E. S. Kuzmin as a historian and methodologist of social psychology (to the 100-th anniversary of his birth)
Table of contents
Share
QR
Metrics
E. S. Kuzmin as a historian and methodologist of social psychology (to the 100-th anniversary of his birth)
Annotation
PII
S020595920017079-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
A. Zhuravlev 
Occupation: Professor, Scientific Adviser of Institute of Psychology RAS
Affiliation: Institute of Psychology RAS
Address: Moscow, Yaroslavskaya str., 13, building 1
L. Pochebut
Occupation: professor, social psychology chair, SPbSU
Affiliation: Sankt-Petersburg State University
Address: Russian Federation
VERA CHIKER
Occupation: Associate Professor of the Department of Social Psychology
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, Moscow
Pages
89-99
Abstract

The historical, theoretical and methodological views of E.S. Kuzmin on the history of the formation of Russian social psychology from the middle of the 17th century.until the 70s of the XX century. Deep and comprehensive knowledge of E.S. Kuzmin of the history of philosophy and psychology contributed to the creation of a theoretical and methodological basis for social psychology. The scientist carried out purposeful work to integrate social psychology into the world of psychological science, streamline and synthesize the accumulated knowledge. It is shown how E.S. Kuzmin convincingly argues that human consciousness is formed not just in the process of work, but a system of interactions and relationships between people is necessary. The history of social psychology, which E.S. Kuzmin divided into three periods: 1) the accumulation of socio-psychological knowledge within the framework of philosophy and general psychology; 2) descriptive period; 3) experimental period. E.S. Kuzmin insisted that the formation of social psychology as an independent science begins in our country simultaneously with the same process in Germany and the United States. He considered the process of communication between people to be the subject of social psychology. The methodological foundations of social and psychological science were determined, and a monograph was published describing the methods of social psychology. The results of research of social psychologists, which were introduced into the practical work of domestic industrial enterprises, are highlighted.

Keywords
history of Russian social psychology, theory and methodological foundations, communication, subject and methods of social psychology, implementation of research results into practice
Date of publication
08.11.2021
Number of purchasers
0
Views
19
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 11 октября 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения Евгения Сергеевича Кузьмина – выдающегося отечественного психолога, одного из основателей социальной психологии в нашей стране, открывшего на философском факультете ЛГУ в 1962 г. первую в стране лабораторию, а в 1968 г. – кафедру социальной психологии на факультете психологии того же университета.
2 История отечественной психологии наполнена интересными событиями, связанными с развитием новых отраслей науки, разработкой теории и методологии, появлением новых ярких талантливых ученых. Среди них особое значение имеет воссоздание и развитие в середине ХХ столетия социальной психологии – важнейшей отрасли психологической науки. Неоценимый вклад в изучение истории психологии и разработку теории и методологии социальной психологии внес Евгений Сергеевич Кузьмин. Он по праву считается одним из основоположников социальной психологии в нашей стране.
3 В послевоенное время отечественная психология развивалась особенно интенсивно. Во многом благодаря работам С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других получил развитие деятельностный подход к анализу психики и сознания, сформулированы основные методологические принципы психологии.
4 В этот же период сотрудники Ленинградского госуниверситета под научным руководством Б.Г. Ананьева начинают разработку комплексной теории человекознания и поиск решения одной из основных проблем психологии – психофизической. А именно: выявление механизма перехода физических стимулов в психические образы. В центре внимания находились фундаментальные вопросы происхождения психики и зарождения сознания человека. Психологи университета детально изучали различные виды ощущений, прежде всего, базовый вид – осязание. Проводились интересные эксперименты на животных (работы Г.З. Рогинского и Н.А. Тих с осязанием обезьян при выключенном зрении, а также исследование Л.М. Веккером осязания предметов правой и левой рукой). В дальнейшем эти эксперименты позволили Б.Г.Ананьеву выстроить стройную теорию ощущений.
5 В это непростое время (1950-е годы) ученые обращаются к проблемам социальной психологии, наиболее интенсивно развивавшейся на Западе. Актуализовалась насущная потребность становления социальной психологии и в нашей стране [15]. Стала нужна глубокая теоретическая и методологическая интерпретация результатов исследований западных психологов с позиций научных подходов и принципов отечественной психологии. Необходимы были не только знакомство с западными идеями и теориями в области социальной психологии, но и интеграция отечественной психологии в мировую психологическую науку, упорядочивание и синтез накопленных знаний и эмпирических данных. В работу над созданием теоретических и методологических основ социальной психологии активно включился Евгений Сергеевич Кузьмин, ученик и соратник Б.Г. Ананьева.
6 Е.С. Кузьмин родился 11 октября 1921 г. в селе Вёдрово Лужского района под Петроградом. С юных лет он интересовался проблемами философии и психологии. Путь в науку был труден. Молодому человеку из сельской местности было не просто поступить в университет, поэтому в конце 1930-х годов Евгений Сергеевич поступил в военное училище. В должности командира роты разведки он встретил начало Великой Отечественной войны, неоднократно проводил разведку в тылу врага, собирал данные о расположении противника, брал в плен немецких офицеров. В августе 1941 года Евгений Сергеевич был тяжело ранен, лишился ступни ноги и был демобилизован (подробнее см. [5]).
7 После войны он осуществил свою мечту – получить гуманитарное образование – и поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета. В процессе обучения Евгений Сергеевич глубоко заинтересовался проблемами психологии. В дальнейшем, учась в аспирантуре, он под руководством Б.Г. Ананьева начал работать над кандидатской диссертацией, посвятив ее изучению вопросов происхождения сознания. В 1952 г., успешно защитив диссертацию, он приступил к работе преподавателя, блестяще читая курс “История психологии” на философском, а затем и на психологическом факультетах ЛГУ. В 1962г. Е.С. Кузьмин организовал лабораторию социальной психологии при кафедре психологии философского факультета, которая затем была переведена в Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований (НИИКСИ), открытый в 1965 г. В дальнейшем эта лаборатория включилась в исследовательскую работу кафедры социальной психологии, созданной в 1968 году на факультете психологии ЛГУ Е.С. Кузьминым при поддержке Б.Г. Ананьева. В этом же году Евгений Сергеевич защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук по теме: “Основы социальной психологии”. Создание научно-исследовательской и учебной базы позволило начать подготовку квалифицированных специалистов в этой области психологии.
8 Детально проанализировав идеи основателей марксизма о роли труда в происхождении сознания, Е.С. Кузьмин приходит к выводу, что только при совместной трудовой деятельности люди обретают сознание. Он выдвигает идею формирования сознания людей в процессе их деятельности, взаимодействия и взаимоотношений. Взаимные действия и отношения складываются только на основе общения людей [21]. Евгений Сергеевич дополняет и научно обосновывает основной принцип отечественной психологии: сознание формируется в процессе совместной деятельности и общения людей друг с другом. Этот принцип становится основополагающим в социальной психологии и позволяет сформулировать ее предмет. Ранее были детально проанализированы теоретические идеи и методологические подходы, разработанные Е.С. Кузьминым [5, 15, 16]. Цель данной статьи – представить Евгения Сергеевича Кузьмина, в качестве выдающегося историка и методолога социальной психологии, сумевшего глубоко и всесторонне проанализировать историю психологии и на этой основе выстроить систему теории и методологии социальной психологии.
9

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

10 История социальной психологии, считал Евгений Сергеевич Кузьмин, тесно связана с историей психологии в целом и, через нее, с историей философии [23, с. 6]. Основным социально-психологическим вопросом, по его мнению, является следующий: какова социальная природа человека?
11 Изучая сложный духовный мир человека, психология как самостоятельная наука сложилась позднее других наук, только в середине XIX века. Социальная психология оформилась как самостоятельная отрасль психологической науки еще позднее, по его мнению, только к 20-ым годам ХХ века. Историю социальной психологии Е.С. Кузьмин разделял на три периода.
12 Первый период, длящийся с античности и до середины XIX века, характеризуется накоплением социально-психологических знаний в рамках философии и общей психологии. При этом социально-психологические знания можно вычленить только ретроспективно, опираясь на высказывания философов по поводу психики, души или общества в целом. Философы античности не выделяли социально-психологические знания в отдельную отрасль науки. Однако они, по мнению Е.С. Кузьмина, ставили важные с точки зрения социальной психологии вопросы. Например, Гераклит впервые в науке предложил классификацию людей, разделяя их на два типа: первые руководствуются разумом, логосом, могут управлять своими потребностями; вторые подчиняются своим прихотям и потребностям и меньше отличаются от животных. Позднее предпринимались попытки психологическими особенностями людей объяснить классовое деление общества на господ и рабов. Платон, предлагая свою типологию, делил людей на основе преобладания у них различных частей души. Так, у философов преобладает ум, у воинов – мужество, у ремесленников – вожделения. Он разрабатывал также социально-этническую классификацию, отмечая, что у греков развита разумная душа, у северных народов – мужественная душа, а у южных народов доминируют вожделения.
13 Великий философ античности Аристотель считал человека общественным животным. Он предложил понятие “личность” (персона), считая ее общественной по своей природе. Такое понимание личности и по настоящее время составляет сердцевину социально-психологического подхода к анализу психики человека. Аристотель считал, что люди объединяются в группы инстинктивно, что способствует появлению положительных социальных чувств и связей, развитию коллективного способа жизни, межличностному общению.
14 Софисты, стоики описывали средства общения. Они обратили внимание на то, что не только речь позволяет людям общаться, важную роль также выполняет подражание друг другу. Е.С. Кузьмин сделал вывод: “проблема общения, которая является центральной для современной социальной психологии, была уже намечена в древности, а затем разрабатывалась в философии нового времени” [23, с. 8].
15 Типологию людей в зависимости от их нравственных качеств предложил Теофраст. Он выделял такие качества, как лицемерие, льстивость, пустословие и пр. Подобная типология позволяла людям ориентироваться в других.
16 Позднее, в XVIII–ХIХ веках философы (Л. Фейербах, русские революционные демократы) выдвинули “важнейшие социально-психологические проблемы: значимость в жизни общества непосредственных человеческих эмоциональных отношений между людьми; положение о том, что человек не столько продукт наследственности, сколько результат воспитания, влияния социальной среды” [там же]. Русские революционные демократы придавали огромное значение деятельности самого человека в изменении обстоятельств своей жизни. Е.С. Кузьмин подчеркивал, что изучение философских работ этого периода является делом первостепенной важности.
17 Второй период характеризуется появлением описательной социальной психологии на основе философии, социологии и общей психологии. Описание психологии толпы во Франции и особенностей этнической психологии в Германии способствовало активизации интереса к проблемам социальной психологии. В 1885 г. Э. Дюркгейм впервые предложил термин “социальная психология”. “Это наука, которая призвана изучать общие идеи и чувства, передающиеся от поколения к поколению и обеспечивающие одновременно единство и преемственность коллективной жизни” [4, с. 190].
18 В этот период развития социальной психологии появляются эмпирические исследования. В историко-философском плане опорой для трудов ученых этого периода служат работы Л.Фейербаха, О. Конта, проявлявших активный интерес к отношениям человека к миру. “В то же время такой представитель общей психологии, как В.М. Вундт, заходил в тупик, не находя экспериментальных подходов к изучению высших психических процессов и состояний”, отмечал Е.С. Кузьмин [23, с. 9]. Выход В.М. Вундт нашел в том, что предложил дополнить общую психологию психологией народов. Только таким образом, по его мнению, образуется целостная психология. Ученые обращались к изучению социально-психологических явлений – народного духа, толпы, подражания, внушения, заражения, исторических типов мышления и сознания (Г. Ле Бон, Г. Тард, С. Сигеле и др.); собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, языковой материал, но не могли еще подвергнуть его экспериментальной проверке.
19 В целях дальнейшего развития психологии, по мнению Кузьмина, В. Дильтей и Э. Шпрангер разработали “понимающую психологию” в противовес экспериментальной. Понимающая психология направлена на изучение человеческого духа, сознания, высших психических функций во взаимосвязи с историей культуры, науки и искусства. Согласно их взглядам, самым ценным в психологии является изучение того, как создавались культура и искусство, формировался духовный мир человека, система ценностей конкретного народа [там же, с. 10–11].
20 Третий период ознаменовался применением экспериментального метода в социальной психологии [7, с. 10]. В представлении Кузьмина, он начался около 20-х годов ХХ столетия и продолжается до сих пор. Таким образом, оформление социальной психологии в самостоятельную отрасль связано с применением эксперимента, использованием качественного анализа явлений в дополнение к количественному и установлением особых социально-психологических закономерностей.
21 В период, когда об истории писал Кузьмин, доминировало мнение, что социальная психология – это наука, созданная преимущественно американскими учеными [23, с. 13]. Однако это было далеко не так, поскольку огромный вклад в развитие социальной психологии внесли европейские и российские ученые [28]. Кузьмин подробно проанализировал достижения американских и европейских социальных психологов, что позволило ему выстроить авторскую систему социально-психологической науки.
22 Первые экспериментальные работы были проделаны В. Меде, Ф. Олпортом по изучению поведения людей в изоляции и в группе. Это позволило им обнаружить эффект социальной фасилитации. В дальнейшем аналогичные эксперименты были проведены в России под руководством В.М. Бехтерева.
23 Очень подробно Кузьмин изучал работы психологов, придерживавшихся бихевиорального направления, рассматривая возможности применения их выводов в области социальной психологии. Им детально проанализировано влияние на развитие отечественной социально-психологической отрасли таких направлений, как фрейдизм и неофрейдизм, теория поля и групповой динамики К. Левина, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, социометрия Дж. Морено, транзактная психология Э. Кентрила. Все эти теории представляют не мозаичную, как может показаться на первый взгляд, а глубокую и объемную систему факторов, объясняющих социальное поведение человека.
24 Особое внимание Кузьмин уделял истории становления социальной психологии в дореволюционной России и в СССР в 1920–1925 гг. Рассмотрев философские идеи В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, он обнаружил в них социально-психологические подходы к пониманию духовности человека, влияния социальной среды на обучение и воспитание молодого поколения. В работах Н.К. Михайловского, В.М. Бехтерева, А. Копельмана представлены размышления о массовидных психических явлениях. Е.С. Кузьмин настаивал на том, что становление социальной психологии как самостоятельной отрасли начинается в нашей стране одновременно с такими же процессами в Германии и США. Отечественная социальная психология двигалась в едином потоке научного развития, не замедляя своего темпа и не отклоняясь в сторону. Огромную роль сыграли теоретические и экспериментальные работы В.М. Бехтерева, проведенные им в различного рода социальных группах эксперименты подтвердили сходство психологических реакций европейцев и русских. Написанный В.М. Бехтеревым труд “Коллективная рефлексология” (1921) стал в дальнейшем основой развития социальной психологии.
25 Большое значение Кузьмин придавал разработке проблем социальной психологии в области педагогики. В трудах Б.В. Беляева дается классификация социально-психологических объединений (коллектив, масса, группа, толпа). А.С. Залужный свое внимание сосредоточил на исследовании детских коллективов, разработал методику их изучения. В.Е. Смирнов в 1920–1925 гг. изучал интересы, мотивы, идеалы подростков, работавших на предприятиях страны. Внедрение социально-психологических идей и накопленных к тому времени знаний характерно для практической работы А.С. Макаренко с трудными подростками, В.А. Сухомлинского по созданию детских коллективов.
26 Зоопсихология, по мнению Кузьмина, также внесла свой вклад в развитие социально-психологической науки. Известный зоопсихолог В.А. Вагнер пытался построить оригинальную систему коллективной психологии на основе учета филогенетического развития.
27 Ученые, занимавшиеся общей психологией, в начале ХХ века также активно включились в построение социальной психологии. Г.И. Челпанов предлагал дополнить индивидуальную экспериментальную психологию социальной. А.П. Нечаев проводил эксперименты по изучению особенностей интеллектуального, эмоционально-волевого развития учащихся, обнаружил зависимость между психическими качествами человека и его полом, возрастом и образованием.
28 Методологические идеи высказывал В.А. Артемов. Он считал, что экспериментальная индивидуальная психология и психология коллектива являются социальными по сути, что не следует разделять психологию индивида и коллектива, поскольку коллектив не есть сумма индивидов, а представляет собой новое качество. Кузьмин подчеркивал позицию Артёмова: индивидуальная психология насквозь социальна.
29 Особую роль в развитии социальной психологии сыграли философы. Например, философ и юрист М.А. Рейснер опубликовал книгу “Проблемы социальной психологии” (1925), в которой он подчеркивал значение культуры, социальной среды, символики в формировании психики и регуляции поведения людей. Он предложил классификацию форм социально-культурной среды: мистико-символическая (религия), формально-эстетическая (искусство), рациональная (наука).
30 По мнению философа Л.Н. Войтоловского, предмет коллективной психологии составляют общие настроения, энтузиазм и воля масс, стремление к борьбе. Психологические явления возникают и развиваются в действиях толпы, которая, в его представлении, является основным объектом социальной психологии.
31 Кузьмин считал, что противоположного мнения придерживался философ Н.Ф. Курманов: коллективная психология должна изучать переживания, настроения, поведение и психологию индивидов с точки зрения классового подхода [23, с. 34–38].
32 В 20-е годы ХХ столетия, делает вывод Кузьмин, социальная психология в теоретическом и методологическом отношении характеризовалась значительной пестротой, она только начинала оформляться в самостоятельную отрасль психологии со своим предметным полем и методами исследования. В 1930-е годы социальная психология была тесно связана с научной разработкой проблем общей, педагогической, военной, спортивной психологии и психологии труда. В 1940-е годы социальная психология развивалась, опираясь на идеи Б.Г. Ананьева, Н.Д. Левитова, В.Н. Мясищева, А.С. Прангишвили. Е.С. Кузьмин подчеркивал, что в 1950–60-е годы со всей остротой встал вопрос о выделении социальной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки. Рамки общей психологии стали тесными для социальной психологии, поэтому накопленные факты и закономерности было необходимо переосмыслить и создать собственную теоретическую и методологическую систему социальной психологии. В начале 1960-х годов в эту работу активно включились выдающиеся философы, социологи и психологи: А.Г. Ковалев, В.Н. Колбановский, Н.С. Мансуров, Г.В. Осипов, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, В.П. Рожин, В.П. Тугаринов, Е.В. Шорохова, В.А. Ядов. Проводились специальные совещания, симпозиумы, конференции (подробнее см. [15]). Кузьмин активно участвовал во всех значимых мероприятиях, что позволило ему проанализировать взгляды других ученых, продумать собственный подход и сформулировать предмет и структуру социальной психологии.
33

ОБЩЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

34 Дискуссии о предмете социальной психологии продолжались в советской психологии около 20 лет, в частности, на Международном психологическом конгрессе в 1966 г. в Москве, различных совещаниях, конференциях и т.д.. Поиски предмета социальной психологии реально были долгими и мучительными. Разные специалисты – философы, социологи, психологии – высказывали свое понимание предмета. Одни сужали предмет социальной психологии до изучения разного рода групп, другие, напротив, расширяли его до изучения всей системы отношений человека с окружающим социальным миром [5]. Евгений Сергеевич не сразу определился с предметом своей науки. Только в середине 1960-х годов, написав рукопись монографии “Основы социальной психологии”, он принял окончательное решение и предложил свое определение ее предмета. “Основой и источником всех социально-психологических явлений, – писал он, – оказывается процесс общения между людьми” [11, с. 12]. Природу и специфику социально-психологических явлений, по его мнению, необходимо изучать в универсальном, общем виде. Однако существуют особые формы общения, например, преемственность между поколениями, непосредственное общение людей. Социальная психология должна устанавливать объективные закономерности общения, которые складываются, независимо от сознания отдельных взаимодействующих людей [6, с. 30]. Различные формы общения зависят от многих факторов микро- и макроусловий среды, непосредственности или опосредованности взаимовлияний людей. Тем не менее, центральной “осью” социально-психологических явлений оказываются микроусловия и непосредственные влияния. Только через свой личный опыт общения человек приобретает социально-психологические черты личности. Поэтому крайне важны контакты в микросреде – семье, школе, с друзьями, коллегами на производстве [3; 11, с. 13; 24].
35 Непосредственное общение крайне важно для социализации индивида, поскольку через микросреду, в процессе непосредственного общения каждый человек познает и общается со всем миром. Макросреда оказывает на него опосредованное влияние с помощью науки, идеологии и культуры. Микро- и макросреды взаимодействуют на грани перехода от психологии индивида к обществу и от общества к индивиду. Этой гранью являются группа, коллектив, в которых протекает жизнь каждого человека. При взаимодействии с микро- и макросредой человек осваивает опыт и получает знания предшествующих поколений. Социализация индивида проходит в непосредственном круге общения. Микросреда представляет из себя призму, сквозь которую в сознание человека проникают знания, идеи, ценности макросреды. Социально-психологическая наука нацелена на выявление механизмов отражения и усвоения всех возможных влияний макросреды через непосредственное общение в микросреде [11, с. 14]. В результате общения складываются социально-психологические особенности людей, их возрастные и половые различия. Социальная психология изучает такие социально-психологические качества, как: социальные установки, ценности, мотивы, групповые нормы, правила и мнения, которые появляются в результате непосредственного общения, сквозь призму которого на человека воздействует вся система общественных отношений. Кузьмин отмечал, что “если в перечисленных социально-психологических явлениях видеть только отражение общественной системы и ее различных сторон, то мы стоим на почве конкретной социологии. Если в них раскрывается сам механизм и содержание группового сознания и личностных установок как следствие разнообразных систем непосредственного общения, то мы остаемся на почве социальной психологии” [11, с. 26]. В социальной психологии происходит синтез (конфликты или гармония) микро- и макросреды, выявляются межличностные особенности общения.
36 Массовидные процессы (поведение толпы, влияние средств массовой информации), классовые и национальные особенности также являются социально-психологическими, поскольку только преломившись через микросреду, через особенности общения людей, они могут воздействовать на психику человека [11, с. 22].
37

ВКЛАД Е.С. КУЗЬМИНА В МЕТОДОЛОГИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

38 Основания для разработки методологии исследований, обобщения и классификации методов социальной психологии в период ее возрождения в нашей стране в 60-ые годы прошлого века были найдены Е.С. Кузьминым на стыке смежных наук –психологии и социологии [11, с. 28]. Методологическое и методическое оснащение исследований в сфере социальной психологии сложилось, исходя из истории ее возникновения, связанной с выделением своей отдельной предметной области [8, 10]. При этом исходными размышлениями в понимании границ социально-психологических исследований можно считать сформулированные Е.С. Кузьминым базовые определения предмета и объекта социальной психологии, описывающие неоспоримую специфику явлений, изучаемых этой отраслью психологической науки. Предметное поле определяется, прежде всего, психологическими характеристиками объектов изучения, прежде всего человека, включенного в различные социальные общности. Это положение является важнейшим для научного гуманистического познания. Именно эта специфика – вхождение человека в различные социальные группы и обусловленность этой включенности процессом общения между людьми – породила особую группу методов, первоначально присущих только социальной психологии, а затем вошедших в качестве необходимых в общее достояние психологических методов, обеспечивающих комплексное и системное изучение психологии человека [9]. К таким методам можно отнести групповую оценку личности, социометрию, различного рода рейтинги, коммуникативные тренинги, шкалы измерения социально-психологических установок, различные модификации полярных шкал, методы комплексной оценки персонала и многие другие. В последнее время эти методы активно используются не только в социальной психологии, но и в социологии, журналистике, психологии управления (менеджменте), организационной психологии, политической психологии, социальной психологии личности, возрастной, педагогической психологии и других, как теоретических, так и прикладных разделах психологии. Таким образом, отечественная социальная психология выросла в мощное направление, включающее в себя самые разные междисциплинарные теоретические и методические связи.
39 В связи с определением методологических оснований социально-психологической науки, своевременно вспомнить слова Г.М. Андреевой о том, что науку только тогда можно считать таковой, когда она начинает рефлексировать по поводу собственных методов. В основании такой рефлексии лежит необходимость разработки общей стратегии исследований и единой системы принимаемых методов – внутринаучной методологической рефлексии [2, с. 53]. Первые шаги в этом направлении в период возрождения социальной психологии в СССР были сделаны именно представителями ленинградской школы социальной психологии Кузьминым и В.Е. Семеновым, под редакцией которых в 1977 году вышло первое обоснованное полноценное издание, посвященное методологическим проблемам социальной психологии, классификации и описанию ее основных методов [14]. В книге традиционно для социальных наук представлена общая и частная методология, и методология как совокупность конкретных методических приемов (соответственно, методологический, теоретический и эмпирический уровни исследования). На основании этого подхода была дана уникальная для того периода развития социальной психологии в нашей стране классификация методов социальной психологии, во многом отражающая прикладной характер большинства проведенных на тот период времени в нашей стране конкретных социально-психологических исследований.
40 Взгляды Кузьмина на методы социальной психологии прошли существенную трансформацию с момента написания им первой монографии по социальной психологии [11] до работы, обобщающей десятилетние исследования отечественной социальной психологии на кафедре социальной психологии ЛГУ – “Методы социальной психологии” [14]. В понимании Кузьмина, социальная психология, продуцируя теоретические концепты, тем не менее, в первую очередь вносит неоценимый вклад в развитие прикладных направлений психологической науки, максимально ориентируясь на практику. Результаты такого направления исследований, проводимых сотрудниками кафедры на конкретных предприятиях г. Ленинграда (объединении “Светлана”, “Позитрон”, предприятии космического комплекса и многих др.), легли в основу коллективной монографии под редакцией Кузьмина и В.Е. Семенова, ставшей известной в социальной психологии классификацией ее методов [14]. В книге впервые была представлена классификация социально-психологических методов, существенно отличавшаяся от общепсихологических. В ней были систематизированы методы эмпирического исследования такие, как наблюдение, изучение документов, опрос (интервью, анкетирование), специализированные социально-психологические методы (социометрия, экспертные оценки или групповая оценка личности и т.д.), тесты, эксперимент; методы моделирования и управленческо-воспитательные методы [там же, с. 8]. Выделение последней категории методов – управленческо-воспитательных – предвосхитило бурное развитие целого спектра методов практической психологии: тренингов, деловых игр, групповых дискуссий, анализа отдельных случаев, фокус-групп и других, владение которыми в последние десятилетия определяет качественную подготовку и квалификацию практических психологов. Применение таких методов выводит социальную психологию на уровень практического решения психологических и организационных проблем. Предложенная классификация оказалась очень продуктивной и могла быть применена в различных сферах психологических исследований, особенно в прикладной психологии. Через двадцать с лишним лет, основываясь на огромной практике социально-психологических исследований, проведенных сотрудниками кафедры социальной психологии, классификация была переработана и дополнена, исходя из комплексного и системного видения сбора, анализа и интерпретации получаемых данных. Теперь классификация представляет собой основу методического обучения студентов-психологов по специализации “Социальная и политическая психология” на факультете психологии СПбГУ [26, с. 7; 27, с. 23]. Вполне вероятно, что предстоят еще и дополнительные усилия в этом направлении, поскольку время идет вперед, продуцируя новые технологии и подходы к изучению социально-психологических явлений. Тем не менее, основополагающие идеи, высказанные Кузьминым, касающиеся обоснования методологии и методов исследований, остаются актуальными.
41 В коллективной монографии [14] обсуждаются также важные основополагающие принципы использования методов: системность, комплексность, применение математических методов и технических средств сопровождения исследований, т.е. того, без чего проведение современного научного исследования просто немыслимо. В основе принципов системности и комплексности лежит важное базовое положение социальной психологии, сформулированное Евгением Сергеевичем – единство микро- и макроусловий в формировании социальной сущности человека. Ярким воплощением системного и комплексного принципов проведения конкретных социально-психологических исследований явилось создание первой в нашей стране методики оценки и аттестации инженеров, разработке которой Кузьмин активно содействовал. В рамках этой методики были адаптированы и разработаны новейшие объективные и проективные тесты, впервые в нашей стране создана и апробирована методика экспертной оценки кадров по типу 360о, практически опробована процедура ассессмент-центра [12]. Идеи в этой области стали настоящим прорывом в прикладной психологии, которые до сих пор, к большому сожалению, еще не оценены должным образом.
42 Теоретические и практические подходы в социальной психологии того времени были объединены в работах Кузьмина в единое целое, а особый вклад Ленинградской/Петербургской школы психологии в развитие методологических оснований эмпирического и экспериментального исследования в области социальной психологии заключается в определении их предметно-объектного поля и создании первой рабочей классификации методов [14]. Высшим достижением размышлений Евгения Сергеевича в области методологии можно считать то, что им была обоснована гуманитарная социально-психологическая концепция видения человека как главного объекта психологической науки, включенного в различные социальные общности.
43 Результаты социально-психологических исследований последовательно внедрялись в практику работы промышленных предприятий и органов государственного управления. Под руководством и научной редакцией Кузьмина было издано большое количество научных и научно-популярных книг, в которых в доступной форме рассказывалось о возможностях и практической пользе достижений и разработок социальной психологии [1, 13, 18−20, 22, 25 и др.].
44

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Е.С. КУЗЬМИНА ПО ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

45 Много времени и сил Евгений Сергеевич Кузьмин уделял подготовке молодой смены в области научной и педагогической работы. Его девизом было: “Я сделаю все, чтобы обеспечить будущее науки, чтобы молодые кадры могли развиваться и двигаться вперед!”. Под его руководством защитили диссертации на соискание ученой степени доктора наук: А.Л. Свенцицкий, И.П. Волков, В.В. Бойко, В.Е. Семёнов, Ю.Н. Емельянов, В.А. Якунин, Э.С. Чугунова, В.Н. Куницына. В дальнейшем эта традиция на кафедре социальной психологии была поддержана: докторами наук стали Ю.П. Платонов, Н.В. Гришина, В.И. Кабрин, С.П. Безносов, Т.В. Бендас, И.Н. Гурвич, Л.Г. Почебут, Г.Л. Бардиер, Л.А. Цветкова. Известность в России и за рубежом получили кандидаты наук Н.Ю. Хрящёва, В.А. Чикер, А.Н. Капустина, В.П. Захаров, Ю.Т. Тимофеев, Ю.П. Степкин, В.А. Самойлова, Л.А. Ясюкова, Т.Г. Яничева и многие другие. Все они активно работают в различных областях социальной психологии, развивая актуальные научные направления, разрабатывая новые подходы и методы. Традиция исследования социально-психологических явлений на промышленных предприятиях и в организациях была на кафедре продолжена, активно и плодотворно развивается организационная социальная психология [17]. Получили развитие и новые направления – этническая и кросс-культурная психология, психология здоровья, психология семьи, разработаны новые программы тренингов.
46 Евгений Сергеевич был великолепным рассказчиком, увлекая студентов своими всесторонними знаниями и глубоким интересом к проблемам социальной психологии. Перед сотрудниками он формулировал перспективы на будущее, чётко ставил задачи, строго требовал их выполнения. Всегда был на стороне своих сотрудников и учеников, защищая, поддерживая и отстаивая их позицию на Ученых Советах, помогая профессиональным и дружеским участием. Евгений Сергеевич был надежной цитаделью, за стенами которой каждый чувствовал себя уверенно, имел возможность совершенствоваться как учёный и личность.
47 Студенты, аспиранты и сотрудники уважали и любили Евгения Сергеевича за мудрость, принципиальную строгость, сочетавшиеся с демократизмом, жизнелюбием и великолепным чувством юмора. Он был выдающимся харизматичным лидером, в любой обстановке оказываясь в центре внимания, притягивая к себе людей силой своей личности, богатством знаний, добротой и надежностью. Он был разносторонним человеком, любящим природу, искусство, остроумным собеседником, отличным автомобилистом. Он был источником всевозможных былей и легенд, известным человеком в самых широких, не только научных, кругах России.
48 Евгений Сергеевич Кузьмин зажег искру научного поиска в большой плеяде российских психологов. Вот уже 28 лет его нет с нами, но память о нем на факультете психологии СПбГУ жива. Студенты, проходя по коридорам факультета, могут видеть его портрет на специально вывешенном стенде, прочитать его биографию, оценить достижения и вклад в развитие социальной психологии.

References

1. Avtoritet discipliny: Opyt, mnenija, praktika psihologov. Ed. E.S. Kuz'min. L.: Lenizdat, 1985. (In Russian)

2. Andreeva G.M. Social'naja psihologija. Moscow: MGU, 1980. (In Russian)

3. Golubeva N.V., Kuz'min E.S. Opyt izuchenija proizvodstvennyh kollektivov. Sociologija v SSSR. V 2-h tt. V. 2. Moscow: Mysl', 1966. P. 144−149. (In Russian)

4. Djurkgejm Je. Sociologija. Ee predmet, metod, prednaznachenie. Moscow: Kanon, 1995. (In Russian)

5. Zhuravlev A.L., Pochebut L.G. Razvitie social'noj psihologii v trudah E.S. Kuz'mina (k 95-letiju so dnja rozhdenija). Psikhologicheskii zhurnal. 2017. V. 38. № 3. P. 81–91. (In Russian)

6. Kollektiv. Lichnost'. Obshhenie (Slovar' social'no-psihologicheskih ponjatij). Eds.: E.S. Kuz'min, V.E. Semjonov. L.: Lenizdat, 1987. (In Russian)

7. Kuz'min E.S. Aktual'nye problemy social'noj psihologii. L.: Izd-vo LGU, 1987. (In Russian)

8. Kuz'min E.S. K voprosu o social'noj psihologii. Problemy obshhej i industrial'noj psihologii. L.: Izd-vo LGU, 1963. P. 141−147. (In Russian)

9. Kuz'min E.S. Metody social'noj psihologii. Tezisy dokladov na II s#ezde Obshhestva psihologov SSSR.Vyp. 5. Moscow, 1963. P. 20. (In Russian)

10. Kuz'min E.S. O predmete social'noj psihologii. Voprosy psihologii. 1963. № 1. P. 142–145. (In Russian)

11. Kuz'min E.S. Osnovy social'noj psihologii. L.: Izd-vo LGU, 1967. (In Russian)

12. Kuz'min E.S., Viktorov N.A., Chugunova Je.S. Metody individual'noj i gruppovoj ocenki lichnosti inzhenera v avtomatizirovannyh sistemah upravlenija razrabatyvajushhih predprijatij (ASURP). Metodologija i metody social'noj psihologii. Moscow: Nauka, 1977. P. 157−172. (In Russian)

13. Kuz'min E.S., Volkov I.P., Emel'janov Ju.N. Rukovoditel' i kollektiv. L.: Izd-vo LGU, 1974. (In Russian)

14. Metody social'noj psihologii. Eds. E.S. Kuz'min, V.E. Semjonov. L.: Izd-vo LGU, 1977. (In Russian)

15. Pochebut L.G., Zhuravlev A.L. Stanovlenie otechestvennoj social'noj psihologii v nachale 1960 godov. Istoricheskaja preemstvennost' v otechestvennoj psihologii. Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.V. Haritonova, E.N. Holondovich. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2019. P. 315−322. (In Russian)

16. Pochebut L.G., Semenov V.E. Evgenij Sergeevich Kuz'min – patriarh otechestvennoj social'noj psihologii (k 90–letiju so dnja rozhdenija). Psikhologicheskii zhurnal. 2011. V. 32. № 5. P. 116–119. (In Russian)

17. Pochebut L.G., Chiker V.A. Organizacionnaja social'naja psihologija. Moscow: Prospekt, 2020. (In Russian)

18. Promyshlennaja social'naja psihologija. Eds. E.S. Kuz'min, A.L. Svencickij. L.: Izd-vo LGU, 1982. (In Russian)

19. Psihologija – proizvodstvu i vospitaniju. Ed. E.S. Kuz'min. L.: Izd-vo LGU, 1977. (In Russian)

20. Psihologija v upravlenii. Pod nauchn. red. E.S. Kuz'min. L.: Lenizdat, 1983. (In Russian)

21. Psihologija lichnosti i malyh grupp. Ed. E.S. Kuz'min. L.: Izd-vo LGU, 1977. (In Russian)

22. Social'naja psihologija i social'noe planirovanie. Eds. E.S. Kuz'min i A.A. Bodaljova. L.: Izd-vo LGU, 1973. (In Russian)

23. Social'naja psihologija: istorija, teorija, jempiricheskie issledovanija. Eds. E.S. Kuz'min, V.E. Semjonov. L.: Izd-vo LGU, 1979. (In Russian)

24. Social'no-psihologicheskie problemy proizvodstvennogo kollektiva. Eds. E.V. Shorohova, E.S. Kuz'min, O.I. Zotova, V.E. Semjonov. Moscow: Nauka, 1983. (In Russian)

25. Trud. Kontakty. Jemocii. Ed. E.S. Kuz'min. L.: Lenizdat, 1986. (In Russian)

26. Chiker V.A. Metodologija i metody social'no-psihologicheskih issledovanij. St. Petersburg: Izd-vo SPbGU, 2010. (In Russian)

27. Chiker V.A. Dizajn issledovanija i metody social'noj psihologii. Social'naja psihologija: tradicii i sovremennost'. St. Petersburg: Skifija-print, 2020. P. 21−32. (In Russian)

28. Shihirev P.N. Sovremennaja social'naja psihologija. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 1999. (In Russian)

Comments

No posts found

Write a review
Translate