Проблемы психологии деятельности и ее субъекта в творчестве Е. А. Климова (к 90-летию со дня рождения)
Проблемы психологии деятельности и ее субъекта в творчестве Е. А. Климова (к 90-летию со дня рождения)
Аннотация
Код статьи
S020595920014250-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Носкова О. Г. 
Должность: Профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии
Аффилиация: ФГБОУВО Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет психологии
Адрес: москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9
Выпуск
Страницы
106-114
Аннотация

Статья посвящена творчеству Е.А. Климова (1930–2014) в связи с 90-летием со дня его рождения. Рассматриваются положения психологической концепции Е.А. Климова, разработанной им для психологического изучения профессиональной деятельности и ее субъекта в контексте проблем психологии труда и психологии развития взрослых. Показаны предпосылки трансформации ключевых понятий теории деятельности, обусловленные своеобразным предметным и функциональным содержанием деятельности человека, разной степенью культурно-исторической регламентации условий и средств деятельности человека, оказывающейся объектом изучения и рационализации прикладных психологов. Сделан вывод о том, что концепция Е.А. Климова дополняет и отчасти корректирует положения общепсихологической теории деятельности, представленной в трудах А.Н. Леонтьева.

Ключевые слова
психология деятельности, субъект деятельности, трудовая деятельность, человек как субъект труда, предмет деятельности, трудовой пост и его компоненты, психологическая классификация профессий, история психологии
Классификатор
Получено
25.03.2021
Дата публикации
04.04.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
206
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
1 11 июня 2020 г. исполнилось 90 лет со дня рождения Евгения Александровича Климова, доктора психологических наук, профессора, академика РАО, декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (1986–2000), заведующего кафедрой психологии труда и инженерной психологии (1983–2002), заведующего лабораторией психологии профессий и конфликтов (1992–2014), президента Российского Психологического Общества (1994–2002). Евгений Александрович Климов известен психологической общественности не только как успешный и авторитетный организатор науки, учитель, но, в первую очередь, как ученый — пионер психологического изучения индивидуального стиля деятельности, лидер в области теории и практики психологии профориентации и консультирования молодежи по выбору профессий, автор психологической классификации профессий в целях профориентации, автор “Дифференциально-диагностического опросника” (ДДО), направленного на выявление склонностей старшеклассника к разным видам занятий. Климов внес весомый вклад в развитие отечественной психологии труда, дифференциальной психологии и психофизиологии, общей и педагогической психологии, психологии развития и акмеологии, психологии спорта. Ключевые идеи Е.А.Климова по решению Ученого Совета факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова планируется опубликовать в виде трехтомника избранных трудов в издательстве Московского университета.
2 В целом психологическое наследие Евгения Александровича Климова было ранее предметом историко-психологического анализа [21 и др.], однако в настоящей статье хотелось бы более основательно рассмотреть — климовскую концепцию психологии деятельности и ее субъекта, выстроенную в качестве теории, обеспечивающей научно-практические работы в области психологии труда, педагогической психологии и акмеологии. Климовская концепция рассматривается в сопоставлении с общепсихологической теорией деятельности, представленной в трудах А.Н. Леонтьева. При этом мы стремились реализовать важное для Е.А. Климова положение; в частности, выступая на общемосковском теоретическом семинаре в 1993 г., посвященном проблеме марксистской традиции в психологии, он говорил:“… отстранимся от научно-блочного, корпоративного, квазимафиозного сознания (мы — марксисты, выготскисты, гальперинцы, рубинштейновцы и т.п.) и настроимся на предметно-теоретический подход к анализу дела”[10, с. 11].
3 НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЙ
4 После защиты докторской диссертации в 1969 г. Е.А. Климов был приглашен во ВНИИ профтехобразования г. Ленинграда, где он возглавил работу отдела психологии труда, выполнявшего государственный заказ — разработку научного обоснования профориентации школьников на массовые рабочие профессии, а также создание технологий индивидуального психологического консультирования старшеклассников в их профессиональном самоопределении. Эта тематика по необходимости предполагала использование психологических концепций и методов изучения отдельных профессий и их типологий в соотношении с психологическими характеристиками оптантов (лиц, выбирающих профессию). Были изучены аналоги работ, выполненных по сходной тематике в первой половине ХХ века в русле профессиональной гигиены и индустриальной психотехники (С.М. Богословский, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн, А.А. Толчинский, Н.К. Гусев и др.) [4–6]. Были изучены и использованы публикации классиков советской психологии, заложивших основы общепсихологической теории деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.) [1–3, 17–19, 22, 24, 25]. Полезным оказался и опыт, накопленный представителями отечественной инженерной психологии и психофизиологии труда в 1960-е годы (речь идет о психофизиологическом анализе конкретных видов труда на основе теории информации, алгоритмического и логико-вероятностного подходов) [7]. Выяснилось, однако, что ни отечественная, ни зарубежная психология не обладали развитым понятийным аппаратом для анализа и классификации огромного множества видов профессионального труда в их соотнесении с качествами субъекта труда. Собранный материал, тем не менее, выступил в функции исходного фундамента оригинальной научной концепции психологии трудовой деятельности и ее субъекта, разработанной Е.А. Климовым.
5 Для преодоления информационного кризиса в психологическом профессиоведении, состоявшего в огромном разнообразии мира профессий (более 10 тысяч наименований), под руководством Е.А. Климова была разработана единая программа изучения и экспертной оценки конкретных профессий, включавшая около 100 признаков [4]. Получение достаточно большого множества сведений о конкретных профессиях, собранных по единой программе, предположительно должно было составить информационную базу данных, в которой можно осуществлять поиск конкретных видов профессий (или профессиональных групп) по разным частным критериям (или их совокупности).
6 Методология использования опросников типа “Опросного листа” Отто Липманна в психологическом изучении профессий имела недостатки, состоящие в том, что опиралась на принцип непосредственности, согласно которому психика доступна преимущественно анализу ее носителем, то есть на основе метода самонаблюдения, интроспекции.
7 Преодоление принципа непосредственности в психологическом изучении профессий и их классификации в 1920–1930-е годы в русле индустриальной психотехники предполагалось возможным на основе предположения о существовании закономерной связи внешней деятельности профессионала (доступной объективному наблюдению) и ее внутренних форм, не доступных исследователю. Методическая задача состояла в установлении закономерных связей между предметным содержанием и объективными компонентами внешней трудовой деятельности и соответствующими им ментальными формами внутрисубъектной активности (психическими функциями и процессами). Существование таких связей предполагал К. Маркс, когда писал о том, что промышленность и разнообразие видов труда —это открытая книга сущностных человеческих сил, и психология не станет подлинной наукой, не обратившись к изучению этих связей. Эти идеи в 1930-е годы звучали в работах Б.Г. Ананьева, С.Г. Геллерштейна, Н.К. Гусева. С.Л. Рубинштейна [1, 2, 5,24, 25]. В начале 1970-х годов именно эти идеи были развиты в трудах Е.А. Климова и его коллег [4 и др.].
8 В этой связи интересна дискуссия в отечественной психологии 1970-начала 1980-х гг. по поводу включения внешней предметной деятельности (в частности, трудовой) в круг исследуемых в психологии объектов. С.Л. Рубинштейн считал, что изучение внешней деятельности допустимо в психологии [25], но ее подлинным предметом исследования должны быть все-таки психические процессы (формы внутренней деятельности) [24]. А.Н. Леонтьев в начале 1970-х годов, хотя и подчеркивал, что внешняя предметная деятельность, по необходимости, должна изучаться психологами, но постольку, поскольку ее центральная задача – изучение психики, внешняя предметная деятельность —лишь контекст, форма активности, строение которой может помочь понять строение внутрипсихических форм деятельности [19]. Б.Ф. Ломов, участвуя в дискуссии о предмете психологической науки, отметил в статье 1981 г., что не всё во внешней профессиональной деятельности должно стать предметом психологического изучения, но преимущественно те ее аспекты, компоненты, проявления, которые важны для изучения человека как субъекта этой деятельности [20]. Как нам представляется, позиция Е.А. Климова в 1970-е годы была содержательно близка именно этим взглядам Б.Ф. Ломова.
9 Климов несколько трансформирует само определение деятельности и ее частной формы —трудовой деятельности. Его не устраивало определение деятельности только как процесса последовательного выполнения действий для достижения намеченных именно личностью целей, ведущих к обладанию предметом потребности, к реализации мотива. Климову важно было подчеркнуть ошибочность изучения деятельности, компонентов, форм деятельности в отрыве от ее субъекта, то есть конкретного человека, осуществляющего деятельность. Он дает такое определение деятельности: деятельность, по Е.А. Климову, — это форма произвольной и послепроизвольной активности человека, в которой имеют место три признака:
10 1. “Это процесс действий (их совокупность, последовательность, осуществляемых человеком). 
11 2. Сознательно направлен в целом на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое преобразование ее.
12 3. Имеет значение для существования и развития человека и (или) общества” [12, c. 197].
13 Таким образом, Климов не использует термин “деятельность» для описания форм активности животных, поведенческих актов, выполняемых человеком на подкорковом уровне, неосознанно, для описания процессов активности, поведения непонятно каких субъектов, и, наконец, для описания процессов, реализуемых машинами, автоматами, компьютерами.
14 Предмет деятельности по А.Н. Леонтьеву определяется содержанием предмета ее актуальной потребности, трансформации потребностей и мотивов объясняют трансформации целей, действий, деятельности, операций, отображаются в переживаниях, содержании сознания и поведении конкретной личности. Такого рода психологический анализ деятельности предусматривает исследование процессов целеполагания, как преимущественно детерминированных субъективно порождаемыми целями, мотивами-целями и пр.[17–19], но при этом остаются в стороне социально заданные цели, особенности их принятия субъектом, обусловленные задачей по достижению таких целей.
15 Изначально теория деятельности А.Н. Леонтьева базировалась на анализе трудовой деятельности, как имеющей ведущее значение в филогенезе и онтогенезе, согласно марксистской философии. Однако понятийный аппарат этой теории оказался на деле ориентированным в большей степени на описание учебной деятельности ребенка, либо на рассмотрение жизнедеятельности личности взрослого человека в самом общем виде. Установленные общепсихологические закономерности оказались достаточными для описания трудовых процессов, свойственных ранним стадиям филогенеза человека (охота на мамонта), полезными для анализа начальных этапов онтогенеза, а также процессов восстановления нарушенных психических функций после ранений рук в годы Великой Отечественной войны. Но для обеспечения научно-практических работ психологов труда потребовались существенные дополнения, а именно по части разработки терминов и понятий для описания и анализа активности человека-субъекта труда, обусловленной социально, культурно-исторически заданными целями, средствами и способами их достижения работником. Психологам труда требовалось разработать такой концептуальный аппарат, который был бы применим для любой разновидности труда, а для этого нужно было определить границы общих (повторяющихся) и изменчивых характеристик, то есть нужны были термины и понятия, с помощью которых можно было бы описывать и анализировать все многообразие профессий как многопризнаковых объектов. И эта грандиозная по масштабу работа была выполнена Е.А. Климовым (и его единомышленниками) в течение последних 40-лет его жизни.
16 Разработка информационно-поисковой системы “Профессиография” (1972) [4] потребовала использования некоторой единой программы описания конкретной профессии, такого описания, чтобы в нем было выделено своеобразие психической активности профессионала. Но как выявлять эту активность? Была взята на вооружение гипотеза о существовании связи содержания, структуры и механизмов функционирования и трансформации внешней предметной деятельности и внутренней психической деятельности, как разных сторон единого процесса, носителем которого является работающий человек (субъект труда). Для достоверности сведений и заключений о психологическом своеобразии разных видов труда было взято за основу суждение об объективных компонентах труда, и, вслед за классиками марксизма, были выделены: предмет (начальное состояние объекта труда) и продукт труда, орудия труда, условия труда, трудовые функции (целенаправленные действия), нормативные характеристики трудового процесса (последовательности и способы выполнения трудовых функций), права и обязанности субъекта труда, производственные социальные отношения, формы организации труда. Все эти компоненты рассматривались как составляющие трудового поста (позиции, должности), который может быть вакантным, либо занятым конкретным работником. Были выделены объективные признаки для суждения о наличии каждого из компонентов трудового поста, и о его характеристиках. Эта информация непсихологическая, но она должна быть отображена в сознании работника достаточно полно и точно, для того, чтобы он мог стать эффективным субъектом труда, так как эти знания и чувственные представления выступают в роли психических регуляторов трудовой активности. Если А.Н. Леонтьев понимает “предмет деятельности как ее действенный мотив” [19, с. 104], Е.А. Климов иначе определяет понятие “предмет деятельности”, а именно он пишет: “Предмет, предметная область труда — система свойств и взаимоотношений, объектов, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на определенном трудовом посту” [9, c.72]. Другими словами, сведения о признаках объекта труда на всех этапах его преобразования в продукт труда, сведения о требуемых культурно-исторически заданных характеристиках процесса и результатов труда, о специальных знаниях, которыми должен владеть работник для адекватного управления своим профессиональным поведением, составляют, по Климову, в своей совокупности поле предметного содержания трудовой деятельности, содержание опыта субъекта труда, содержание его сознания (потенциального и актуального).
17 Далее сведения о выполняемых внешних предметных действиях в составе профессиональных задач работника рассматриваются как основа для суждений о внутренних психических действиях, без осуществления которых не может быть достигнут заданный результат труда. Климов выстраивает программу анализа профессиональных задач как основу для их психологической интерпретации, для реконструкции, или моделирования внутрисубъектных, не доступных объективному наблюдателю действий (перцептивных, мнемических, контроля и самоконтроля, логических, имажинитивных, коммуникативных, организационных, сенсомоторных и смешанных по своему составу) [12, 14]. В результате психологи получили концептуальный аппарат для психологического изучения конкретных форм профессиональной деятельности, который позволяет преодолеть классический функционализм и рассматривать психические процессы как акты целенаправленной психической активности, психических действий, ориентированных в первую очередь на достижение социально заданных целей, а на последующих этапах исследования - целей, поставленных субъектом труда.
18 Если А.Н. Леонтьев говорит о структуре деятельности, имея в виду ее компоненты (целенаправленные действия и операции — способы выполнения действий) [19, c. 104], то Е.А. Климов ограничивается выделением совокупности действий, ориентированных на социально заданные цели и на цели, поставленные субъектом. Для Климова важно выделять уровни активности, присущие не столько деятельности, сколько ее субъекту, носителю активности. В структуре субъекта труда Климов выделяет 4 уровня: уровень деяний, регулируемый личностью, иерархией ее целей; уровень действий (ориентированных на достижение разных целей и требующих актуализации разных психических процессов); уровень макроэлементов действия (установок — “ускорить темп”, “усилить нажим” и пр.) и уровень микроэлементов действия (мало поддающийся сознательному контролю) [9, c. 172–173].
19 Для психических действий характерны специфические цели: воспринять, опознать, запомнить, воспроизвести, забыть, проконтролировать, классифицировать, сопоставить, переместить с поворотом образы в воображаемом пространстве, выполнить движение, спланировать, осуществить самоконтроль своего поведения, состояния, скорректировать свои эмоции, установить контакт, прекратить общение, организовать свое поведение или поведение других людей и т.д.
20 Климов избегает употребления термина “операция”. Как нам представляется, причиной этого могло быть нежелание использовать уже занятый термин, ибо в области менеджмента, в организации и нормировании труда термин “операция” использовался задолго до его введения в психологический оборот А.Н. Леонтьевым. Значение слова “операция” в области организации труда и производства указывает на совокупность трудовых функций (действий), последовательно выполняемых работником на конкретном рабочем месте при использовании определенного оборудования. Таким образом, операция (производственная) обозначает часть производственного процесса, более емкую, включающую целенаправленные действия работника как свои компоненты. Трансформации уровня сознательного контроля при выполнении одного и того же акта трудовой деятельности (действия, по Климову) оказываются связанными с изменением соотношения сознания и подкорки в регуляции рассматриваемого акта, с разными проявлениями автоматизации (или деавтоматизации) навыков, а также с изменениями субъективной значимости цели данного акта и мотивов деятельности.
21 В характеристике процессов, которые должны выполняться на конкретных трудовых постах предприятия на этапе проектирования работ, когда трудовые посты вакантны, а также во всех других случаях обсуждения, анализа производственных процессов, ориентированных на некие модели работающего человека, Климов рекомендует использовать термин “эргатическая функция”. Формы эргатических функций, выполняемых человеком, обозначаются как трудовые функции, как фрагменты труда, трудовой деятельности. Для интеграции сведений о труде, полученных на основе материалов относительно разных исторических этапов человеческой цивилизации, а также для ориентации в современном мире профессий и тенденциях его будущих изменений, Климов разработал перечень основных эргатических функций (функции духовного производства, функции производства упорядоченности социальных процессов, функции производства полезных действий обслуживания и самообслуживания, функции материального производства) [8, c.36–38].
22 Понятийный аппарат психологической теории деятельности, который Климов разрабатывал для применения в научно-практических исследованиях в области психологии труда, педагогической психологии и акмеологии, должен был быть удобным познавательным средством для всех типовых практических задач, которыми занимаются прикладные психологи, а не только для объяснения трансформаций сознания, форм активности и результатов действий человека (личности), рассматриваемого в отрыве от конкретной социальной ситуации его жизнедеятельности, в частности, трудовой деятельности, и выхваченной из соответствующих социальных отношений; при этом совокупность понятий, описывающих формы активности личности и содержание её переживаний, предмета контроля сознания — исследователям удается фиксировать лишь с позиции потребностей, мотивов и смыслов этой личности. Поэтому для обозначения научным термином наблюдаемой поведенческой активности человека (деятельность, действие, операция) психолог должен (по А.Н. Леонтьеву) сначала узнать, какова субъективная значимость наблюдаемой активности для личности, каков его мотив и стоящая за ним актуальная потребность.
23 Направленность ученого на рассмотрение трудовой (в том числе, профессиональной) деятельности человека, как ее субъекта, предполагала решение задач по совершенствованию формирования человека как субъекта труда и оптимизации его функционирования как субъекта труда. Эти задачи Климов рассматривал с позиции системной методологии, как частные задачи управления процессами воздействия (субъектом воздействия при этом являлись как сам деятель, так и психолог, сопровождающий его деятельность). По общим законам кибернетики успешное достижение поставленной цели возможно лишь в случае корректного описания начальной ситуации, конечного ожидаемого, требуемого обществом результата, описания имеющихся средств и условий воздействия, а также природы рассматриваемого явления, механизмов его функционирования и развития. Е.А. Климов более 20 лет читал курс лекций по психологии труда в Московском университете (1980–2002) и именно в этот период он систематизировал ранее накопленный профессиоведческий материал. В его учебниках и учебных пособиях 1980–1990-х гг. внимательный читатель найдет материал его авторской психологической концепции трудовой деятельности и человека как субъекта труда [8, 9, 11, 12– 15].
24 А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНКРЕТНОЙ ТРУДОВОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА:
25 — предложено новое определение деятельности, как особой формы активности человека [14, c. 166–169; 12, c. 196–200];
26 — представлены сущностные признаки трудовой деятельности (труда) в отличие от других видов деятельности человека (игры, учения, общения, спорта):1) результат труда – социально ценный продукт; 2) обязательный, нормативный способ труда; 3) использование орудий труда (вещеподобных, процессуальных, функциональных); 4) включенность работающего человека в межлюдские производственные отношения [13, c. 61–67]1; деятельность, в которой отсутствует хотя бы один признак из указанных четырех, — не может быть, по Климову, отнесена к идеалу труда в его психологическом понимании;
1. Следует отметить, что Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев ограничивались двумя сущностными признаками труда — третьим и четвертым) [17, с. 102]. — О.Г.Н.
27 — дано новое определение предмета деятельности (предметного содержания деятельности) [8, c.42–44; 9, c. 72–73];
28 — разработана технология психологической интерпретации объективных компонентов внешней профессиональной деятельности, профессиональных задач, для реконструкции внутренней психической деятельности в форме внутрисубъектных действий, реализуемых с помощью психических процессов, технология анализа функционального содержания профессиональной деятельности [14, c.119–129; 12, c.151–195];
29 — намечена программа изучения и описания трудового поста, его компонентов в производственной организации (разновидности продуктов труда; виды орудий труда; формы организации труда; виды профессионального общения; виды производственной среды; разновидности внутрисубъектных, психических действий) [8, c. 39–44; 9, c. 64–86].
30 Б. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В ЦЕЛЯХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ):
31

—100-признаковая эмпирическая классификация профессий для психологов-профконсультантов [4];

32 — 16-признаковая классификация профессий для старшеклассников [11];
33 — 53-признаковая классификация профессий [23];
34 — группировка разновидностей результатов (или продуктов) труда [14, c.170–174];
35 — перечень и группировка основных эргатических функций, охватывающая весь мир профессий в его прошлом, настоящем и будущем) [8, с. 35–38;9, с.57–63].
36 В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА
37 — Климов предложил понятие “психологические признаки труда” [13,15]; разработал образец идеального субъекта труда, как человека, у которого в его опыте, содержании знаний и умений, в актуальном содержании сознания полно и точно представлены все четыре сущностных признака труда в их конкретном воплощении применительно к выполняемой человеком трудовой деятельности. При этом идеальный субъект труда владеет специальными знаниями о продуктах своего труда, нормах и правилах, используемых орудиях и технологиях, правилах взаимоотношений с людьми в труде, в конкретной производственной организации. У идеального субъекта, кроме этого, как правило складывается позитивное отношение к труду в целом, к людям —потребителям его продукта, ко всем компонентам трудовой деятельности;
38 — Климов разработал методику дифференцированной оценки структуры труда (ДОСТ), суть которой сводится к программе экспертной оценки психологом степени сформированности у конкретного человека каждого из 4-х психологических признаков структуры труда (точнее было бы сказать структуры компонентов сознания субъекта труда) [13]2;
2. Методика ДОСТ оказалась полезной в разработке индивидуальных программ повышения квалификации преподавателей иностранных языков в вузе (канд. дис. М.Ю. Котриковой) [16]. — О.Г.Н.
39 — доказана возможность воспитания аналогов психологических признаков труда в сознании дошкольников [27], а также в воспитании подростков как будущих субъектов творческого труда [26];
40 — разработана обобщенная схема (модель) основных групп образных регуляторов профессионального поведения, содержательное наполнение которой возможно на основе использования профессиоведческой информации, а также исследования особенностей самосознания человека как субъекта труда и содержания его субъект-субъектных и субъект-объектных отношений [8,9];
41

— представлена модель типичных стадий цикла профессионализации субъекта труда [8,9];

42

— выделены нежелательные варианты профессионального развития личности в онтогенезе, их причины, пути профилактики [8, 9];

43 — эмпирически доказана гипотеза о своеобразии образа мира у представителей разнотипных профессий (исследование, построенное на основе контент-анализа ориентационных текстов описания профессий, относящихся к разным типам по предметному содержанию труда — социономическому, технономическому, артономическому, сигнономическому, биономическому) [11].
44 В завершении статьи можно сделать следующие выводы:
45 1. Концептуальный аппарат выстраивается исследователем с ориентацией на область применения теории; теория, претендующая на фундаментальность, должна объяснять не только происхождение и развитие изучаемой реальности, но и актуальное существование и функционирование во всех ее типичных формах. Если теория ограничивается частными формами изучаемой реальности, ее статус не может рассматриваться как универсальный и достаточный для всех других ее форм.
46 2. Деятельность предпочтительно рассматривать не в качестве самодовлеющего образования, но как форму активности ее субъекта (человека), регулируемую сознанием.
47 3. Установление законов порождения, изменения, развития и трансформации деятельности человека, обусловленных содержанием побуждающих его потребностей и мотивов, является универсальной общепсихологической концепцией, применимой в первую очередь там, где процессы целеобразования детерминированы главным образом динамикой смыслов, субъектными факторами, которые образуют “точку отсчета в системе координат” при построении объяснительных моделей психической реальности. В практике это, например, психологическое консультирование личности в связи с семейными проблемами, личностными кризисами, изучение личностно-мотивационных особенностей учащихся в их влиянии на эффективность учебного процесса и др.
48 4. В психологическом исследовании профессиональной деятельности и ее субъекта на начальных этапах анализа на первый план выступают не субъективно порожденные, но внешне, социально заданные цели действий, профессиональные задачи. Их успешное выполнение при одновременном обеспечении точности и надежности производственных процессов, в которые встраивается человек, а также содействие профессиональному здоровью и долголетию работающих лиц — выдвигает в центр изучения анализ предметного и функционального содержания активности субъекта труда, порожденного объективными компонентами внешней деятельности. Сказанное выше ни в коей мере не означает игнорирования исследования вариаций трудовой деятельности, порожденных личностными регуляторами поведения, но такие исследования желательно проводить, предварительно изучив, что должен делать работник на трудовом посту, как делать, каков ожидаемый и реальный продукт его труда.
49 5. Разработки Е.А. Климова помогают психологам изучать психологическое своеобразие конкретных видов труда в их соотнесении с динамично меняющимся миром профессий, использовать знание о внешней предметной деятельности для суждения о ее внутренних психологических формах, о предметном и функциональном содержании деятельности, о содержании сознания и самосознания человека как ее субъекта.
50 6. Климовская психологическая субъектно-деятельностная концепция может рассматриваться в качестве общенаучного фундамента для прикладных психологических исследований людей — тружеников, деятелей, профессионалов, а также в исследованиях развития человека как субъекта труда на всех этапах его жизни.
51 7. Работы Е.А. Климова не заменяют, но существенно дополняют отечественную общепсихологическую теорию деятельности, ибо содержат концептуальный аппарат и богатый эмпирический материал, позволяющий психологам ориентироваться в многообразии профессиональной деятельности, по прежнему имеющей ведущее значение в жизни взрослых людей.

Библиография

1. Ананьев Б.Г. К методологии профессиоведения // На психотехническом фронте. Материалы к первому съезду Всесоюзного общества психотехники и прикладной психофизиологии. Тезисы докладов. Вып. II. Л.: Б/И. Стеклограф, 1931.C. 1–6.

2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Вып. 2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. С. 235–249.

3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С.Выготский. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Изд-во “Педагогика”. 1983. С. 145.

4. Галкина О.И., Каверина Р.Д., Климов Е.А., Левиева С.Н., Пузыревская Е.К., Титова И.П. Информационно-поисковая система “Профессиография” / Под ред. Е.А. Климова. Л.: ВНИИ профессионально-технического образования, 1972. 311 с.

5. Геллерштейн С.Г. О психологии труда в работах К. Маркса // Советская психотехника. 1933. № 1. С. 1–10.

6. Гусев Н.К. К вопросу об изучении профессий в целях профконсультации // Материалы профконсультации. Вып. 2. Работы Ленинградской профконсультационной лаборатории за 1933–1934 гг. / Ред. колл. А.А. Толчинский и др. Л.: Издание Института организации, экономики и охраны труда 1935. С. 3–7.

7. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука, 1966. 114 с.

8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 199 с.

9. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник для вузов. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998. 350 с.

10. Климов Е.А. Выступление на Общемосковском теоретическом семинаре. 1993 г. Психология и марксизм (Круглый стол) // Психологический журнал, 1993. Т.14. № 1. С. 10–12.

11. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во. Моск. ун-та, 1995. 221 с.

12. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 295 с.

13. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986. 80 с.

14. Климов Е.А. Психология. Учебник для школы. М.: ЮНИТИ, 1997. 287 с.

15. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 5–14.

16. Котрикова М.Ю. Индивидуальная психологическая структура труда учителя иностранных языков. Дис. … канд. психол. наук. М., 1993.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии. 1974. № 4. С. 87–97.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. 1972. № 12. С. 12–-139.

19. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Избранные психологические произведения // Вопросы философии. 1972. № 9. С. 95–108.

20. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 5. С. 3–22.

21. Носкова О.Г. Психологическое наследие Е.А. Климова (к 85-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 1. С. 131–135.

22. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970. 264 с.

23. Пчелинова В.В. Дескрипторный словарь в формировании представлений психолога о мире труда // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 2010. № 3. С. 76–87.

24. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Наука, 1959. С. 40.

25. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах К. Маркса // Советская психотехника. 1934. № 1. (Цит. по: Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Изд-во “Педагогика”, 1976. С. 19–46.

26. Тютюнник В.И. Начальный онтогенез субъекта творческого труда: Дис. … докт. психол. наук. М., 1994. 347 с.

27. Тютюнник В.И. Психолого-педагогические условия развития “внутренней позиции” субъекта труда в дошкольном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология.1989. № 4. С. 39–48.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести