Годы, люди, книги: научно-издательская деятельность Института психологии РАН (1972–2021). Часть II. Тематические и лингвистические аспекты
Годы, люди, книги: научно-издательская деятельность Института психологии РАН (1972–2021). Часть II. Тематические и лингвистические аспекты
Аннотация
Код статьи
S020595920024337-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Белопольский В. И. 
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Москва, Ул. Ярославская, д. 13
Костригин А. А.
Должность: Научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Ул. Ярославская, д. 13
Журавлев А. Л.
Должность: Профессор, научный руководитель Института психологии РАН
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: ул. Ярославская, д. 13, корп. 1
Выпуск
Страницы
5-15
Аннотация

Проведен тематический и лингвистический анализ научных изданий сотрудников Института психологии РАН за 1972–2021 гг. Корпус изданий составили заголовки книг, названия разделов, глав и статей. Для каждого десятилетнего периода были подсчитаны показатели упоминания наиболее частотных терминов, относящихся к семи ведущим для Института тематическим направлениям, “ключевости” оригинальных для каждого десятилетия терминов, определяющие специфику проводимых в определенный период исследований, а также мера лексического сходства корпусов изданий разных десятилетий. На основе полученных результатов прослежена динамика исследовательских интересов сотрудников Института в разные периоды его деятельности, их преемственность и уникальность. Делаются выводы о правомерности применения предложенных наукометрических показателей для количественного анализа публикационной активности научной организации.

Ключевые слова
история психологии, Институт психологии РАН, издательская деятельность, публикационная активность, наукометрия, тематический анализ, лингвистический анализ, лексическое сходство
Источник финансирования
Работа выполнена в соответствии с госзаданием № 0138-2023-0001.
Классификатор
Дата публикации
26.02.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
228
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 В современной российской истории психологии складывается направление, использующее наукометрический подход для анализа проблематики исследований в прошлые исторические периоды и на текущем этапе развития психологической науки [1; 2; 4; 5; 8; 14].
2 В первой части этой статьи [3] нами были рассмотрены научно-организационные аспекты издательской деятельности Института психологии АН СССР/РАН за весь период его функционирования (1972–2021 гг.) и представлены некоторые библиометрические показатели вышедших в свет за этот период книжных публикаций сотрудников Института психологии. В частности, была дана оценка временной динамики количества и объема вышедших из стен Института психологии изданий, выделены авторы, проявившие наибольшую публикационную активность, проанализированы внешние и внутренние факторы, оказавшие влияние на продуктивность издательской деятельности Института. Задачей второй части статьи является более углубленный наукометрический (тематический и лингвистический) анализ публикаций, выполненных сотрудниками Института, в целях выявления качественных особенностей и закономерностей развития психологических исследований, проводившихся в стенах Института психологии на протяжении пятидесяти лет.
3 СТРУКТУРА ДАННЫХ И МЕТОДЫ
4 В качестве исходного исследовательского материала выступил корпус научных изданий сотрудников Института психологии за 1972–2021 гг. (всего 827 книг), вышедших в издательстве Института и других издательствах (более подробно описано в [3]). Процедура наполнения корпуса контентом состояла в следующем: монографии (индивидуальные и коллективные) были представлены их полными названиями, а также заголовками разделов и глав; сборники научных трудов — полными названиями и заголовками разделов и авторских статей. При расчете показателей из корпуса исключались части речи, не несущие содержательного и научного характера (предлоги, союзы, местоимения, наречия и др., всего 1062 словоформы). Данный корпус анализировался как полностью (для определения наиболее значимых психологических тем и понятий за весь исследуемый период), так и частями — разделенный на подкорпусы изданий по десятилетиям (1972–1981, 1982–1991, 1992–2001, 2002–2011, 2012–2021 гг.).
5 В работе определялись следующие тематические показатели (с помощью сервиса Sketch Engine (https://www.sketchengine.eu)):
6 1) Частотность упоминания тематических направлений (разделов). В сформированном корпусе были ранжированы по количеству упоминаний наиболее частотные устойчивые словоформы, состоящие из двух-трех слов (далее — термины), относящиеся к разделам, которые соответствуют основным направлениям исследований Института психологии. Некоторые направления были объединены в одну группу по причине особенностей совместной разработки их проблем в Институте психологии (социальная и экономическая психология; инженерная психология, психология труда, организационная психология; возрастная психология и психология развития), то же было сделано и с некоторыми терминами, которые представляют собой синонимы, разновидности написания, общие и частные феномены (“трудовой коллектив” и “производственный коллектив”, “групповой субъект” и “коллективный субъект”, “деятельность оператора” и “деятельность человека-оператора”, “принятие решений” и “принятие решения”). Таким образом, было выделено семь направлений исследований, а именно: история, теория и методология психологии; общая психология, психические процессы и состояния; социальная и экономическая психология; психология личности; инженерная психология, психология труда, организационная психология; психофизиология; возрастная психология, психология развития. Далее отбирали по 15 терминов с наивысшим рангом частотности, относящихся к семи направлениям, вычисляли частоты каждого из этих (7х15=105) терминов относительно корпуса каждого десятилетия и производили суммирование частот по отраслевым направлениям. В целях сравнительного анализа десятилетних показателей полученные значения частотности были выражены в нормированных (на миллион) единицах.
7 2) Ключевые слова. В сервисе Sketch Engine и рядом авторов [17; 18; 20] ключевыми называются те слова в исходном (фокусном) корпусе (focus corpus), которые имеют максимальную относительную частотность по сравнению с частотой этого слова в референтном корпусе (reference corpus). При таком подходе ключевое слово показывает прежде всего оригинальность данного слова в исходном подкорпусе при сравнении с общим корпусом. В нашем исследовании под ключевыми словами понимались устойчивые словоформы, состоящие из двух-трех слов. Таким образом, в данной работе характеристика “ключевости” будет показывать специфические психологические словоформы (термины), свойственные для изданий конкретного десятилетия. Показатель ключевости рассчитывается с помощью процедуры Simple maths [17] и выражается следующей формулой:
8 Score= fwpmfocus+Nfwpmref+N
9 где:
10 fwpmfocus — нормированная (на миллион) частота встречаемости слова в фокусном корпусе (focus corpus);
11 fwpmref — нормированная (на миллион) частота встречаемости того же слова в референтном корпусе;
12 N — “сглаживающий” (выравнивающий) параметр, значение которого подбирается с учетом целей исследования.
13 В нашей работе использовалось значение N = 100, при котором приоритет получают слова с умеренной частотностью [17], к которым относятся и научные термины. Определялась ключевость терминов (словосочетаний из двух и трех слов) для текстовых корпусов названий и содержаний изданий за 1972–1981, 1982–1991, 1992–2001, 2002–2011 и 2012–2021 гг. при их сравнении с общим корпусом за 1972–2021 гг. В анализ включали лишь верхние десять позиций в ранжированном по значению ключевости списке терминов. Эти ключевые термины будут характеризовать только конкретный период и могут не пересекаться с наиболее частотными за анализируемые годы.
14 Лингвистический анализ включал процедуру оценки лексического сходства частотных словарей изучаемых корпусов изданий. В данном случае словари состояли из отдельных слов (леммы). Существует несколько подходов к оценке лексического сходства корпусов (например, хи-квадрат и коэффициент корреляции Спирмена), однако в последнее время предпочтение отдается показателю, получившему название “сумма минимальных частот” (SMF) [19]. Мера лексического сходства по SMF рассчитывается по следующей формуле [16, с. 434]:
15 Cxy= pxi;pyi 
16 где:
17 pxi — вероятность i-того слова в корпусе X;
18 pyi — вероятность i-того слова в корпусе Y.
19 Вероятность в данном случае есть отношение частоты встречаемости слова в текстовом корпусе к количеству всех словоформ в этом корпусе.
20 Максимальное значение сходства равно 1, что означает полное совпадение вероятностей лексических единиц в сравниваемых корпусах, минимальное — 0.
21 В нашей работе стояла задача оценки лексического сходства каждого десятилетнего подкорпуса со всеми остальными. Полученные в результате подсчетов ранжированные по частоте списки слов (леммы) для пяти подкорпусов сравнивались попарно, чтобы получить количественную оценку сходства частотных словарей, которая позволила бы судить о степени терминологической и, следовательно, концептуальной преемственности проводимых психологических исследований.
22 При анализе описанных наукометрических (тематических и лингвистических) показателей корпусов изданий использовался диахронический подход в корпусной лингвистике, который заключается в выявлении специфики языка и дискурсивных практик в различные исторические периоды [12; 15]. Такой подход соответствует задачам данного исследования, направленного на изучение научно-исследовательской проблематики и терминологического аппарата научных изданий Института психологии РАН на разных этапах его публикационной активности.
23 РЕЗУЛЬТАТЫ
24 Тематический анализ изданий сотрудников Института психологии РАН за 19722021 гг.
25 Наиболее частотные для всего корпуса изданий упоминания терминов, относящихся к семи тематическим направлениям (разделам), по 15 для каждого направления, приведены в таблице 1. Суммарные нормированные частоты терминов по тематическим разделам за каждое десятилетие и за весь изучаемый период представлены в таблице 2, а на рисунке 1 — их относительная частотность. Таблица 1. Наиболее частотные психологические термины корпусов научных изданий сотрудников Института психологии РАН за 1972–2021 гг.
Направление психологии Термины
История, теория и методология психологии проблема психологии, системный подход, психологическое знание, отечественная психология, история психологии, субъектный подход, направление исследований, развитие психологии, тенденция развития, историческая психология, математическая психология, психологическая теория, экспериментальная психология, советская психология, российская психология
Общая психология. Психические процессы и состояния принятие решений (решения), психическое состояние, движение глаз, эмоциональный интеллект, психическая регуляция, решение задач, познавательный процесс, психологическое воздействие, когнитивный стиль, зрительное восприятие, выражение лица, лицо человека, психология творчества, состояние человека, эмоциональный слух
Социальная и экономическая психология социальная психология, совместная деятельность, трудовой (производственный) коллектив, российское общество, российский предприниматель, социально-психологические факторы, экономическая психология, экономическое сознание, современная Россия, групповой (коллективный) субъект, массовое сознание, предпринимательская деятельность, глобальный риск, деловая активность, бригадная форма организации
Психология личности развитие личности, психология личности, психологическая безопасность, ориентация личности, жизненный путь, совладающее поведение, качество жизни, отношение личности, контроль поведения, регуляция поведения, нравственное самоопределение, сознание личности, человеческое бытие, психологическое здоровье, поведение личности
Инженерная психология, психология труда, организационная психология профессиональная деятельность, инженерная психология, психология труда, деятельность оператора (человека-оператора), операторская деятельность, трудовая деятельность, организационная культура, организация труда (форма организации труда), эффективность деятельности, профессиональная пригодность, организационная психология, личность профессионала, регуляция деятельности, субъект труда, управленческая деятельность
Психофизиология функциональное состояние, свойство нервной системы, функциональная система, головной мозг, активность нейронов, активность мозга, поведенческий акт, дифференциальная психофизиология, мозг человека, сила нервной системы, мозговой механизм, функциональная асимметрия, нервный процесс, корковый нейрон, нервная система
Возрастная психология. Психология развития дошкольный возраст, проблема развития, юношеский возраст, психическое развитие, младший школьник, психология развития, подростковый возраст, учебная деятельность, младший школьный возраст, развитие детей, принцип развития, ранний онтогенез, ранний возраст, развитие психики, школьный возраст
26 Таблица 2. Частотность терминов по научным направлениям в корпусах изданий сотрудников Института психологии РАН по десятилетиям и за весь период 1972–2021 гг.
Направление психологии Периоды Всего
1972–1981 1982–1991 1992–2001 2002–2011 2012–2021
История, теория и методология психологии 2550 3597 3040 4671 2990 16849
Общая психология. Психические процессы и состояния 5653 3940 4088 3707 3500 20890
Социальная и экономическая психология 2206 5482 3354 3453 3476 17972
Психология личности 2481 2783 1782 4216 3251 14515
Инженерная психология, психология труда, организационная психология 4963 6338 2201 3616 3274 20395
Психофизиология 6549 4368 2358 384 700 14360
Возрастная психология. Психология развития 1723 1755 1520 2326 1886 9212
27 Рис. Относительная частотность терминов по научным направлениям в корпусах изданий сотрудников Института психологии РАН по десятилетиям и за весь период 1972–2021 гг.
28 Условные обозначения (снизу вверх): 1 — История, теория и методология психологии; 2 — Общая психология. Психические процессы и состояния; 3 — Социальная и экономическая психология; 4 — Психология личности; 5 — Инженерная психология, психология труда, организационная психология; 6 — Психофизиология; 7 — Возрастная психология. Психология развития.
29 Полученные результаты позволяют выделить лидирующие направления исследований в Институте психологии за 50 лет и в различные десятилетия. В целом в работе Института приоритет всегда имела общая и инженерная психология, следом за ними идет социальная и экономическая психология, история, теория и методология, психология личности и психофизиология, а замыкает ряд возрастная психология и психология развития. Если рассматривать по отдельным десятилетиям, то приоритеты в тематике исследований менялись. В четырех из пяти десятилетий в число лидирующих направлений психологии входила общая психология, в трех из пяти периодов — инженерная и социальная психология. История, теория и методология психологии, а также психофизиология лидировали в двух десятилетиях, а психология личности — в одном, что демонстрирует специфику научных интересов сотрудников Института в различные периоды, а также востребованность подобных исследований со стороны Академии и общества. Возрастная психология и психология развития ни в одно из десятилетий не входила в число лидирующих, интерес к ней присутствовал у более узкой группы исследователей.
30 Ключевые термины текстовых корпусов по десятилетиям
31 Термины с наиболее высокими показателями ключевости для публикаций сотрудников Института психологии за каждый десятилетний период приведены в таблице 3. Таблица 3. Показатели ключевости (ПК) терминов корпусов научных изданий сотрудников Института психологии РАН за 1972–2021 гг. (по десятилетиям)
№ п/п 19721981 19821991 19922001 20022011 20122021
Термин ПК Термин ПК Термин ПК Термин ПК Термин ПК
1 социалистическое соревнование 6.43 бригадная форма 4.74 рефлексивное управление 4.00 профессиональная пригодность 2.09 ментальный ресурс 2.01
2 космический полет 6.25 организация труда 4.51 мысленный образ 3.69 история психологии 2.04 глобальный риск 1.73
3 функциональная система 5.36 эффект Брока–Зульцера 3.81 интегральная индивидуальность 3.63 реализация профессионала 2.00 жизнеспособность человека 1.62
4 принятие решений (решения) 5.29 трудовой (производственный) коллектив 3.80 проблема субъекта 3.44 пользовательский интерфейс 1.97 психологическая безопасность 1.62
5 система управления 5.11 деятельность оператора (человека-оператора) 3.76 информационный стресс 3.33 социальный интеллект 1.80 лицо человека 1.61
6 информационное взаимодействие 4.90 кратковременная память 3.69 свойство нервной системы 3.27 профессиональное утомление 1.75 социально-профессиональная востребованность 1.60
7 поведенческий акт 4.48 образ жизни 3.55 индивидуальный стиль 3.24 социальная психология труда 1.75 массовое сознание 1.59
8 системный анализ 4.23 активность нейронов 3.41 информационно-психологическая безопасность 3.06 экономическая психология 1.73 психологическое благополучие 1.59
9 искусственный интеллект 4.11 эффективность деятельности 3.41 глобальная трансформация 2.89 экономическое самоопределение 1.70 психологическое здоровье 1.59
10 отображение информации 4.04 обнаружение сигнала 2.83 психологический стресс 2.66 трудовая жизнь 1.69 ресурс личности 1.59
32 Выделенные посредством вычислений ключевые термины, специфичные для каждого отдельного десятилетия, можно соотнести с направлениями психологических исследований сотрудников Института психологии. Ключевые термины распределялись по следующим направлениям:
33
  • в 1972–1981 гг.: социальная (социалистическое соревнование), инженерная (космический полет, система управления, информационное взаимодействие, искусственный интеллект, отображение информации), общая психологии (принятие решения), психофизиология (функциональная система, поведенческий акт, системный анализ);
34
  • в 1982–1991 гг.: социальная (бригадная форма, трудовой (производственный) коллектив), инженерная психология и психология труда (организация труда, деятельность оператора (человека-оператора), эффективность деятельности, обнаружение сигнала), общая психология (эффект Брока–Зульцера, кратковременная память), психофизиология (активность нейронов), психология личности (образ жизни);
35
  • в 1992–2001 гг.: общая (психологический стресс, мысленный образ), инженерная (рефлексивное управление, информационный стресс, информационно-психологическая безопасность), социальная психология (глобальная трансформация), психология личности (интегральная индивидуальность, проблема субъекта, индивидуальный стиль), психофизиология (свойство нервной системы).
36
  • в 2002–2011 гг.: социальная (экономическая психология, экономическое самоопределение), инженерная психология и психология труда (профессиональная пригодность, реализация профессионала, профессиональное утомление, социальная психология труда, трудовая жизнь, пользовательский интерфейс), психология личности (социальный интеллект), история психологии;
37
  • в 2012–2021 гг.: психология личности (ментальный ресурс, жизнеспособность человека, психологическая безопасность, психологическое благополучие, психологическое здоровье, ресурс личности), социальная (глобальный риск, массовое сознание), общая (лицо человека), инженерная психология и психология труда (социально-профессиональная востребованность).
38 Можно также предположить, что постепенное снижение показателя ключевости от первого десятилетия к последнему связано с уменьшением относительной частоты ключевых слов, что можно объяснить сглаживанием терминологических акцентов отдельных подкорпусов по сравнению с референтным (общим) корпусом.
39 Лингвистический анализ изданий сотрудников Института психологии РАН за 19722021 гг.
40 По описанной выше процедуре расчета меры лексического сходства текстовых корпусов было проведено попарное сравнение лексики текстовых корпусов изданий Института психологии за десятилетние периоды его деятельности. Предполагалось, что по этим данным можно будет сделать выводы относительно частотности использования лексических единиц в двух сравниваемых корпусах, чтобы определить степень сходства концептуально-терминологического аппарата научных исследований одного периода относительно другого. Количественные показатели меры лексического сходства текстовых корпусов названий и содержаний изданий сотрудников Института психологии РАН за 1972–2021 (по десятилетиям) приведены в таблице 4.
41 Таблица 4. Показатели лексического сходства корпусов научных изданий сотрудников Института психологии РАН за 1972–2021 (по десятилетиям)
1972–1981 1982–1991 1992–2001 2002–2011 2012–2021
1972–1981 0.58 0.48 0.46 0.42
1982–1991 0.58 0.54 0.53 0.49
1992–2001 0.48 0.54 0.60 0.56
2002–2011 0.46 0.53 0.60 0.69
2012–2021 0.42 0.49 0.56 0.69
42 Сразу следует оговориться, что полученные значения являются абсолютными показателями лексического сходства; метод SMF не дает меры оценки достоверности полученных различий [14]. Наивысший зарегистрированный в нашем исследовании показатель равен 0.69, наименьший — 0.42, при среднем 0.54. Представляется, что этот диапазон отражает весьма широкие изменения в лексическом сходстве десятилетних корпусов, поскольку диапазон лексического сходства жанров корпуса университета Брауна лежит между 0.74 и 0.94 [14]. Полученные нами более низкие абсолютные значения показателей лексического сходства очевидным образом связаны со спецификой изучаемых корпусов, в которых отсутствуют самые частотные слова.
43 Полученные результаты демонстрируют четкую диахроническую закономерность в динамике содержания анализируемых изданий: чем хронологически ближе друг к другу находятся текстовые корпусы, тем выше их лексическое сходство. Эта закономерность сохраняется во всех сравниваемых парах. Подобная тенденция может быть обусловлена непосредственно предметом исследований, отраженном в опубликованных работах (изучаемые проблемы часто переходят из одного периода в другой), а также естественной эволюцией научного языка и терминологии, поскольку в близких друг другу десятилетиях чаще пользуются сходными терминами, и наоборот: чем больше временной разрыв, тем вероятнее смена терминологии из-за ее устаревания и появления новых понятий. Таким образом, лексическая близость корпусов следующих друг за другом десятилетий означает преемственность как содержания исследований определенной науки или отрасли, так и их терминологического аппарата.
44 По всей видимости, используемые для анализа десятилетние интервалы достаточно близки к существующим в науке в целом и в психологии в частности циклам изменения научной тематики. Поиск причин этих циклов и определяющих их факторов представляет отдельную исследовательскую задачу.
45 ОБСУЖДЕНИЕ
46 Использованный в работе наукометрический подход к изучению научной продукции, опубликованной сотрудниками Института психологии за 50 лет, основан на целом ряде модификаций существующих методов. Во-первых, изучаемые словарные корпусы формировались не из текстовых фрагментов, а из жанровых единиц, которые можно обозначить как “заголовки”. Каждая книга описывалась ее заголовком, названиями разделов, глав или статей. Во-вторых, использованные методы тематического анализа опирались на частоты не отдельных слов, а терминологических словосочетаний. Наконец, акцент был сделан в первую очередь на хронологических изменениях в тематике научных направлений и лексической структуре опубликованных текстов. Поэтому несомненную пользу в валидизации полученных количественных данных может принести их сопоставление с качественными оценками и описаниями, которые можно найти, например, в статьях, посвященных юбилейным датам Института [6; 7; 9–11; 13]. В целом такое сопоставление приводит нас к выводу, что реализованный в работе подход позволяет достаточно точно реконструировать научную деятельность Института по его формальному научному продукту — книгам, опубликованным сотрудниками Института.
47 Другим методом валидизации полученных результатов является согласованность разных наукометрических показателей. Так, можно рассмотреть хронологическую динамику показателей лексического сходства (таблица 3) и относительных частот терминов, сгруппированных по направлениям психологии (таблица 2). Отметим, что каждое последующее десятилетие включает как минимум одно высокочастотное направление исследований из предыдущего (1982–1991 гг. — инженерная психология, психофизиология, 1992–2001 гг. — социальная и экономическая психология, 2002–2011 гг. — история, теория и методология психологии, общая психология, 2012–2021 гг. — общая психология). При этом мера лексического сходства между двумя соседними периодами всегда выше, чем для разделенных одним или несколькими десятилетиями.
48 На основании данных об относительных весах ведущих направлений исследований в различные периоды деятельности Института психологии, представленных на рисунке, можно определить количественную меру тематического сходства для десятилетних корпусов изданий, по аналогии с использованной мерой лексического сходства.
49 Показатель, который можно обозначить как “тематическая конгруэнтность” (ТК), вычисляется как разница процентных величин каждого направления (по модулю) между двумя отдельными десятилетиями, просуммированная по всем направлениям. Соответственно,
50 ТКp1:p2=n=17|tnp1-tnp2| ,
51 где: p1 и p2 — два сравниваемых десятилетия,
52 tn — относительная величина (в процентах) n-ого научного направления в соответствующем десятилетии.
53 Результаты подсчета ТК для попарных сравнений каждого из пяти десятилетий приведены в таблице 5.
54 Таблица 5. Показатели тематической конгруэнтности (в процентах) для корпусов научных изданий сотрудников Института психологии РАН за 1972–2021 (по десятилетиям)
19721981 19821991 19922001 20022011 20122021
1972–1981 37 38 62 54
1982–1991 37 27 47 35
1992–2001 38 27 38 28
2002–2011 62 47 38 14
2012–2021 54 35 28 14
55 При полном совпадении тематических весов в сравниваемых десятилетиях показатель ТК=0, при полном несовпадении — ТК=200.
56 Сравнение таблиц 3 и 5 подтверждает высказанное выше предположение о наличии определенной согласованности между оценками лексического и тематического сходства корпусов изданий в их хронологической перспективе. Действительно, оценки тематической конгруэнтности подтверждают эффект, описанный выше для лингвистического сходства, который заключается в том, что ближайшие десятилетия меньше отличаются друг от друга, чем разнесенные во времени. Для лексического сходства этот эффект не имеет исключений, а для тематической конгруэнтности имеется одно исключение — при сравнении 1990-х и 2000-х гг. Это может быть связано как с логико-научными (переходом к современной методологии психологии), так и научно-организационными (сменой руководства Института психологии в 2002 г.) факторами.
57 Еще один момент обращает на себя внимание при таком сравнении — наивысший уровень лексического сходства и тематической конгруэнтности для двух последних десятилетий (0.69 и 14, соответственно).
58 Таким образом, оба метода показывают существование лексической и тематической преемственности в содержании научных изданий сотрудников, которая со временем постепенно уменьшается. Свой вклад в понимание исторических аспектов тематической преемственности вносит и анализ ключевых терминов, который как раз выделяет те темы, которые разрабатывались в течение относительно короткого временного периода. Итак, учитывая весь комплекс наукометрических данных, полученных при анализе корпуса научных публикаций Института психологии, можно попытаться дать комплексную характеристику содержания проводимой им научно-исследовательской деятельности в различные периоды:
59 1) в начале работы Института акцент делался на психофизиологические и инженерно-психологические исследования, общая же психология, лежавшая в основе научных разработок любого научного психологического центра, только начинала разрабатываться, как и специфическая социально-психологическая проблематика;
60 2) в 1980-е гг. оставалась востребованной проблематика инженерной психологии и психофизиологии, возрос интерес к социально-психологическим исследованиям, обусловленный в том числе и прикладными задачами, сохранялась общепсихологическая направленность работ сотрудников, связанных с исследованием различных психических процессов;
61 3) в 1990-е гг. значительно усилились исследования психических процессов и состояний, сохранилась высокая актуальность социальной психологии, которая обрела дополнительный и активно изучавшийся предмет исследований — экономическую психологию, и психофизиологии, стали заметнее разрабатываться теоретико-методологические проблемы психологии, проводиться историко-психологические исследования, изучаться психологические аспекты личности;
62 4) в 2000-е гг. продолжились исследования историко-психологических вопросов и активная разработка теоретико-методологических проблем (был достигнут максимум частоты использования терминов по этому направлению именно в этот период), появились исследования новых феноменов в области общей психологии, приобрела высокий уровень востребованности проблематика психологии личности, решались специфические проблемы инженерной, социальной и экономической психологии;
63 5) в 2010-е гг. в области общей психологии сохранились те же направления исследований (процессы восприятия, интеллектуальной деятельности, психические состояния), интенсифицировались исследования проблематики социальной, экономической и инженерной психологии, психологии труда и организационной психологии, обозначились оригинальные разработки в области психологии личности, включая психологию нравственности, которая интенсивно формировалась как научное направление в эти годы.
64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
65 Таким образом, использованные наукометрические показатели тематического и лингвистического анализа показали свою полезность при хронологическом анализе публикаций, выполненных сотрудниками Института психологии РАН за 1972–2021 гг. Были раскрыты новые аспекты публикационной активности Института, в частности, высокая степень близости научной терминологии в изданиях постсоветского периода, что позволяет делать общие выводы о тенденциях в динамике исследований научного учреждения в различных административно-научных и социально-экономических условиях. Проведенный количественный анализ корпусов изданий сотрудников Института психологии РАН за 1972–2021 гг. выполнил несколько функций: историко-психологическую (показал динамику содержания научных изданий Института в различные периоды его функционирования), мемориальную (в год юбилея Института обозначил определенные итоги и вехи в его публикационной и научно-исследовательской деятельности за 50-летний период) и концептуальную (вместе с библиометрическими показателями, изложенными в первой части статьи, позволил представить программу, комплекс показателей и процедур анализа публикационной деятельности научной организации).
66 Полученные результаты продемонстрировали тенденции в развитии тематики научных исследований сотрудников Института психологии, которые могут быть использованы для планирования его дальнейшей работы. Перечень апробированных количественных показателей не является исчерпывающим и может быть дополнен, например, за счет изменения критериев выделения сравниваемых периодов деятельности (по пятилетиям или по годам работы различных директоров) или расширения базы изданий, однако предложенный наукометрический подход к общей оценке публикационной деятельности научной организации может стать прототипом для последующих подобных исследований.

Библиография

1. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Тимченко Г.Н. Проблемы отечественной психологии. Указатель 1410 докторских диссертаций (1935–2019 гг.). М.: Проспект, 2020.

2. Белопольский В.И., Журавлев А.Л., Костригин А.А. История организации и начало деятельности Института психологии АН СССР в документах и воспоминаниях современников // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 5. С. 97–107.

3. Белопольский В.И., Костригин А.А., Журавлев А.Л. Годы, люди, книги: Издательская деятельность Института психологии РАН (1972–2021). Часть I. Научно-организационные и библиометрические аспекты // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 6. С. 5–17.

4. Белопольский В.И., Костригин А.А., Журавлев А.Л. Введение: труды сотрудников Института психологии РАН (взгляд в историю) // Аннотированный указатель трудов сотрудников Института психологии Российской академии наук за 2016–2021 годы. Вып. 3 / Сост. В.И. Белопольский, А.А. Костригин, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2022. С. 6–19.

5. Елисеева И.Н., Олейник Ю.Н. Наукометрический анализ как метод изучения состояния и динамики научного направления (на примере использования категории “индивидуальность” в названиях диссертационных исследований 1992–2018 гг.) // Методология, теория, история психологии личности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Никитина, Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019. С. 218–233.

6. Журавлев A.Л. Основные тенденции развития психологических исследований в Институте психологии РАН // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 6. С. 5–18.

7. Зазыкин В.Г. Институту психологии Академии наук СССР – 10 лет // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 1. С. 3–17.

8. Зуев К.Б. Наукометрический анализ творческого наследия Б.Ф. Ломова // Психологические исследования в интернет-пространстве: поисковые системы, социальные сети, электронные базы / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2020. С. 340–362.

9. Институт психологии АН СССР. К 20-летию создания / Сост. В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М., 1991.

10. К 35-летию Института психологии РАН и 80-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 5.

11. Кольцова В.А., Журавлев А.Л. К 40-летию Института психологии РАН и 85-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 4–6.

12. Кочетова Л.А. Историко-дискурсивные корпусные исследования // Язык и культура в эпоху глобализации: сборник научных статей по материалам Первой всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием / Под ред. И.В. Кононовой. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. С. 23–28.

13. Ломов Б.Ф. Выступление на торжественном собрании, посвященном 15-летию образования Института психологии АН СССР // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 4. С. 16–26.

14. Моргун А.Н., Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Тематические направления отечественной истории психологии как внутренние факторы развития отрасли: наукометрический анализ на материале РИНЦ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6. № 1 (21). С. 219–251.

15. Плунгян В.А. Лингвистика в XXI веке: проблемы, перспективы, точки роста // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9. №. 1. С. 7–12.

16. Шайкевич А.Я. Меры лексического сходства частотных словарей // Труды международной конференции “Корпусная лингвистика — 2015”. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. С. 434–442.

17. Kilgarriff A. Simple maths for keywords // Proceedings of the Corpus Linguistics Conference (CL2009) / M. Mahlberg, V. González-Díaz & C. Smith (eds.). Liverpool, 2009. P. 171.

18. Kilgarriff A. et al. The Sketch Engine as infrastructure for historical corpora // Proceedings of the Conference on Natural Language Processing (KONVENS) / Ed. J. Jancsary. Wien: Eigenverlag ÖGAI, 2012. P. 351–356.

19. Piperski A. Sum of minimum frequencies as a measure of corpus similarity // Proceedings of the Corpus Linguistics International Conference, University of Birmingham, Tuesday 25 – Friday 28 July 2017. Birmingham, 2017. P. 309–314.

20. Rayson P., Potts A. Analysing keyword lists // A Practical Handbook of Corpus Linguistics / Eds. M. Paqout, S.T. Gries. Cham: Springer, 2020. P. 119–139.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести