипучей научно-организационной деятельности, Н.В. Кузьмина создала психолого-акмеологические институции (акмеологические кафедры, академия, издательства, образовательные центры) с целью профессиональной подготовки научных и педагогических кадров для преподавания в вузах акмеологии и осуществления ее исследовательских и прикладных проектов.
28 В столичных научных школах [38] Петербурга и Москвы в русле предложенного классиком персонологии Н.Я. Пэрной (см. о нем [4]) и продолженного коллегой Н.В. Кузьминой [40] — также учеником Б.Г. Ананьева — социально-педагогическим психологом А.А. Бодалевым (см. о нем: [39]) акмеолого-личностного изучения индивидуальности выдающихся деятельности науки и культуры [3], Н.В. Кузьмина разработала оригинальный подход к сравнительному анализу с позиций теории акмеологии [16; 20; 21] жизнедеятельности субъектов различных видов творчества: научно-междисциплинарного, художественно-поэтического и образовательно-педагогического [19; 29; 30]. Их изучение было продолжено ее последователями в современных акмеолого-персонологических исследованиях жизнедеятельности психологов и педагогов [1; 4; 5; 39], а также других специалистов [2; 34; 35].
29 Примерами еще одних инновационных откликов Н.В. Кузьминой на социокультурные запросы быстроразвивающегося общества и прогресса в нем психологического познания является, во-первых, разработка ею синергетических проблем продуктивной педагогики и организация соответствующего образовательного центра. Во-вторых, создание в Санкт-Петербурге научно-общественной Аcсоциации “Академия акмеологических наук”, президентом которой она является уже три десятилетия. При этом продуктивное значение имеют полувековые [11] разработки Н.В. Кузьминой конкретной методологии взаимодействия таких базовых областей современного человекознания, как психология, акмеология, педагогика — в их инструментально-технологической оснащенности системными методами [24; 33] познавательно-развивающего воздействия на субъектов социальной практики образования и управления. Эвристически содержательные научные книги для специалистов, энциклопедически глубокие лекции для студентов, дидактически эффективные консультации для учителей, публицистически яркие и просветительски полезные выступления для родителей Н.В. Кузьминой всегда вызывают благодарный интерес всех субъектов образования и широкой научной и педагогической общественности.
30 Под руководством Н.В. Кузьминой защитилось более 250 диссертантов, в том числе 40 докторов педагогических и психологических наук. Большинство из них образуют созданную ею научную школу, одну из крупнейших в современной отечественной общей и педагогической психологии. Выдающиеся достижения Н.В. Кузьминой отмечены присвоением ей таких почетных званий, как: Заслуженный деятель науки СССР, Отличник просвещения, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Патриарх российской психологии, а также — награждением Золотой медалью “За достижения в науке” РАО.
31 Как автор десятков книг и множества статей с обоснованием созданной ею оригинальной психолого-акмеологической теории функционирования педагогических систем и системно-акмеологической концепции фундаментального непрерывного образования, Н.В. Кузьмина следующим образом определила предмет акмеологии как науки, изучающей развитие: “…взрослого человека под влиянием и средствами образования — законы, закономерные связи, зависимости между уровнями продуктивности субъектов образования, созидания и самосозидания ими средствами учебных дисциплин духовных продуктов, … содействующими и препятствующими самореализации природных потенциалов субъектов, в созидаемых самосозидаемых продуктах, — социально ценных, обеспечивающих самодвижение к акме-вершинам…” [20, с. 37]. Ныне эти системно-акмеологические идеи конструктивно развиваются ею и ее учениками в петербургской и московской научных школах акмеологии, реализующих это оригинальное фундаментально-прикладное направление российской психолого-педагогической науки и современного человекознания.

Библиография

1. Абульханова К.А., Кузьмина Н.В., Семенов И.Н. Основы общей и прикладной акмеологии / под ред. А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой. М.: РАУ, 1994; М.: РАГС, 1998.

2. Акмеология, политология и педагогика социального развития и профессионального образования / отв. ред. Т. С. Болховитина, И.Н. Семенов. М.; Брянск: ЦНТИ, 2002.

3. Бодалев А.А. Качества личности великих или выдающихся как ориентир для воспитания молодежи // Мир образования — образование в мире. 2004. № 1. С. 5–12.

4. Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. М.: РАГС, 2005.

5. Исследования гуманитарных систем. Вып. 1. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следствия / под ред. В.П. Бедерхановой, сост. А.А. Остапенко. Краснодар: Парабеллум, 2013.

6. Кузьмин Е.С. Психология — производству и воспитанию. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

7. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: ЛГУ, 1951, 1966 (пер. на венгер. яз., Будапешт, 1963, на англ. язык, Лондон, 1963).

8. Кузьмина Н.В. Наука о воспитании детей в семье. Л., 1963.

9. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: в 3-х томах. Л.: 1964.

10. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя (Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности). Л.: ЛГУ, 1967 (всего 17 изданий; пер. на нем. яз., Лейпциг, 1975).

11. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.

12. Кузьмина Н.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. Л.: ЛГУ, 1976.

13. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1. с. 20–27.

14. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

15. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. ВНИИ проф.-техн. образования. М.: Высшая школа, 1990.

16. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: 1995; СПб: Политехника, 2002.

17. Кузьмина Н.В., Карпов В.В., Варфоломеева Л.Е. Согласование требований государственных стандартов к уровню подготовки воспитателей, учителей, преподавателей. М.: ИЦПКПС, 1998.

18. Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалев, И.Н. Семенов Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, президента Международной академии акмеологических наук Нины Васильевны Кузьминой / под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 1998. 279 с.

19. Кузьмина Н.В. Акмеологическое исследование медико-биологического и поэтического творчества двух ученых — английского и российского. Шуя: ШГПУ, 2001.

20. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей. СПб: Изд-во НУ Центр стратегических исследований, 2013.

21. Кузьмина Н.В., Джига Н.В., Жаринова Е.Н. Акмеология: теория, практика и перспективы развития / под ред. Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. СПб: Изд-во НУ Центр стратегических исследований, 2018.

22. Кузьмина Н.В., Панасенко Л.П., Жаринова Е.Н. Влияние академической группы на учебную успешность студентов. Санкт-Петербургский государственный университет. СПб.: Центр стратегических исследований, 2019.

23. Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е., Жаринова Е.Н. Акмеологические основы развития коммуникативной культуры и творческой готовности бакалавра, магистра, специалиста: монография / отв. ред. Н.В. Кузьмина. Смольный ин-т РАО. СПб.: Изд-во НУ Центр стратегических исследований, 2015.

24. Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. Методы исследования образовательных систем: монография. Российская академия образования, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. СПб.: НУ “Центр стратегических исследований”, 2018.

25. Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. История исследований педагогической деятельности. СПб: Изд-во НУ Центр стратегических исследований, 2020.

26. Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. Акмеология: методологические и методические проблемы. СПб., 2021.

27. Кузьмина, Н.В., Колушова (Ищик) Л.В., Жаринова Е.Н. Акмеологические факторы продуктивности и профессионализма воспитателя детского сада. Российская академия образования, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Смольный институт РАО, Общественная академия акмеологических наук. СПб.: Центр стратегических исследований, 2018.

28. Кузьмина Н.В., Максимова Э.А., Жаринова Е.Н. Понятие знаний и компетенций учителя иностранного языка: монография / АНО ВО Смольный институт РАО, Санкт-Петербургская общественная научно-исследовательская организация “Общественная академия акмеологических наук”. СПб.: Изд-во НУ Центр стратегических исследований, 2019.

29. Кузьмина Н.В., Руднева Т.И. Декан: деятельность и личность. Самара, 2021.

30. Кузьмина-Гаршина Н.В., Лунева Л.Ф. Опыт акмеологического исследования творчества ученого-преподавателя-поэта / под ред. А.А. Деркача. Шуя: ШГПУ, 2000.

31. Ларионова Л.И., Савенков А.И., Семенов И.Н. Концептуально-персонологическая дифференциация основных направлений современной психологии и педагогики одаренности // Психология одаренности и творчества. Сборник научных трудов участников III Межд. научно-практич. онлайн-конф. Москва, ИППО МГПУ, 15–17 ноября 2021 г. Научные ред.: А.И. Савенков, В.М. Поставнев. 2021. С. 7–12.

32. Матюшкин А.М., Кузьмина Н.В. Современное состояние и задачи детской, возрастной и педагогической психологии // Вопросы психологии. 1983. № 6. С. 5–15.

33. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / под ред. Н.В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.

34. Научные подходы в современной отечественной психологии. Коллективная монография / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская. М. ИП РАН, 2023.

35. Паутова Л.Е., Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. (ред.). Акмеология развития. Методологические и методические проблемы. (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура). Сборник статей. Вып. 39. СПб.: 2022.

36. Пэрна Н.Я. Ритм жизни и творчества / под ред. проф. П.Ю. Шмидта. М.; Л.: “Петроград”, 1925.

37. Семенов И.Н. Акмеология — новое направление комплексных исследований в современном человекознании // Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 134–142.

38. Семенов И.Н. Взаимодействие московской и петербургской научных. школ психологии // Психология перед вызовом будущего. М.: МГУ, 2006. С. 61–63.

39. Семенов И.Н. Рефлексивная персонология жизнедеятельности А. А. Бодалева и его вклад в психологию общения, акмеологию творчества и педагогику воспитания (К 100-летнему юбилею) // Известия РАО. 2023. № 1. С. 363–399.

40. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: межвузовский сборник. Вып. 4 / под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, Е.Ф. Рыбалко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. (М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести