Влияние формата текста на когнитивную оценку достоверности его содержания
Влияние формата текста на когнитивную оценку достоверности его содержания
Аннотация
Код статьи
S020595920020499-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Блинова Е. Н. 
Должность: Инженер-исследователь лаборатории поведенческой нейродинамики
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
Щербакова О. В.
Должность: Доцент кафедры общей психологии
Аффилиация: Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Адрес: Санкт-Петербург, Набережная адмирала Макарова, д. 6, Россия
Выпуск
Страницы
89-101
Аннотация

Существуют теоретические основания предполагать, что формат современных текстов влияет на оценку их достоверности читателями. Однако имеющиеся работы по этой проблеме не раскрывают психологических оснований данного влияния. Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение процессов когнитивной оценки достоверности информации, представленной в текстах вербального и иконического форматов. Проверялись гипотезы о том, что формат текста влияет на 1) оценку достоверности его содержания и 2) уверенность читателя в такой оценке. Участники исследования (N = 200; 88.5% женщин; 15–56 лет, Ме = 28) 1) знакомились с 20 текстами, описывающими вымышленные факты (10 текстов вербального формата, 10 — иконического); 2) выносили суждения о достоверности каждого из фактов; 3) оценивали собственную уверенность в принятых решениях. Было обнаружено, что читатели значительно чаще оценивают факты, представленные в текстах иконического формата, как недостоверные, однако размер выявленного эффекта был мал. Влияние формата текста на уверенность респондентов в принятых ими решениях также оказалось незначительным, в отличие от влияния такого фактора, как содержание принятого решения. Респонденты значительно увереннее выносили свои суждения, когда считали, что предложенная им информация является вымыслом, а не правдой. Были сделаны выводы о том, что образные компоненты, входящие в состав иконических текстов, накладывают ограничения на процесс формирования читателем ментальной репрезентации, согласующейся с его общими знаниями. Это может приводить к снижению доверия человека к информации и к его большей уверенности в решениях о недостоверности изученных фактов.

Ключевые слова
чтение, когнитивная оценка достоверности, доверие информации, вербальный текст, иконический текст
Источник финансирования
Исследование выполнено при поддержке гранта Правительства Российской Федерации № 14.W03.31.0010.
Классификатор
Дата публикации
23.06.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
242
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1 XXI век по праву принято считать “цифровой эпохой”. Каждый современный человек ежедневно сталкивается с информационным потоком, значительно превышающим возможности когнитивной обработки поступающих сведений. Так, при выполнении любой задачи: от оплаты коммунальных услуг до общения с близкими родственниками — нам приходится вступать во взаимодействие со множеством информационных ресурсов. Особенно острой потребность в использовании медиатехнологий стала в 2020 году, когда большинство людей оказались в условиях вынужденной изоляции. По данным ВЦИОМ [5], в период с февраля по декабрь 2020 г. был отмечен рост числа ежедневных пользователей Интернета до 72%. При этом, как отмечают авторы исследования “Медиапотребление в России – 2020” [7], основной целью пребывания пользователей в Интернете является взаимодействие с информационными текстами: поиск необходимых сведений (98%), посещение порталов государственных услуг и интернет-банков (95%) и проверка новостей в социальных сетях (94%).
2 Информационный контент, с которым приходится сталкиваться современному читателю, характеризуется разнообразием как с точки зрения формата (на смену классическим текстам приходят материалы, включающие гипертекстовые структуры, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты и пр.), так и с точки зрения его достоверности: значительная часть информации имеет сомнительное содержание, в силу чего специалисты подчеркивают, что знания, полученные из мультимедийных источников, должны тщательно проверяться на подлинность [10]. При этом сами читатели не склонны критично относиться к новым формам СМИ. Как показывают результаты опроса Левада-центра1 [6], за последнее десятилетие, наряду с падением авторитета классических СМИ, обратная тенденция наблюдалась в отношении информационных порталов нового образца (интернет-изданий и социальных сетей).
1. Выполняет в России функции иностранного агента.
3 Исследователями активно предпринимаются попытки выделения отдельных факторов, влияющих на доверие читателей к информации, однако зачастую они направлены на изучение проблемы исключительно с социологической точки зрения. В частности, было выявлено, что степень доверия реципиента к медиа может зависеть от его возраста, гендерной принадлежности, уровня образования и доходов [21]. Кроме того, люди в большей степени склонны доверять информации, полученной в СМИ, если ранее у них был опыт личного наблюдения за качественно выполненной журналистской работой [24] или если новость рекомендована знакомым человеком, обладающим достаточным уровнем экспертности по проблеме [38]. Можно заключить, что в повседневной практике люди используют для проверки подлинности поступающей информации имеющийся в доступе интеллектуальный инструментарий. При этом последний редко становится предметом самостоятельного психологического анализа. Целью настоящего исследования стало восполнение этого пробела за счет обращения к крайне актуальному сегодня аспекту обозначенной проблемы: формату текста, с которым взаимодействует читатель. Можно предполагать, что изменения в способах представления информации влекут за собой необходимость формирования у человека соответствующей системы критериев оценки ее достоверности.
4 Особого внимания при этом заслуживает вопрос о специфике взаимодействия человека с текстами иконического формата [1]. Такой материал образован совокупностью вербальных и иллюстративных компонентов, а для его успешного понимания читателю необходимо усвоить смысл всех представленных в тексте знаков и связей между ними. Важной особенностью иконических текстов является соответствие используемых в них типов информационных единиц двум формам репрезентации знания — вербальной и образной, традиционно выделяемым в когнитивной системе человека [4; 27].
5 Наиболее влиятельной теорией, описывающей взаимодействие данных “подсистем”, является теория двойного кодирования, сформулированная А. Пайвио [27]. На ее основе исследователями разрабатываются концептуальные модели, описывающие процесс работы читателей с мультимедийными текстами [25; 31]. Такие модели предполагают, что в процессе чтения у человека формируются ментальные репрезентации двух типов: пропозиционная схема (представленная вербально) и ее образное наполнение. Интеграция этих репрезентаций и приводит к целостному пониманию материала, делая его более полным, чем это возможно при работе читателя с классическим вербальным текстом. На сегодняшний день накоплен большой объем эмпирических сведений, как подтверждающих положительные когнитивные эффекты от включения иллюстраций в текст [для обзора см. 19; 25], так и демонстрирующих их ограничения [14; 28]. Результаты наших предшествующих работ позволили заключить, что при работе со сложным по содержанию материалом иконический формат текста вызывает у читателей затруднения [2], следствием которых становится менее целостное понимание прочитанного [3].
6 Таким образом, можно предположить, что процесс оценки достоверности информации, наряду с другими когнитивными процессами, зависит от формата предъявления текста. Однако ожидаемое направление этого влияния остается неочевидным. Результаты прикладных исследований демонстрируют, что добавление иллюстраций в текст повышает убедительность новостных сообщений [17; 26]. Кроме того, иконические элементы влияют на доверие человека к брендам, представленным в рекламных текстах [35], что способствует принятию положительного решения о приобретении услуги, особенно в тех случаях, когда вербальное наполнение материала оказывается недостаточным или избыточным [39]. При этом существенным недостатком таких работ можно считать их исключительную практико-ориентированную направленность, ограничивающую возможность теоретического осмысления и генерализации сделанных выводов. Как правило, в подобных исследованиях используется материал, обращенный к остросоциальным проблемам или потребительским предпочтениям читателей, что может выводить на первый план влияние фактора индивидуальной заинтересованности респондентов, а не формата текста как такового. Представляется, что для продуктивного изучения механизмов когнитивной оценки достоверности информации необходимо не только выявить эмпирические эффекты, обусловленные внедрением иллюстраций в текст, но и провести их психологическую интерпретацию.
7 Известно, что при работе с иконическими текстами читатели склонны ориентироваться преимущественно на вербальную составляющую материала [23; 30], а обработка включенных в текст изображений и схем выполняется на основании образов представлений, сформированных при работе с его словесными компонентами [18]. Однако в более поздних экспериментальных исследованиях было показано, что первичное (даже кратковременное) предъявление иллюстрации способствует формированию у человека общей ментальной модели описываемого в тексте явления, что облегчает последующее усвоение смысла вербального наполнения текста [15]. Данный феномен был описан авторами с помощью метафоры “строительных лесов” (scaffolding), согласно которой репрезентация, сформированная при восприятии иллюстрации, становится своего рода опорным каркасом для последующего усвоения информации, предъявленной вербально. Критически важным аспектом этой концепции для нас является то, что такой каркас не только способствует формированию более точной репрезентации прочитанного за счет большей детализированности наглядных компонентов текста [36], но и ограничивает возможность возникновения нерелевантных образных структур [11] (такие структуры — проективные по своей природе — часто появляются в процессе когнитивной работы и имеют тенденцию встраиваться в интеллектуальную репрезентацию осмысляемого материала, нередко существенно искажая ее [8; 9]). Эти выводы, сделанные по результатам экспериментов, выполненных на материале понимания читателями научных текстов, находят свое подтверждение и в исследованиях, посвященных изучению процессов чтения художественной литературы. Авторы недавней обзорной статьи, посвященной сравнительному анализу когнитивной работы человека с нарративами, представленными в разных форматах, также указывают на то, что при выполнении задачи воспроизведения истории после изучения словесно предъявленного материала люди в большей степени склонны дополнять исходный нарратив семантически связанной с содержанием текста информацией, извлекаемой из памяти, чем в случае работы с видеоматериалом [20]. Это позволяет предполагать, что при отсутствии заданного извне образного сопровождения обработка словесной информации происходит с большей опорой на персональный опыт человека. В частности, иконический текст может способствовать формированию у читателя более конкретной и однозначной репрезентации смысла прочитанного, основанной на предъявленных ему готовых изображениях. Словесный материал, напротив, требует от человека самостоятельного выстраивания ментальной репрезентации описанных в тексте объектов или явлений, что позволяет произвольно оценивать их значимость и отбирать субъективно наиболее правдоподобные элементы информации для их последующего перевода в формат интрапсихических образных структур. В связи с этим представляется важным рассмотреть роль воображения в процессах оценки подлинности информации.
8 В классических исследованиях по проблеме было показано, что мысленное представление какого-либо события повышает субъективную оценку его вероятности [13], даже если дело касается поведения самого человека [12]. По мнению исследователей, это может быть связано с тем, что для конструирования образной ментальной репрезентации какого-либо факта человеку оказывается необходимо хотя бы на время поверить в его истинность [22]. Результаты нейрокогнитивных исследований, выполненных в парадигме воплощенного познания (embodied cognition), раскрывают физиологические основы данного механизма, демонстрируя, что при восприятии как отдельных слов [29], так и историй [34], описывающих действия, у респондентов отмечается повышение нейрональной активности в тех же структурах головного мозга, что и при реальном выполнении данных действий. Это позволяет заключить, что процесс понимания текста в биологическом смысле представляет собой нейрональную “симуляцию” описываемых в нем событий и требует от читателя непосредственного вживания в представленный вербально нарратив, что может повышать доверие к содержанию последнего.
9 Результаты исследований, направленных на изучение специфики работы читателей с вымышленными историями, расширяют данные представления. Как было показано в работе Дж. Фоя и Р. Геррига, при взаимодействии с художественным материалом у людей формируется согласованная ментальная репрезентация описанного в нем фантастического мира, что обеспечивает относительную когнитивную легкость в обработке информации о невозможных событиях, происходивших с персонажами литературы или кино [16]. Иными словами, читатели выстраивают на мысленном плане некоторый аналог повседневной картины мира, вписывая в него даже те элементы, которые противоречат их базовым знаниям об устройстве реальной окружающей среды. Это позволяет предполагать, что при работе с текстами вербального формата читателю оказывается проще актуализировать описанные механизмы формирования правдоподобной образной репрезентации текста (обращение к общим знаниям и релевантному теме текста персональному опыту; временное принятие идеи истинности информации для перевода ее в формат образного представления; конструирование согласованной ментальной репрезентации, отвечающей контексту истории, даже в случае очевидной неправдоподобности последней и др.), в то время как иллюстрации накладывают ограничения на их функционирование.
10 Кроме того, известно, что сам факт увеличения объема доступных человеку сведений по какой-либо теме повышает его уверенность в суждениях по связанным с ней вопросам: даже в случае, если на самом деле их точность не увеличивается [37]. Можно ожидать, что иллюстрации, дополняя текстовый материал многочисленными частными деталями, также способны повысить уверенность человека в выносимых им решениях о подлинности тех или иных сведений.
11 Обобщая изложенные выше факты, можно заключить, что включение иллюстраций в текст влияет на способ восприятия читателем предложенной ему информации. Иконические элементы способствуют формированию у человека мысленного каркаса для последующей обработки сведений, представленных в вербальном виде, и в то же время ограничивают его возможность самостоятельного конструирования образной репрезентации изложенного в вербальной форме материала. Можно предполагать, что данные действия позволяют читателю сформировать на мысленном плане представление, согласованное с его знаниями о мире, а сам этот процесс способствует повышению доверия реципиента к информации за счет того, что ему оказывается необходимо хотя бы на время принять для себя идею ее истинности. Следовательно, можно ожидать, что вопрос о подлинности содержания текста будет вызывать у человека больше сомнений в случае иконического, а не вербального предъявления материала.
12 Для проверки данного предположения и изучения когнитивных механизмов, обеспечивающих оценку достоверности читателем информации, представленной в текстах разного формата (вербальных и иконических), нами было проведено экспериментальное исследование. Его гипотезы заключались в следующем:
13
  • существуют значимые различия в оценках достоверности информации, представленной в текстах разного формата (вербальных и иконических);
14
  • существуют значимые различия в оценках уверенности читателей относительно их решений о достоверности информации, представленной в текстах разного формата (вербальных и иконических).
15

МЕТОДИКА

16 Участники исследования: 200 добровольцев в возрасте от 15 до 56 лет (Ме = 28 лет; 88.5% женщины). Большая часть респондентов (84.5%) имели на момент участия в исследовании неоконченное или оконченное высшее образование разных ступеней (бакалавриата, специалитета, магистратуры или аспирантуры).
17 Стимульным материалом исследования послужили двадцать кратких текстов (22–71 слово, М = 49 слов), специально сконструированных первым автором настоящей статьи и описывающих вымышленные факты. Каждый текст был представлен в двух версиях: в классическом вербальном формате и в виде иконического текста, включающего в себя словесное описание факта и связанную с ним иллюстрацию. Для того чтобы избежать артефактов, обусловленных особенностями визуального оформления материала, в обоих наборах вымышленные факты были представлены на слайдах одинакового размера, использовался шрифт Courier New, кегль 12. Фон слайдов был выполнен заливкой светло-бежевого цвета (R=199, G=176, B=142) с эффектом шероховатости. Тексты классического вербального формата располагались в центре слайда с выравниванием по ширине, в случае иконического формата на одной половине слайда размещался текст, на другой — иллюстрация (расположение текста и иллюстраций варьировалось: в половине случаев текст был расположен с правой стороны, а иллюстрация с левой, в другой половине случаев — наоборот). Образцы стимульного материала представлены на рисунках 1а и 1б2.
2. С полным набором стимульных текстов можно ознакомиться по ссылке >>>>
18

19

20 Рис. 1. Образец стимульного материала. Слайды с текстом, описывающим вымышленный факт и представленным в (а) иконическом и (б) классическом вербальном форматах.
21 Процедура исследования. Респондент заполнял краткую демографическую анкету, знакомился с инструкцией и переходил к работе со стимульными текстами. Каждому участнику в индивидуальном режиме последовательно предъявлялись 20 фактов, половина из которых была представлена в классическом вербальном формате, а половина — в иконическом. При этом условия предъявления стимулов рандомизировались таким образом, что каждый из фактов был предъявлен одинаковое количество раз в каждом из форматов. В каждой экспериментальной сессии формат предъявляемых стимулов также менялся между пробами. Задачи участника заключались в том, чтобы 1) ознакомиться с предложенным ему фактом; 2) вынести суждение относительно того, является ли данный факт достоверным (путем выбора ответа “Это правда” или “Это вымысел”); 3) оценить собственную уверенность в принятом решении по 10-балльной шкале (где 1 — совсем не уверен, 10 — абсолютно уверен). После выполнения экспериментального задания респондентам дать предоставить обратную связь экспериментатору в свободной форме, а также при желании указать контакты для получения информации о результатах эксперимента после его завершения (образец анкеты для сбора данных доступен по ссылке >>>> Время работы участников не ограничивалось. Данные собирались дистанционно с помощью электронной анкеты, оформленной с использованием онлайн-инструмента Google Forms. Участие в исследовании не предполагало материального вознаграждения.
22 Для статистической обработки данных использовались следующие методы: критерий хи-квадрат Пирсона с поправкой на непрерывность (размер эффекта оценивался с помощью критерия V Крамера), t-критерий Стьюдента для независимых выборок и t-критерий Уэлча в случаях нарушения требования к равенству дисперсий (размер эффекта оценивался с помощью критерия d Коэна). Для коррекции уровня значимости статистических выводов при выполнении множественной проверки гипотез была использована поправка Бенджамини–Холма (α = 0.05). Расчеты выполнялись в программе IBM SPSS Statistics (26.0.0.0).
23

РЕЗУЛЬТАТЫ

24 По результатам применения критерия хи-квадрат было обнаружено значимое различие между оценками достоверности фактов, представленных в текстах вербального и иконического форматов. В частности, участники чаще оценивали факты, предъявленные без иллюстраций, как достоверные, однако размер выявленного эффекта оказался незначительным (χ2 = 12.382, df = 1, p < 0.001, V = 0.056). Распределение ответов участников относительно достоверности информации, представленной в стимульных текстах, отражено на рисунке 2.
25

26 Рис. 2. Распределение суждений участников о достоверности фактов, представленных в текстах вербального и иконического формата.
27 Отдельного внимания при этом заслуживает тот факт, что соотношение ответов “Это правда” и “Это вымысел” значимо не отличалось от равномерного при работе респондентов с текстами вербального формата (χ2 = 0.392, df = 1, p = 0.546). Однако при чтении текстов иконического формата участники значительно чаще высказывали суждения о недостоверности информации (χ2 = 31.752, df = 1, p < 0.001), чем о ее подлинности.
28 Показатели асимметрии (As = -0.357) и эксцесса (Ex = -0.454) оценок уверенности респондентов в принятых ими решениях о достоверности фактов по модулю не превышали единицы, что позволило сделать вывод о незначительных отличиях полученного распределения от нормального (см. табл.). Это обусловило выбор параметрических методов для статистического анализа. Результаты применения сравнительных критериев показали значимые различия между ответами, полученными при работе участников с вербальными (M = 6.589 + 2.125) и иконическими (M = 6.741 + 2.136) текстами, но эффект также был незначителен (t = 2.256, df = 3998, p = 0.024, CI95% = [0.020, 0.284], d = 0.071).
29 Таблица. Описательные статистики показателей уверенности участников в выносимых ими суждениях относительно достоверности предложенных фактов
Переменная Минимум M sd Me Максимум
Уверенность в ответе 1 6.665 2.131 7 10
30 Однако при проведении уточняющих тестов значимые различия обнаружились между оценками уверенности участников в их решениях о недостоверности или подлинности информации. Так, респонденты с большей уверенностью (t = 11.415, df = 3987.2, p < 0.001, CI95% = [0.625, 0.884], d = 0.363) принимали решение о том, что факт является ложью (M = 7.016 + 2.182), нежели правдой (M = 6.261 + 1.997; рис. 3).
31

32 Рис. 3. Распределение оценок уверенности участников в их решениях о достоверности информации в зависимости от типа ответа.
33 Особенно ярко данный эффект проявился при сравнении суждений участников относительно иконических текстов (t = 8.806, df = 1922.9, p < 0.001, CI95% = [0.641; 1.012], d = 0.396), но и для текстов вербального формата тенденция была аналогичной (t = 7.167, df = 1982, p < 0.001, CI95% = [0.489, 0.856], d = 0.320).
34

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

35 Полученное распределение суждений участников о достоверности фактов, представленных в текстах вербального и иконического форматов, позволяет сделать вывод о соответствии разработанной экспериментальной процедуры целям исследования. Так, предложенные участникам факты оказались достаточно спорными для того, чтобы вызвать у них сомнения в подлинности информации. В то же время стимульный материал не был избыточно нереалистичным (что привело бы к единогласным суждениям о том, что изложенная информация является вымыслом).
36 Решения участников о том, являются ли предложенные им сведения правдой или вымыслом, в целом не зависели от формата предъявленного текста. Несмотря на высокий уровень статистической значимости обнаруженных различий, выявленные эффекты оказались крайне невелики. Однако можно предполагать, что данный факт в некоторой степени обусловлен особенностью реализации выбранных процедур анализа (чувствительностью критерия хи-квадрат к объему выборки и существующим риском недооценки размера эффекта при использовании традиционных методов [см. 33]). Кроме того, важно отметить, что только при работе с иконическими текстами было обнаружено значимое отличие распределений ответов “Это правда” и “Это вымысел” от равномерного. Такие паттерны свидетельствуют в пользу сформулированных нами гипотез. В частности, можно предполагать, что информация, продублированная для читателей в разных форматах и представленная как в вербальном, так и в образном виде, вызывала у них более критичное отношение. Вероятно, это обусловлено тем, что наличие в тексте готовых иллюстраций налагает ограничения на процессы самостоятельного выстраивания человеком наиболее правдоподобной для него ментальной репрезентации прочитанного, т.е. выступает своего рода ограничительным механизмом, описанным в предыдущих исследованиях [11]. Отсутствие такого ограничения позволяет человеку построить собственную ментальную репрезентацию содержания текста, согласующуюся с уже существующими у него знаниями по проблеме. Вместе с тем сам процесс такого репрезентирования, как отмечалось ранее [22], требует хотя бы вре́менного принятия идеи о принципиальном существовании какого-либо объекта или явления.
37 Наши результаты расходятся с тенденциями, представленными в более ранних исследованиях, посвященных роли иллюстраций в проявлении доверия людей к СМИ и брендам [17; 26; 35; 39]. Мы предполагаем, что это может быть обусловлено спецификой стимульного материала, использованного в таких работах. В частности, при чтении новостей об остросоциальных проблемах, как и при выборе поставщика каких-либо услуг, читатели имеют личную заинтересованность в информационном контенте определенного содержания (отвечающего их гражданской позиции или потребительскому запросу). Знание о специфике целевой аудитории и позволяет специалистам СМИ дополнять тексты иллюстрациями, конгруэнтными тем репрезентациям, которые с большой долей вероятности будут сконструированы читателем, тем самым упрочивая их. В нашем случае участники работали с текстами нейтрального содержания и не имели определенных намерений в отношении их дальнейшего использования. Поэтому можно предполагать, что выявленные нами закономерности связаны непосредственно с функционированием механизмов обработки информации разного типа. В частности, при работе с текстами вербального формата читатели имели возможность сконструировать на ментальном плане их правдоподобный образный эквивалент, временно приняв для себя идею о подлинности представленной информации, в то время как иконические тексты ограничивали возможность таких действий. Альтернативное объяснение несоответствия полученных нами данных результатам более ранних исследований может быть основано на характеристиках изображений, использованных в стимульных текстах: как отмечает автор недавнего метааналитического исследования [32], убедительность информационного сообщения повышается при его дополнении реалистичными фото-иллюстрациями. В нашей же работе в целях нивелирования влияния сторонних переменных (например, таких как техническая осведомленность читателей) были использованы схематические изображения, отражающие основные детали изложенного в материале факта. Таким образом, специфика использованных нами стимулов, а также малый размер эффектов, выявленных при прямом сравнении оценок текстов разного типа, делают необходимым дальнейшее изучение этого вопроса.
38 Уверенность участников в принимаемых ими решениях не зависела от формата текста. Расхождение с результатами предыдущих исследований, где отмечался рост уверенности респондентов в их решениях при увеличении объема доступной информации [37], можно объяснить тем, что включение иллюстраций в текст приводило скорее не к увеличению объема информации, а к повышению ее качественного разнообразия. Как отмечалось ранее, иллюстрации за счет своей наглядности точнее репрезентируют детали описываемых в тексте объектов и явлений, чем вербальный материал [36], что может приводить к использованию читателем разных стратегий для обработки информации обоих типов. В частности, при работе с вербальным текстом человеку оказывается необходимо самостоятельно сконструировать ментальную репрезентацию его содержания, в то время как иконический текст требует активизации дополнительных когнитивных ресурсов для усвоения семантики образных компонентов, предложенных читателю извне. Так, для конструирования согласованной ментальной репрезентации смысла текста человек постоянно совершает сверку формирующегося у него образного представления с элементами присутствующих в тексте готовых иллюстраций, устраняя при этом возникающие противоречия. Однако, судя по полученным нами данным, описанные различия в процессе когнитивной работы с текстами разного формата не влияют на уверенность читателей в её результатах.
39 При этом важно отметить, что нами были обнаружены различия, связанные с выносимым участником суждением о подлинности предложенных ему фактов. Так, независимо от того, с текстом какого формата работали респонденты, их уверенность в том, что информация является вымыслом, была значительно выше, чем в том, что она является правдой, при принятии соответствующих решений. Особенно ярко данный эффект проявился именно при взаимодействии участников с текстами иконического формата. Можно предполагать, что бо́льшая уверенность в данном случае обусловлена формированием ментальных репрезентаций, вступающих в явный конфликт с существующими у читателя знаниями по проблеме. При переводе вербального текста на мысленный план человек обладает возможностью конструирования его наиболее правдоподобного образного эквивалента. Иллюстрация же может выступать в роли жесткого каркаса [15] для формирования человеком образа представления. В таких условиях элементы, противоречащие общим знаниям читателя, обнаруживают себя в явной форме, и не могут быть сглажены аналогично тому, как это происходит при переводе вербального материала в формат внутренней ментальной репрезентации.
40 Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Первая гипотеза исследования нашла частичное подтверждение, в то время как вторая осталась неподтвержденной. Обнаруженные в исследовании тенденции согласуются с нашими предположениями. Так, читатели более критично относятся к информации, представленной в текстах иконического формата. И, кроме того, более уверенно выносят суждения о недостоверности фактов, чем об их подлинности. Мы предполагаем, что данные эффекты обусловлены спецификой протекания процессов конструирования ментальной репрезентации текста. При работе с текстами иконического формата такая репрезентация не может полностью соответствовать фоновым знаниям реципиента из-за обилия уже присутствующих в тексте образных деталей, противоречащих его собственным образам представления.
41 Важно отметить, что полученные в исследовании результаты имеют ряд ограничений. Так, несмотря на достаточный для реализации выбранных процедур анализа объем выборки (200 человек), в ее состав вошли преимущественно молодые взрослые (медианный возраст — 28 лет), среди которых оказалось значительно больше женщин, чем мужчин. Кроме того, в качестве стимульного материала исследования были использованы относительно нейтральные (не адресованные идеологическим убеждениям или потребительским предпочтениям участников) факты, сопровождающиеся рисуночными изображениями. Последнее обстоятельство хотя и было продиктовано необходимостью исключить потенциальное влияние вмешивающихся переменных, связанных с конкретным содержанием текстов и индивидуальными особенностями участников, могло также снизить заинтересованность респондентов, что, в свою очередь, могло сказаться на итоговых результатах. Таким образом, сделанные нами заключения могут быть подтверждены или скорректированы при проведении дополнительных исследований на более сбалансированных по различным социально-демографическим параметрам выборках с использованием расширенного комплекса стимульных текстов, различающихся как по специфике представленной в них информации, так и по степени точности отражения этой информации в ее иконической репрезентации.
42

ВЫВОДЫ

43
  1. Читатели склонны чаще оценивать информацию, представленную в иконических текстах, как недостоверную (однако размер статистических эффектов невелик);
44
  1. Формат текста не влияет на уверенность читателей в их оценке достоверности материала. Однако существуют различия в уровне уверенности, обнаруживаемые при сравнении положительных и отрицательных суждений участников о подлинности предложенной им информации. Люди принимают решения с большей уверенностью, если считают, что факт является недостоверным. Особенно ярко данный эффект проявляется в случае работы читателей с текстами иконического формата.
45 Мы предполагаем, что обнаруженные тенденции могут объясняться когнитивными процессами перевода знания с вербального языка в формат внутренних ментальных репрезентаций. В частности, в случае работы с вербальными текстами у человека имеется возможность сконструировать согласующуюся с его общими знаниями ментальную репрезентацию прочитанного, в то время как иконический текст налагает на этот процесс ограничения из-за наличия заданного извне образного воплощения словесного материала. В таком случае иллюстрация может усиливать конфликт между содержательным наполнением текста и существующими у читателя знаниями, что приводит к более высоким оценкам уверенности в решениях о недостоверности предложенной информации.

Библиография

1. Блинова Е.Н., Щербакова О.В. Когнитивные механизмы понимания вербальных и иконических текстов // Психологический журнал, 2021. Т. 42. № 1. С. 66–79.

2. Блинова Е.Н., Щербакова О.В. Паттерны интеллектуального поведения, проявляющиеся при работе с вербальными и иконическими текстами // Психология XXI века: актуальные вызовы и достижения. Сборник статей участников международной научной конференции молодых ученых / Под ред. А.В. Шаболтас. СПб.: Скифия-принт, 2020. С. 78–88.

3. Блинова Е.Н., Щербакова О.В. Паттерны когнитивной деятельности, опосредующей понимание вербальных и иконических текстов // Психологические исследования: Вып. 10 / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенковой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2020. С. 66–77.

4. Веккер Л.М. Психические процессы. Том 2. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.

5. Жизнь онлайн: потребление, пользование, развлечения // Аналитический обзор ВЦИОМ, 2020. 16 декабря. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhizn-onlain-potreblenie-polzovanie-razvlechenija (дата обращения 17.02.2021).

6. Исследование “Источники новостей и доверие СМИ” // Левада-центр (выполняет в России функции иностранного агента), 2020. 27 февраля. URL: https://www.levada.ru/2020/02/27/istochniki-novostej-i-doverie-smi (дата обращения 17.02.2021).

7. Медиапотребление в Росcии — 2020 // Исследовательский центр компании “Делойт” в СНГ. Москва, октябрь 2020.

8. Щербакова О.В. Информационно-энергетическая организация некоторых паттернов метакогнитивной регуляции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Педагогика. Социология, 2012. № 3. С. 103–114.

9. Щербакова О.В. Когнитивные механизмы понимания комического. Дисс. …канд. психол. наук. СПб.: 2009.

10. Якушина Е.В. Медиаобразование. Как проверить достоверность информации в Интернете? // Медиа. Информация. Коммуникация, 2013. № 6. С. 6–8.

11. Ainsworth S. DeFT: A conceptual framework for considering learning with multiple representations // Learning and Instruction, 2006. V.16. № 3. P. 183–198.

12. Anderson C.A. Imagination and expectation: The effect of imagining behavioral scripts on personal intentions // Journal of Personality and Social Psychology, 1983. V. 45. № 2. P. 293–305.

13. Carroll J.S. The effect of imagining an event on expectations for the event: An interpretation in terms of the availability heuristic // Journal of Experimental Social Psychology, 1978. V. 14. № 1. P. 88–96.

14. Clark R.E., Feldon D.F. Ten Common but Questionable Principles of Multimedia Learning // The Cambridge Handbook of Multimedia Learning, 2nd ed. / Eds. R.E. Mayer. NY: Cambridge University Press, 2014. P. 151–173.

15. Eitel A., Scheiter K., Schüler A. How Inspecting a Picture Affects Processing of Text in Multimedia Learning // Applied Cognitive Psychology, 2013. V. 27. № 4. P. 451–461.

16. Foy J., Gerrig R. Flying to neverland: how readers tacitly judge norms during comprehension // Memory and Cognition, 2014. V. 42. № 8. P. 1250–1259.

17. Hameleers M., Powell T.E., Van Der Meer T.G.L.A., Bos L. A picture paints a thousand lies? The effects and mechanisms of multimodal disinformation and rebuttals disseminated via social media // Political Communication, 2020. V. 37. № 2. P. 281–301.

18. Hegarty M., Just M.A. Constructing mental models of machines from text and diagrams // Journal of Memory and Language, 1993. V. 32. № 6. P. 717–742.

19. Hegarty M. Multimedia Learning and the Development of Mental Models // The Cambridge Handbook of Multimedia Learning, 2nd ed. / Eds. R.E. Mayer. NY: Cambridge University Press, 2014. P. 673–702.

20. Jajdelska E., Anderson M., Butler C., Fabb N., Finnigan E., Garwood I., Kelly S., Kirk W., Kukkonen K., Mullally S., Schwan S. Picture This: A Review of Research Relating to Narrative Processing by Moving Image Versus Language // Frontiers in Psychology, 2019. V. 10. 1161.

21. Kalogeropoulos A., Suiter J., Udris L., Eisenegger M. News media trust and news consumption: factors related to trust in news in 35 countries // International Journal of Communication, 2019. V. 13. P. 3672–3693.

22. Koehler D.J. Explanation, imagination, and confidence in judgment // Psychological bulletin, 1991. V. 110. № 3. P. 499–519.

23. Lee W.-K., Wu Ch.-J. Eye Movements in Integrating Geometric Text and Figure: Scanpaths and Given-New Effects // International Journal of Science and Mathematics Education, 2018. V. 16. № 4. P. 699–714.

24. Livio O., Cohen J. ‘Fool me once, shame on you’: Direct personal experience and media trust // Journalism, 2018. V. 19. № 5. P. 684–698.

25. Mayer R.E. Cognitive Theory of Multimedia Learning // The Cambridge Handbook of Multimedia Learning, 2nd ed. / Ed. R.E. Mayer. NY: Cambridge University Press, 2014. P. 43-71.

26. Messaris P., Abraham L. The role of images in framing news stories // Framing public life: Perspectives on Media and Our Understanding of the Social World / Eds. S.D. Reese, O.H. Gandy, A.E. Grant. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2001. P. 215–226.

27. Paivio A. Mental Representations: A Dual Coding Approach. Oxford University Press, 1990.

28. Petrova Т., Riekhakaynen Е. Processing of Verbal and Non-verbal Patterns: An Eye-Tracking Study of Russian // Third international congress on information and communication technology. ICICT 2018. London: Springer, 2019. Р. 269–275.

29. Pulvermüller F., Härle M., Hummel F. Walking or Talking?: Behavioral and Neurophysiological Correlates of Action Verb Processing // Brain and Language, 2001. V. 78. № 2. P. 143–168.

30. Rayner K., Rotello C.M., Stewart A.J., Keir J., Duffy S.A. Integrating text and pictorial information: eye movements when looking at print advertisements // Journal of Experimental Psychology, 2001. V. 7. № 3. Р. 219–226.

31. Schnotz W. Integrated model of text and picture comprehension // The Cambridge Handbook of Multimedia Learning, 2nd ed. / Ed. R.E. Mayer. NY: Cambridge University Press, 2014. P. 72–103.

32. Seo K. Meta-Analysis on Visual Persuasion – Does Adding Images to Texts Influence Persuasion? // Athens Journal of Mass Media and Communications, 2020. V. 6. № 3. P. 177–190.

33. Sharpe D. Chi-Square Test is Statistically Significant: Now What? // Practical Assessment, Research and Evaluation, 2015. V. 20. 8.

34. Speer N.K., Reynolds J.R., Swallow K.M., Zacks J.M. Reading Stories Activates Neural Representations of Visual and Motor Experiences // Psychological Science, 2009. V. 20. № 8. P. 989–999.

35. Steinbrück U., Schaumburg H., Duda S., Krüger T. A picture says more than a thousand words: photographs as trust builders in e-commerce websites // CHI '02 Extended Abstracts on Human Factors in Computing Systems. Association for Computing Machinery. NY, USA, 2002. P. 748–749.

36. Stenning K., Oberlander J. A cognitive theory of graphical and linguistic reasoning: Logic and implementation // Cognitive Science, 1995. V. 19. № 1. P. 97–140.

37. Tsai C., Klayman J., Hastie R. Effects of amount of information on judgment accuracy and confidence // Organizational Behavior and Human Decision Processes, 2008. V. 107. № 2. P. 97–105.

38. Turcotte J., York C., Irving J., Scholl R.M., Pingree R.J. News recommendations from social media opinion leaders: Effects on media trust and information seeking // Journal of Computer-Mediated Communication, 2015. V. 20. № 5. P. 520–535.

39. Zinko R., Stolk P., Furner Z., Almond B. A picture is worth a thousand words: how images influence information quality and information load in online reviews // Electronic Markets, 2020. V. 30. № 4. P. 775–789.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести