Седьмая международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы исследования массового сознания”
Седьмая международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы исследования массового сознания”
Аннотация
Код статьи
S020595920026163-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Константинов Всеволод Валентинович 
Должность: заведующий кафедрой общей психологии
Аффилиация: Пензенский государственный университет
Адрес: Пенза, Россия
Выпуск
Страницы
110-114
Аннотация

24–25 марта 2023 года состоялась Cедьмая Международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы исследования массового сознания”. Организаторами выступили Пензенский государственный университет и Костанайский региональный университет им. Ахмета Байтурсынова (Казахстан). Работа конференции была организована в гибридном формате – очно и online. Участники обсудили ключевые вопросы, связанные с проблемным полем массового сознания, сделав акцент на многоуровневости и противоречивости данного феномена. По итогам работы конференции был опубликован сборник материалов, раскрывающий широкий спектр исследований современных психологов в области психологии массового сознания.

Ключевые слова
массовое сознание, личность, группа, международная конференция
Классификатор
Дата публикации
28.06.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
204
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 Конференция включала пленарное заседание и работу двух секций: “Личность и группа в экстремальных условиях жизнедеятельности” и “Психологические и социальные механизмы продвижения мировоззренческих установок” и круглого стола “Антропологические и психологические вызовы в науке и обществе”. В работе приняли участие ученые из Российской Федерации, Алжира, Египта, Йемена, Казахстана, Филиппин.
2 Со словами приветствия к участникам конференции обратились С.М. Васин – проректор по научной работе и инновационной деятельности ПГУ и Ж.Б. Жарлыгасов – член Правления-Проректор по исследованиям, инновациям и цифровизации Костанайского регионального университет им. Ахмета Байтурсынова (Казахстан). Работа конференции была организована в гибридном формате (очные и дистанционные выступления) и состояла из пленарного заседания, двух секций (“Личность и группа в экстремальных условиях жизнедеятельности” и “Психологические и социальные механизмы) и круглого стола (“Антропологические и психологические вызовы в науке и обществе”). В работе конференции приняли участие ученые из России, Казахстана, Индии, Йемена, Египта и Филиппин.
3 Научная часть пленарного заседания была открыта выступлением Т.В. Дробышевой (Москва), в котором была затронута проблема детерминации экономического сознания. На примере исследования представлений о бедности и богатстве раскрыта, с одной стороны, функция ценностных ориентаций в процессе их конструирования, с другой – роль территориального фактора. Исследование показало, что система ценностных ориентаций молодых людей, сформированная в разных условиях их проживания (регион, большой и малый город, семьи с разным уровнем доходов), выполняет роль “фильтра”, отбирая прежде всего наиболее значимую для субъекта информацию о явлениях экономического мира. Ценностные ориентации, которые проявили наибольшую активность в процессе конструирования, “связывают” разрозненные элементы в целостное представление в сознании человека. В данном процессе может быть задействована не вся система, а лишь те ценностные ориентации, которые придают конструируемому представлению субъективную значимость, ценность в обыденном сознании.
4 О.Д. Воробьёва (Москва) свой доклад посвятила проблеме репродуктивного поведения молодёжи, тесно взаимосвязанного с решением задачи получения образования, которое в представлении современных россиян превратилось в важный социальный лифт, которое, при этом, отодвигает решение задачи обзаведения семьёй и потомством. В российском обществе отсутствуют возможности для одновременного достижения этих двух целей. Воспитательные, пропагандистские меры, нацеленные на изменение структуры потребностей представителей раннего репродуктивного возраста, безусловно, должны быть расширены. Нужно осознать их важность. В структуре демографической политики они должны занимать куда более серьёзное положение, чем сейчас. Без подобного изменения набора инструментов демографической политики в России не произойдет увеличения рождаемости.
5 В докладе Р.М. Шамионова (Саратов) были затронуты вопросы социализации личности в среде социальной активности, эмпирические исследования, в которых установлены изменения отношения молодежи к различным областям социальной действительности в результате вовлечения личности в определенные формы социальной активности. Помимо этого, им представлена эмпирически подтвержденная оригинальная модель социальной активности. В соответствии с моделью социальная активность может регулироваться различными инстанциями личности в зависимости от уровня психического отражения.
6 СМ. Васин (Пенза) представил результаты анализа закономерных проявлений последствий современной пандемии как предпосылок трансформации массового сознания, отнеся к краткосрочным последствиям увеличение числа случаев домашнего насилия и расторжения браков вследствие вынужденной изоляции, рост социального неравенства, изменение поведения, резкое ускорение цифровизации социальных процессов. В качестве системных последствий рассмотрены: вероятная смена приоритетной общественной модели, формирование цифрового разрыва в социальной сфере, когда представители старшего поколения рискуют не освоить стремительно развивающиеся информационные технологии.
7 В выступлении Б.С. Алишева (Казань) были представлены результаты анализа феномена интерпретации человеком реальности, который является предметом повышенного интереса в различных предметных областях, но, чаще, рассматривается в контексте изучения закономерностей социального познания. В социальных, межличностных взаимодействиях интерпретация порождается, прежде всего, различием, несовпадением действия и намерения. Действие наблюдаемо, но причины, мотивы, намерения, вызвавшие его, остаются за пределами непосредственного восприятия. Однако информация о намерениях другого порой важнее самого совершенного им действия: без их понимания часто становится совершенно невозможным строить взаимодействие. Интерпретация является фундаментальным психологическим феноменом, а в ее основе лежит неопределенность, существующая в разной степени в конкретных ситуациях жизни и в целостном бытии человека, и необходимость постоянного ее преодоления.
8 Т.Ю. Садовникова (Москва) в своем докладе представила результаты исследования семейных факторов мировоззренческих установок в период вхождения во взрослость. Установлено, что дистантно-конфликтные взаимоотношения в семье, выражающиеся в отвержении со стороны матери и повышенной степени конфликтности между родителями, в восприятии молодого взрослого, выступает условием становления дисгармоничных мировоззренческих установок в период вхождения во взрослость. При выраженном восприятии “ответственности” за конфликты родителей респонденты склонны к повышенной замкнутости, и заниженной самооценке, а также враждебному отношению к себе, ощущению бессилия перед трудностями, а также пониженному самопринятию.
9 В докладе А.Г. Мясникова (Пенза) были представлены результаты философско-антропологической рефлексии проблемы конструктивной адаптации в ситуации вынужденного молчания. Философско-антропологическая рефлексия предлагает рассматривать кризисные ситуации как необходимые жизненные и мировоззренческие испытания для конкретного человека и всего общества. В таких ситуациях человек сосредоточивает свои энергетические и нравственно-волевые ресурсы и разумно использует их для приближения лучшего будущего. Такие ситуации требуют от человека благоразумного молчания, которое, тем не менее, не является молчаливым согласием с происходящим, но способом мирного сопротивления злу, несправедливости, глупости и другим человеческим порокам, которые начинают господствовать в обществе в определённые исторические периоды. Созидательное приспособление современного человека в ситуации вынужденного молчания предполагает сохранение его внутреннего достоинства и готовности к сотрудничеству с другими людьми ради разумного совершенствования внешних условий, без которых невозможна гармоничная и счастливая жизнь.
10 В.В. Константинов, А.Е. Роганова (Пенза) представили результаты анализа показателей психологического благополучия лиц, находящихся в пунктах временного размещения. Выявлены различия в характеристиках ценностно-смысловой сферы у испытуемых беженцев. В иерархии ценностей украинских беженцев и вынужденных переселенцев в возрасте 30–50 лет наиболее значимыми являются семья и общество. В свою очередь наименьшую ценность для них представляют образование, профессиональная сфера и увлечения. У беженцев и вынужденных переселенцев в возрасте 50–70 лет выделены как наиболее значимые ценности семья, увлечения и общество. Поскольку изменение ценностных установок у взрослого человека происходит лишь под действием внешнего стресс-фактора, то для беженцев становятся значимыми все аспекты человеческих взаимоотношений.
11 В докладе В.М. Смирнова (Электроизолятор) были представлены основные подходы к проблеме мировосприятия и миропонимания, сложившиеся в естественных и гуманитарных науках, а также непосредственно психологический взгляд на данную проблематику. Согласно полученным данным, антагонистическая модальность мировосприятия, основанная на идее противостояния “светлых” и “темных” сил, стала выходить на одно из ведущих мест в структуре мировоззрения молодых людей, это связано с психотравматичностью социального контекста, обусловленного трансформацией окружающей реальности.
12 Е.В. Кирдяшова (Саранск) акцентировала внимании аудитории на проблемах, связанных с деятельностью этнических объединений, рассматривая их в качестве акторов, детерминирующих процесс формирования национального самосознания, развивающих чувство сопричасности с тем или иным этносом, через осознание своего единства и отличия от представителей других этнических групп, трактуя национальное самосознание как систему отраженных в сознании элементов этнической реальности и объективно существующих способов жизнедеятельности этноса, репрезентуемых через призму индивидуального опыта.
13 В докладе В.В. Гриценко и Н.В. Муращенковой (Москва) были представлены результаты обзора современных зарубежных исследований этнической идентичности в юношеском возрасте, в которых подчеркивается важная роль этнической идентичности как медиатора или модератора связей между психологическими феноменами, а также связь этнической идентичности как с позитивными (напр. самооценка, психологическое благополучие), так и негативными психологическими феноменами (напр. агрессивность, депрессия, социальная тревога). Учет представленных в зарубежной психологии новых данных важен при организации исследований этнической идентичности в различных этно- и социокультурных средах, в том числе и при изучении ценностно-мотивационных основ этнической идентичности у современных российских старшеклассников.
14 В сообщении А.Э. Даронда и О.Н. Тузовой (Мурманск) были представлены результаты исследования механизмов влияния средств массовой информации на общественное сознание, актуализирующие проблему организации информационно-психологической безопасности. Один из источников угроз для информационно-психологической безопасности человека – это та часть информационного пространства, в которой распространяется информация, искаженно отражающая устройство мира и отдельных его частей, вводя человека в заблуждение, предоставляет неполную, искаженную или полностью ложную картину мира, мешая сформировать приближенную к реальности оценку себя самого и внешнего мира.
15 Г.Б. Романовский (Пенза) в своем выступлении, акцентировал внимание на феномене “fake news”, причины которого связаны с распространением социальных сетей, а также с наличием огромного числа источников информации и с возможностью производить информацию каждым гражданином. В связи с этими обстоятельствами актуализируются проблема о необходимости корректировки законодательства и проблема возможного существенного ущемления свободы слова.
16 В ходе выступления Т.М. Краснянская и В.Г. Тылец (Москва) представили структурную модель персональных концепций безопасности субъекта в экстремальных условиях жизнедеятельности, построение которой позволяет субъекту решать ряд значимых для него задач: оптимально с точки зрения безопасности реализовывать текущую жизнедеятельность; прицельно оценивать свои актуальные и потенциальные ресурсы обеспечения процессов безопасности (восстановления, сохранения, развития, нарушения) в различных условиях, средах и ситуациях; выстраивать прогноз приемлемости для себя разных видов активности с точки зрения интересов безопасности.
17 В докладе Е.И. Скориковой (Курск) были рассмотрены основные результаты исследования особенностей мироощущения старшеклассников, свидетельствующие о том, что большинство современных старшеклассников осознают сложность и неоднозначность явлений сегодняшней социальной действительности и самостоятельно вырабатывают собственную позицию по отношению к ним. Обращает на себя внимание то, что современные старшеклассники видят свободу и независимость в личной материальной обеспеченности и стабильности. Вследствие сильного воздействия средств массовой коммуникации, расширения межрегиональных и международных контактов, расширения миграционных процессов молодое поколение по-новому воспринимает, понимает, открывает окружающий мир.
18 В докладе А.Ю. Калугина, С.А. Щебетенко, А.М. Мишкевич, У.Е. Сиротиной, Ю.С. Витко (Москва) были представлены результаты разработки полного списка дескрипторов черт личности в контексте современного русского языка. Наиболее популярной структурой черт личности на сегодняшний день является “Большая пятерка”. Она была получена на основе emic-подхода на американской выборке и затем нашла подтверждение на других культурах в рамках etic-подхода. Однако многочисленные культурно-специфические исследования показали, что помимо сходства, есть и существенные различия, как в количестве черт личности, так и в их содержании. Были получены “расширенный” список дескрипторов личности, включающий 2384 слова, и “сокращенный”, включающий 1253 слова.
19 А.А. Нестерова (Москва) охарактеризовала возможности использования механизмов культурной трансмиссии для поддержки этнокультурной адаптации детей-мигрантов. Важным условием этнокультурной адаптации ребенка-мигранта является поддержка в этом вопросе не только специальных служб, ведомств, но и включенность и компетентность в этом вопросе важного агента социализации ребенка – образовательной организации (детского сада, школы, техникума и т.п.). Именно образовательные организации в данном случае могут выступить необходимыми институтами социализации и проводниками процесса культурной трансмиссии. В качестве главного ресурса поддержки ребенка-мигранта выступает культурная компетентность психологов, педагогов и воспитателей, помогающих ребенку интегрироваться в процесс обучения в новой для ребенка среде и культуре, избегая чрезмерного выделения детей-мигрантов среди других детей, что может только усугубить их сегрегацию.
20 Доклад Л.Е. Урдабаевой и Г.Ж. Саткангуловой (Костанай, Казахстан) был посвящен исследованию специфики межличностными отношений в молодежной среде Казахстана. Студенты из Южно-Казахстанской области, обучающиеся в ВУЗах Костаная, продемонстрировали меньшую степень удовлетворенности межличностными отношениями в Костанайском регионе, в отличие от уроженцев Костанайской области. Основными причинами возникновения трудностей в межличностных отношениях по мнению испытуемых являются проблемы языковой коммуникации и наличие социальной несправедливости.
21 П.Н. Устин, Л.М. Попов, А.М. Шевцов, Р.А. Валеева (Казань) представили результаты исследования характеристик предикторов социальной успешности личности в виртуальной среде (n=1026). Наиболее информативными психодиагностическими показателями, интегрирующими в себе социометрики выступают Индекс Дружелюбия и Индекс Доминирования. Данные индексы отражают два аспекта социальной успешности. Первый аспект - способность пользователя создавать широкие контакты и обмениваться информацией (мнениями, лайками и др.). Второй аспект - способность субъекта общения вовлечь других пользователей в свои интересы, создать собственную группу сторонников, оказывать влияние на других. Применение перечисленных метрик и параметров графов будет психометрически валидным с точки зрения конструктной валидности.
22 P. Menaje (Манила, Филиппины) анализируя проблему суицида в студенческой среде приходит к выводу о том, что наболее эффективными методологическими подходами к профилактики суицида являются: 1) подход, основанный на межличностной психологической теории суицидального поведения, постулирующей тезис, что суицидальные мысли возникают вследствие высокого уровня воспринимаемой эмоциональной нагрузки и фрустрации, и 2) подход, в основе которого лежит интегративная мотивационно-волевая модель, которая концептуализирует доминирующую роль депрессии как важнейшего фактора суицидальных мыслей.
23 Т.Г. Какохо (Казань) в своем выступлении представил анализ проблемы феномена “общественной инициативы”, которая трактуется как элемент обратной связи, как рычаг воздействия на публичную власть, а также как способ повышения активности массового сознания для привлечения внимания к какому-то вопросу. Общественная инициатива рассматривается как предпосылка деконцентрации власти, как форма повышения ее эффективности и как способ повышения доверия населения органам власти, и как элемент электронной демократии, когда право на управление делами государства может осуществляться, не выходя из дома, с помощью любого гаджета или стационарного компьютера.
24 В сообщении A. Makbol (Ходейда, Йемен), был сделан акцент на социально-психологической специфике конфессиональной толерантности йеменских студентов. В период обучения в университете у студентов интенсивно формируются поведенческие стереотипы и стереотипы межконфессионального восприятия. В процесе межличностного взаимодействия у студентов происходит их социальное самоопределение, укореняются нравственные убеждения, усиливается роль нравственного сознания и способность опираться на позитивные социальные и духовные традиции.
25 Конференция получила широкий общественный резонанс и привлекла внимание к актуальным проблемам психологии массового сознания.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести